Пушкинский театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:16, реферат

Описание работы

Театр Пушкина занимает прекрасное здание — особняк Екатерининской эпохи на Тверском бульваре. В 1980-х в здании сделали капитальный ремонт: реставраторы восстановили мраморную облицовку стен, оригинальную потолочную лепнину, орнаменты и резьбу деревянных поверхностей. Для посетителей была открыта роскошная анфилада «Пушкинских залов», погружающая зрителей в эпоху балов и дуэлей, дворянских салонов и романтических настроений.
В 2005 году была проведена еще одна модернизация: в главном зрительном зале установили новые комфортабельные кресла, обновили фойе. Вслед за этим здесь открылась экспозиция, рассказывающая об истории театра имени Пушкина.

Файлы: 1 файл

пушкинский театр.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Театр пережил  войну, играя спектакли в эвакуации на крошечной сцене клуба в городе Балхаш. В 1945 году широко праздновалось 30-летие Камерного, Таирова наградили Орденом Ленина. Но 20 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б), практически запрещающее зарубежную драматургию и ориентирующее театры на советские «бесконфликтные» пьесы о борьбе хорошего с лучшим. Такой репертуар был противоестественен таировскому методу. И снова началась борьба, приведшая в 1949-м к закрытию театра. Идя на последнее заседание в Комитете по делам искусств, Таиров не собирался сдаваться. Он прочел доклад, пытаясь проанализировать реальное положение дел в театре. Но доклад не достиг цели. Предваряя решение комитета, он сам заявил об уходе из своего театра. Последним спектаклем Камерного стала «Адриенна Лекуврер», после которой его занавес навсегда закрылся. 

3.3. Театр  имени А.С. Пушкина

Год рождения Драматического театра имени Пушкина - 1950. Его первым художественным руководителем был назначен Василий Васильевич Ванин. Известный и талантливый актер театра и кино, народный артист СССР, трижды Лауреат Сталинской (Государственной) премии, Василий Ванин в основе репертуарной политики театра видел русскую классику и современную отечественную драматургию. Человек талантливый и целеустремленный, Ванин, со всем присущим ему энтузиазмом и упорством, принялся строить свой театр. 

21 октября 1950 года состоялась премьера первого спектакля «Из искры» Ш. Дадиани - о молодости Сталина. Через несколько дней вышел еще один спектакль - психологическая драма «Украденное счастье» Ивана Франко. В 1951 году Ванин поставил музыкальный спектакль «Джон – солдат мира» Ю. Кроткова о судьбе певца Поля Робсона и «Свадьбу Кречинского» А. Сухово-Кобылина, где сыграл свою последнюю роль — Расплюева. "Расплюев у Ванина необычайно смешон и жалок, но вместе с тем и страшен. Страшен своим бездонным цинизмом, своей готовностью на любую подлость" (Б. Медведев). Этот спектакль был настолько популярен, что на его основе впоследствии был снят художественный фильм-спектакль. В планах режиссера были «Борис Годунов» и «Капитанская дочка», где он хотел сыграть Пугачева. Но этому не суждено было сбыться, в 1952 году Василий Ванин умер. За год он успел выпустить пять спектаклей. Спектакль для детей «Аленький цветочек» по сказке Аксакова с неизменным успехом идет до сих пор.

С 1952 по 1953 годы пост главного режиссера театра занимал  народный артист СССР Борис Александрович Бабочкин. Фантастический талант Бабочкина не укладывался в рамки актерского амплуа, а колючий и острый характер не позволял навязывать ему стиль и манеры времени. Так, став руководителем театра, он пригласил режиссера Алексея Дикого на постановку спектакля «Тени» по пьесе М. Салтыкова-Щедрина, где сыграл одну из своих лучших ролей – Клаверова. Это был спектакль смелой образности, яркого сценического рисунка. Его долго не решалась выпустить цензура. Комиссия за комиссией в этом остром и блестящем спектакле видела не «проклятое прошлое», а слишком живое и узнаваемое настоящее. "Режиссерское мастерство А. Дикого помогло наполнить спектакль такой ощутимой плотью и кровью, таким подлинным ароматом эпохи, которые дают и точное зрительское представление о ней, и большое эстетическое наслаждение" (А. Солодовников). После ухода Бабочкина из театра спектакль “Тени” много лет шел в Театре имени Пушкина с огромным успехом.  

