Применение модульных систем в дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 06:57, курсовая работа

Описание работы

Модульная сетка как инструмент дизайна печатных изданий известна в течение многих десятилетий проектной деятельности. Как система управления визуальной информацией, сетка рационально организует поверхность листа, делая восприятие более лёгким. Действительно, чем меньше отличий в размере и пропорциях иллюстраций, тем спокойнее впечатление от дизайна.
Удачно сконструированная сетка даёт возможность легко справиться с поставленными задачами графического дизайна. Она позволяет завёрстывать текст и иллюстративный материал систематически и логически; организовать текст и иллюстрации компактно; объединять визуальный материал на основе ясной структуры. Такие свойства модульной сетки, используемые в построении книг, плакатов или веб-страниц есть органичный подход к направлению потока информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОДУЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ
1.1. Модульная сетка и этапы ее развития 5
1.2 Использование модуля в графическом дизайне 12
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНЫХ СИСТЕМ В ДИЗАЙНЕ 15
2.1. Модульные системы в конструировании мебели 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

конференция по форме.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 3

 

ГЛАВА 1. МОДУЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ                   

 

1.1. Модульная сетка и этапы ее развития                                                                5

1.2  Использование модуля в графическом дизайне                                              12

 

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНЫХ СИСТЕМ В ДИЗАЙНЕ                   15

 

2.1. Модульные системы в конструировании мебели                                            22                

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                        26

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                 27

 

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                       30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Модульная сетка  как инструмент дизайна печатных изданий известна в течение многих десятилетий проектной деятельности. Как система управления визуальной информацией, сетка рационально организует поверхность листа, делая восприятие более лёгким. Действительно, чем меньше отличий в размере и пропорциях иллюстраций, тем спокойнее впечатление от дизайна.

Удачно сконструированная  сетка даёт возможность легко  справиться с поставленными задачами графического дизайна. Она позволяет  завёрстывать текст и иллюстративный материал систематически и логически; организовать текст и иллюстрации  компактно; объединять визуальный материал на основе ясной структуры. Такие свойства модульной сетки, используемые в построении книг, плакатов или веб-страниц есть органичный подход к направлению потока информации.

Дизайнеры-практики и исследователи  теории дизайна испытывают необходимость в теоретическом обосновании и практических методиках применения модульных сеток при проектировании многополосных изданий, что подтверждает актуальность исследования.

Интерес для  анализа представляют публикации о  типографике, где модульным сеткам отводится роль аккомпанемента основному материалу. Источником для исследования служат собственно книги, журналы, каталоги, рекламные брошюры, проектирование которых велось с использованием модульных сеток.

  Актуальность исследования. Отсутствие научно-обоснованных исследований модульных систем в отечественной науке привело к тому, что теория проектирования печатной продукции с использованием сеток остаётся малоизученной. Состояние знаний об изучаемой проблеме в нашей стране нельзя назвать системным. Поэтому исследование модульного проектирования представляет значительную ценность для развития теории графического дизайна, в дизайн-образовании и, конечно, в практической деятельности современных дизайнеров-графиков.

          Настоящая работа опирается на теоретические исследования и практический опыт использования модульных сеток. Цель работы — изучить модульные системы в формообразовании.

Задачи исследования определены целью:

1) исследовать  предпосылки возникновения и  выявить основные этапы эволюции модульных систем;

2) собрать фактологический и иллюстративный материал по использованию сеток в проектной практике;

3) рассмотреть  использование модуля в графическом  дизайне;

Объект исследования — печатная продукция.

Предмет исследования — модульная сетка как инструмент дизайнера, применяемый в процессе проектирования.

Вкладом в решение  вышеперечисленных задач является данная работа. В качестве иллюстраций в работе использованы материалы, опубликованные в различных источниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА В ФОРМООБРАЗОВАНИИ

 

1.1. Модульная  сетка и этапы ее развития

          Модульная сетка [пр.1] дизайна  представляет собой систему горизонтальных и вертикальных (а порой еще диагональных и дуговых) направляющих, помогающих сориентировать и согласовать между собой отдельные элементов композиции.

