Оперное искусство Италии от средневековья до наши дней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:25, реферат

Описание работы

В конце XVI века в Италии сложился художественный стиль барокко (от ит. barocco — странный, причудливый). Этому стилю были присущи выразительность, драматизм, зрелищность, стремление к синтезу разных видов искусства. Данные черты в полной мере проявились в опере, возникшей на рубеже XVI— XVII веков. Одно произведение соединяло в себе музыку, поэзию, драматургию и театральную живопись. Первоначально опера имела иное название: «драма для музыки», слово «опера» (opera) стало употребляться для подобного рода музыкально-драматических произведений только в середине XVII века.

Файлы: 1 файл

В конце XVI века в Италии сложился художественный стиль барокко.docx

— 28.31 Кб (Скачать файл)

 

Оперное искусство Италии от средневековья до наши дней

 

 

В конце XVI века в  Италии сложился художественный стиль  барокко (от ит. barocco — странный, причудливый). Этому стилю были присущи выразительность, драматизм, зрелищность, стремление к  синтезу разных видов искусства. Данные черты в полной мере проявились в опере, возникшей на рубеже XVI— XVII веков. Одно произведение соединяло  в себе музыку, поэзию, драматургию  и театральную живопись. Первоначально  опера имела иное название: «драма для музыки», слово «опера» (opera) стало  употребляться для подобного  рода музыкально-драматических произведений только в середине XVII века. Идея «драмы для музыки» родилась во Флоренции, в художественном кружке «Флорентийская камерата». Заседания кружка проходили  в камерной (от ит. camera — комната), домашней обстановке. С 1579 до 1592 года в  доме мецената и композитора графа  Джованни Барди (1534—1612) собирались просвещенные любители музыки, поэты, ученые. Его  посещали и профессиональные музыканты  — певцы и композиторы Якопо  Пери (1561 —1633) и Джулио Каччини (ок. 1550—1618), а также музыкальный теоретик и композитор Винченцо Галилей (ок. 1520—1591), отец знаменитого ученого  Галилео Галилея.

Идеал сочетания  слова и музыки члены Флорентийской  камераты находили в античном театре. Ранние флорентийские оперы сочинялись на сюжеты из античной мифологии. Первые дошедшие до нас произведения нового жанра — оперы «Дафна» (1598) и  «Эвридика» (1600) Я. Пери, в последней  автор сам исполнил партию Орфея. Пение сопровождал инструментальный ансамбль, который состоял из чембало (предшественник фортепиано), лиры, лютни, гитары и других музыкальных инструментов. У истоков оперы стояли также  итальянские композиторы Эмилио де Кавальери (ок. 1550— 1602) и Марко  да Гальяно (1582—1643), придворный капельмейстер  во Флоренции.

Новый жанр стал быстро развиваться, в первую очередь как  придворная музыка. Многочисленные итальянские  правители покровительствовали  опере, и такая забота объяснялась  не только любовью к прекрасному  — процветание искусств считалось  обязательным атрибутом могущества и богатства. В крупных городах  Италии — Риме, Флоренции, Венеции, Неаполе — сложились свои оперные  школы.

Лучшие черты  разных школ — внимание к поэтическому слову (Флоренция), серьезный духовный подтекст действия (Рим), монументальность (Венеция) — соединил в своем творчестве Клаудио Монтеверди (1567—1643) — первый классик оперы. Композитор родился  в итальянском городе Кремона  в семье врача. Как музыкант Монтеверди сложился еще в юности. Он писал  и исполнял мадригалы; играл на органе, виоле и других инструментах. В 1590 году Монтеверди был приглашен в  качестве певца и музыканта в  Мантую ко двору герцога Винченцо Гонзага, а с 1613 года поселился в  Венеции. Там композитор возглавил  капеллу собора Сан-Марко. Во многом благодаря Монтеверди в 1637 году в  Венеции открылся первый в мире публичный  оперный театр. Наиболее известны такие  оперы Монтеверди, как «Орфей» (1607) и «Ариадна» (1608).

