Общее понятие дизайна. Графический дизайн, как источник формирования всех видов искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:49, реферат

Описание работы

Сегодня, в начале XXI века, стало окончательно ясно, что дизайн, долгое время считавшийся чем-то воде умения «оформлять» предметно-пространственное оснащение нашей жизни - это искусство. Искусство нового этапа развития цивилизации, эры прав человека и рыночных отношений, основанных на приоритете потребительских ценностей в укладе жизни общества.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 55.09 Кб (Скачать файл)

Третий этап (1933-1960) был  достаточно печальным для развития дизайна в России: он перестает  быть интегрирующей творческой деятельностью, развитие которой определялось универсальной  концепцией (вне зависимости от специфики  объекта). Принцип стандартизации применялся не только к человеку, но и к создаваемой  искусственной среде. Стихия изобретательства, которая позволила отечественному дизайну достичь высот мирового признания, явно не вписывалась в  изменившуюся атмосферу. Дизайн как  единый процесс формообразования окружающей среды перестал существовать. Он был  расчленен на узко прикладные направления: инженерно-технический, предметно-бытовой  и декоративно-оформительский, которые  воспринимались как различные виды деятельности. Кончилась целая эпоха  единой эстетической концептуальности, которая не зависела от специфики  объекта.

Однако потенциал, накопленный  авангардом, еще какое-то время сказывался в проектных работах. В первую очередь в продукции графического дизайна: политических и киноплакатах, книгах, рекламе.

Четвертый этап развития дизайна  определяется по-разному: 60-80-е или 60-90-е  годы. Его начало характеризуется  безусловным интересом к наследию 20-хгодов. Созданный в 1961 году Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВHИИТЭ) начинает свою деятельность с издания журнала "Техническая эстетика" и выпуска тематических сборников, которые самым подробным образом обратились к первой волне русского авангарда, поставившей советский дизайн на одно из первых мест в европейской эстетике того периода, Это время возрождения художественного конструирования. Большое внимание уделялось разработке новой концептуальной базы дизайн - деятельности, обоснованию ее новых видов, органично отвечающих современным требованиям.

В 60-е годы были пересмотрены многие стандарты. Пристальное внимание было обращено на функциональные и  эстетические качества предметов народного  потребления. Пожалуй, можно сказать, что именно в то время дизайн получил  самый массовый заказ за весь период своего существования в нашей  стране. В связи с этим расширилось  поле деятельности и для рекламы. Развивается система специализированных изданий: «Книжное обозрение», «Рекламное приложение» к «Вечерней Москве», «Новые товары».

Значительно изменился внешний  вид периодических изданий. Во многом этот процесс происходит под влиянием западноевропейской школы графического дизайна. Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор - признаком стиля. Многие новые издания создаются по необычной методике - с первоначальной разработкой модульной сетки. Однако подобное «оживление» продолжалось сравнительно недолго. 70-е годы практически прервали заказ производства и бытовой сферы на профессиональный дизайн. Это было время критической реакции на авангард первой (1910-1920 годы) и второй волны (1950-1960 годы).

ВHИИТЭ сумел сохранить теоретическую школу, продолжая изучать опыт европейского дизайна и предлагая свои концепции. Это ясно видно по информационным выпускам и журнальным публикациям. Огромный научный потенциал был также накоплен и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им В. И. Мухиной Их деятельность позволила уже вначале 80-х годов, когда запрос на дизайн резко вырос, сформулировать и обосновать типологическую матрицу современного дизайна, а также применить на практике собственные концепции, в частности концепцию системного дизайна, возможного провозвестника эпохи единой проектной концептуальности. В конце 80-х - начале 90-х годов появление предприятий частных форм собственности, развитие отношений конкуренции, с одной стороны, и коммерциализация прессы, с другой, возродили российскую рекламу как одно из важнейших средств массовой коммуникации. Появились чисто рекламные издания («Центр Plus», «Экстра М» и др.) и многочисленные рекламные агентства. Соответствующие отделы были созданы практически во всех средствах массовой информации и крупных фирмах. В связи с этим в значительной степени повысился интерес к дизайну вообще и к графическому дизайну в частности. Однако общие тенденции развития данного вида деятельности привели к тому, что дизайн воспринимался исключительно в узко прикладном значении данного термина либо как промышленный, либо как графический дизайн, - все так же лишенный единой концептуальности, которая была традиционна для российского дизайна в период его возникновения и взлета в 20-е годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Современные тенденции  развития графического дизайна.  Графический дизайн и полиграфия.

