Произведения Пиндара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:08, лекция

Описание работы

Пи́ндар (Πίνδαρος, Фивы, 522/518 до н. э. — Аргос, 448/438 до н. э.), один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции. Был включен в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии.

Произведения Пиндара относятся к хоровой лирике: это были обращённые к богам гимны и пеаны , дифирамбы Дионису, песни для торжественных процессий, энкомии (хвалебные песни), плачи, застольные песни и, наконец, эпиникии — оды в честь победителей на общегреческих играх.

Файлы: 1 файл

Пи́ндар.docx

— 39.36 Кб (Скачать файл)

Пи́ндар (Πίνδαρος, Фивы, 522/518 до н. э. — Аргос, 448/438 до н. э.), один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции. Был включен в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии.  
 
Произведения Пиндара относятся к хоровой лирике: это были обращённые к богам гимны и пеаны , дифирамбы Дионису, песни для торжественных процессий, энкомии (хвалебные песни), плачи, застольные песни и, наконец, эпиникии — оды в честь победителей на общегреческих играх.  
 
Во вступлении обычно упоминается одержанная победа, но без какого-либо конкретного описания происходившего состязания. От славного настоящего поэт перебрасывает подходящий к случаю «условный мостик» к славному прошлому, к «подходящему» мифу, который составит основную часть стихотворения. В заключительной части нередко содержится прямое обращение к победителю, часто в виде наставления вести себя достойно легендарным предкам и свершенному им самим. Оды состоят из строф, которые иногда бывают одинаковыми, но чаще собраны в триады (за двумя идентичными строфами следует третья, которая отличается он них формально, но метрически связана).  
 
Оды Пиндара принято считать своеобразным эталоном загадочности. Сложность поэзии Пиндара отчасти обусловлена необычным порядком слов: Пиндар жертвовал простотой синтаксиса, чтобы выстроить желательную последовательность образов (хотя комментаторы полагают, что дифирамбическому стилю простота даже претит). Текст Пиндара отличается «стихийной» силой языка, смелой ассоциативностью, богатым ритмическим рисунком. Принятый им метод изложения также своеобразен: Пиндар не пересказывает миф, как в эпосе, но обращается только к таким эпизодам, которые представляются ему наиболее важными для контекста конкретного стихотворения. За всем этим, образы Пиндара великолепны и подвижны; его главные инструменты — инверсия, гипербола, метафора и неологизм. 

 

Пу́блий Ови́дий Назон древнеримский поэт, работавший во многих жанрах, но более всего прославившийся любовными элегиями и двумя поэмами — «Метаморфозами» и «Искусством любви». Из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике императора Августа в отношении семьи и брака был сослан из Рима в западное Причерноморье, где провёл последние десять лет жизни.

Героиды («Heroids», «Героини», или «Epistulae Heroidum», «Письма героинь») — стихотворные послания, созданные около 5 г до н. э. древнеримским поэтом Овидием

любовными элегиями, вышедшими, под заглавием «Amores», многое основано на его личном опыте, большой резонанс.

 «Ars amatoria» («Любовная наука», «Наука любви»), Это — дидактическая поэма в трёх книгах, элегическим размером и заключающая в себе наставления, сначала для мужчин, какими средствами можно приобретать и сохранять за собой женскую любовь (1 и 2 книги), а потом для женщин, как они могут привлекать к себе мужчин и сохранять их привязанность. нескромностью содержания — которую автор вынужден был оправдывать перед официальной моралью тем предлогом, что писал свои наставления для вольноотпущениц и живших в Риме чужестранок, на которых требования о строгости поведения не распространялись—отрывок в 100 стихов и которое носит в изданиях заглавие «Medicamina faciei». На это сочинение, как на готовое, указывает женщинам Овидий называя его « Medicamina formae» («Средства для красоты») и прибавляя, что оно хотя и не велико по объёму, но велико по старанию, с каким написано рассматриваются средства, относящиеся к уходу за лицом. Вскоре после «Науки любви» Овидий издал «Лекарство от любви»(«Remedia amoris») — поэму в одной книге, где он, не отказываясь и на будущее время от своей службы Амуру, хочет облегчить положение тех, кому любовь в тягость и которые желали бы от неё избавиться. В направлении, которого Овидий до сих пор держался, дальше ему идти было некуда, и он стал искать другие сюжеты. Мы видим его вскоре за разработкой мифологических и религиозных преданий, результатом которой были два его капитальных сочинения: «Метаморфозы» и «Фасты».

