РИТМИКА ЦВЕТА КАК АКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОМПОЗИЦИИ ГРАФИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА. СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:31, реферат

Описание работы

Наше восприятие окружающей предметной среды всегда ассоциативно в силу тесной связи различных органов чувств, например зрения и осязания. Эмоциональный строй композиции определяется не только ассоциативным характером восприятия ее структурных предельных элементов – линии, формы, цвета, тона и т.д. Главным в том или ином образном строе композиции является характер отношений между этими предельными элементами, определяемый средствами композиции: пропорциональностью, масштабностью, ритмом, контрастом и нюансом. Важнейшим средством упорядочения элементов композиции в единую систему является ритм, который выражается в закономерном, обусловленном повторе этих элементов. Ритмические закономерности позволяют художнику создавать интересные, образные произведения. Логично найденная масштабность и пропорциональность, обусловленный содержанием ритм – эти композиционные средства органически вплетены в произведения, формируют их образно эмоциональный строй.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..... | 3 |
1 Ритм как элемент композиционного решения……………………………. | 4 |
1.1 Понятие ритма……………………………………………………….. | 6 |
1.2 Понятие цвета………………………………………………………... | 11 |
2 Создание художественного образа в графическом дизайне……………... | 16 |
2.1 Художественный образ в графическом дизайне….……………….. | 26 |
Заключение……………………………………………………………………. | 36 |
Список использованных источников………………………………………... | 37 |
Приложение А………………………………………………………………… | 38 |
Приложение Б…………………………………………………………………. | 39 |

Файлы: 1 файл

ритмика цвета.docx

— 61.69 Кб (Скачать файл)

скульптура. Но эти три  вида изобразительных искусств имеют  кроме общих черт огромное количество различий. Как и все изобразительные  искусства, графика может быть подразделена на три

вида: монументальную - тесно  связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны; станковую - выполняемую «на станке», не имеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);

декоративную - книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения  на любом предмете, не имеющие особенной  художественной ценности, а служащие для организации поверхности  предмета. Также к декоративной графике  относится флористика - композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других

«живых» материалов. Если графика  легко может быть классифицирована так же, как и другие изобразительные  искусства, то чем же она радикально отличается от скульптуры и живописи? Специфику искусства графики  составляет рисунок. Рисунок (как художественно-выразительное  средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется  в более чистом виде. Поэтому можно  считать рисунок главным средством  графики (как пластику – в скульптуре, цвет - в живописи). (Приложение  А 2)

Само слово «графика»  ведет свое начало от греческого grapho - пишу, рисую.

Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык

графики основан, главным  образом, на выразительных возможностях линии,

штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычно листа бумаги –  белой или тонированной) с которым  изображение образует контрастное  или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет  большое значение, но используется все же более ограниченно, чем  в живописи. Графика тяготеет к  монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета  красящего пигмента).

Материалы и техники графики  разнообразны, но, как правило, основой  является бумажный лист. Цвет и фактура  бумаги играют большую роль. Красочные  материалы и техники определяются видом графики.

Станковая графика в зависимости  от характера техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок.

Эстамп - от французского estamper - штамповать, оттискивать - оттиск на бумаге. Первоначальное изображение делается не непосредственно на бумаге, а  на пластине какого-либо твердого материала, с которой потом рисунок печатается, оттискивается с помощью пресса. При этом можно получить не один экземпляр оттиска, а много, то есть тиражировать графическое изображение.

Печатание применяется и  в прикладной графике, в плакате, книжной иллюстрации. Но там печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой же графике  для эстампа печатная форма создается  самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлинных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих  живой и непосредственный отпечаток  творческой работы автора. Сам процесс  создания печатной формы из какого-либо твердого материала -

дерева, металла, линолеума - называется гравированием (от французского слова graver - вырезать). Рисунок создается  с помощью вырезания, процарапывания каким-либо острым инструментом - иглой, резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой. плоская гравюра - рисунок  и фон находятся на одном уровне; выпуклая гравюра - краска покрывает  поверхность рисунка - рисунок выше уровня фона; углубленная гравюра - краска заполняет углубления, рисунок  ниже уровня фона. В зависимости  от материала, из которого создается  печатная форма различают разные виды гравюры:

Литография - печатной формой является поверхность камня (известняка). Камень очень гладко полируется и  обезжиривается. Изображение на литографический  камень наносится специальной жирной литографической тушью или карандашом. Камень смачивается водой, далее  накатывается краска, пристающая только к ранее нанесенному рисунку. Литография изобретена в 1798 году. В 19 веке получает распространение в станковой  и социально-критической журнальной графике. (Французский художник Оноре  Домье: « Опустите занавес, фарс сыгран» 1834г., «Улица Транснонен, 15 апреля 1834 года» 1834г., с 1837 по 1851г. - приблизительно 30 литографических  серий – «Робер Манер», «Парижские типы»,

«Добропорядочный буржуа», «Деятели правосудия».) Альграфия - плоская  печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня используется алюминиевая пластина  (Приложение  А 3).

