Развитие эстетической культуры личности средством народного костюма Воронежской губернии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 00:48, реферат

Описание работы

В настоящее время решение задач гуманизации образования и духовного возрождения общества невозможно без повышения роли эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы. Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава 1. Формирование теоретической основы развития эстетической культуры личности через ознакомление с народным костюмом……………………………………………………………………….….6
1.1. Проблема формирования эстетической культуры личности……………………………………………………………….……6
1.2. Педагогические основы использования народного искусства в процессе эстетического воспитания и художественного образования школьников………………………………………………………………..13
1.3. Особенности русского народного костюма (Воронежской губернии)……………………………………………………………….….19
1.4. Развитие эстетической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………...26

Глава 2. Практические аспекты развития эстетической культуры у школьников……………………………………………….………………….…..29

2.1. Средства и методы развития эстетической культуры у обучающихся.……………………………………………………………..29
2.2. Конструирование урока по развитию эстетической культуры личности средством народного костюма……………………………..…32

Заключение………………………….…………………………………………....39
Список использованной литературы………………………………….………..41

Файлы: 1 файл

курсовая ТИМ.doc

— 8.94 Мб (Скачать файл)

Душегрея –  вид летней женской одежды. Конструктивной особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, цветным бисером и декорировались бахромой.

На голову одевали ко­кошник.

Кокошник – женский головной убор в виде высокого веерообразного щитка надо лбом. Кокошник украшали золотым шитьем, канителью, бисером и жемчугом. В каждой губернии носили разные по форме и размеру кокошники.

Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались сапоги.

Сапоги – род обуви, сделанный из кожи, с высоким голенищем.

 

СЛАЙД 4

 

Традиционный зимний женский костюм. XIX век.

 

В зимнее время года носили теплую одежду и обувь. Самой распространенной зимней одеждой был зипун.

Зипун – зимняя крестьянская одежда, представляющая собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.

Чтобы защитить кисти рук от замерзания одевали варежки.

Варежки – предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое – для всех остальных пальцев. Варежки вязали из шести.

Самым популярным головным убором была кичка.

Кичка – старинный русский головной убор замужних женщин с высоким очельем, богато украшенный. Кичка – это шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки. Сверху на кичку одевали шаль.

 Шаль – большой прямоугольный  платок из тонкой шерстяной  ткани с цветочной каймой или  орнаментом.

На ноги одевали валенки.

Валенки – теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти.

 

СЛАЙД 5

 

Традиционный женский костюм. Губернии и районы России. XIX век.

 

Народный костюм – это целостный художественный образ. На формирование русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил.

Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

До 1930 года народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и так далее. У многих народов национальный костюм (в качестве праздничного) сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве народных фольклорных ансамблей.

 

II. Технологическая карта изделия

 

СЛАЙД 6

 

Технологическая карта:

 

1 этап (работа с шаблоном).

 

2 этап (прорисовывание деталей).

 

В форме сарафана, рукавах рубахи и кокошнике намечают орнаментальные полосы.

 

3 этап (украшение орнаментом).

 

Полосы заполняют геометрическим орнаментом по образцу.

 

СЛАЙД 7

 

Цветовая гамма орнамента.

 

Сарафан, рукава рубахи и кокошник дети разукрашивают ограниченным количеством цветов: красным, синим и серым по образцу.

 

СЛАЙДЫ 8-11

 

Геометрия орнамента.

 

На этих слайдах показано как изобразить и разукрасить основные виды геометрических орнаментов, которыми можно декорировать сарафан и рукава рубахи.

 

СЛАЙД 12

 

Украшение кокошника.

 

Образец  кокошника.

 

СЛАЙД 13

 

Украшение сарафана.

 

Образец готового изделия.