Антимчность (восходит к лат. antiquitas -- древность) -- в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.

Также иногда Античностью называют любые очень древние времена, используя понятие синонимично  слову «древность».

В Античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили  впоследствии европейскую культуру.

Поскольку на Античность приходится несколько столетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи  и периоды.

Общая периодизация Античности

В целом, общая периодизация Античности выглядит следующим образом.

Ранняя Античность (VIII в. до н. э. -- II в. до н. э.) Зарождение Римской империи.

Классическая Античность (I в. до н. э. -- II в. н. э), золотой век время  единства греко-римской цивилизации.

Поздняя Античность (III--V н. э.). Распад Римской империи. Распад Западной Римской  Империи ознаменовал собой начало новой эпохи - СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Временные периоды могут несколько  варьироваться в геополитическом  контексте. Так золотой век Античности в Древней Греции был отмечен  раньше, чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация  в Восточной Римской империи  зародилась раньше и угасла позже чем в Западной части, где её уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Тем не менее, античное культурное наследие (в основном в позднеантичном виде) довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам Средиземноморья (южные славяне, арабы, турки, берберы, евреи).

Необходимо отметить и то, что  многие элементы классической Античности (традиции, законы, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском  ядре Восточной Римской (Византийской) империи до XI века, до пришествия турок-сельджуков.

 

Мифические парадигмы 

Парадигма существует в виде рассказа о первовещи или о первопредке (т. е. в виде рассказа о том, как нечто появилось впервые и тем самым состоялось полностью) и в каждой вещи воспроизводится заново.

ТИПЫ МИФОВ

Типы мифов  
Миф – это наиболее ранняя форма выражения человеком своего отношения к миру. Существует несколько типов мифов. 1) простейшие древние мифы о животных. 2) мифы о небесных явлениях : лунарные (о луне, месяце ) солярные(о солнце) , астральные.  
3)Мифы космогонические (о происхождении мира, космоса в целом и его частей , связанных в единой системе.) 4) мифы антропологические ( о происхождении человека , первых людей) 5) Мифы о происхождении смерти. 6) Эсхатологические мифы.( рассказы , пророчества о конце света.) 7) Мифы о культурных героях.(близничные мифы)  
19 Миф, архетип и коллективное бессознательное. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке  
мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов: космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной, антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества, мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ, эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен, о животных, календарные, солярные, лунарные, астральные.

мифа как национальной идеи или идеологии общества.  
. Мифология в разные периоды развития культуры. Познавательная функция мифа. Устойчивость мифологического сознания.  
Миф – фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека.  
В первобытном обществе человек не осознавал свою индивидуальность, считал себя частью своего рода и природы. Мифология как коллективное сознание давала человеку опору, надежду и цель, воодушевляла и объясняла смысл жизни.  
В античности мифы являлись основой творчества классических скульпторов и архитекторов, поэтов и философов. В новое время идея познаваемости мира дала импульс для развития естественных наук. В эпоху Просвещения утопичные идеи гуманизма, лозунг: «Свобода, равенство, братство!» – стали основой народно-освободительных движений в Европе. Научно-технический прогресс стал причиной возникновения идеи технократии. К современным мифам можно отнести американскую мечту о равенстве возможностей, утопию коммунистического общества. Таким образом, миф является идеологической поддержкой общества, побуждающей и оправдывающей иллюзией человека.  
Мифология первобытного общества стала начальной формой человеческого мышления, источником более развитых форм мышления: религиозного, художественного, философского, научного. Мифы или сказки воспитывают каждого из нас в детстве, они служат источником вдохновения художников и ученых, даже рациональные теории содержат элементы мифологического мышления.

