Освоение содержания художественно-эстетического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:54, доклад

Описание работы

В 2012-2013 учебном году многие школы России продолжают переходить на обучение по новым общеобразовательным стандартам. Новые образовательные стандарты выделили в качестве приоритетных две стратегии современного образования — личностный и компетентностный подходы. Именно они на сегодня определяют уклад школьной жизни.
Эти подходы органически связаны между собой: компетентность, в отличие от требуемых предыдущей педагогической парадигмой знаний и умений, принадлежит к личностной сфере учащегося и является инструментом самореализации его личности.

Файлы: 1 файл

Семинар30.08.2012.docx

— 18.58 Кб (Скачать файл)

        Освоение содержания художественно-эстетического образования

  на основе внедрения новых технологий,  реализации системы проектов,

                       направленных на самореализацию обучающихся

 

               В 2012-2013 учебном году многие школы России продолжают переходить на обучение по новым общеобразовательным стандартам. Новые образовательные стандарты выделили в качестве приоритетных две стратегии современного образования — личностный и компетентностный подходы. Именно они на сегодня определяют уклад школьной жизни.

            

              Эти подходы органически связаны между собой: компетентность, в отличие от требуемых предыдущей педагогической парадигмой знаний и умений, принадлежит к личностной сфере учащегося и является инструментом самореализации его личности.

 

              Реформа системы образования внесла множество изменений в процесс обучения и воспитания школьников, ориентируясь, прежде всего, на требования, предъявляемые обществом к человеку «нового века», а именно: конкурентоспособность, целеустремленность, коммуникабельность, мобильность и профессионализм. Особая роль в формировании такой личности отводится системе общего образования. Образовательный процесс, способен удовлетворить потребности общества и государства в получении высококвалифицированных специалистов и достойных граждан своей страны.

 

            Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающим, свободе, родине, семье», чем на данный момент занимается нравственное и трудовое воспитание. Соблюдение этих принципов должно обеспечить оптимальные условия для разностороннего развития личности ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, формирования у него универсальных способностей. Эта цель ставится перед системой образования как приоритетная, тем самым упускается то, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности национальную и мировую культуру, успешную адаптацию в профессиональной среде, а значит и качественное применение полученных знаний. А это можно достигнуть только при хорошем эстетическом воспитании личности. Но, к сожалению, считается, что эстетическое воспитание школьников можно достигнуть и косвенным путем: в процессе изучения предметов, проведении культурно-развлекательных мероприятий и т.д.

                 

                Считается, что эстетическое воспитание будет более эффективным, при условии предоставлении учащимся возможности самостоятельно «открывать» законы красоты и гармонии и применять их в процессе собственной творческой деятельности. Таким образом, проводится более качественное получение и усвоение знаний, а также, развитие кругозора учащихся и воспитание чувств.

        

               В итоге же оказывается, что наличие только профессиональных качеств является недостаточным для успешной адаптации человека в современном обществе, а также его нормальной жизнедеятельности. Для достижения такого результата необходимо нравственное и эстетическое развитие личности.

 

               В художественно-эстетического образование школьников следует сделать упор на вербально-образное формирование эстетического идеала, т.к. оно имеет огромное значение для духовной жизни и практического поведения подростков и юношества.

 

              Новые социально-экономические условия и тенденции развития общества требуют существенного совершенствования образования в нашей стране, создания возможностей для реализации и развития прогрессивных технологий.

 

             Новая интерпретация целей и задач обучения, в которых художественно - эстетическая составляющая играет немаловажную роль потребовала использования нового комплекса форм и методов работы со школьниками. Педагогическая технология стала многооперационной. На вооружении современного, появился проект, как метод обучения, и в то же время - это самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя.

 

             Отличие метода проектов от других заключается в том, что он сочетается с самим обучением и сам по себе является учебным процессом, а не выступает лишь средством подачи знаний и умений. Метод проектов - это способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта.

 

             Метод проектов - это комплексный процесс, формирующий у школьника общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда, творческие способности и основанный на овладении ими способов преобразования материалов, энергий, информации, технологиями их обработки. С помощью чего у учащихся активно развиваются основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с «непослушными инструментами», «неподатливыми материалами», «умными конструкциями», технологическими системами и др.

             У учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умение выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна, способ изготовления объекта проектной деятельности.

           

               В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы. Причём в процессе работы над проблемой, предусматривается использование разнообразных методов; интегрирование знаний, умений из различных областей науки и техники, искусства. Работа по методу проектов включает чёткое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, распределение ролей при групповой форме работы. Результаты выполненных проектов должны быть реальными, ощутимыми. В случае теоретической проблемы должно быть найдено конкретное её решение, в случае практической проблемы - получен конкретный практический результат, готовый к применению.

 

             Результатами проектов могут быть изделия, услуги, системы, технологии, разработки по благоустройству окружающей среды и др. Навыки работы с материалами, инструментами и информацией учащиеся получают по мере необходимости для выполнения того или иного проекта.

При создании условий для эффективного эстетического  воспитания школьников нужно учитывать  психологические особенности, а  также познавательные и творческие способности детей конкретного  возраста.

 

             Целенаправленное формирование личности, конкурентоспособной

на рынке, способной подходить  к труду, ориентируясь на законы красоты  и гармонии в любой сфере человеческой деятельности – важнейшая задача, стоящая перед современной школой. За последнее годы эта мысль стала остро актуальной, еще и потому, что системе образования тяжело справиться с запросами общества, так как основные силы направлены на то, чтобы обеспечить школьников большим объемом энциклопедических знаний.

 

             Проблема формирования эстетического сознания и ценностных ориентаций молодежи приобретает особую остроту на современном этапе еще и потому, что неуклонное возрастание потока информации, усложнение борьбы в сфере эстетики и искусства, поиски новых возможностей, форм художественной выразительности – все это затрудняет восприятие подростками подлинных ценностей культуры. Конечно, учитель не может, да и не должен соревноваться с мощными мобильными источниками информации, которые питают современного школьника.

 

             Необходимо отметить, что именно художественно-эстетическая деятельность содержит наибольший обучающе-творческий потенциал. Данное утверждение подкрепляется концептуальными теоретическими выводами и многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии творчества. Так, по мысли Н.А. Бердяева, художественное творчество лучше, полнее всего раскрывает сущность творческого акта. Искусство – по преимуществу творческая сфера. Не случайно во всех сферах духовной активности творческий элемент принято называть художественным.    Художественное творчество, или искусство, есть деятельность практически духовная (создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и одна из составляющих эстетической деятельности. Другая ее составляющая – духовная деятельность, включающая эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждение и пр. Эстетическая деятельность в целом является креативной по форме, содержанию, существу. Она пронизывает все сферы человеческой практики – социальную, научную, трудовую и в наибольшей степени художественную, проявляясь наиболее полно и целостно, когда действия человека возвышаются до творчества  по законам красоты.

 

             Уроки художественно-эстетического цикла содержат в себе исключительную возможность интеграции предметно-практического и художественно-эстетического аспектов деятельности учащихся. В таком варианте происходит наиболее яркое воплощение и развитие эстетических качеств школьников.

 

Введение в метода проекта дает возможность учителю целенаправленно и эффективно осуществлять эстетическое воспитание учащихся.


Информация о работе Освоение содержания художественно-эстетического образования