 

III. Практическая работа обучающихся.

 

IV. Подведение итогов.

 

Выставка работ. Обсуждение. Оценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, я сделала вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Действительно, средства искусства используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания  школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что учителя мало обращаются к искусству в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На мой взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Буфеева И.Ю. «Традиции народного  костюма и современная мода», Москва, 1989г. 
2. Горина Г.С. «Народные традиции в моделировании одежды», Москва, 1974г. 
3. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. «Одежда народов СССР»,Москва, 1990г. 
4. Калмыкова Л. «Народная одежда», Тверь, 1995г. 
5. Кирсанова Р.М. «Костюм в русской художественной культуре», Москва, 1995г. 
6. Маслова Г.С. «Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и образах XIX-XХ веков», Москва, 1984г. 
7. Мерцалова М.Н. «Поэзия народного костюма», Москва, 1975г. 
8. Пармон Ф.М. «Композиция костюма», Москва, 1997г. 
9. Пармон Ф.М. «Русский народный костюм, как художественно-конструктивный источник творчества», Москва, 1994г. 
10. Стриженова Т. «Из истории советского костюма», Москва, 1972г. 
11. Темерин С.М. «Национальные традиции и современный костюм», «Журнал мод», 1964г. 
12. Журнал «Швейная промышленность» 1995г. №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 
Девичий праздничный костюм. С. Клеповка Павловского уезда. 
Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол 
 
 
Девичий будничный костюм. С. Дьяченково Богучарского уезда. 
Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол. 
 
 
Женский праздничный костюм. С. Русская Тростянка Острогожского уезда. 
Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол. 
 
 
Женский праздничный костюм украинских переселенцев. С. Красногоровка Богучарского уезда. 
Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол. 
 
 
Девичий костюм. С. Новая Ольшанка Нижнедевицкого уезда. 
Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол. 
 
 
Женский праздничный костюм. Начало XX века. Хут. Дивногорье 
Острогожского уезда. Из коллекции ВОКМ. 
 
 
Женский праздничный костюм. Начало XX века. 
С. Медово Богучарского уезда. Из коллекции ВОКМ. 
 
 
Девушка в головном уборе. "Венец" - девичий головной убор. 
Конец XIX- начало XX века. С. Новая Ольшанка Нижнедевицкого уезда. Из коллекции ВОКМ. 
 
 
Женский праздничный костюм. Начало XX века. 
С. Афанасьевка Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ. 
 
 
Женский праздничный костюм. Конец Х1Х-началоХХ века. 
С. Веселое Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ. 
 
 
 
Девичий костюм. Конец XIX-начало XX века. 
С. Афанасьевка Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ. 
 
 
 
Праздничный костюм молодой женщины. Рубаха с «золотым ремнем». Конец Х1Х-начало XX века. 
С. Афанасьевка Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ. 
 
 
 
Праздничный костюм молодой женщины. Рубаха с «золотым ремнем». Конец Х1Х-начало XX века. 
С. Афанасьевка Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ. 
 
 
 
Женский праздничный костюм.Начало XX века. С. Шубное Острогожского уезда. 
Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол 
 
 
Женский праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века. С.Россошь Нижнедевицкого 
уезда. Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол. 
 
 
 
Женский праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века. 
С.Россошь Нижнедевицкого уезда. Из коллекции ВОКМ. 
 
 
 
Костюм девочки. Начало XX века. 
С. Россошь Нижнедевицкого уезда. Из коллекции ВОКМ. 
 
 
 
Костюм девочки. Начало XX века. 
С. Россошь Нижнедевицкого уезда. Из коллекции ВОКМ. 
 
 
 
Женский праздничный костюм. Начало XX века. С. Ерышовка Павловского уезда. 
Из коллекции ВОКМ. 
 
 
Девичий праздничный костюм с запаном с рукавами. Конец XIX-начало XX века. С. Клеповка 
Павловского уезда. Из коллекции ВОКМ. 

 


 



Информация о работе Развитие эстетической культуры личности средством народного костюма Воронежской губернии