Профессиональные и личностные качества руководителя любительского хореографического коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель нашего исследования: изучить профессиональные и личностные качества руководителя любительского хореографического коллектива.
Для успешного достижения цели нами был поставлен ряд задач:
- раскрыть сущность понятий «любительское творчество», «любительский художественный коллектив»;
- изучить особенности руководства любительским хореографическим коллективом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ….3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО», «ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ»…………………………………………………………………… 5
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ЛЮБИТЕЛЬСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗЦОВОГО АНСАМБЛЯ ТАНЦА «ФЕЙЕРВЕРК» ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ МЕТАЛЛУРГОВ Г. ЖЛОБИНА)……………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………..………………..……………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………30

Файлы: 1 файл

Пример Курсовая СТАСЕВИЧ.docx

— 64.29 Кб (Скачать файл)

Руководитель призван быть организатором всей художественно-педагогической деятельности коллектива. Организаторские способности выражаются в умении осуществлять триединство деятельности коллектива, то есть жить перспективой и учитывать развитие по спирали, следовательно, уметь планировать свою работу так, чтобы в нее входили психолого-педагогические и художественно-технологические компоненты.

Руководитель должен уметь гармонично сочетать разнообразные формы занятий с чередованием интенсивных и небольших нагрузок, сосредоточенность - с расслабленностью. Правильно организованные занятия приносят всем чувство удовлетворения и радость от встречи с искусством, друг с другом.

От компетенции, художественно-педагогической подготовленности и способностей руководителя во многом зависит будущее любительских коллективов. Повышение удельного веса руководителей со средним и высшим специальным образованием, улучшение системы их переподготовки, более целенаправленная и систематическая помощь со стороны профессиональных коллективов, неуклонное повышение качества информационно-методической помощи - таков неполный перечень факторов, влияющих на рост их художественно-педагогической квалификации.

Педагогическое самообразование руководителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогической деятельности самодеятельного коллектива.

Профессия руководителя коллектива имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в профессии руководителя как педагога личностный рост - непременное условие достижения профессионализма.

По мнению Т.В.Тарасенко для начала деятельности в хореографическом коллективе необходимо выполнение ряда важных условий:

  1. Обеспечение каждому члену хореографической группы или коллектива возможности для активного участия в ее делах;
  2. Получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах;
  3. Использование в группах или коллективах таких новых взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план;
  4. Воссоздать в практической деятельности детских групп и коллективов социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться. Деятельность развивающихся групп и коллективов следует организовывать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни;
  5. Выявление задатков ребенка и превращение их в способности. [16, c.29]

Первое из обозначенных условий может быть выполнено тогда, когда количество участников в детской группе относительно невелико, т. е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включиться в совместную деятельность. Практика показывает, что оптимальной по составу является группа численностью от 3 до 7 человек. Объясняется это тем, что группа данной величины обеспечивает активное участие каждого человека в совместной деятельности, позволяя вместе с тем наилучшим образом распределить обязанности между членами группы и скоординировать их действия.

Для того чтобы выполнить второе условие, рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в детских группах. Это позволяет детям получать богатый и разнообразный опыт, усваивать различные формы ролевого поведения, выстраивать нужные и достаточно гибкие коммуникативные умения и навыки. Чем меньше возраст детей, тем меньшей по величине должна стать группа, в которой все это происходит.