Крупнейшим представителем венецианской оперной школы является младший современник Монтеверди, композитор Франческо Кавалли (1602—1676). С 1617 года — певчий, а затем органист и капельмейстер в соборе Сан-Марко  в Венеции. Ему принадлежат оперы  «Дидона» (1641), «Ясон» (1649), «Орион» (1653). Среди других представителей венецианской оперной школы отметим таких  композиторов, как Антонио Чести (1623—1669), автора свыше 100 опер, среди  которых особенно выделялась пышностью  постановки опера «Золотое яблоко» (1667) в духе итальянского барокко, и  Джованни Легрен-ци (1626—1690), известного своими операми «Этеокл и Полиник» (1675) и «Тотила» (1677).

Один из крупнейших оперных композиторов XVII века Жан  Батист Люлли (1632— 1687), итальянец по происхождению, стал основоположником французской оперной школы. Люлли создал классические типы лирической трагедии («Альцеста», 1674; «Тезей», 1675) и французской оперной увертюры, ему также принадлежит музыка к комедиям Мольера.

На рубеже XVII—XVIII веков центр оперного искусства  из республиканской Венеции переместился в королевский Неаполь. Придворный театр Сан-Карло стал центром  неаполитанской оперной школы во главе с композитором Алессандро Скарлатти (1660—1725). Его перу принадлежит  свыше свыше 100 опер, в том числе  такие известные, как «Причуды любви» (1690), «Коринфский пастух» (1701), «Великий Тамерлан» (1706), «Сципион в Испании» (1714), «Теле-мак» (1718).

Неаполитанская  школа культивировала жанр оперы-сериа (серьезной оперы) с условно-героическими сюжетами преимущественно из античной мифологии. На первый план в ней выдвигалась  внешняя, виртуозная сторона исполнения, самодовлеющее мастерство вокалистов. Опера превращалась в «концерт в  костюмах», в чередование блестящих  арий и связывающих их речитативов, что ослабляло драматическое  содержание. Эта тенденция проявилась еще в творчестве учителя А. Скарлатти, неаполитанского композитора и  педагога Франческо Про-венцале (ок. 1627—1704), автора героических опер «Кир» (1653) и «Артемисия» (1657), а также  комической оперы «Раб своей жены» (1671).

Вместе с тем  неаполитанская школа имеет неоспоримые  заслуги в развитии оперно-вокального искусства, форм арии и увертюры. У  более поздних представителей неаполитанской оперной школы заметно стремление преодолеть установившиеся штампы.

Отметим здесь творчество композитора и педагога Николы Порпора (1686— 1768), создавшего свыше 500 (!) опер-сериа, которые стали классическими  образцами жанра и виртуозного  стиля бельканто. Кстати, его учеником был выдающийся австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн.

Еще дальше от канонов  школы в своем творчестве отошел неаполитанец Никколо Йоммелли (1714—1774), автор опер «Артаксеркс» (1749) и «Фаэтон» (1753). В поздних операх-сериа «Армида» (1770), «Ифигения в Тавриде» (1771) Йоммелли осуществил реформу жанра — введение хоров, усиление драматургической роли оркестра, был прозван «итальянским Глюком».

Здесь также нельзя не отметить имя крупнейшего итальянского поэта и драматурга XVIII века Пьетро Метастазио (1698—1782). На его либретто написано огромное количество опер, причем не только итальянскими композиторами, но и Г. Ф. Генделем, К. В. Глюком, В. А. Моцартом, Ф. Й. Гайдном.

Многие итальянские  оперные композиторы успешно  работали за пределами Италии. Помимо уже упомянутого Ж. Б. Люлли, в  Париже был известен Эджидио Ромуальдо  Дуни (1709— 1775) — один из основоположников жанра французской комической оперы (опера «Добрая дочка», 1756). Много  лет проработал за границей (в Лондоне  и Дрездене) флорентиец Франческо  Мария Верачини (1690—1768), гастролировал  он и в других странах Европы. Верачини известен как автор опер «Адриан в Сирии» (1735), «Милосердие  Тита» (1737), «Розалинда» (1744), а также  как скрипач-виртуоз.

В Вене работали итальянские  композиторы Антонио Кальдара (ок. 1670—1736), автор опер «Ифигения в  Авлиде» (1718) и «Фемистокл» (1736), и  Антонио Сальери (1750—1825), несправедливо  обвиненный А. С. Пушкиным в отравлении Моцарта. Учениками Антонио Сальери  были великие композиторы Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист.

