Отчет опосещении Государственной Третьяковской Галереи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:21, реферат

Описание работы

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие", - писал собиратель в 1860 году, добавляя при этом: "...я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников".

Содержание работы

История Государственной Третьяковской Галереи.................................3
Иконы ГТГ
Чудо Георгия о змие..................................................................................7
Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)........8
Спас. Из Деисусного чина ("Звенигородский") ..................................9
Благословенно воинство Небесного Царя
(Церковь Воинствующая)......................................................................10
Спас Нерукотворный..............................................................................12
Богоматерь Владимирская....................................................................13

Картины ГТГ
К. П. Брюллов «Вирсавия»....................................................................15
А. А. Иванов «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»....................................................................................................16
П. А. Федотов «Сватовство майора»...................................................18
И. Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван
16 ноября 1581 года»...............................................................................20
В. М. Суриков «Утро стрелецкой казни»...........................................22
В. В. Верещагин «Апофеоз войны»......................................................24
Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича
в Петергофе».............................................................................................25
В. Э. Борисов-Мусатов «Водоем».........................................................27
В. Г. Перов «Тройка»..............................................................................29
М. А. Врубель «Пан»...................

Файлы: 1 файл

третьяковка.docx

— 5.18 Мб (Скачать файл)

Национальный исследовательский  ядерный университет

«МИФИ»

 

ОТЧЕТ

 О ПОСЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы Б01-04б

Князева Екатерина

 

 

 

 

МОСКВА 2012

Содержание

 

  1. История Государственной Третьяковской Галереи.................................3
  2. Иконы ГТГ
    1. Чудо Георгия о змие..................................................................................7
    2. Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)........8
    3. Спас. Из Деисусного чина ("Звенигородский") ..................................9
    4. Благословенно воинство Небесного Царя

(Церковь Воинствующая)......................................................................10

    1. Спас Нерукотворный..............................................................................12
    2. Богоматерь Владимирская....................................................................13

 

  1. Картины ГТГ
    1. К. П. Брюллов «Вирсавия»....................................................................15
    2. А. А. Иванов «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»....................................................................................................16
    3. П. А. Федотов «Сватовство майора»...................................................18
    4. И. Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван

16 ноября 1581 года»...............................................................................20

    1. В. М. Суриков «Утро стрелецкой казни»...........................................22
    2. В. В. Верещагин «Апофеоз войны»......................................................24
    3. Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича

в Петергофе».............................................................................................25

    1. В. Э. Борисов-Мусатов «Водоем».........................................................27
    2. В. Г. Перов «Тройка»..............................................................................29
    3. М. А. Врубель «Пан»...........................................................................31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История Государственной  Третьяковской Галереи

 

 

Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась она до наших дней. 

Датой основания Третьяковской  галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских  художников, задавшись целью создать  коллекцию, которая в будущем  могла бы перерасти в музей  национального искусства. "Для  меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего  желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных  искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие", - писал собиратель в 1860 году, добавляя при этом: "...я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников".  

 

Пройдут годы, и благие намерения  молодого коллекционера окажутся блистательно выполненными. В 1892 году Москва, а с  нею и вся Россия, получили в  дар от Третьякова большую (ок. 2 тысяч картин, рисунков и скульптур) и уже знаменитую галерею подлинных шедевров национального искусства.  

Вместе с собранием Павла  Михайловича в дар Москве была принесена и коллекция его  брата Сергея Михайловича, незадолго  перед тем скончавшегося, бывшего  в 1880-е годы московским городским  головой, тоже собирателем, но уже преимущественно  работ западноевропейских художников середины и второй половины XIX века. Ныне эти произведения находятся  в собраниях Государственного музея  изобразительных искусств имени  А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа.  

 

Третьяков - коллекционер был в  известном роде феномен. Современники немало удивлялись природному уму и  безукоризненному вкусу этого потомственного купца. Нигде специально не учившийся (братья Третьяковы получили домашнее воспитание, по преимуществу практического  характера), он обладал тем не менее широкими познаниями, особенно в области литературы, живописи, театра и музыки.

Третьяков никогда не работал с "суфлерами". Будучи близко знаком с огромным числом художников, писателей, музыкантов и со многими очень дружен, Третьяков охотно выслушивал их советы и замечания, но поступал всегда по-своему и решения свои, как правило, не менял. Вмешательства в свои дела он не терпел. Со временем высокий вкус, строгость отбора и, конечно же, благородство намерений принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет и дали ему "привилегии", которых не имел ни один другой коллекционер: Третьяков получил право первым смотреть новые работы художников или непосредственно в их мастерских, или на выставках, но, как правило, до их публичного открытия.  