АРХЕТИП (с. 58) (от греч. arche — начало + typos — образ) — понятие античной философии, означающее прообраз, первичную форму, изначальный образец. В научный лексикон термин вновь введен К.Г.Юнгом, который так называл изначальные, врожденные психические структуры, скрытые в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. По Юнгу, архетипы задают общую структуру личности, определяют особенности ее поведения, мышления, чувствования, присутствуют в психике каждого человека, наполняясь конкретным содержанием. С особой отчетливостью архетипы проявляются в мифических повествованиях, сказках, сновидениях, а также при некоторых расстройствах психики. В современной научной литературе и публицистике иногда используется расширительное толкование архетипов как глубинных представлений, общих для социальных классов, народов и др.

(Interrex — междуцарь) — начало этой временной магистратуры, как видно из ее названия, восходит до царской эпохи. Первый И. был избран по смерти Ромула, и затем это повторялось после смерти каждого из царей. И. избирался жребием из десяти старших сенаторов, на 5 дней. Он должен был в этот срок созвать комиции с целью выбора нового царя. Если он не успевал этого сделать, он по истечении срока слагал с себя власть, и на новые 5 дней жребием выбирался новый И. Так продолжалось, пока старшие сенаторы не останавливали своего выбора на одном лице. Тогда тот из них, кто исправлял должность И., докладывал о выборе всему сенату, и если последний был согласен, И. созывал комиции. Институт этот сохранялся во все время республики, с той разницей, что И. назначались патрицианскими чинами сената без жребия. К избранию И. прибегали, когда по каким-нибудь обстоятельствам не было консулов, напр. если оба они умерли, или пали в битве, или сложили с себя должность. Иногда, впрочем, вместо И. с целью избрания новых консулов назначали диктатора. Бывали случаи, что число И., поочередно сменявших друг друга, доходило до 14: тогда в дело выбора новых консулов вмешивались народные трибуны и воспрещали дальнейшее назначение

  Древнегреческая лирика

 

Древнегреческая литература -- совокупность литературных произведений античных авторов, включающая в себя всё творчество древнегреческих поэтов, историков, философов, ораторов и др. вплоть до конца истории Древней Греции.

Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас  дошли лишь весьма немногие; немало писателей и их сочинений известны нам только по именам; почти нет  ни одного древнегреческого писателя, от которого дошло бы к нам все  его литературное достояние

История древнегреческой  литературы органично связана с  жизнью Эллады, ее культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в социально-экономической, политической областях. Современной  наукой выделяются четыре периода истории  древнегреческой литературы.

Архаический, который охватывает время  до начала V в. до н.э. Это эпоха «ранней  Греции», когда происходит медленное  разложение патриархально-родового строя  и переход к рабовладельческому государству. Предмет нашего внимания - сохранившиеся памятники фольклора, мифология, прославленные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», дидактический эпос Гесиода, а также лирика, созвездие поэтов, творивших в VII-VI вв. до н.э.

Аттический (или классический) охватывает V-IV вв. до н.э., когда греческие полисы и, впервую очередь, Афины, это «око Эллады», переживают расцвет, а затем - кризис, теряют независимость, оказавшись под властью Македонии. Это время замечательного взлета во всех художественных сферах

Эллинистический охватывает время с конца IV в. до н.э. до конца I в. н.э. Предмет внимания - александрийская  поэзия и новоаттическая комедия (Менандр).

Римский, т.е. время, когда  Греция становится провинцией Римской империи. Главные темы: греческий роман, творчество Плутарха и Лукиана. [1]

Древнегреческая лирика зародилась в VII в. до н. э.

Греческое слово «лирика» в переводе означает «песнь под аккомпанемент лиры». Под лирикой у греков понималось соединение слова, музыки и танца (термин возник в эпоху эллинизма, до этого в ходу был термин "мелика" или "мелос" (песня). В древности стихотворения пели под аккомпанемент музыкальных инструментов: лиры, кифары, форминги, флейты и др.[3] Кифара была одним из щипковых инструментов в античной Греции. У неё был деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями, по бокам возвышались две стойки, к корпусу крепились струны, число которых увеличилось с 4 до 7. [

Изначально  греки называли лирикой вовсе  не стихи, а песни, которые пели под  лиру.