 

Полиграфия, являясь одной  из наиболее развивающихся в современном  информационном мире отраслей, использует в своих технологиях последние  достижения электроники, вычислительной техники, автоматики, физики, химии  и других наук. Элементом ее структуры является и дизайн, и другие виды искусства. На протяжении своего многовекового существования она постоянно впитывала и интегрировала для своих внутренних целей все новые достижения общественного развития, и исторически была тесно связана с развитием художественной культуры. Об историческом развитии полиграфических технологий рассказывают многие исследователи.

Основная задача, которую  решают в настоящее время полиграфические  технологии - это достижение высококачественной печати цветных изображений не только максимально приближающих воспроизведение цвета к оригиналу, но и рождающих новые художественно-образные возможности, благодаря развитию и использованию современных цифровых технологий, усиливающих выразительность дизайн - объектов. Цель современного процесса технологий цветоделения в полиграфии - обеспечение высококачественной передачи тонального и цветового изображения на оттиске.

Процесс цветоделения, позволяющий  воспроизводить всю тональную и  цветовую гамму изображения, - один из важнейших процессов, влияющих на художественно-образную выразительность  объектов графического дизайна. Цветоделение является наиболее важным, завершающим  этапом полиграфии, закладывающим основы в производство окончательного вида выпускаемой продукции. Передача цветового  и тонального изображения при  производстве полиграфической продукции  всегда была сопряжена с проблемой  несоответствия художественных образов  готового изделия графическому оригиналу. Именно изменение технологий цветоделения, используемых в полиграфии, значительно повлияло на развитие художественного образных приемов в графическом дизайне. Цвет по определению выступает, как «свойство тела вызывать зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого им видимого излучения; окраска». Поэтому цветное изображение является одной из базовых форм эмоционального восприятия и оценки объекта.

Многие теоретики дизайна  придавали большое значение роли цвета в создании художественного  образа графического произведения (И. Иттен, В. Кандинский, Л. Миронова и др.), но они не сопоставляли колористическое решение графического оригинала с качеством цветового решения полиграфического воспроизведения. Специалисты полиграфической промышленности занимались в основном проблемой качества самой печати (С. Стефанов, В. Тихонов, М. Синяк и др.). Они не выясняли взаимосвязи цветоделительной технологии и художественного образа как неотъемлемых компонентов дизайна полиграфических изделий.

Проследив исторические формы  развития цветоделительных технологий, можно через сопоставительный анализ выявить, как менялся художественный образ изделий графического дизайна, и какие требования современное  полиграфическое производство предъявляет  к специалисту - дизайнеру в связи с качественными изменениями цветоделительных технологий.

Стремительное развитие компьютерных технологий и внедрение настольных издательских систем привело к тому, что все этапы допечатной подготовки дизайн - изделия - обработка иллюстраций, верстка, цветоделение - чаще всего приходится выполнять одному человеку, специалисту по графическому дизайну. Поэтому исследование процесса подготовки графического оригинала к печати и роль дизайнера в этом процессе вызывает повышенный интерес как практиков, так и теоретиков дизайна.

На зависимость развития графического дизайна от условий  общественно-исторического прогресса  и его факторов указывает искусствовед в области дизайна И. Н. Стор: «Каждый шедевр графического дизайна аккумулирует в себе знания философии, мифологии, истории, религии, политики, экономики, технологии, знание информационных компьютерных технологий. Философия, искусство, в том числе и графический дизайн, отражая фундаментальные основы и противоречия каждой эпохи, являются квинтэссенцией ее культурно - исторического развития». Тем самым, графический дизайн отражает условия развития общества и отвечает его изменившимся потребностям, определяет и перспективные элементы его прогрессивного развития.

