Работа над тематической композицией «Завтра»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 04:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление духовного содержания в образе животного. На примере образа лошади. Создание тематической композиции «Завтра».
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Анализ искусствоведческой литературы.
Практическое воплощение творческого замысла.
Методические рекомендации для художников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ДВИЖЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Искусство экспрессионизма. Идея выражения внутреннего содержания средствами изобразительного искусства. …………………………………………………………………………………….. 7
Движение, как главное выразительное средство при создании образа лошади…………………………............................................................... 38

ГЛАВА 2. РАБОТА НАД ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ «ЗАВТРА»

2.1 Идейно-художественный замысел композиции…………………… 44
2.2 Процесс работы над тематической композицией «Завтра»………..46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...52

Файлы: 1 файл

Образ лошади в изобразительном искусствГОТОВОЕ.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Н. С. Самокиш является новатором в батальной живописи в смысле трактовки сильного изображения движения лошади. Скованность и однообразие карьера в предшествующем искусстве, он заменил безудержной вихревой динамикой, совершил огромный сдвиг в показе лошади, но полностью согласиться с его трактовкой карьера, как одного из самых неуловимых глазом и трудных для изображения движений все же нельзя.

Экспрессию карьера  он обостряет до такой степени, что  его скачущие лошади порой выходят  за рамки реальности и выглядят в  таких случаях весьма субъективно, что, в прочем не нарушает реализма его искусства в целом.

В картине «Кавалерийская атака» экспрессия движения дана выразительно. Трактовка при обостренной экспрессивности  и несоответствии фактическому движению кажется реальной.

Увлечение театральной эффектностью и чрезмерной  экспрессией порой нарушает необходимую реальность изображения. На картине «Тройка» при общей образности и силе выражения лошадей, видно явное противоречие в изображении левой (от зрителя) пристяжной с реальным изображением движения лошади. Вытянутость головы и шеи левой лошади выглядит очень экспрессивно, такое движение свойственно животному при движении вверх с тяжелым грузом, но ни как не при карьере. Подогнутые ноги создают впечатление, что лошадь вот-вот рухнет головой в снег. Но с точки зрения композиции картины, движение лошади убеждает, хотя бы потому, что две лошади справа образуют большое по массе пятно, чуть-чуть не выходящее за формат. Движение центральной лошади направлено на зрителя, его усиливает и правая пристяжная, но при отсутствии левой пристяжной, образованной вытянутым клиновидным пятном, группа справа приобрела бы некоторую статичность, вылетала и валилась за пределы формата. Кроме того, форма левой пристяжной задает динамику общему пятну композиции, а свободное пространство первого плана помогает этому.

Таким образом, чтобы  достичь максимальной выразительности  движения лошади недостаточно знаний только об анатомии и биомеханики  животного, нужно учитывать композиционные правила и приемы, и возможность виртуозно владеть ими позволит ими же пренебречь, в пользу создания художественного образа.

Особую сложность в  изобразительном искусстве представляет передача одновременного движения групп  и отдельных фигур, составляющих единую композицию. В этом случае художник стремится добиться такого решения, при котором движение каждого действующего персонажа, подчинялась целому, сохраняя бы в то же время жизненность, своеобразие и  правильность индивидуальной характеристики.

Движение глаза по главным композиционным фигурам идет в направлении, необходимом для понимания содержания произведения, - к смысловому центру картины. Причем, жесты, поза каждой фигуры способствуют передачи впечатления движения, что в свою очередь, усиливает выразительные характеристики данных образов.

Вообще расположение композиции по диагонали довольно часто  применяется художниками, когда  они хотят выразить движение. Наиболее выразительно изображение движения вниз по нисходящей диагонали. Такой композиционный прием использовал Ватагин в иллюстрациях к рассказу «Маугли».

Построение композиции движущейся массы представляет собой  особую сложность. В таком случае художник достигает этого своеобразным методом интервалов. Смысл заключается в том, чтоб разбить массу на несколько параллельных потоков. В результате этого выделяют образы главных действующих лиц. Вместе с этим интервалы обуславливают ритм поступательного движения. При чем это ритмическое членение интервалами не заключается в центральной части картины, а продолжается и далее – в глубине картины, где все отдельные потоки движущихся фигур сливаются в сплошную массу.

Таким образом, стремительное движение – это одно из максимально характеризующих качеств лошади, если говорить точнее, лошадь – это символ движения. Движение в изобразительном искусстве играет роль мощного выразительного средства в создании образа лошади.