 

Визит Павла Михайловича к художникам всегда был волнующим событием, и  не без душевного трепета все  они, маститые и начинающие, ждали  от Третьякова его тихого: "Прошу  Вас картину считать за мной". Что было для всех равнозначно  общественному признанию. Нередко  художники шли Третьякову на уступки, а Третьяков никогда не покупал не торгуясь, и снижали для него свои цены, оказывая тем самым посильную поддержку его начинанию. Но поддержка здесь была обоюдной.

 

Размах собирательской деятельности и широта кругозора П.М.Третьякова были поистине удивительны. Каждый год, начиная с 1856 года, в его галерею поступали десятки, а то и сотни работ. Третьяков, несмотря на свою расчетливость, не останавливался даже перед очень крупными тратами, если этого требовали интересы его дела.

Он покупал заинтересовавшие его  картины, невзирая на шум критики  и недовольство цензуры, как это  было, например, с "Сельским крестным ходом на Пасхе" В.Г.Перова или с "Иваном Грозным..." И.Е.Репина. Покупал, если даже не все в картине отвечало его собственным взглядам, но соответствовало духу времени, как то было с полотном того же Репина "Крестный ход в Курской губернии", социальная острота которого не вполне импонировала собирателю. Покупал, если против выступали очень сильные и уважаемые авторитеты вроде Л.Н.Толстого, не признававшего религиозной живописи В.М.Васнецова. Третьяков отчетливо понимал, что создаваемый им музей должен не столько соответствовать его личным (или чьим-либо) вкусам и симпатиям, сколько отражать объективную картину развития отечественного искусства. Может быть, именно поэтому Третьяков-собиратель более других частных коллекционеров был лишен вкусовой узости и ограниченности. Каждое новое десятилетие вносило в его коллекцию новые имена и новые веяния. Вкусы создателя музея развивались и эволюционировали вместе с самим искусством.

Отдавая, вольно или невольно, предпочтение современному искусству, Третьяков тем не менее с первых до последних шагов своей собирательской деятельности упорно отслеживал и щедро приобретал все то лучшее, что было на тогдашнем художественном рынке из работ русских художников прошедших эпох XVIII - первой половины XIX века и даже древнерусского искусства. Ведь он создавал, по существу, первый в России музей, отражающий весь поступательный ход развития русского искусства. Что не означает, что у Третьякова совсем не было просчетов и ошибок. Так, связывая свои надежды на великое будущее русской школы с творчеством передвижников, Третьяков почти не приобретал работы художников академического направления XIX века, и их искусство до сих пор слабо представлено в музее. Недостаточно внимания проявлял Третьяков и знаменитому Айвазовскому. В конце жизни собиратель явно с опаской присматривался к новым художественным тенденциям русского искусства 1890-х годов. Страстно любя живопись, Третьяков создавал в первую очередь картинную галерею, реже приобретая скульптуру и графику. Значительное пополнение этих разделов в Третьяковской галерее произошло уже после смерти ее создателя. И до сих пор почти все, что было приобретено П.М.Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.

Поначалу все, что приобреталось  Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось  в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке, купленного семьей Третьяковых  в начале 1850-х годов. Но уже к  концу 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.

С приобретением большой Туркестанской  серии картин и этюдов В.В.Верещагина, вопрос о постройке специального здания картинной галереи был решен сам собой. В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов (ныне залы № 8, 46, 47, 48) первое помещение Третьяковской галереи. Оно было воздвигнуто по проекту зятя Третьякова архитектора А.С.Каминского в саду замоскворецкой усадьбы Третьяковых и соединено с их жилым домом, но имело отдельный вход для посетителей. Однако быстрый рост собрания скоро привел к тому, что уже к концу 1880-х годов количество залов галереи возросло до 14. Двухэтажное здание галереи с трех сторон окружило жилой дом со стороны сада вплоть до Малого Толмачевского переулка. С постройкой специального здания галереи собранию Третьякова был придан статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для любого посетителя без различия рода и звания. В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве.

