Общее понятие дизайна. Графический дизайн, как источник формирования всех видов искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:49, реферат

Описание работы

Сегодня, в начале XXI века, стало окончательно ясно, что дизайн, долгое время считавшийся чем-то воде умения «оформлять» предметно-пространственное оснащение нашей жизни - это искусство. Искусство нового этапа развития цивилизации, эры прав человека и рыночных отношений, основанных на приоритете потребительских ценностей в укладе жизни общества.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 55.09 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1. Общее понятие дизайна. Графический дизайн, как источник формирования всех видов искусства.

 

1.1 Понятие дизайна как  искусство XXI века.

 

Сегодня, в начале XXI века, стало окончательно ясно, что дизайн, долгое время считавшийся чем-то воде умения «оформлять» предметно-пространственное оснащение нашей жизни - это искусство. Искусство нового этапа развития цивилизации, эры прав человека и  рыночных отношений, основанных на приоритете потребительских ценностей в  укладе жизни общества.

Профессионально - для специалистов, работающих в дизайне - это означает наличие ряда специфических навыков  и установок творческой деятельности и пересмотр многих ортодоксальных положений эстетики. И главное  новое понимание категории «художественный  образ», венчающей работу художника.

Вместо привычной «единственности» произведения художественного творчества преднамеренное тиражирование дизайнерской продукции. Вместо активно выраженной духовности опосредование «высокого» через внешне непритязательные житейские потребности, синтезирующие «естественные» и нравственные начала. Вместо подчеркивания исключительности, даже недостижимости идеала - уверенность, что идеальное есть норма, выражение оптимизма на уровне «смысла бытия».

Начавшись как узкая, но самостоятельная  часть процесса производства нужных людям вещей, где «полезность» изделия  обязательно включала его «красоту», дизайн за 100 лет своего существования  перерос в идеологию целенаправленного  преобразования присущей человеку жажды  прекрасного в технологию внедрения  прекрасного во все стороны нашей  жизни - от тысячелетиями скрывавшихся от посторонних «низких» физиологических  подробностей жизни до почитавшейся недостойным одухотворения рутины бытовых и трудовых процессов. Лозунг «полезное должно быть прекрасным», выдвинутый дизайном на заре своего становления, сменился убеждением: «прекрасное и есть полезное».

Жизнеутверждающий пафос  новой формы творчества превратил  дизайн в самое востребованное, самое  распространенное и самое «влиятельное»  из искусств: отныне ни одна область  деятельности, где форма продукции  имеет решающее значение для потребителя - кулинария, сервис, парикмахерское дело, не говоря уже о традиционно ориентированных  на визуальное качество портных и  декораторах - не может избежать идеологического  пресса дизайна, не может игнорировать его технологии, не в состоянии преодолеть навязанные им «техногенные» представления об эстетическом идеале.

Однако время полномасштабной  оценки дизайна как сферы художественного  творчества еще не пришло - слишком  мал срок его существования. Но уже  вполне возможно говорить о видимых  глазу накоплениях и победах: разнообразии способов врастания дизайна  в жизнь общества и «секретах» преобразования прагматических компонентов  цивилизации в ее художественные ценности.

Дизайн, как явление общественной жизни, буквально пронизал все сферы  человеческого творчества, перерастая сегодня в еще более общую  категорию - «проектная культура». В  пределах этого явления традиционные художественно- промышленные профессии - гончары, мебельщики, сапожники, ювелиры - превратились в относительно обособленный отряд «прикладников», поддерживающих главную ударную силу - художников-модельеров промышленного и графического цехов. Более того, дизайнерами стали и всегда считавшиеся самостоятельными зодчие. Ибо появилась и утверждается новая профессия - дизайн среды, лишившая архитекторов львиной доли их продукции.

По сути дела, декоративно-прикладное искусство, некогда признанная всеми  самодостаточная сфера культуры, уступило позиции новым проектным структурам развивающегося общества, поскольку значимость до поры скрытых в произведениях и идеях прикладного искусства.

Идейно - общественных взаимоотношений  человека и его среды обрела свои истинные масштабы.