В композиции для передачи динамичного движения, художниками  часто используется прием стробоскопического эффекта, основанный на одновременном изображении разновременных фаз движения животного. Движение неощутимо без знания анатомии и биомеханики животного, но не исключено специальное нарушение пропорций только в том случае, если этого требует идейный замысел композиции и такое нарушение играет важную роль при создании художественного образа. Также максимальной выразительности ощущения движения можно добиться с помощью основных композиционных знаний о статике и динамике, о ритме цвета, линий и пятен и других средств композиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАБОТА НАД ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ «ЗАВТРА»

2.1 Идейно-художественный  замысел композиции.

Создание любой творческой работы начинается со сбора материала, с поисков, которые представляют собой определенные стадии работы по воплощению идейно-образного замысла.

Процесс творческих поисков  можно разделить на такие этапы:

        1. Формирование образного замысла, связанное с подготовительными стадиями фиксации этого замысла, выбором темы, разработкой сюжета, типажей; выполнением эскизов, начиная с первоначальных набросков, кончая разрабатываемыми цвето-композиционными вариантами; работой по собиранию этюдного материала; изготовлением картона.
        2. Создание самого произведения на основе дальнейшего обогащения и развития эскизного замысла путем работы над всеми элементами содержания и формы.

Творческая работа, по мнению автора, предполагает самовыражение, показать то, что вызывает сильное эмоциональное потрясение автора и таким образом открыть свой внутренний мир. Изначально, на ранних курсах задумывалось, что предметом ВКР станет изображение животного. Образ лошади тесно связанный с детскими воспоминаниями,  любовь к этому животному, как идеалу красоты, силы, грации, мудрости и стихии, предопределил тему творческой работы. Во время обучения на создание ВКР очень сильно повлияли уроки истории изобразительного искусства, а в особенности увлечение на поздних курсах творчеством художников авангарда, огромное эмоциональное впечатление произвело творчество Франц Марка. В результате автору захотелось попробовать найти и выразить в изобразительном искусстве параллели между его внутренним эмоциональным состоянием  и образом лошади.

Первоначально тематическая композиция «Завтра» задумывалась в  двух вариантах. Первый вариант предполагал  изображение кульминационных моментов жизни ипподромных лошадей. Сразу встал вопрос об изображении пространства, о соединении разновременного в композиции. Второй вариант предполагал иную трактовку образа, задумывалось показать внутренний мир лошадей глазами человека, через цвет, как символ и выразительность формы. Вариант не состоялся. Решено было создать третий вариант, который воплощал бы в себе единство формы и содержания, попытку выразить эмоциональное состояние самого автора через образ лошади. Идея подсказала стиль и манеру выполнения, экспрессионистическая живопись, за основу взяли творчество Франц Марка.

Экспрессионистическая живопись предполагала наличие экспрессии, мощного эмоционального состояния, развития и постоянного движения эмоций. Образ лошади ассоциировался с движением, причем, оно считалось главным выразительным средством в тематической композиции «Завтра». Решено было построить композицию, выражающую сильную динамику, как в композиционной структуре, так и в идейно-смысловом контексте. Идея предопределила формат – вытянутый по вертикали, чтобы отразить динамику происходящего на картине.

Композиция по своему замыслу должна содержать образ  юного жеребенка, полного грации, уверенности, силы и желания стать  «первым», а также отразить его мечты и желания сопряженные с неиссякаемой энергией.

Структура тематической композиция «Завтра» представлена в виде резко закручивающегося справа вверх налево пластического пятна, это как бы стремление к  мечтам главного образа жеребенка.  Пятно замыкает солнце в правом верхнем углу формата, как символ непрерывности движения жизни и светлого будущего. По формату проходят три восходящих луча, рассекающих плоскость картины, задающих определенную идейную нестабильность и противопоставлены как элементы структуры композиции вертикальному направлению пластического пятна слева. Главные композиционные узлы – это лошади, расположенные в левой стороне формата, они образуют определенный ритм, где каждое движение последующей лошади усиливается. Восприятие ощущения движения усиливается с помощью резких цветовых мазков, нанесенных в определенном направлении.

Итак, тематическая композиция «Завтра» основана на попытке передачи ощущения движения, как неотъемлемой части композиционной структуры, так и эмоционально-выразительного содержание образа жеребенка.

 

2.2 Процесс работы над тематической композицией «Завтра»

Данная тема включала в себя большой сбор материала, в который входили зарисовки лошадей, при тесном контакте с ними, непосредственно общение с лошадью, для того, чтоб лучше понять психологию этого животного, выполнение этюдов, изучение анатомии и анализ искусствоведческой литературы, касающийся изображения животного и проблем, связанных с его изображением, а на более поздних этапах, когда найден цветовой эскиз – овладеть техникой лессировок.