Возникновение промышленного  книгопечатания было тесно связано  с формированием графического дизайна. Фактически, он возникает одновременно с началом развития специфических  печатных технологий, совершенствование  которых позволяло дизайнерам-графикам полнее воплощать свое исполнительское  мастерство. В течении ряда веков ксилография в резцовая гравюра на металле применялись для иллюстрирования книг и создания разноплановых художественно - графических работ. Все классические гравюрные техники так или иначе были связаны с большими физическими усилиями, прилагаемыми для резьбы при создании графического оригинала. С изобретением фотографии гравюра практически перешла в мастерские художников и стала служить, в первую очередь, творческим художественным целям. Фототехнологии значительно ускорили процесс подготовки графического оригинала к печати, создали возможность перехода на особую систему цветоделения (растрирование) графического объекта, изготовления фотоформ, перехода на полноцветную печать четырьмя основными цветами. Термин «фотография» происходит от греческих слов, означающих «светопись» или «писание светом». Таким образом фотография расширила выразительные средства изображения и послужила основой для создания новых технологий. Изготовление печатных форм фотомеханическими способами предусматривает получение с воспроизводимого оригинала негативов и диапозитивов. Появилась целая индустрия, создававшая фотооборудование для полиграфической промышленности. Фотоизображения активно стали применяться как иллюстративный материал: «Там, где словами не удается передать действительность, а живопись не в состоянии изобразить уходящее мгновение, на помощь приходит фотография, которой доступно и то, и другое. На снимке можно запечатлеть происходящее во всех деталях и одновременно передать искреннее и глубокое чувство».

На смену фототехнологиям пришли компьютерные технологии, которым предшествовал длительный (с XIV века) исторический процесс поиска возможностей цветового и тонального воспроизведения оттиска на бумаге, так и других носителях.

С развитием рыночных отношений  в России и внедрением цифровых технологий (в проектировании - издательских компьютерных программ, в полиграфии, новых видов оперативной цифровой печати) обозначился новый этап в практике отечественного дизайна. С внедрением компьютерных средств развитие технологий растрирования расширило возможности допечатной подготовки изделия, а персональные компьютеры с множеством специализированных пакетов компьютерной графики сделали профессию дизайнера внешне легко доступной и одной из самых популярных.

В методическом руководстве  ВНИИТЭ (2-е изд. 1994 г.) подчеркивается, что каждый новый этап развития дизайна  взаимосвязан с развитием общества и научно-техническим прогрессом. Профессиональные принципы дизайна, категории дизайнерского мышления и деятельности находятся в постоянном движении, изменяясь по мере развития дизайна и появления новых методов. Дизайнеру, работающему в области полиграфии, уже недостаточно быть просто художником-графиком. От него требуется владение пакетом программного обеспечения со знанием специфики машинного комплекса данной типографии, знание процессов допечатной подготовки издания, знание основ полиграфического производства и т.д.

Зачастую современный  график-дизайнер является единственным человеком, который выполняет весь комплекс работ по подготовке макета к печати: от подбора исходных материалов и перевода их в цифровую форму, считываемую  компьютером, до получения готового изделия, в данном случае - оригинал макета, подготовленного к выводу на печатающее устройство, без изменений его первоначального замысла. От его профессиональных навыков напрямую зависит качество готового продукта и реализация творческого потенциала с помощью компьютера. Перед дизайнером открываются новые возможности поиска выразительности художественного образа, что содействует эффективной допечатной подготовки дизайн - проекта к полиграфическому воспроизводству. Это справедливо подметила Р. Дерева: «Компьютерные технологии, переживающие в настоящее время период интенсивного развития, обогатили возможности дизайнеров в такой степени, которая редко достигалась средствами других наук».

Компьютерная графика  - это создание при помощи аппаратных и программных средств компьютерной техники новых шрифтов, графических изображений (как черно-белых, так и цветных), мультипликационных изображений, сложных изобразительных монтажей, применяемых в полиграфии в качестве электронных оригиналов. Динамичное развитие компьютерной графики расширяет область ее применения, но размывает границы интерпретации термина «графический дизайн» (сам термин - неустоявшийся, и его нелегко отграничить от электронного монтажа, коллажа, мультимедиа, мультипликации, дизайна и художественного компьютерного искусства). Сегодня разработаны специализированные «издательские» пакеты компьютерной графики, названия которых хорошо знакомы дизайнеру: Photoshop , Illustrator , PageMaker , Quark Xpress и др. Создание дизайнерами изображения средствами компьютерной графики во многом повторяет работу над творческим воплощением идеи при помощи средств ручного письма. То и другое - творческая работа, включающая в себя технологические приемы. Техника - всего лишь инструмент, позволяющий ускорить творческий процесс и предоставляющий новые возможности для материализации результата. Широко внедряющиеся автоматизированные системы «компьютер - печатная форма» позволяют создавать печатное изображение на основе цифровых данных, полученных непосредственно с электронного носителя или компьютера.

Информация о работе Общее понятие дизайна. Графический дизайн, как источник формирования всех видов искусства