Развитие эстетической культуры личности средством народного костюма Воронежской губернии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 00:48, реферат

Описание работы

В настоящее время решение задач гуманизации образования и духовного возрождения общества невозможно без повышения роли эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы. Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава 1. Формирование теоретической основы развития эстетической культуры личности через ознакомление с народным костюмом……………………………………………………………………….….6
1.1. Проблема формирования эстетической культуры личности……………………………………………………………….……6
1.2. Педагогические основы использования народного искусства в процессе эстетического воспитания и художественного образования школьников………………………………………………………………..13
1.3. Особенности русского народного костюма (Воронежской губернии)……………………………………………………………….….19
1.4. Развитие эстетической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………...26

Глава 2. Практические аспекты развития эстетической культуры у школьников……………………………………………….………………….…..29

2.1. Средства и методы развития эстетической культуры у обучающихся.……………………………………………………………..29
2.2. Конструирование урока по развитию эстетической культуры личности средством народного костюма……………………………..…32

Заключение………………………….…………………………………………....39
Список использованной литературы………………………………….………..41

Файлы: 1 файл

курсовая ТИМ.doc

— 8.94 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Развитие эстетической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема

 

 

В отличие от некоторых эстетических категорий, понятие «эстетический вкус» знакомо каждому человеку, большинство имеет о нем свои практические представления, в результате которых в различных аудиториях возникают порой серьезные споры по поводу искусства.

При поиске ответа на вопрос, в чем суть эстетического вкуса, следует исходить, прежде всего, из того, что он является качеством, свойством личности, которое выражается в сформированности определенных эстетических норм, функционирующих при восприятии разнообразного круга произведений искусства, окружающей действительности, а также в процессе собственной эстетической и художественной деятельности (12. с 76)

При разработке вопросов эстетического воспитания средствами изобразительного искусства большую помощь учителям могут оказать исследования в области психологии эстетического восприятия и творческого воображения Л.Г Выготского, Б.М. Теплова, Б.Ф. Ломова и др. (3. с 37)

Еще одна категория эстетического воспитания – сложное социально-психологическое образование – эстетический вкус. А.И. Буров определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений»(4. с 58)Б.М. Неменский определяет эстетический вкус, как «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения с подлинным искусством». Но нам более импонирует определение данное А.К. Дремовым. «Эстетический вкус – это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства»(12. с. 87)

Принято считать, что вкус – это одно из самых индивидуальных проявлений отношения человека к миру. Его учат ходить и говорить, читать и писать, трудиться и заниматься общественной деятельностью. Он усваивает под влиянием общества, в котором живет, нормы его морали и идеалы его развития.

Овладение некоторыми эстетическими умениями, которые мы предлагаем и которые соответствуют основным функциям искусства, как раз призвано обезопасить нас от слепого, и поэтому чрезмерного увлечения модой.

Сходство вкусов, в том числе художественных, - одна из важнейших причин сближения людей. У подростков это часто служит причиной сближения людей, причиной образования дружеских компаний, групп общения. И высокий уровень вкуса по нормам, признаваемым внутри группы, - всегда одно из оснований гордости и положения лидера в группе.

Именно художественные и эстетические вкусы, проявляющиеся в оценке искусства, выборе его для собственного потребления и в совете другим, вкусовые качества того, как вы одеваетесь и как обставили ваш дом, играют очень важную роль в вашей оценке других людей и в их оценке нас с вами. А если бы вкус был делом сугубо индивидуальным, он не был бы параметром измерения и отношения людей друг к другу.

Освоение учащимися каждого вида художественной деятельности (изобразительной, декоративной, дизайнерской) заключается в освоении разнообразных художественных материалов, техник и затем через систему творческих заданий – в формировании умения самостоятельно выбирать наиболее подходящий художественный материал или технику для воплощения своего замысла. Ребенок, создавая художественно-творческую работу, выбирает сюжет, решает композиционные и другие изобразительные задачи, добивается образной выразительности работы (6. с. 109)

Эстетический вкус относится к таким проявлениям личности, которые затрагивают человека очень глубоко и почти интимно. Вероятно, потому, что касается всех сторон личности, связан с ее потребностями, интересами, мечтами и воспоминаниями, уровнем культуры и знаний, отношением к себе и к другим.

Обогатить художественно-эстетическое образование учащихся позволяет и курс истории изобразительного искусства. Знакомство с наследием Андрея Рублева, творчеством Боттичелли, Николая Ге, Валентина Серова и Пикассо помогает ученикам, прикоснувшимся к шедеврам человеческого гения, понять, что есть красота, и включиться в вечный поиск ее идеала. Ведь чем богаче запас жизненных впечатлений ребенка, его субъективный опыт восприятия художественного мира, тем эстетически более ценный создаваемый им образ картины мира, причем образ эмоционально окрашенный, способный вызвать глубокие переживания и чувства.

В связи с этими любые усилия по воспитанию эстетических вкусов надо вести осторожно, уважительно и тактично, особенно когда речь идет о подростках. Поэтому так важно начать воспитание полноценных, на уровне высокой общественной культуры, эстетических и художественных вкусов с младшего возраста, когда человек еще не сложился и воздействию других не сопротивляется, а охотно его принимает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Практическое аспекты развития эстетической культуры у школьников

 

1.1.Средства и методы развития эстетического вкуса учащихся

 

Эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Рассмотрим те воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное влияние.

Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов. Но и средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

О дним из таких факторов является эстетизация среды. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества – проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды.

Следующий фактор эстетического развития личности – эстетизация быта. «С точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств создавших ее людей», отмечает Г.С. Лабковская. Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят категории, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определяет его вкусы и потребности.