 Третье из названных  условий будет соблюдено, если  отношения между группой и  каждым отдельно взятым ее  членом будут строиться на  равноправной, демократичной основе. Это в данном случае означает, что каждый ребенок в группе  получает такие же права, как  группа в целом, и если его мнение расходится с мнением большинства других членов группы, то за самим ребенком остается право поступить в том или другом случае по-своему. 
          Нередко то, чем на практике заняты детские группы и коллективы, бывает достаточно интересно для детей как развлечение, но настолько оторвано от социальной действительности и взаимоотношений взрослых людей, что практически не готовит ребенка к жизни. Для того чтобы коллективные формы детского существования стали для них настоящей школой жизненней подготовки, необходимо обеспечить выполнение четвертого условия. Здесь без активной помощи взрослых, без совместной творческой работы социологов, психологов и педагогов, по-видимому, не обойтись. Составляя программу коллективного воспитания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее вошли групповые дела, связанные с решением наиболее сложных жизненных проблем. В их число обязательно должны органически войти те виды совместной деятельности детей, в которых решаются проблемы нравственного, политического, экономического и культурного характера. Виды деятельности, в которые практически включаются дети, должны не только готовить их к жизни, но и психологически развивать. В общении со сверстниками ребенок не просто удовлетворяет свои потребности – такая единственная функция совместной деятельности не имела бы особой ценности, но развивается, а настоящее развитие возможно лишь в процессе постановки и решения разнообразных задач. Детские группы и коллективы должны создаваться для решения определенных, развивающих задач и находиться в зоне ближайшего (потенциального) развития ребенка.

Рассмотрим особенности работы руководителя в образцовом ансамбле танца «Фейерверк» Дворца культуры Металлургов города Жлобина.

Среди множества  форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для  полноценного эстетического  совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического  развития. Танец является  богатейшим источником эстетических  впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную  часть орудия  «общества, посредством  которого, оно вовлекает в круг  социальной жизни самые интимные  и самые личные стороны нашего существа». [ 2, c. 317]

Образцовый ансамбль танца «Фейерверк» был создан в 1994 году под руководством Сосновой Елены Емельяновны.  В состав ансамбля входят подготовительная, младшая и старшая группы, в которых занимаются мальчики и девочки в возрасте от 6 до 16 лет. На занятиях дети учатся основам хореографии, артистизму, музыкальности. Большое значение отводится знакомству с белорусским танцевальным творчеством. Репертуар образцового ансамбля  «Фейерверк» разносторонний. В него входят народные, эстрадные, стилизованные танцы. В 2000 году ансамбль получил звание «Образцовый».

У «Фейерверка» яркий список побед и наград:

- Диплом I степени Международного  фестиваля детского творчества  “Золотая пчелка”, г. Климовичи, 2006 г.;

- Гран-при международного  детского фестиваля «Танцующий  Коктебель», 2008 г., Украина, г.Коктебель;

- Диплом I степени III открытого  конкурса молодых исполнителей  “Шаную цябе, Белая Русь - 2010” (г. Минск);

- Лауреат II степени областного  смотра-конкурса народных и образцовых  хореографических коллективов им. А.Рыбальченко.

Также высокое мастерство юных исполнителей было отмечено дипломами разных степеней на международных фестивалях: «Земля под белыми крыльями» (г. Мозырь), «Сожскі карагод» (г. Гомель),  «Рождественская музыкальная лестница» (г. Жлобин), «Праздник танца» (г. Мурманск), «Русский портрет в белорусском интерьере» (г. Жлобин), в национальном телевизионном конкурсе юных талантов «Сузорье надзей».  По приглашению немецкого фонда «Мы - детям Чернобыля» коллектив выступал с концертами в Германии, а руководитель Елена Соснова получила «Падзячнае пісьмо» областного центра народного творчества за вклад в сохранение и возрождение лучших традиций белорусской национальной культуры в разнообразных её проявлениях, за особый вклад в дело духовного обогащения человека, формирования его эстетических вкусов и культурного кругозора.

Несомненно, именно танец имеет огромное значение в  воспитании и образовании участников коллектива. Роль хореографии в любительском художественном коллективе – это воспитание в самом широком смысле слова, воспитание художественно-творческое, средствами искусства, а также формирование подготовленного зрителя.

Каждый коллектив развивается по общим законам и по своим внутренним. Во-первых, общим, что определяет его развитие, являются единые условия социальной жизни, окружающая действительность. Во-вторых, каждый тип коллектива имеет свои, присущие только ему особенности развития. В-третьих, на этот процесс влияют оптимальные меры, которые выделяют данный коллектив из ряда однородных.

