Режиссура театрализованных представлений и праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Режиссер–профессия, не терпящая «массовости» и унификации.
Режиссера нельзя «научить»,поскольку именно от мировоззрения будущего организатора спектакля,его человеческих качеств во многом зависит степень его одаренности. О методе действенного анализа пьесы и роли-главном открытии К.С.Станиславского – наслышаны все,кто имеет какое либо отношение к театральной реальности. Однако, единственное,чем по настоящему пользуются современные режиссеры-так называемый «этюдный» метод. Вырванный из контекста системы,такой способ репетиций спектакля порождает произвол и насилие как над автором так и над его произведением,и над актером. В соединении с понятиями «творческая свобода» и «самовыражение» этюдный метод приводит к созданию многочисленных «капустников» по произведениям классических и современных авторов .

Содержание работы

Введение
1. Обоснование выбора пьесы или сценария – первый отправной момент в творчестве режиссёра.
а) изучение явлений действительности, отражённых в пьесе или сценарии;
б) всестороннее изучение предлагаемых обстоятельств.
2. Событие.
а) событие, диктующее поступок;
б) режиссёрское и актёрское событие;
в) событийный ряд.
3. Изучение логики и последовательности поступков, мотивов поступков и действий персонажей.
4. Сценическое действие, как беспрерывный поединок.
5. Выявление главного конфликта. Отношение автора к главному конфликту.
6. Этюдный способ репетиций.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Режиссура театрализованных представлений и праздников.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                                              План.

 

Введение

  1. Обоснование выбора пьесы или сценария – первый отправной момент в творчестве режиссёра.

а) изучение явлений действительности, отражённых в пьесе или сценарии;

б) всестороннее изучение предлагаемых обстоятельств.

 

2. Событие.

а) событие, диктующее поступок;

б) режиссёрское и актёрское событие;

в) событийный ряд.

 

3. Изучение логики и последовательности  поступков, мотивов поступков и  действий персонажей.

 

4. Сценическое действие, как беспрерывный поединок.

 

5. Выявление главного конфликта. Отношение автора к главному  конфликту.

6. Этюдный способ репетиций.

 

Заключение

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение.

 

Интерес к творческому наследию К.С.Станилавского так велик во всех уголках нашей родины,что трудно себе представить какой либо драматический кружок,где бы в той или  иной мере на практике не применялись методы работы по системе Станиславского.

Предложеный Станиславским в конце своей жизни новый прием работы- метод действенного анализа пьесы и роли –органично связан и последовательно вытекает из всей его предыдущей сценической и педагогической деятельности. Метод действенного анализа – способ перевода образов одного вида искусства-литературы,драматургии- в другой,перевод на язык сценического творчества. В этом его принципиальное отличие от литературоведческого анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Обоснование выбора пьесы или сценария – первый отправной момент в творчестве режиссёра.

 

 

Искусство - всегда процесс, всегда поиск, всегда движение. И процесс этот бесконечен. Если же ты остановился, значит, ты отстал. Залог молодости искусства, его жизнеспособности, его необходимости -- в стремлении к новому, в непрерывности движения, в постоянном чувстве неудовлетворенности.

Режиссер есть человек и его окружают и волнуют те же жизненные явления, что и любого другого человека. Явления жизни, о которых он хотел бы высказаться, не дают ему покоя, он начинает искать драматургический материал, через который он мог бы поделиться своими мыслями со зрителем.

Мировоззрение художника формируется той средой, в которой он живет и все его усилия связаны с жизнью общества.

Режиссер знакомиться с пьесой. Она его взволновала, чувства драматурга передались режиссеру. Он почувствовал связь между пьесой и современностью. Это Верный признак того, что драматург задел проблему сегодняшнего дня. Материал откликнулся на общественное, гражданское, нравственное чувство режиссера.

Исходным в творчестве режиссера стал отклик материала пьесы на его гражданское и художественное чувство. И тогда можно быть уверенным, что весь процесс работы над пьесой, волнующий нас граждански, человечески, будет плодотворным. Только тот материал, который стучится в нашем сердце, в итоге дает творческий результат.

Режиссер должен обладать особым слухом, чутьем к художественным и гражданским возможностям пьесы.

При подборе материала режиссер должен учитывать несколько важных факторов. Во-первых, это, безусловно, пьеса должна быть современна. Она может быть написана в ХIХ веке, может в Древней Греции, но тема, которую автор хотел передать читателю, должна быть современна и понятна.

Во-вторых, пьеса, которую выбрал режиссер, должна расходиться по ролям. То есть на каждого персонажа должен быть актер, который, по мнению режиссера больше всего подходит на эту роль. Если пьеса расходиться по ролям, как бы не была современна тема, она может не получиться. Правильный подбор актеров -- половина успеха.

В-третьих, если говорить о детском театральном коллективе, то это возраст участников коллектива. Необходимо подобрать пьесу так, чтобы что бы возраст участников соответствовал теме произведения, то есть ребята понимали, что они играют.

В-четвертых, пьеса должна быть "поучительна". Зритель, выходя из зрительного зала должен чему-то научиться, что-то понять.

Вот эти факторы, на мой взгляд, необходимы при выборе пьесы, и если режиссер учитывает их при подборе материала, то он делает большой и уверенный шаг на встречу новому спектакля.

 

а) изучение явлений действительности, отражённых в пьесе или сценарии;

 

Всякое познание начинается с чувственного восприятия конкретных фактов,с живого созерцания,накопленния конкретных впечатлений.Поэтому всякий режиссер,должен,прежде всего,с головой окунуться в ту среду,которую ему предстоит воспроизвести.Он должен набираться нужных ему впечатлений,непрестанно искать необходимые для него объекты наблюдений.Если режиссер обладает запасом нужных ему впечатлений,приобретенных в порядке личного жизненного опыта еще до знакомства с данной пьесой,то он,естественно пользуется не только наблюдениями,осуществляемыми в данный момент,но и теми,которые хранятся в его памяти.

Но личных впечатлений далеко недостаточно.Поэтому режиссер не вправе ограничиваться личным своим опытом: он должен привлечь себе на помощь опыт других людей:этот опыт восполнит недостаток его собственных впечатлений.Каким же  же таким способом мы можем использовать опыт других людей?

Исторические документы,мемуары,художественная и публицистическаялитератураданнойэпохи,поэзия,живопись,скульптура,фотографический материал-словом все,что можно найти в исторических музеях и библиотеках,все годится для осуществления нашей задачи.на основании всех этих материалов мы должны составить себе возможно более полное представление о том,как люди жили о чем думали,как и иза чего боролись между собой,какие у них были интересы,вкусы законы ,нравы,обычаи и характеры: как они одевались,что ели,какие у них были привычки,как они строили и украшали свои жилища,в чем были их классовые различия.

На данном этапе работы режиссеру важны не обобщения ,выводы или умозаключения,касающиеся той жизни,которую он изучает,а пок4а только одни факты.Но возникает вопрос : до каких же пределов режиссер должен заниматься собирангием фактов,когда же он,наконец,имеет право с удовлетворением сказать самому себе:довольно!Такой грнаицей служит тот счастливый момент,когда режиссер вдруг почувствует,что в его сознании возникла наконец органически целостная,картина жизни данной эпохи и данного общества.Режиссеру вдруг начинает казаться,что он сам будто жил в данной среде и был живым свидетелем тех фактов,которые он собирал,пользуясь разного рода источниками.

Итк ,познание действительности заключается во вскрытии сущности явлений.Вскрыть сущность-значит увидеть внутренние закономерные связи и отношения.

Конечный результат познания- идея,вскрывающая сущность данных явлений.Рождение идеи заевршает процесс познания. Придя к идее,мы вправе теперь снова вернуться к пьесе. Приступая к изучению, подлежащей  творческому отображению действительности, полезно сначала составить план этой большой и трудной работы, разбив ее на несколько взаимосвязанных тем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) всестороннее изучение предлагаемых обстоятельств.

 

А. С. Пушкин писал: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя.

Этот афоризм Пушкина Станиславский положил в основу своей системы, изменив слово «предполагаемые» на «предлагаемые». Для драматического искусства, для искусства актера обстоятельства не предполагаются, а предлагаются.

Что же такое предлагаемые обстоятельства?

«Это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве.

 

В жизни мы действуем всегда в определенных условиях, обстоятельствах, созданных самой жизнью. На сцене актер действует в предлагаемых обстоятельствах (предлагаемых драматургом, режиссером, художником, собственным воображением и т.д.). Прежде всего, надо понять, что подразумевается под словами предлагаемые обстоятельства.

Предлагаемые  обстоятельства -это фабула пьесы, ее факты,события,эпоха ,время и место действия,условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавление к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации костюмы художника, бутафория,освещение,шумы и звуки, и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве(К.С. Станиславский). В работе над спектаклем мы определяем три круга предлагаемых обстоятельств.

Большой круг предлагаемых обстоятельств -- Земля, эпоха пьесы, быт, эстетика - все, что находится в мире за пределами сюжета пьесы.

Средний круг предлагаемых обстоятельств -- сама пьеса, жизненные обстоятельства персонажей, их характеры, события, входящие в сюжет, отношения персонажей и т.д.

Малый круг предлагаемых обстоятельств -- обстоятельства, непосредственно влияющие на актера в сцене, определяющие его цель и действие.

Станиславский дал такое определение ведущему предлагаемому обстоятельству: «Ведущее предлагаемое обстоятельство-это событие, совершившееся до начала пьесы,но обусловившее движение всейфабульной структуре пьесы. Поскольку оно свершилось за пределами пьесы, а не на наших глазах и от него зависит весь дальнейший ход пьесы, оно называется ведущим. Если бы чиновники не разграбили город, не было бы пьесы "Ревизор". Но поскольку "разграбление" произошло не на наших глазах, то оно является для нас обстоятельством, причем ведущим, так как в дальнейшем от него зависит весь ход событий пьесы. Иными словами, ведущее предлагаемое обстоятельство - это то, без чего не было бы пьесы.

Станиславский писал: «Настоящее не может существовать не только без прошлого, но и без будущего. Скажут, что мы его не можем ни знать, ни предсказывать. Однако желать его, иметь на него виды мы не только можем, но и должны…

Если в жизни не может быть настоящего без прошлого и без будущего, то и на сцене, отражающей жизнь, не может быть иначе» .

Окунув свое воображение в прошлое и будущее своих героев, изучив их взаимоотношения, среду и эпоху, мы поймем, какое огромное значение имеют предлагаемые обстоятельства для верного и глубокого умения воссоздать замысел автора в спектакле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Событие.

а) событие, диктующее поступок;

 

Основная задача первоначального репетиционного периода — понять основные события, не отвлекаясь на мелочи, которые могут увести в сторону, понять, в чем действие и контрдействие, то есть определить на основе глубокого анализа драматургический конфликт.

Событийная структура пьесы- главный стержень метода действенного анализа.Без событий ,без цепи событий,не бывает драмы,к какому бы жанру она не принадлежала.Событие –это сложный длительный ,непрерывный процесс,который помимо физического проживания имеет и психическое. Событие способно менять цель героя,его линию поведения,быть катализатором действия.

      Станиславский писал: «В самом деле, что значит оценить факты и события пьесы? Это значит найти в них скрытый внутренний смысл, их духовную сущность, степень их значения и воздействия. Это значит подкопаться под внешние факты и события и найти в глубине под ними другие, глубоко скрытые события, часто вызывающие и самые внешние факты. Это значит проследить развитие душевного события и почувствовать степень и характер его воздействия, проследить линию стремления каждого из действующих лиц, столкновение этих линий, их пересечения, сплетения, расхождения. Словом, познать ту внутреннюю схему, которая определяет взаимоотношения людей. Оценить факты — значит найти ключ для разгадки многих тайн “жизни человеческого духа” роли, скрытых под фактами пьесы .

    Методология К.С. Станиславского утверждает,что постижение пьесы следует начинать с постижения крупных узловых событий пьесы.рРазбирая пьесу,надо избегать опасной ошибки-отвлекаться на мелочи,которые могут увести в сторону.Станиславский  пердлагал выявить в анализе наиболее важные события,которые определяют процесс движения спектакля.

-исходное событие-зарождение конфликта:

- основное событие-его суть;

-главное событие—разрешение конфликта.

Призывая к углубленному анализу пьесы, Станиславский указывает путь подлинного проникновения в сущность произведения. Он считает, что наиболее доступно проникновение в драматургическое произведение посредством анализа фактов, событий, то есть фабулы пьесы.

Информация о работе Режиссура театрализованных представлений и праздников