 

Ксилография - гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Краска

накатывается на плоскость  исходной доски. При печати на бумаге белыми

остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют собой  контурный рисунок толстыми черными  линиями. Ксилография появилась  в средние века в связи с  необходимостью книгопечатания. (Германские художники Альбрехт Дюрер: «Четыре всадника» 1498г. и Ганс Гольбейн Младший серия гравюр «Образы смерти»1524-1525г.г. ) Линогравюра - гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксилографии. Линолеум - недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала (однородность, отсутствие мешающих резцу искусственных волокон). Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и без травления. Существует большое количество техник этого вида гравюры - техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тиража), меццо-тинто («черная печать»), офорт, акватинта, мягкий лак (или смывной лак). Офорт - от французского eau-forte - азотная кислота. Рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. (Французский художник Жак Калло: серия «Большие бедствия войны» 1633г., серия «Низшие»1622г.)

Сухая игла - рисунок наносится  непосредственно на металл, путем

процарапывания острием  твердой иглы штрихов на поверхности  металлической доски.

Меццо-тинто - от итальянского mezzo - средний и tinto - окрашенный. Вид

углубленной гравюры, в которой  поверхности металлической доски  гранильником придается шероховатость, дающая при печати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие  светлым местам рисунка выскабливаются, выглаживаются, полируются.

Акватинта - от итальянского aquatinta - метод гравирования, основанный на

протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или  канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислото-отталкивающим  лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.

Каждый из вышеупомянутых способов гравюры имеет свои особенности  в

зависимости от материала  и используемых инструментов. Так, например,

ксилография более жестка, сурова, по сравнению с гравюрой на металле. По

стилю ксилография склонна  к преувеличению, обобщению, тяготеет к яркому, экспрессивному образу. Дерево - своевольный, неоднородный материал, диктующий собственные условия. Металл же - более организован, податлив. Ксилографии практически недоступны тонкие, нежно-летящие линии, плотная  сеть перекрестных штрихов, которые  в гравюре на металле создают  постепенный переход от светлого пятна к темному. Ксилография  больше походит для создания сатирических произведений, она более народна. (Например, лубки, - народные картинки, относящиеся, как привило, к декоративной графике, отличаются простотой и  доступностью образов, откликаются  на политические события, также изображают сцены быта. Техника исполнения лубка - обычно ксилография, иногда литография

или гравюра на меди, раскрашиваемая после печати от руки.) Гравюра же на

металле выполненная, например, в технике офорта, как правило, включает в себя строгую систему  параллельных и перекрестных штрихов, соответствующих форме изображаемого  предмета. Офорту наиболее доступно создание объема, пространства, света. (Приложение  А 4)

 

Литография же, в сравнении  с другими видами печатной графики, стоит совсем особняком. Как самое  непосредственное, гибкое и послушное  средство выражения художественных замыслов. И материал в данном случае не диктует никаких своих условий. Художник может рисовать на камне  как на бумаге, и изображенное им с точностью отпечатывается на листе.

Но литографии недоступна четкость линии, она мене “графична” по сравнению с ксилографией и  гравюрой на металле. Ей свойственны  мягкие как бархат, широкие линии  штриха. Ночь и туман ближе этой технике, чем дневной свет (Французский  художник Одилон Родон: «Болотный цветок», из серии «Посвящение Гойе», 1885г.) (Приложение А 5)

 

Таким образом, в зависимости  своих замыслов, художник волен выбирать разные техники гравюры. Более доступным  в исполнении, не требующим специальных  технологий травления, печати является станковый рисунок (рисунок не как  одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное  произведение). Рисунок исполняется  художником непосредственно на листе  бумаги каким-либо

графическим материалом - карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью,

гуашью. Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью  графических средств: контурной  линии. Штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся  по методам рисования. Темам и  жанрам, технике и характеру исполнения.

Зародился рисунок еще  в эпоху верхнего палеолита - рисунки  животных,

процарапанные на камне, кости, нарисованные на стенах пещер (пещеры Альтамиры в Испании, пещеры фон  де Гон, Монтеспан фо Франции). Рисунок  эволюционирует от линий выдавленных  или процарапанных к линиям нарисованным, силуэту, штриховке, к цветному пятну.