В середине XVIII века в Неаполе возник новый жанр —  опера-буффа (комическая опера). Этот реалистический жанр, народный по своим истокам  и социальному содержанию, веселый  по характеру, близкий по своим сюжетам  к городскому и сельскому фольклору, внес в итальянскую оперу живую  струю и сыграл значительную роль в распространении демократических  идей. Опера-буффа противостояла  придворно-аристократической опере-сериа  не только в Италии, но и во многих европейских странах, где оба  жанра итальянской оперы прочно утвердились в XVIII веке.

Родоначальником оперы-буффа  по праву считается представитель  неаполитанской оперной школы, рано умерший композитор Джованни Баттиста Перго-лези (1710—1736). Его опера «Служанка-госпожа» (1733) — первый классический образец  оперы-буффа. Большой славой пользовались также крупнейшие мастера оперы-буффа  — венецианец Бальдас-саре Галуппи (1706—1785), автор оперы «Деревенский философ» (1754), неаполитанские композиторы Джованни Паизиелло (1740—1816), автор оперы «Севильский цирюльник» (1782), и Доменико Чимароза (1749—1801), автор оперы «Тайный брак» (1792).

Опера итальянского композитора Никколо Пиччинни (1728—1800) «Чеккина, или Добрая дочка» (1760) наметила новое, лирико-сентиментальное направление  в жанре оперы-буффа. С 1776 года с  небольшими перерывами Н. Пиччинни жил  и работал в Париже, где возглавлял итальянскую оперную труппу. Его  сочинения послужили поводом  для музыкально-общественной борьбы сторонников старых и новых (К. В. Глюк) оперных традиций (т. н. «война глюкистов и пиччиннистов»).

Национально-освободительное  движение, всколыхнувшее Италию в  первые десятилетия XIX века, нашло отражение  и в оперном искусстве, вдохнув  в него веяние современной жизни. Новое направление в опере  сформировалось под влиянием итальянского литературного романтизма. Отказываясь  от традиционных мифологических сюжетов, итальянские композиторы обращаются непосредственно к человеку, к  его душевному миру. Творчество великого Джоаккино Россини (1792—1868) явилось  как бы связующим звеном в развитии итальянской оперы, завершая его  предшествующий этап и положив начало новой национальной школе. В комических операх композитора (лучшая из них —  «Севильский цирюльник», 1816), с их смелым, злободневным содержанием опера-буффа  достигла своего расцвета. Россини  обогатил также жанр серьезной оперы, переживавший в ту пору глубокий идейный  и драматургический кризис. В своем  творчестве Россини обратился к  героической тематике, отвечающей запросам современности, в его операх зазвучали  мощные хоры, появились динамичные ансамбли, красочным и выразительным  стал оркестр. Опера Дж. Россини «Вильгельм Телль» (1829) положила основание новому жанру героико-исторической оперы. Среди других произведений композитора  отметим такие оперы, как «Танкред» (1813), «Итальянка в Алжире» (1813), «Отелло» (1816), «Сорока-воровка» (1817), «Золушка» (1817), «Дева озера» (1819), «Семирамида» (1823).

К лучшим достижениям  мирового оперного искусства первой трети XIX века относятся оперы ярких  представителей итальянской романтической  оперной школы — композиторов Винченцо Беллини (1801—1835): «Сомнамбула»(1831), «Норма» (1831), «Пуритане» (1835) и Га-этано  Доницетти (1797—1848): «Любовный напиток» (1832), «Лючия ди Ламмер-мур» (1835), «Дон Паскуале» (1843). Отметим также творчество композитора  Саверио Меркаданте (1795—1870), автора оперы «Разбойники» (1836), и композитора  и музыковеда Джованни Пачини (1796—1867), автора опер «Сафо» (1840) и «Медея» (1843).

Однако в 40-е годы XIX века в итальянском оперном  искусстве наметился серьезный  кризис. Создав «Вильгельма Телля» в 1829 году, Дж. Россини опер больше не писал (хотя прожил еще почти 40 лет). В 1835 году умер молодой В. Беллини; тяжелая  болезнь негативно сказалась на творчестве Г. Доницетти. Сцены итальянских оперных театров наводнил поток посредственных опер, сочинявшихся многочисленными эпигонами. Произведения создавались, как правило, наспех, к очередному сезону, и тут же уходили в небытие.