 

Говоря о лирике, возникшей в  Древней Греции в VII-VI в.в. до нашей эры, следует помнить, что она представляет собой своеобразный художе-ственный синтез - соединение слова, пения, музыки и танцев. Различие между этими видами лирической поэзии и характер исполнения обусловлены происхождением этих жанров от различных типов фольклорной песни. Декламационные виды лирики - элегия и ямб, связанные происхождением с эпической поэзией, - превратились в чисто литературные жанры, потеряв связь с музыкальным аккомпанементом. Мелическая лирика (мелика) эту связь с музыкой не теряла в течение длительного времени.

ХОРОВАЯ ЛИРИКА

Греки пели и соло, и хором. Хоровые  песни адресовались прежде всего богам. Эллины не просто чтили своих богов, но и стремились ублажать их и радовать. В их честь приносили жертвы и совершали возлияния -- выплёскивали вино из сосуда на землю, обращаясь при этом к богу с какой-то просьбой или мольбой. Наконец, богов развлекали плясками и песнями. Песнь во славу бога называлась гимном; Аполлону предназначался особый гимн -- пеан, Дионису -- дифирамб. Гимны строились по правилам. Сначала следовало обратиться к богу, не забыв его прозвища -- эпитеты Затем следовал рассказ о боге. Заключала гимн просьба.

Гимны -- обрядовые песни, обращённые к богам. Но были у греков и обряды, связанные с человеческой жизнью и смертью.

Самый ранний известный нам автор -- Алкман (вторая половина VII в. до н. э.), живший в Спарте. Он любил писать парфении. Один из парфениев сохранился. Первые его строки утеряны, и начинается он рассказом о том, как Геракл расправился с сыновьями Гиппокоонта. Состязание девичьих хоров, для которого написан парфений, происходит в Спарте, где все прекрасно знали миф о Гиппокоонте. За историей следует мораль.

Парфений (от греч. «парфенос» -- «дева») -песня для девичьего хора. От этого же корня происходит название Парфенона -храма Афины-Девы.

СОЛЬНАЯ ЛИРИКА

Сольные песни сочинялись не для  обряда, а «на случай». Самый основательный  повод -- пирушка, сборище друзей. В начале VI в. до н. э. на острове Лесбос жил поэт Алкей. Застольные песни были его любимым жанром.

Одновременно с Алкеем на Лесбосе жила знаменитая Сапфо (VII-- VI вв. до н. э.). Она тоже писала песни «на случай», только предназначенные не для мужского, а для женского круга. Темой их была любовь.

ЯМБЫ

Ямбы -- такие стихи, в которых автор кого-то дразнит, обвиняет, бранит. Их не пели, а читали нараспев (возможно, под аккомпанемент флейты). Самый знаменитый автор ямбов -- Архилох (после 650 г. до н. э.). По преданию, Архилох довёл до петли двух человек -- свою несостоявшуюся невесту Необулу и её отца Ликамба, который сначала заверил поэта в том, что выдаст за него дочь, а затем нарушил обещание. Архилох набросился на обоих со злобными ямбами, и те не снесли позора. Правда, это лишь легенда. Тексты ямбов говорят о том, что Архилох умел не только язвить, но также размышлять:

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА    

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (6 в. до н. э.) — древнейшая греческая научно-философская школа, включающая Фалеев, Анаксимандра и  Анаксимена. Сложилась в, крупнейшем торгово-ремесленном и культурном центре Ионии,. Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее “натурализме”); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Все это составляло единую науку “о природе”, или “естественную историю” которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Алейрон), движениеприсуще ему “от веку”, мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря). “Боги” народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или “бесчисленными мирами” (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное “божество”.    

Информация о работе Произведения Пиндара