С 1953 по 1960 годы театром руководил народный артист СССР Иосиф Михайлович Туманов. Событием в театральной жизни Москвы стал спектакль«Иванов» (режиссер - М.О. Кнебель, художник - Ю. Пименов, 1955 г.), в котором Б.А. Смирнов блестяще сыграл роль Иванова. Режиссер Кнебель, воссоздавая на сцене эпоху 80-х годов, берет чеховского героя как бы в перспективе будущего. Перед лицом новых, наступающих времен Иванов судит себя. "Иванов Б. Смирнова не ноет, не жалуеется, не хандрит. Он беспощадно казнит самого себя. Казнит с полной душевной откровенностью, трогательно и честно... В исполнении роли Лебедева В. Чирковым произошло счастливое совпадение актерского дарования, вкуса, стиля и манеры игры актера с требованиями роли" (М. Строева). 

Этапными в  жизни театра стали спектакли «Мария Тюдор» В. Гюго (1957 г.), «Деревья умирают стоя» А. Касона (1958 г.), «Трасса» И. Дворецкого (1959 г.) режиссера Туманова, "Игрок" Ф.М. Достоевского, "Как важно быть серьезным" О. Уайльда (1957 г.), "Изгнание блудного беса", "Доброй ночи, Патриция!" (1960 г.) режиссера Н.В. Петрова. В них были заняты гениальные Ф.Г. Раневская, О.А. Викландт, Б.П. Чирков, Г.А. Яниковский, А.П. Шатов, А.К. Мягких, М.Н. Названов, М.М. Кузнецова, Н.К. Прокопович. 

Марина Кузнецова, заслуженная артистка РСФСР, за много лет работы в Театре имени А.С. Пушкина создала на сцене целую галерею замечательных женских портретов –Прелестная Лидочка в “Свадьбе Кречинского”, красавица Бобырева в “Тенях”, романтичная Джен в “Марии Тюдор”, Патриция в спектакле “Доброй ночи, Патриция!”, Мария в “Дневнике женщины”, Ланская в спектакле “Доктор Вера”... Марина Кузнецова наделяла своих персонажей очаровательной женственностью, неотразимым обаянием, щедро делясь с ними своей красотой и талантом. 

Фаина Раневская, народная артистка СССР, пришла в Театр  имени Пушкина по приглашению  Туманова. Любимица публики, яркая, талантливая, неординарная Раневская проработала  здесь почти десять лет. Фаина  Георгиевна играла монашку в спектакле "Изгнание блудного беса" А.Н. Толстого. Она создала сложнейшую роль Антониды Васильевны в “Игроке” Ф.М. Достоевского - роль, удивительно подходившую азартному таланту актрисы. В спектакле “Деревья умирают стоя” А. Касоны она сыграла роль еще одной бабушки - доньи Эухении. "Я полюбила характер моей героини - нежный и в то же время необычайно твердый, решительный в самые трагические моменты жизни", - писала Раневская. В этой пьесе - романтика эпохи плаща и шпаги, бурные ритмы пламенного танца фламенко. Вместо “плаща” Раневская мастерски управлялась с большим национальным платком на плечах, который ей подарила знакомая испанка. "В этих ролях еще и еще раз раскрылось ее владение сложным психологическим рисунком, яркими комедийными красками" (Т. Иванова). 

В 1960 году в театр  пришел народный артист России Борис Иванович Равенских. С его именем связана эпоха высокой романтики в истории театра. Фанатично преданный искусству, Равенских был истовым художником и абсолютно свободным человеком. Его театр — яркий, пластичный, страстный — невозможно представить себе без музыки. Для него словно не существовало условностей советского строя, серой будничной текучки. Равенских любил показать человека в момент высочайшего напряжения всех его душевных сил, выбирая репертуар не по моде, а по себе. В каждой постановке Равенских была не только мысль, но и страсть. Спектакль строился на ярких вспышках - «моментах истины», словно освещавших истинный характер персонажей. Меньше всего Равенских был бытовым режиссером, правдоподобие касалось только человеческих чувств. Критики писали, что Равенских всегда ставил своих героев перед дилеммой «жить лучше» или «быть лучше», заставляя каждого занять определенную позицию. Сам режиссер свой взгляд на театр сформулировал так: «...задача искусства, театра – будить в человеке поэтический взгляд на мир, привносить в жизнь дух активного творчества... Только самое главное, философски обобщенное и образно точное. Как в поэзии. Так мыслю суть театра я». В его спектаклях блистали работы таких мастеров сцены, как Л.О. Гриценко, Л.А. Скопиной, Ю.И. Аверина, Л.С. Антонюк, А.И. Кочеткова, заслуженных артистов РСФСР С.К. Бубнова, Н.К. Прокоповича, С.А. Боброва. С его именем связано открытие таланта Т. Лякиной, Ю. Горобца, Л. Маркова, В. Носика, А. Локтева, В. Алентовой, Н. Поповой, Н. Марушиной, Р. Вильдана. 

Работу в  театре имени А.С. Пушкина Равенских  начал постановкой "Свиных хвостиков" - непритязательной комедии Я. Дитла, спектаклем, наполненным искрометным фейерверком режиссерских трюков. Вскоре состоялась премьера спектакля "День рождения Терезы" Г. Мдивани: спектакль о Кубе был сочинен за 28 дней и поставлен буквально на одном дыхании. В 1962 г. состоялась премьера спектакля «Романьола» Л. Скурацина. Режиссер попытался в этой постановке нащупать ключ к поэтическому театру (специально для театра Михаил Светлов делал литературную обработку текста). "При скупости обстановки на сцене, как драгоценность и свет, не изысканные, а яркие, пламенеющие линии, не "простые", а острые и беспокойные линии И. Сумбаташвили" (Н. Велехова). Равенских создал спектакль об итальянских Ромео и Джульетте 20 века, об их прекрасной и трагической любви в мире, расколотом фашизмом на два враждующих лагеря. Народный артист СССР Леонид Марков сыграл Микеле - молодого крестьянского парня, которого огромная трагическая любовь превращает в художника. 

Назначая Маркова  на ту или иную роль, Равенских "переворачивал" хрестоматийные образы. В спектакле  “Поднятая целина” Тимошка Рваный был задуман режиссером и сыгран Марковым так, что сразу стала  понятна безумная любовь к нему Лушки. В этой “отрицательной” роли уже угадывался огромный диапазон таланта Маркова. В театре имени Пушкина Леонид Марков со всей силой своего молодого сокрушительного темперамента играл роли социальных и лирических героев, для которых его словно предназначила природа. Позднее, на другой сцене, Леонид Марков сыграет Арбенина, Протасова, Порфирия Петровича... Ему всегда было тесно в любых рамках. 

Народная артистка СССР Лилия Гриценко сыграла в "Романьоле" юродивую Доменику. Ее мистическая героиня - женщина, чье сердце пыталось и не могло вместить войну, она знает все, что будет, потому что все уже было, и она сама - скорбная память человечества, трагический символ Женщины в войне. Обворожительная, чувствительная, с прекрасным певческим голосом Л. Гриценко создала драматичные образы в спектаклях Равенских: темпераментной Терезы (”День рождения Терезы”), Катерины (”Метель”), и многие другие. Обаяние ее женственности очаровывало публику, а беззащитность ранила, создавая вокруг героинь Гриценко поле трагедии. 

«Поднятая целина» М. Шолохова (1965 г) - спектакль, в котором соединились все лучшие черты творческой индивидуальности Равенских: эпический размах, песенность, романтическая приподнятость, чеканная скульптурность мизасцен, безудержность фантазии. Решительная правда образов спектакля - в их удивительной человечности, в их отходе от плакатности, прямолинейности, в трогательных чудачинках Нагульнова (А. Кочетков), в мальчишеской доверчивости Давыдова (Ю. Горобец), в робкой испуганности Варюхи (Т. Лякина), в неожиданной красоте Тимошки (А. Локтев). "Большое место уделено в спектакле лирической истории Варьки-Горюхи, искренне и мягко сыгранной Т. Лякиной. Варька входит в этот спектакль, как негромкая ласковая песня, как Аленушка или Марьюшка из старой русской сказки. И хотя никакой внешней красотой не наделили режиссер и актриса эту худенькую, неприметную сразу девушку, есть в ней внутренний нерв и такая беззаветная решимость, что расстаться с ней в конце спектакля будет и трудно, и жалко". (И. Михайлова). Трагический и экспрессивный образ Макара Нагульного в спектакле создал народный артист России Афанасий Кочетков, в котором Равенских сразу же увидел "своего" артиста, способного сочетать естественность сценического существования и театральную яркость. В его спектаклях Кочетков сыграл жестокого графа Гарденги ("Романьола"), сложнейшую роль героя Испании Сыроварова («Метель»). После ухода Равеских, Кочетков остался в Театре Пушкина, играя в спектаклях Б. Толмазова, Н. Петрова, О. Ремеза. 