Из идейно-драматического кризиса итальянскую оперу вывел  великий Джузеппе Верди (1813—1901), творчество которого явилось вершиной реализма в оперном искусстве XIX века. Арии и хоры из ранних историко-патриотических опер Дж. Верди «Набукко» (1842), «Эрнани» (1844), «Аттила» (1846) воодушевляли итальянский  народ в его борьбе за изгнание иноземных поработителей, за освобождение и объединение Италии. В классических операх «Риголетто» (1851), «Травиата» (1853), «Аида» (1871) получили дальнейшее развитие и углубление реалистические традиции итальянского искусства. Дж. Верди придавал большое значение качеству оперного либретто. Но лишь в конце своего творческого пути в лице известного итальянского композитора Арриго Бойто (1842—1918) Верди нашел либреттиста, отвечающего его требованиям. На либретто Бойто Верди написал  две оперы по мотивам произведений Шекспира — «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893). Кстати, опера самого Бойто «Мефистофель» (1868) пользовалась в Италии большим успехом.

В конце XIX века на итальянскую  оперную сцену выходит новое  направление — веризм (от ит. vera —  истинный, правдивый). Почва для возникновения  оперного веризма была подготовлена литературным движением с тем  же названием, близким к натурализму. Творческое кредо веризма — жизненная  правда. Стремление веристов к жизненно достоверным сюжетам и правдивому отображению в музыке душевного  мира обыкновенных людей определило яркую эмоциональную выразительность  и драматичность ряда созданных  ими произведений.

Подлинным манифестом веризма стала одноактная опера  итальянского композитора, уроженца Сицилии, Пьетро Масканьи (1863—1945) «Сельская  честь» (1888), написанная по мотивам одноименной  пьесы Джованни Верга. И «Сельская  честь», и созданная вслед за ней  опера Руджеро Леонкавалло (1857—1919) «Паяцы» (1892) имели огромный успех  у публики, вошли в золотой  фонд мирового оперного искусства.

Из других представителей этого направления отметим творчество таких композиторов, как Франческо  Чилеа (1866—1950), автора оперы «Адрианна  Лекуврер» (1902), и Умберто Джордано (1867—1948), автора опер «Андре Шенье» (1896), «Сибирь» (1903), «Мадам Сан-Жен» (1915).

К веризму в значительной мере примыкает и творчество выдающегося  итальянского композитора Джакомо  Пуччини (1858—1924). Однако ему удалось  выйти далеко за пределы оперного веризма, в традициях которого он начал творческую деятельность. По эмоциональной непосредственности воздействия музыки, по силе и яркости  драматического дарования Джакомо  Пуччини — прямой наследник Джузеппе Верди и подлинно итальянский  художник. Чрезвычайно плодотворным было сотрудничество Пуччини с поэтом и драматургом Джузеппе Джакоза (1847— 1906), на либретто которого были написаны такие знаменитые оперы, как «Манон Леско» (1893), «Богема» (1896), «Тоска» (1900), «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан», 1904).

В XX веке итальянские  композиторы ярче проявили себя в  формах инструментальной музыки, но это  не означает, разумеется, что опера  как жанр была забыта. В начале века продолжают работать представители  итальянской классической школы  Руджеро Леонкавалло (1857—1919) — оперы  «Заза» (1900), «Майя» (1910), «Королева роз» (1912), Пьетро Масканьи (1863—1945) — оперы  «Лодолетто» (1917), «Нерон» (1934), Джа-комо Пуччини — оперы «Чио-Чио-сан» (1904), «Девушка с Запада» (1910).

Автором 10 опер, из которых особым успехом пользовалась поставленная в 1904 г. в Турине опера  «Воскресенье» по роману Л. Н. Толстого, был композитор и пианист Франко Альфано (1876—1954). Он же завершил оставшуюся неоконченной оперу Дж. Пуччини «Турандот» (1925). Представитель музыкального футуризма, итальянский композитор Франческо  Прателла (1880—1955) создал оперу «Авиатор Дро» (1914).

Информация о работе Оперное искусство Италии от средневековья до наши дней