Роль детских праздников в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Праздники играют чрезвычайно важную роль в обществе, поскольку выполняют широкий спектр функций. Среди них - мировоззренческие, идеологические, стабилизирующие, социализирующие, коммуникативные, развлекательные и компенсаторные функции. В российской культуре важное значение для приобщения детей к истокам русской духовности имели праздники, в которых дети, как члены общины принимали непосредственное участие.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…3
1.Детский праздник……………………………………………….…………..3
1.1Виды и формы детских праздников……………………………………..5
1.2Идея, сущность и эффективность праздника…………………………..6
1.3Классификация современного детского праздника……………………………14
1.4Детские праздники на Руси……………………………………………....16
2.Детские праздники на Орловщине.
2.1Детские праздники в Орловской области………………………...…...…23
2.2Особенности проведения детских праздников в крупных городах......25
Заключение…………………………………………………………………...…26
Литература………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.05 Кб (Скачать файл)

 

 

 Классификация современного детского праздника. 

 

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Важная роль в реализации культурно-досуговой деятельности принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.

Можно выделить следующие виды праздников, в которых возможно участие детей (Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 2008. С. 16.):

- церковные праздники, главными  из которых являются Рождество  и Пасха и др.;

- календарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник  урожая;

- профессионально-трудовые праздники (день учителя и т.д.);

- гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.)

- спортивные праздники;

- праздники для детей;

- мемориальные праздники, связанные  с жизнью и творчеством великих  русских поэтов и писателей, художников  и композиторов;

- юбилейные праздники городов (День  города), областей и республик.

Праздники для детей также условно можно разделить на тематические и календарные. Календарными, например, будут являться 8 Марта или Новый Год, а тематическими Праздник осени или До свиданья, детский сад и День знаний.

Рассмотрим, из чего состоит и какие функции при этом выполняет тот или иной вид праздника.

Праздник осени. Проводится обычно в октябре месяце. Это праздник прощания с летом. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях, в основном, занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры. Он воспитывает в детях умение видеть прекрасное в природе и окружающей среде. Аналогичный праздник День знаний формирует у детей положительную мотивацию к будущему обучению в школе; воспитание чувства благодарности к учителям и воспитателям детского сада; развитие эмоциональности.

Новый Год. Детей традиционно посещает Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый Год – самый веселый праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые разнообразные сказочные герои. В завершении праздника Дед Мороз дарит детям подарки. Этот праздник участвует в формировании у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей.

Восьмое Марта. Дети поздравляют своих мам, бабушек, учителей и воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью дети готовят подарки для мам, мальчикам объясняется, что это праздник всех женщин и девочек тоже надо поздравлять в этот день. Нужно быть вежливыми и внимательными к ним. Так праздник8 Марта воспитывает в детях чувство уважения и благодарности к маме и близким женщинам.

Почти у каждого календарного праздника – своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник – тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Значимая идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.

Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его – в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Детские праздники – комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. Детские праздники – не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно – просветительской программы.

В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение). Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребенка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет.

 

Для детей традиционно проводятся следующие праздники:

· Праздник осени. Проводится обычно в октябре месяце. Это праздник прощания с летом. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях, в основном, занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры.

· Новый Год. Детей традиционно посещает Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый Год – самый веселый праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые разнообразные сказочные герои. В завершении праздника Дед Мороз дарит детям подарки.

· Восьмое Марта. Дети поздравляют своих мам, бабушек, учителей и воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью дети готовят подарки для мам, мальчикам объясняется, что это праздник всех женщин и девочек тоже надо поздравлять в этот день. Нужно быть вежливыми и внимательными к ним.

 

Детские праздники на Руси.

 

Детские народные праздники – комплексная синтетическая деятельность,

которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения

свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных

типах культур детские праздники – это праздники взрослых, где детям не

запрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными

персонажами ритуального действия. Детские праздники – не пустое

времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной

культурно – просветительской программы.

Дети являлись непременными участниками народных праздников. Во многих праздниках (Масленица, Пасха, Рождество) дети активно участвовали в исполнении обрядов. На некоторых праздниках как, например, на Вербное воскресенье, празднике Жен-Мироносиц, дети сами являлись объектом праздничного обряда.

Самым большим праздником нового года, в котором активное участие принимали дети была Масленица. Накануне понедельника пеклись блины, с которыми дети бегали встречать Масленицу, произнося при этом приговоры, содержащие мотивы прощания с зимой и призыва весны (лета). Собственно же встреча происходила в понедельник, когда пели: «Масленица-кривошейка, Встречаем тебя хорошенько! С блинцами, С каравайцами, С вареничками!»

Вот свидетельство о том, как накануне масленицы праздновали «малую Масленку» на Владимирщине: «Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал «нет», того били лаптями. В этот же день ребята здесь с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее Васильев М.И. «Проблемы сохранения русской традиционной университета. Серия «Гуманитарные науки: философия, культурология». // Вестник Новгородского государственного университета. Великий Новгород, 2002 С.125 ».

Середина Великого поста благодаря дню, называвшемуся средокрестьем (среда на четвертой крестопоклонной неделе), приходилась на один из дней марта. была подготовкой к весенним работам, а обрядовое печенье хрестец, или крестец, напоминало и о будущем урожае Другой замечательный обычай средокрестного дня -- «кресты кричать» или «окликать говенье» -- известен в Поветлужье, на территории всей Костромской области, в Нижегородском Поволжье. В этот день дети и подростки пели («кричали») под окнами песенку о том, что «Половина говины переломится; // Хрен да реька переводится!…» За это, к радости детишек, им дарили «кресты».

А в марте, как говорили крестьяне, «грач зиму расклевал». Поэтому на Евдокию-капельницу, весенницу (1/14 марта), а затем на Герасима-грачевника (4/17 марта) во многих местах пекли обрядовое печение -- грачики Ребятишки бегали с ними по деревне и пристраивали их на деревья и под крыши, чтобы скорее птицы прилетели Н.С. Полищук Развитие русских праздников.// Русские: народная культура (история и современность). Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. Отв. ред. И.В. Власова. М., 2000 с.169.

В Православии день 22 марта посвящен «Сорока мученикам», поэтому в народе его называют Сороками. Говорили, что на Сороки прилетают «из заморья» сорок птиц вешних, или же -- прилетает кулик из-за моря, приносит воду «из неволья». Еще в 1930-е годы дети и девушки, собираясь с утра у овинов, около реки или в лесу и залезая куда-нибудь повыше или раскачиваясь на качелях, подбрасывали своих жаворонков вверх и пели: «Лето! Лето! Лети из-под клети! Нам зима надоела, весь хлеб поела!…»; «Жавората, прилетите! Весну красну принесите!». Именно с этого дня во многих регионах начиналось "кликание весны". Для этого дети и девушки, забравшись на высокие места (крыши, пригорки), выкрикивали особые магические тексты, призывающие весну, - "веснянки":

Благослови, мати,

Весну закликати.

Рано, рано,

Весну закликати.

В этот день пекли знаменитых весенних "жаворонков", которых дети носили на палках и приговаривали, например:

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите,

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

В апреле (5/18), на Федула - оживают божьи коровки. Посадив это насекомое на ладонь, дети произносили особые приговоры, сохранившие следы мифологических представлений об этом жучке. Вот некоторые из них:

Божья коровка,

Улети вверх ловко.

Принеси нам с неба:

Хлебу замену,

Грибам перемену,

Ягодам рост,

Редьке длинный хвост.

Другой большой религиозный праздник, предшествующий Пасхе, -- Вербное воскресенье. Накануне его отмечается Лазарева или Вербная суббота. В этот день Церковь празднует память «Воскрешения праведного Лазаря». Повсюду в Вербную субботу дети распевали песенку: «Лазарь, Лазарь, на вербу лазил!» Во многих деревнях пекли из теста маленькие лестнички. Ребята, чтобы получить печеную лестничку, пели: «Лазарь, Лазарь! на вербу лазил, // Вербушку ломал, красным девицам давал! Н.С. Полищук Развитие русских праздников.// Русские: народная культура (история и современность). Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. Отв. ред. И.В. Власова. М., 2000 с.152»

В средневековой Московии Вербное воскресенье в народе называли «Белой Пасхой» -- «белой» потому, что в русской мифопоэтической традиции слова белый и изобилие были синонимами. При Петре I великолепие торжества «Белой Пасхи» сменилось простым освящением вербы. От прежнего остались лишь гулянья на «цветоносных» базарах. В XIX в. в городах и больших селах Вербное воскресенье стало своего рода детским праздником, обязательной частью которого было посещение вербного базара, где детям покупали искусно оформленные ветки вербы, шары, игрушки, свистульки, лакомства указ. соч. с.173. Поныне живет представление о благодатном воздействии на детей и приплод домашней скотины прикосновения освященной ветки вербы. И сейчас, чтобы дети быстрее росли и были здоровыми, принято рано утром слегка стегать их освященной вербой и приговаривать: «Верба хлёст, бей до слёз, третье на здоровье!»

На Пасхальной неделе, лишь только отслужат молебен и из деревни вынесут иконы, девушки, подростки и девочки, собравшись вместе, ходили из двора во двор с песней-величанием, в которой приглашали хозяина выйти на широкий двор, чтобы собирать «хмелёк по тычиночкам», варить пиво и женить сына. За это хозяева выносили десяток яиц, сало и кусок пирога. Кто ничего не выносил, тому, как это принято в колядной традиции, желали: «Уж дай тебе, Бог, восьминку блох // Две мерки клопов!»

В день первого выгона скота хозяева с иконой Георгия Победоносца и караваем хлеба обходили дом и двор и молились о благополучии выпаса. На первый «сгон» шли всей семьей. В руках у всех было по веточке освященной вербы и по вересинке, на которые для маленьких детей привязывали разноцветные бантики.

Дети, в основном девочки, принимали участие в девичьих и женских праздниках и обрядах. Больше всего женских и девичьих праздников и обрядов приходилось на время от весеннего равноденствия до Троицы и летнего солнцестояния. И это понятно. Ведь в течение этого периода земля и все растительные силы наполняются соками для цветения и завязи плодов. Уже ранней весной, чтобы пробудить силы земли, для девочек и девушек устраивали качели. Без них не обходился ни один весенний праздник. Их специально устанавливали к празднику, а затем разбирали. Качались каждый праздник до Петрова поста, т.е. качания совпадали с периодом колошения озимых. Раскачивание на качелях как бы способствовало плодородию полей -- таков традиционный взгляд на девичью забаву. Наряду с веревочными качелями, девушки устраивали доски: становясь на их концы, девушки поочередно подпрыгивали вверх. Эти прыжки символизировали идею роста растений. Н.И. Костомаров упоминает также о том, что женщины «качались как-то на колесе» Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. СПб., 1860. С. 143..

Информация о работе Роль детских праздников в современной России