От искусства древневосточной  цивилизации, искусства Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья  и всех последующих эпох до наших  дней обучение изобразительным искусствам начиналось с изучения рисунка. Основные правила построения изображения  на плоскости были в центре внимания таких известных художников как  Леонардо да Винчи, Дюрер.

«Рисунок, который иначе  называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и  корень всякой науки,» - писал великий  итальянский художник эпохи Возрождения  Микеланджело Буанарроти (1475-1564). (Приложение А 6)

 

Длительное время рисунок  служил лишь вспомогательным материалом для

художника. В эпоху Ренессанса, в эпоху наблюдения за натурой, рисунок

освобождается от зависимости  и начинает становиться самостоятельной  ценностью (17-18 в.в.). Сначала для рисунка  используют сангину, уголь, серебряный карандаш. Позже появляется графитный  карандаш и резиновый ластик. В 19 веке авторская графика становится совершенно независимой от живописи. Возникают краски на водной основе (акварель, гуашь). В 20 веке возникает  цветная тушь. Рассмотрим особенности  различных техник рисунка: Перо - используется для рисунка жидкими красящими  веществами (тушь, чернила, акварель). Ранее  использовали гусиные, тростниковые и  соломенные перья. В настоящее время  в художественной практике распространены металлические перья различных  размеров и форм. В зависимости  от формы наконечника пера (узкого, острого, тупого, широкого или закругленного) получают различные линии и штрихи, дающие возможность как передать большую форму, так и прорисовать

мельчайшие детали. Рисунки, сделанные пером, трудно исправлять, так как

раствор красителя глубоко  проникает в структуру бумаги. Перовая техника

требует от художника большой  собранности, аккуратности, самодисциплины. Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой  фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород  деревьев. В 19 веке получил распространение  твердый уголь из прессованного  угольного порошка c добавлением  растительного клея (сухой грифель). Линии и штрихи, нанесенные на бумагу с шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяются  с

бумагой и осыпаются. Законченные  рисунки, выполненные сыпучим углем, нуждаются в закреплении специальным  раствором-фиксатором. В отличие  от натурального рисовального угля палочки  из спрессованного угольного порошка  дают жирные вязкие линии, которые очень  трудно удаляются. Техника рисунка  углем разнообразна, так как заточенным стержнем или палочкой угля можно  проводить тонкие четкие линии, а  боковой стороной закрывать целые  поверхности. Работая торцом угля и  плашмя, меняя силу нажима и поворот  угольной палочки, направление штрихов. Можно добиться большой выразительности  рисунка, решать светотеневые и объемно-пространственные задачи. (Художники, работавшие углем: Х. Гольбейн (1497 - 1543), Ж. Энгр (1780 - 1867), И. И. Шишкин (1832-1894),

В. А. Серов (1865 - 1911), И. Е. Репин (1844 - 1938), Н. И. Фешин (1881 -

1955).) Сангина - так же  как и уголь, широко применяется  в рисунке. Изготавливается сангина  в виде палочек без оправы  различных красно-коричневых тонов.  В отличие от натуральной искусственная  сангина производится из каолина  и окислов железа. Заточенные  палочки сангины дают тонкие  линии и штрихи. Как и углем,  сангиной можно работать торцом  палочки и плашмя. Она хорошо  растирается различными растушевками, резинками и тонкими наждачными  шкурками. При растирании сангина  несколько меняет цвет и фактуру,  но и эти качества могут  быть использованы как новые  выразительные средства в рисунке.  Техника сангины дает возможность  добиться тонких тональных переходов.  Наиболее часто употребляется  теплого красно-коричневого тона. Близкого к телесному. Во время  работы палочку сангины можно  смачивать, что позволит добиться  большего разнообразия толщины  и плотности штриха. К недостаткам  сангины относятся сложность  в передаче глубины теней. (Живописной  техникой сангины виртуозно владели  великие мастера: Леонардо да  Винчи, Микеланджело, Рафаэль (1483 - 1520, П. П. Рубенс (1577 - 1640), А. Ватто  (1684 - 1721), Ж. О. Фрагонар (1732 -1806), Ж.  Б. Шарден (1699 - 1779).) Пастель - сухие,  мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрессованных,  стертых в порошок пигментов  с добавлением клея, молока, мела  и гипса. Пастели присуща матовая  фактура, чистота, мягкость красок, как правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мелками приближает графику к живописи. Пастельными карандашами (палочками) рисуют на шероховатой бумаге, картоне. Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксативом (от этого пастель

Информация о работе РИТМИКА ЦВЕТА КАК АКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОМПОЗИЦИИ ГРАФИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА. СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ.