Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изучения техники Монохром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 22:25, дипломная работа

Описание работы

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Интерес к творчеству, личности творца в XXI в. связан, возможно, с глобальным кризисом, проявлением тотального отчуждения человека от мира, ощущением, что целенаправленной деятельностью люди не разрешают проблему места человека в мире, а еще более отдаляют ее решение.
Актуальность темы обуславливается тем, что многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема
Развитие творческой деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества…………………………………5
Сущность понятия – способности и компоненты творческих способностей………………………………………………………….......13
Творческие способности детей младшего школьного возраста………26
Глава 2. Пути развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изучения техники монохром
2.1. История возникновения техники монохром…………………………….34
2.2. Выявление начального уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста………………………………………………….45
2.3. Система работы по развитию творческих способностей на формирующем этапе эксперимента школьников на констатирующем этапе эксперимента…………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………...55
Список литературы……………………………………………………….........57
Приложение……………………………………………………………………..59

Файлы: 1 файл

искусство.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Основные правила при работе с кистью:

Держите кисть за середину ручки.

Держите кисть перпендикулярно бумаге.

Производить движения кистью нужно всей рукой, от плеча, но не одним запястьем.

Основные движения кисти (Приложение № 6).

Примеры живописи суми-э  (Приложение № 7, 8, 9, 10, 11).

          История возникновения туши черной.

Тушь черная (нем. Tusche) — краска, приготовленная из сажи. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Черная тушь высокого качества имеет густой черный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок) употребляется крайне редко.

Рассмотрим свойства и характеристики материала.

  1. Неразмываемость

Неразмываемость туши проверяют следующим образом: на листке чертежной бумаги вычерчивают несколько линий различной толщины и, после того как тушь высохнет, листок в наклонном положении помещают под водопроводный кран на 1 минуту. Неразмываемая тушь не размоется и не потечет.

  1. Спиртостойкость

Спиртостойкость туши позволяет обезжиривать отдельные загрязненные участки перед окрашиванием, не нарушая закрепленного тушью рисунка.

В данный момент тушь наиболее широко применяется для рисования, особенно при создании комиксов и карикатур. Тушь обычно не используется для наливных чернильных ручек, поскольку из-за содержания в ней естественной смолы шеллака она быстро засыхает и засоряет перо ручки.

Рисунки, выполненные любой разновидностью туши, отличаются светостойкостью, так как основной ее компонент — сажа — химически инертна.

Тушь — материал для рисования кистью или пером, используется в графической технике сухая кисть. Особенностью рисунков, сделанных тушью, является штриховая манера исполнения. Трудность работы заключается в особой чувствительности пера, легко изменяющего характер линии.

До середины XIX века широко распространенными были гусиные перья, а потом в художественную практику прочно входит металлическое перо, которое дает более тонкую и ровную линию. На Востоке широко используется тростниковое перо, его техника отличается более энергичным штрихом. При рисовании тушью, помимо пера, используются и кисти из различных материалов и разных форм, тампоны. Каждому художнику свойственны свои приёмы работы с тушью.

Рембрандт, например, не только прорабатывал рисунок пером, но и кистью, щепочками, палочкой и даже собственными пальцами, испачканными краской. Современные художники иногда работают заостренной под «лопаточку» спичкой, для удобства вставленной в цанговый карандаш. Такой прием дает очень живой, бархатистый штрих. В зависимости от того, под каким углом проходит линия, ее выразительность меняется от тяжеловесной, толстой до скальпельно-тонкой, детальной.

Техника исполнения тушью довольно активна по изобразительному языку: тщательная и точная проработка пером, заливка с помощью кисти тонкими тональными градациями, их контраст с белой (или слегка тонированной) бумагой — все это дает художнику большие творческие возможности.

В ранних трактатах об искусстве упоминалась черная сажевая тушь, изготовленная в Древнем Египте и Древнем Китае. Созданная специально для затушевывания поверхностей вырезанных на камне иероглифов, в своей основе эта тушь содержала черный пигмент угля с клейкими веществами на водной основе или какой-либо другой, к примеру, смесь сажи из дыма, получаемого при сжигании хвойных деревьев, масла для лампы, смешанного в свою очередь с желатином из ослиных шкур и мускуса.

По легенде, тушь была изобретена китайским философом Tien-Lcheu в ок. 1200 году д.н. э. Черная тушь применялась и в Древнем Риме, хотя древним римлянам был известен секрет приготовления другой краски — пурпура. В связи с трудоемкостью процесса получения пурпура, эта краска получила статус «придворных чернил», которыми писались только государственные документы (в XIX веке немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур, для извлечения 1,5 гр. красящего вещества ему пришлось переработать 12 тыс. моллюсков), потому была запрещена для использования вне пределов императорского дворца.

Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древесины, сажи, древесного и костного угля. В конце XI века Патриарх Иерусалимской Римско-католический Церкви Ираклий (Eraclius) в своем манускрипте De Coloribus et Artibus Romanorum («О красках и искусствах римлян») предложил несколько способов приготовления туши, в том числе один несложный метод получения туши из сажи, получаемой при сжигании дерева. Различные породы дерева, сжигаемые для получения сажи, придавали туши различные оттенки. До настоящего времени лучшая черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек .

В состав туши не обязательно входили связующие вещества — в описанном Теофилиусом в 1581 году рецепте приготовления туши отсутствует упоминание о них. В туши, приготовленной таким образом, молекулы углерода находятся в коллоидной связи с уксусом и образуют после высыхания нерастворимый в воде слой, хотя все же связующие вещества (шеллак) в тушь добавлялась практически всегда.

В XX веке тушь вытеснила чернила на основе железистых соединений галловой кислоты, которые широко использовались с XVI века.

     

2.2. Выявление начального уровня развития творческих способностей   у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный.

Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются:

возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства;

художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;

связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.

Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.

Техника монохром дает возможность учащимися раскрыть свои творческие возможности, ощутить атмосферу легкости, гармонии и свободы.

В центре внимания нашей работы - дети младшего школьного возраста. Как мы отмечали выше, этот возраст является наиболее благоприятным для развития воображения и творчества личности. Младший школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения, сначала воссоздающего, а затем и творческого.

Научный анализ проблемы, практика работы образовательных учреждений показывает, что развивающая работа не имеет эффективного результата, если не основывается на предварительном и текущем изучении уровня развития той или иной способности ребенка.

Д.Б. Эльконин указывал на управляемость развития способностей, на необходимость учета начального уровня и осуществление контроля за процессом развития, что способствует выбору направлений в последующей работе [23, 98].

Поэтому первым этапом в нашей исследовательской работе явилось изучение развитости творческих способностей учащихся 4 б класса школа № 4 города Лениногорск РТ, что стало отправной точкой для построения формирующего эксперимента.

 Методика проведения  констатирующего эксперимента позволила установить уровень развития творческих способностей учащихся до начала специального обучения.

 В данной части исследования  мы опирались на психолого- педагогические  методики тестовых испытаний. Предпочтение  было отдано варианту, предположенному  Чередняковой Т.

Цель исследования:

Выявить уровень развития творческих способностей, включающих знания о цвете, пространственных отношениях, понимание художественных особенностей общности предметов, объединенных ансамблей.

Методика № 1 (Приложение № 12)

Тест цветоразличения (по Чередниковой Т.В.)

Цель: Выявить знания детей о насыщенности цвета, светлоте тона.

Подготовка: ребенку предлагается 10 карточек.

Задание:

1.      Разложи  карточки по порядку от самого  темного до самого светлого (берем 2 цвета – зеленый и черный).

2.      Среди 10 карточек  разного цвета необходимо выбрать  только те, которые  имеют зеленый  оттенок (всего 5 оттенков).

Количественный анализ:

(3) б  высокий уровень: знаний о насыщенности цвета, светлоте тона: не допустил ошибок при выполнении задания

(2) б средний уровень: допустили 1-2 ошибки

(1) б низкий уровень: допустили 3 и более ошибок.

Анализ показал (16 учащихся):

высокий уровень: 1 человек

средний уровень: 5 человек

низкий уровень: 10 человек

Методика № 2 (Приложение №…..)

Цель: Выявить знание геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в круге.

Задание: Составьте из фигур узор – орнамент для украшения тарелки (аппликация из геометрических фигур) так, чтобы фигуры располагались ровно, красиво, чтобы сочетались друг с другом цвета.

Вопросы для анализа по окончании работы:

1.   Какие геометрические  формы использовали?

2. Как расположены формы относительно друг друга (симметрично, различно)?

3.   Какие цвета использовали (контрастные, теплые, холодные)?

4.      Сочетаются  ли цвета?

Уровни знаний детей:

Низкий (1б): дети знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют

правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при

составлении узора, интуиция в этом направлении не развита.

Средний (2б): учащиеся знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют.

Высокий (3б): учащиеся вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета,

правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.

Анализ результатов:  Низкий уровень - 9 человек

Средний уровень - 3 человека

Высокий уровень - 2 человека

В целом результаты плохие.

             В ходе начального констатирующего эксперимента были выявлены и подтверждены следующие теоретические положения:

1) Процессы творческого  мышления у младших школьников  функционируют на основе наглядно-образного  мышления воссоздающего воображения, оперирующими конкретными, детализированными образами.

2) В практической деятельности правильно используют различные цвета, но пользуются законами цветоведения не осознанно, так как нет достаточной теоретической подготовки.

4) Дети младшего школьного  возраста в основном находятся на начальных уровнях проявления творчества. Они обладают некоторым запасом знаний по технической эстетики, пытаются применять их в своих работах, но чаще копируют увиденное.

 

     2.3. Система работы по развитию творческих способностей  на   формирующем этапе эксперимента

            Специально проведенный формирующий эксперимент выявил возможность развития творческих способностей.

Параллельно с усвоением необходимых теоретических знаний учащимся предлагалась определенная система упражнений, способствующих развитию творческих способностей.

Д.Треффингер предлагает следующие рекомендации по выработке в детях творческих способностей (по книге "Одаренные дети"):

-не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать  независимо. Не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изучения техники Монохром