         Модульная сетка привносит в дизайн порядок, цельность и связь всех его частей. Она позволяет рационально организовать любое графическое пространство, будь то бланк, визитка, постер, книга, сайт, интерьер, сохраняя во всех его элементах единство стиля. И заметно ускоряет выполнение заказа, ведь, согласитесь, работать по шаблону гораздо легче, чем всякий раз заново изобретать велосипед [6].

        Человек издавна пытался понять природу красоты, "разложить" ее на отдельные составные части, "поверить гармонию алгеброй". Древнейший пример использования модульной сетки – средневековый канон, которым пользовались переписчики книг при разметке книжных страниц.

        Модульные сетки берут начало в функциональной типографике, основы которой закладывались в теоретических и практических работах дизайнеров России, Германии, Голландии, Швейцарии в 1920-1930-е гг., и имеют три основных этапа эволюции: становление принципов использования (1940-е гг.), развитие и распространение в период международного стиля (1950-1970-е гг.), использование в период постмодернизма (1980-2000-е гг.).

               Основы же современного модульного проектирования были заложены конструктивистами 1920-х годов. Однако не сразу их абстрактные построения были осознаны как метод со своей системой правил и закономерностей. Лишь в 1940 году швейцарский дизайнер Макс Билл впервые применил в книжном оформлении модульную сетку.

               В 1961 году его соотечественник Йозеф Мюллер-Брокман [пр.1] ввел в употребление первые термины модульного подхода к дизайну и опубликовал 28 примеров разработанных им самим сеток. Именно швейцарская школа дизайна, предельно функциональная и лапидарная, усовершенствовала и подарила миру этот инструмент – модульную сетку.

           Надо сказать, что российские дизайнеры не намного отстали в модульном проектировании от своих западных коллег. Уже в 1960-е годы в Советском Союзе появилась группа единомышленников, использовавших принципы строгого конструирования печатных изданий (впоследствии Сергей Серов в шутку назвал эту школу "советской Швейцарией"). У истоков отечественного модульного подхода к дизайну стояли такие признанные сегодня авторитеты, как Максим Жуков [пр.2], Михаил Аникст и Аркадий Троянкер [пр.4].

          В отечественном искусствознании до сих пор в отношении определения, что такое сетка, существует несколько мнений. Так С. Водчиц назвал модульную сетку координатной, заранее определив её формат, равный полосе, и пропорции модуля.         

          Сетка занимает место повторяющейся геометрической структуры в издании, а модульная система — это совокупность сетки и правил позиционирования материала (текстового и иллюстративного). В отличие от определения, данного М. Аникстом, в модульной системе наличие сетки — обязательно, но эта сетка может быть и немодульной. Процесс использования модульной системы в дизайне называется модульным проектированием.

          Истоки возникновения структурного деления пространства многополосных изданий уходят в допечатные времена, когда положение полосы на листе и строк определялись писцом по принятым канонам. Известно, что структура в типографике является прямым наследником конструкции рукописных книг.

             Конструктивисты 1920-х гг. определяли эстетичность визуальных отношений через геометрию, когда аскетизм линий противопоставлялся буржуазной роскоши [6]. Они во всём искали применение конструктивистской концепции формообразования: создание художественных композиций из утилитарных элементов набора, структуризация типографского пространства, выявление его функциональности. В основе рационального подхода — отношение к искусству, как к хорошо отлаженному механизму.

            Художественные приемы обуславливались техникой печатного процесса, а сам производственный процесс признавался актом художественной деятельности. Единение производства и искусства стало лейтмотивом всех 1920-х гг. В поисках этого органического единства конструкторы книг России, Германии, Голландии прибегали к композиционному подчёркиванию сторон прямоугольников (т. н. блочный набор), выделению углов наборным материалом и активными диагоналями, фиксированию пространства полосы рамкой формата.

            Другим источником возникновения модульных систем является абстрактное искусство 1930-х гг. Как конструктивизм вырос из супрематических экспериментов Малевича и кубофутуристических исканий художников «левого фронта», так и международный (швейцарский) стиль берёт начало в «конкретном» искусстве абстракционизма. В Швейцарии в 1930—40-е гг. формируется круг художников-абстракционистов, объединённых идеями конкретного искусства. Идеологом движения стал швейцарский художник, дизайнер, типограф М. Билл. Он воплотил на практике слова Т. Ван Дусбурга (Т. van Doesburg), сказанные им в манифесте конкретного искусства (1930): «Если не под силу провести прямую от руки, берут линейку. Если не удаётся вручную очертить точный круг, берут циркуль». В основу конкретного искусства был положен контроль над формой и цветом. «Хорошая форма» становится творческим кредо художника.