Работая над композиционной структурой, изначально шел поиск  динамичного пятна в вертикальном формате. Предполагалось сразу найти отношение массы темного к светлому. Встал вопрос о пластической выразительности пятна и его динамичности. Решено было сделать верх композиции облегченным, что бы избежать явного кругового пятна, предполагалось, что сила тона в верхней части композиции будет намного слабее, чем в нижней. Но пластически пятно разрывало композицию на верх и низ, таким образом пришли к идее ввести ритм определенных цветовых пятен, который, связывал бы композицию, объединяя верх и низ, и  в то же время создавал определенную динамику в композиции. Такими пятнами являются лошади в левой части формата, для ощущения передачи динамики и связи композиции решено было каждое внешнее движение последующей лошади сделать наиболее стремительным. Так, предполагалось, что движение в композиции будет читаться с пятна в правой части, затем вниз по восходящей и вверх по восходящей.  Движение во восходящей диагонали несет в себе еще и смысловую нагрузку, как трудный путь.

Что касается выбора позы главного центра композиции – фигуры жеребенка, здесь идея пришла из накопленного сбора материала, во-первых, нужно было учесть, чтоб поза являлась характерной для юной лошади, при этом отражала ее высокую родословную, связь с предшествующими поколениями, а ее движение должно выражать все ее естество, незатейливость и свободу от внешнего мира. Так, решено было поставить фигуру жеребенка в низ формата, тем самым показать связь его с земным, материальным началом. Фигура по отношению к зрителю находится почти в профильном положении, но скорее как бы отворачивающаяся от него, шея и голова образуют закручивающуюся пластику всей фигуры. Взгляд жеребенка направлен в левую сторону, скорее вниз, это можно попробовать трактовать как связь его с прошлым, его родословной и материальным началом.

При работе над цветом композиции решено было отдать предпочтение пятнам почти локального цвета и при помощи техники лессировок добиться звучания цвета. Однозначно был выбран светлый колорит, построенный на цветовых отношениях. Образ жеребенка решено было создать огненно-красным, этот цвет совместно с образом лошади  вызывает у автора ощущение напряжения, стремления, юности и страсти.

Красный отражается и  под ногами у жеребенка, так как  нужно в живописном плане обеспечить связь предмета со средой и это может также трактоваться как своего рода распространение энергии самого жеребенка. Красное в композиции и седло, его цвет играет роль композиционной связи в формате, но, кроме того, седло – это неотъемлемый атрибут дальнейшей жизни этого жеребенка, так можно предположить, что вся дальнейшая жизнь этой лошади по большому счету предрешена. 

Красными мы видим  и лошадей, которые в своих  образах воплощают движение как стремление к свободе, свому внутреннему выражению.

Трактовка синего цвета, взята автором из цветовой концепции Франц Марка, по его мнению, он заключает в себе страдания и духовность.

Желтый в данной композиции введен для того, чтоб возможно облегчить  верх композиции, сделать его не таким напряженным. Желтый тесно  связан с солнцем, но само солнце, замыкает движение и среди желтых является самым светлым, контрастным пятном. Фигуры в верхнем левом углу человека и лошади служат замыкающим звеном композиции, кроме того задают горизонтальное движение. Они так же написаны желтым, их изображение как бы рассыпается в лучах солнца. Цвет должен был подчиняться определенному ритму, а весь колорит строился на сочетании теплых и холодных, а также цветовых контрастах.

Техника исполнения должна также подчеркнуть динамику пятна, поэтому, цвет накладывался определенными плоскостями, подчеркивая и усиливая впечатление от динамики пластического пятна всей композиции.

Таким образом, верх композиции задумывался как мечты, сопряженные  с солнцем, ясностью, а низ олицетворял  собой материальное и земное, образ жеребенка являлся связующим звеном между миром духовного и материального. Предполагалось что цвет будет оказывать мощное эмоциональное воздействие.

   После того, как сформировался замысел, найдена основа для будущей композиции и выполнены ряд подготовительных этюдов, получено утверждение руководителя, начинается основная работа на холсте. Выбранная техника лессировки предполагает быстрое покрытие всей плоскости холста не более чем за десять часов. Встает определенный вопрос с чего начинать писать, если каждый шаг должен быть предельно точным? Решено начинать закрывать холст с самого яркого и насыщенного пятна в композиции – образа жеребенка, а в соответствии с этим держать весь колорит работы.

В дальнейшем встала проблема соотношения плоскостей на формате холста и в этюде, низ композиции рассыпался, появилась некоторая однообразность живописного приема, изображение напоминало витраж. Принято решение обобщать, писать крупными плоскостями, а затем работать на «протирках».

Информация о работе Работа над тематической композицией «Завтра»