"Дни нашей  жизни" (1966 г). - то щемяще-грустное, то залихватски-радостное прочтение Равенских пьесы Леонида Андреева. Художники Е. Коваленко и В. Кривошеина создали удивительно красивую, какую-то ликующе-праздничную Москву. На фоне этой Москвы режиссер устроил на сцене пикник студентов, с песнями, плясками, неуемным восторгом. В этом спектакле сыграл свою первую роль - офицерика Миронова - народный артист России Валерий Носик. Это был настоящий фейерверк трюков, придуманных режиссером и блистательно сыгранных В. Носиком. После этого спектакля стало ясно, что в театре появился удивительный актер. Несмотря на то, что Носик был больше известен, как комедийный актер, он пронзительно лирично сыграл влюбленного Мадали в “Метели”, открыв для публики другую грань своего таланта. Необыкновенно органичный, подвижный, обаятельный актер, Носик позднее ушел с Равенских в Малый театр. На роль фон Ранкена, олицетворяющего в спектакле «Дни нашей жизни» жестокое торжество сильных мира сего, Равенских пригласил народного артиста РСФСР Юрия Аверина. Великолепный голос, яркий талант в сочетании с «барской» сценической внешностью Аверина, обрекли его на частое исполнение ролей отрицательного плана, но даже в них артист умел увидеть человеческие черты. Юрий Аверин проработал в Пушкинском много лет, сыграв роли Степана в «Метели», Ратленда в «Сокровище», Бенкендорфа в «Последних днях», Мюллера в «Судьбе человека»... 

Роль аптекарша  Евдокии Антоновны - женщины сколь  несчастной, столь же и страшной - в спектакле "Дни нашей жизни" сыграла народная артистка РСФСР, лауреат Государственной Премии Ольга Викландт. Актриса отважно смешивала жанры, играя то ярко комедийно, то горько, прорываясь драмой в крике-стоне: "Пожалейте меня!". Викландт проработала в театре Пушкина более тридцати лет. Создала целый ряд ярких, запоминающихся образов, таких, как Анна («Украденное счастье»), Евгения Дмитриевна Сурогина («Большая мама»), Марфа («Невольницы»), Старая хозяйка Нискавуори («Каменное гнездо»), Фрекен Оливия («Сочная вырезка для фрекен Авсениус») и многие другие. 

Свой спектакль  по роману Н. Островского «Как закалялась сталь» Равенских назвал «Драматическая песня» (1971 г.). В названии спектакля выразилась не только идея режиссера, но и его способ мышления. Равенских создал поэму о поэте. Он смещал даты, фантазировал тексты. Целые сцены шли вообще без слов - спектакль говорил музыкой, пластикой, светом. "Равенских в этом спектакле не признает ни пастельных красок, ни полутонов. Пользуясь сочной, контрастной светотенью, он смело делит действующих лиц на два мира - бойцов и строителей новой жизни и их заклятых врагов. Режиссер как бы воскрешает гневный лозунг революции "Кто не с нами, тот против нас!" (Б. Берман). "Драматическая песня" - последняя постановка Равенских в Театре имени Пушкина. Его позвали главным режиссером в Малый. 

С 1971 по 1978 годы театром руководил народный артист РСФСР, лауреат Государственной  премии СССР Борис Никитич Толмазов. Талантливый, яркий актер, успешно начавший заниматься режиссурой с легкой руки Николая Охлопкова, Борис Толмазов создал такие спектакли, как “Большая мама”, “Легенда о Паганини”, “Последние дни”, “Каменное гнездо”, “Без вины виноватые “ и другие. Его лучшие постановки в Театре имени Пушкина отличала пластичность, музыкальность, поэтичность и оптимизм мироощущения. 

Особое место в биографии Бориса Толмазова занимает спектакль “Судьба человека” (1975 г.) по повести Михаила Шолохова. Это был удивительно искренний спектакль. Простыми, почти скупыми режиссерскими средствами достигалось ощущение драматической глубины человеческого характера, выдержавшего поединок с войной. Афанасия Кочеткова в роли Андрея Соколова отличали "напряженная внутренняя жизнь и необычайная сдержанность ее проявления". (Р. Вартепов). Спектакль Б. Толмазова "Последние дни" (1974 г.) по пьесе М. Булгакова был интересен прежде всего актерскими работами. "Исполняющая роль Пушкиной в спектакле Н. Попова как будто и не стремилась к поискам внешнего правдоподобия. Актриса убедительно показала свое понимание характера героини и поэтому открыла зрителю обаяние ее женственности, ее светлую, улыбчивую и пленительную прелесть". (Е. Полежаева). Наемный шпион Битков в исполнении Николая Прокоповича "по своему бескультурью и привычке "не рассуждать" способен на худшее, чем простое соглядатайство." 

Информация о работе Пушкинский театр