          Неслучайно в плакатах 1930-х гг. швейцарских художников-абстракционистов Т. Балмера (Т. Balmer), Г. Нойбурга и М. Билла [пр.3] начинает проявляться привязка исходного макета-структуры к геометрическим формам — это были истоки возникновения модульной сетки, когда через разделение материала на модульные блоки начались демонстрироваться приёмы, позволяющие достигнуть математической чистоты пропорций и сбалансированности общей композиции.

            В последствии М. Билл в своих работах наглядно показал связь между упорядоченными структурами простых и геометрически правильных элементов и модульной организацией пространства печатной полосы [2]. Математическую строгость и аскетизм абстрактного «конкретного» искусства он перенёс в типографику.

           История применения сетки имеет свои этапы становления и развития. Рождение метода модульного проектирования приходится на конец 1930-х — начало 1940-х гг. Именно в это время швейцарский дизайнер М. Билл использовал первые образцы сеток для книжной продукции. Первые примеры изданий, разработанных на основе сетки, показали новые тенденции расположения текста и иллюстраций, основанные на строгих принципах однородности в дизайне всех страниц. Через несколько лет сетка становится непременным атрибутом швейцарской типографики. Простейшая сетка в годы становления порядка её использования представляла собой композицию равномерного чередования элементарных модулей-блоков, образующих таблицу с квадратными полями. Такие равномерные сетки стали основой для дизайна полиграфической продукции международного стиля.

             Усложнение сеток происходило в основном на следующем этапе развития. Первые эксперименты нарушения геометрически чёткого и равномерного порядка модульных систем было сделано Р. П. Лозе (R. Р. Lohse), который впервые создал прогрессивную или иерархическую сетку. В ней ширина каждой колонки находилась в пропорциональной зависимости от ширины соседней.

            В отечественной проектной практике модульные сетки достигли расцвета в 1970-80-е гг. На основании лучших образцов швейцарской дизайна молодые художники-графики М. Жуков, М. Аникст [пр.4], А. Троянкер, Н. Калинин, А. Коноплёв и др. внедрили комплексной подход к оформлению книжной продукции. Центрами развития модульной системы в СССР являлись издательства «Искусство» и «Книга», где были реализованы многие проекты книжного дизайна в духе типографики модернизма.        

Композиция  разворотов в издании может следовать  или детерминированным, или иррегулярным структурам, либо вообще формироваться случайным (интуитивным) образом. Модульные сетки как раз принадлежат к детерминированным (регулярным) структурам печатной полосы. Анализ развития графического образа проектной структуры позволил определить типологические признаки сетки, которые необходимы для дальнейшей классификации.

           Первый критерий — степень детализации сетки.

           Следующий критерий основан на наличии или отсутствии разделительного пространства между модулями и формулирует оппозицию интервальные сетки — безинтервальные сетки.

          Симметрия самой конструкции сетки является следующим критерием для классификации.

         Классификация сеток по внутреннему ритму основана на оппозиции равномерные сетки — прогрессивные сетки. Исходя из собственного построения, равномерные сетки состоят из равновеликих модулей и опираются скорее на статику в их расположении [6]. Но при этом макет может иметь динамические характеристики и собственный ритм. Деление полосы модулями различных типоразмеров производит вид ритмично-дифференцированной либо деконструктивной структуры.

         Зачастую простые модульные сетки используют не по отдельности на различных страницах, а объединяют их в единую конструкцию. Так возникают очень сложные «дробные» структуры, способные принять на себя все фантазии дизайнера. Значит, полоса может быть структурирована одной или несколькими сетками. Отсюда и следующая оппозиция в классификации: сетки могут быть элементарными, т. е. состоять из элементарных блоков-модулей, и сложносоставными, объединяющими в себе сразу несколько структур, в том числе имеющих различную ориентацию набора (традиционную, поперечную, диагональную) относительно страницы издания.

Информация о работе Применение модульных систем в дизайне