Эстетика поведения и внешнего облика,- не менее значимый фактор эстетического воспитания. Как отмечает К.В. Гавриловец: «В своей работе, учитель влияют на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них «нравственно эстетический критерий достоинства человека»(8. с. 14) Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорил В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он включает и «культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе» (5. с. 11)

Перед взрослыми возникает одна из основных задач – организовать широкие и разнообразные контакты детей с эстетическими и художественными, общественно признанными классическими и современными образцами, используя возможности, не всегда доступные учителю и, тем самым, существенно дополняющие эстетическое воспитание учащихся. Общение создается специально и, таким образом, контролируется, но следует избегать одностороннего преднамеренного навязывания ребенку своих норм и предпочтений, иначе его вкус не получит естественного индивидуализированного развития и будет носить механический характер. В принципе, при определенном учете физиологических, психологических и вкусовых особенностей конкретного возраста, отмеченное общее направление само по себе есть предварительная ориентация на формирование хорошего вкуса. Сюда должны включатся, например, систематические поездки за город. Где происходит с большей эстетической полнотой любование красками рассвета и заката, наступлением сумерек, сиянием солнечного дня и возникает целостное гармоническое чувство особой тины сельского пейзажа; знакомство с историко-архитектурными, художественными и литературными музеями, архитектурными памятниками; регулярное, но выборочное, в соответствии с художественными и возрастными критериями, посещение драматических и музыкальных театров, кинотеатров; такой подбор домашней библиотеки либо чтение книг других библиотек, когда школьник получает возможность общения с многочисленными жанровыми и стилевыми образцами всемирной и русской литературы; непрямолинейное проигрывание разных ситуаций в области эстетических отношений и вариантов эстетического устройства быта.

Эти и другие средства в совокупности способствуют целенаправленному накоплению эстетических и художественных впечатлений, которые являются базой, основой для осуществления внутренней личностной выработки той или иной нормативной классификации (4. с. 130)

Одним из важнейших источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяется насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности.

Таким образом, эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так как: «Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании»  -утверждал Б.М. Неменский.

 

 

 

 

 

2.2 Конструирование урока по развитию эстетической культуры личности средством народного костюма.

 

 

Вид урока: комбинированный.

 

Цель: Развить вкус у детей с помощью декорирования народного костюма.

 

Задачи:

 

Обучающие:

-Познакомить с элементами  народного женского костюма XIX  века.

-Научить пользоваться шаблонами.

-Рассказать о видах геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.

-Выделить цветовую гамму.

-Объединить элементы костюма в целостный образ.

Развивающие:

-Художественный вкус.

-Логическое мышление.

-Цветовое и формальное восприятие.

Воспитательные:

-Воспитание интереса к этнографии и истории русского народного женского костюма.

-Приобщение к сохранению национальных традиций в современном костюме.

 

Методы: рассказ, объяснение, демонстрация.

 

Средства для учеников: Два листа белой бумаги (формат А4), графитный каран­даш, резинка, линейка, фломастеры, шаблоны.

 

Средства для учителя: Презентация, конспект урока.

 

Оборудование: ПК, проектор, экран, программа Microsoft Office PowerPoint.

 

План урока:

 

1. Организационная работа (2 минуты).

2. Работа с презентацией (15 минуты).

3. Практическая работа (25 минуты).

4. Подведение итогов (3 минуты).

 

ХОД УРОКА

 

I. Историческая справка

 

Введение

 

В конце XIX начале XX столетий у русских, населяющих огромную территорию,  сформировались свои культурные традиции. Немаловажную роль отводили одежде. Одежда бедных слоев населения отличалась от богатых. С давних пор крестьяне выращивали на своих плодородных землях лен. Его мяли, ткали из него холст, белили и шили повседневную одежду. Зимой носили теплую верхнюю одежду, сделанную из сукна. Вплоть до начала XX столетия крес­тьянство было обуто в лапти. Городское население – в кожаную обувь.

Поскольку ткачеством, шитьем и вышиванием традиционно занималась женская половина населения, женская одежда выглядела наряднее, чем мужская. О ней стоит говорить подробнее.

 

СЛАЙД 2

 

Традиционный летний женский костюм. XIX век.

 

Женская традиционная летняя одежда состояла из нескольких элементов: рубахи, сарафана, головного убора и обуви.

Рубаха – вид одежды, сшитый из прямоугольного куска холста. Рубашечный покрой одежды был распространен в Древней Руси. Рубаха кроилась из прямоугольных кусков холста, на ее плечи нашивали цветные вставки (полики).

Яркие и нарядные вышивки рубах играли роль оберега человека от злых сил. Места для вышивок были четко определены: ворот, плечо, запястье, низ рубахи, поле рукавов. Женщины надевали рубаху под сарафан или поневу (юбку), распространенную в южнорусских губерниях.

Сарафан – длинная женская одежда без рукавов с проймами. Передняя часть сарафана сверху донизу застегивалась на пуговицы. Края и середина обшивались гасами и позументом. Сарафан подпоясывался кушаком.

Кушак – пояс из длинного широкого куска ткани или плетеный из шнура.

Женщины одевали на голову повойник.

Повойник – будничный головной убор замужних женщин. Шапочка из ткани, либо платок, обвязанный вокруг головы.

Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались лапти.

Лапти – обувь из лыка, бересты или веревок, которую носили крестьяне.

 

СЛАЙД 3

 

Традиционный нарядный женский костюм. XIX век.

 

Нарядную одежду крестьянки одевали по большим праздникам. Все элементы женского костюма бережно хранились и передавались из поколения в поколение от матери к дочери.  Рубаха была обильно украшена вышивками. Сарафан расшивали шелком, лентами, тесьмой и бисером. Поверх сарафана одевали душегрею.

Информация о работе Развитие эстетической культуры личности средством народного костюма Воронежской губернии