По решению Московской городской  думы, юридически теперь владевшей  галереей, П.М.Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем. Как и прежде, Третьяков пользовался почти единоличным правом отбора произведений, осуществляя покупки как на капитал, выделяемый думой, так и на свои собственные средства, передавая такие приобретения уже в качестве дара в "Московскую городскую художественную галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых" (таково было тогда полное название Третьяковской галереи). Продолжал Третьяков заботиться и о расширении помещений, пристроив в 1890-е годы к существующим 14 еще 8 просторных залов. Умер Павел Михайлович Третьяков 16 декабря 1898 года.

После смерти П.М.Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый думой.

В его состав входили в разные годы видные московские художники и  коллекционеры - В.А.Серов, И.С.Остроухов, И.Е.Цветков, И.Н.Грабарь. На протяжении почти 15 лет (1899 - нач. 1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина (1867-1959).

В 1899-1900 годах опустевший жилой дом Третьяковых был перестроен и приспособлен для нужд галереи (ныне залы № 1, 3-7 и вестибюли 1 этажа). В 1902-1904 годах весь комплекс построек был объединен по Лаврушинскому переулку общим фасадом, построенным по проекту В.М.Васнецова и придавшим зданию Третьяковской галереи большое архитектурное своеобразие, до сих пор выделяющее его среди прочих московских достопримечательностей.

В начале XX века Третьяковская галерея  становится одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Она  активно пополняется произведениями как нового, так и старого русского искусства. В 1913-1918 годах по инициативе художника и историка искусства И.Н.Грабаря, бывшего в те годы попечителем Третьяковской галереи, реформируется ее экспозиция. Если раньше новые поступления выставлялись отдельно и не смешивались с основным собранием П.М.Третьякова, то теперь развеска всех произведений подчиняется общему историко-хронологическому и монографическому принципу, соблюдаемому и поныне.

Новый период в истории Третьяковской галереи начался после национализации галереи в 1918 году, превратившей ее из муниципальной собственности в государственную, закрепив за ней ее общенациональную значимость.

В связи с национализацией частных  коллекций и процессом централизации  музейных собраний количество экспонатов в Третьяковской галереи к  началу 1930-х годов увеличилось  более чем в пять раз. В состав галереи влился ряд малых московских музеев, таких, как Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи И.С.Остроухова, частично Румянцевский музей. Одновременно с этим из состава галереи была выведена и передана в другие музеи коллекция произведений западноевропейского искусства, образованная из собраний С.М.Третьякова, М.А.Морозова и других дарителей.

За последние полвека Третьяковская галерея превратилась не только в огромный музей с мировой известностью, но и в крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей. Научные сотрудники галереи активно участвуют в разработке вопросов истории и теории русского искусства, устраивают многочисленные выставки как в нашей стране, так и за рубежом, читают лекции, проводят экскурсии, ведут большую реставрационную и экспертную работу, внедряют новые формы музейной компьютерной информатики. Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 200 тысяч томов книг по искусству; единственной в своем роде фото- и слайдотекой; оснащенными современной техникой реставрационными мастерскими.

Быстрый рост коллекции Третьяковской галереи уже в 1930-е годы остро ставил вопрос о расширении ее помещений. Пристраивались, где это было возможно, новые залы, перестраивались и включались в комплекс галереи примыкавшие к ее территории жилые дома и иные постройки. К концу 1930-х годов экспозиционные и служебные площади были увеличены почти вдвое, но и этого было мало для быстро растущего и развивающегося музея. Начали разрабатываться проекты реконструкции Третьяковской галереи, включавшие в себя то проект сноса всех соседствующих с галереей зданий и расширение ее вплоть до набережной Обводного канала (проект архитекторов А.В.Щусева и Л.В.Руднева, 1930-е), то постройки нового здания на новом месте и переноса в него всей коллекции Третьяковской галереи (здание на Крымском валу, архитектор Н.П.Сукоян и др., 1950-1960-е). В результате многих дискуссий было принято решение о сохранении за Третьяковской галереей исторического помещения в Лаврушинском переулке. В начале 1980-х годов началась его реконструкция и расширение при активной поддержке директора Третьяковской галереи О.К.Королева (1929-1992). В 1985 году вступил в строй первый корпус - депозитарий, где разместились просторные хранилища для произведений различных видов искусства и реставрационные мастерские; в 1989 году - второй, так называемый Инженерный корпус, с помещениями для временных выставок, лекционным и конференц-залами, детской студией, информационно-компьютерной и различного рода инженерными службами. Реконструкция основного здания, начавшаяся в 1986 году, была завершена в 1994 году и окончательно галерея открылась для посетителей 5 апреля 1995 года.

Информация о работе Отчет опосещении Государственной Третьяковской Галереи