 Танцевальный коллектив, как и любой другой, имеет свои  особенности внутренней организации  и педагогического воздействия  на участников. Не является исключением  и образцовый ансамбль танца «Фейерверк», основной предмет деятельности которого – искусство, а основная цель – формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей людей. В коллективе эта цель трансформируется в область решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей.

Воспитательный и образовательный процесс в любом коллективе    специфичен по организационным формам и характеру деятельности, методике проведения и используемым средствам. Специфика  эта  определяется основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива. В образцовом ансамбле танца «Фейерверк», педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению детей в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений. Так на занятиях дети не только получают знания, но и учатся в первую очередь общению.

В младшем школьном возрасте происходит формирование начальных детских убеждений и здесь главное не «сломать» ребёнка. На занятиях  руководителю коллектива необходимо создавать ситуацию успеха, которая определяется  сочетанием условий,  обеспечивающих сам успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать педагог. Так же большими помощниками для руководителя являются дети старшей группы.

   В подростковом  периоде (11 – 15 лет) у детей формируется  потребность во «взрослом» обращении. Возникновение чувства взрослости  у подростка – одно из центральных  психологических новообразований  возраста. Оно определяется сдвигами  в физическом и половом созревании, развитием социальных функций. Тем  самым дети подражают педагогу, сверстникам. Возникает потребность  самоутверждения, занять достойное  место в коллективе. И это им  предоставляется в работе с  малышами. У них воспитывается  чувство ответственности за себя  и подопечных. Так старшие участники  коллектива помогают «разбирать»  сложные комбинации, на концертах  помогают с костюмами и гримом. Малыши же «заряжают» старших  своей энергией, оптимизмом.

Педагогический процесс в образцовом ансамбле танца «Фейерверк» строится по принципу урока - репетиционные, коллективные занятия, на которых участники практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение руководителя и участников коллектива.

Урок состоит из ряда этапов, первым из которых является разминка, состоящая из стабильного комплекса упражнений, цель которой - разогрев организма и снятие излишней психологической напряженности (возбуждения, заторможенности). Этому способствуют привычный, индивидуально подобранный комплекс упражнений. 

Следующим этапом урока является непосредственное разучивание новых и  отработка, т. е. «оттачивание до автоматизма», уже ранее разученных танцевальных движений и комбинаций. Это способствует развитию у участников коллектива зрительной и двигательной памяти, музыкальности и чувство ритма, выработке эстетически правильной осанки и походки. Кроме этого у участников воспитывается чувство ответственности за общее дело, прививаются навыки культурного поведения и  внимательного отношение  друг к другу, умение искренне радоваться достижениям своих одноклассников, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.

Заключительным этапом урока является повторение и отработка уже готовых танцевальных  номеров, совершенствование техники и манеры исполнения. Что и отражает главную цель, которую преследует коллектив в ходе учебных занятий - представление освоенных навыков и умений на «обозрение» зрителей.

Отдельно хотелось отметить вопросы подбора репертуара в образцовом ансамбле танца «Фейерверк». Главные проблемы, с которыми сталкивается руководитель в ходе работы – это, прежде всего, взаимосвязь репертуара с учебно-воспитательной работой, тематическая направленность репертуара и положительное отношение к нему участников коллектива, создание оригинальных произведений с целью развития творческой активности участников.

Репертуар коллектива, главным образом, складывается благодаря творческой фантазии его руководителя. Соснова Елена создает самобытное, неповторимое лицо творческого коллектива, а также с большой ответственностью относиться к своей работе. Главным образом, она старается, чтобы репертуар коллектива был разнообразным. Это проявляется в использовании различных жанров, видов и форм танца при постановке хореографических произведений. В связи с этим она использует при формировании репертуара хороводы, пляски, переплясы, кадрили, а также эстрадные номера. Большое внимание она уделяет постановкам стилизованных народных танцев, которые находят положительное отношение у участников коллектива. Это такие номера как «Жавароначкi», «Уличный джаз», «Каханачка» и другие.

Информация о работе Профессиональные и личностные качества руководителя любительского хореографического коллектива