Первый слой причин этого  явления относительно очевиден, трансформация  ролей, традиционно разыгрываемых  «чистым» искусством, идейно - нравственного  выразителя идеалов общества или  его отдельных групп и развлечения, «украшателя» жизни. Внешне неразрывно слитые - фрески Рафаэля олицетворяли образы гуманизма и духовности и  были частью дворцового убранства, в  условиях информационной революции  и нивелирования уровня личного  достатка в жизни целых наций  эти роли как бы обособились. Мы сегодня  черпаем жизненные ориентиры  из газет и телепередач, а «красоту»  покупаем в салонах и бутиках  в виде абстрактных декоративных и цветочных композиций. Способствовал  этому и добровольный отказ большинства  живописцев и скульпторов от фигуративного «реализма», переход их в веру абстракционизма, резко поднявшего планку узкоспециализированного мастерства (гармонизация формы, колористические изыскания, выразительность фактуры и т.д.), но убравшего из произведений искусства наглядное содержательное начало.

Иными словами, искусство  постепенно отказывается от почти ритуальной для него тоги учителя, заменяя ее далеко не однозначной ролью «выразителя  предметной сущности», детонатора скрытых  ощущений, опускаясь тем самым  до декоративного «оформления» жизненного пространства, т.е. вплотную примыкая к  епархии прикладного художества.

Другой слой - связанное  с промышленной революцией становление  дизайна в нынешнем его понимании. Машинные методы труда заставили  художников отойти от прямого ручного  формирования вещей и изделий, перенести  главную долю проектной работы в  «домашнюю» часть производственного процесса - эскизы, чертежи, технические условия. Отделение специалиста, проектирующего форму вещи, от рутины ее непосредственного изготовления оказалось чрезвычайно эффективным - художники и производственники стали концентрировать усилия каждый на своем поле, а качество массовой продукции избавилось от случайностей ремесленного труда. Издержки - удручающее сходство однажды запрограммированных образов - искупались возможностями частой модернизации моделей и программ в соответствии с потребностями и вкусами заказчика (покупателя).

Столь выгодный метод работы позволил распространить дизайн - как проектирование облика товарной массы - на все элементы человеческого окружения, среди которых привычные посуда, одежда, утварь стали лишь малой частью. И естественно, что заполнившие среду нашего обитания красивые и выразительные станки, ткани, самолеты, инструменты, игрушки стали спорить с эстетическим диктатом произведений «чистого искусства». Вещи вокруг нас начали формировать собственный, организованный по законам «их» красоты предметный мир, ставший своего рода произведением нового виде искусства - средового. Искусства, не боящегося вступать в творческий контакт с архитектурным пространством, а то и спорить с его возможностями.

Третий слой - изменение самого человека. Замкнутый раньше в рамках национальных культур и сословных предпочтений, человек становится все более мобильным во всех смыслах, спокойно усваивает обрушившийся на неге калейдоскоп чужих обычаев и верований, приветствуя смену мод, концепций и символов, которые размывают традиционные нормы поведения и восприятия действительности.

Все это входит как составная часть в четвертый слой - капитальное движение общества от парадигмы «стихийного воспроизводства» к «проектной» парадигме. Сегодня человечество убеждено, что новое должно быть лучше, эффективнее старого, и это «лучше и эффективнее» можно и нужно предвидеть и конструировать. В результате, поле деятельности профессионального предсказателя будущего, проектировщика - дизайнера, расширилось беспредельно, что объективно совпало с научными и производственными возможностями общества и с путями развития той формы его идеологии, которую называют словом «искусство».

 

 

 

 

1.2 Понятие графического  дизайна и его виды.

 

Графический дизайн - проектно-художественная деятельность, направленная на создание или изменение визуально-коммуникативной среды, в соответствии с определёнными задачами и требованиями.

История графического дизайна, в целом, неотделима от истории человеческой цивилизации. Даже самые древние  и примитивные рисунки человека можно отнести к сфере первоначального  развития графического дизайна. Тем  не менее, более предметно можно  говорить о истории графического дизайна лишь в том случае, если взять за первоначальный этап - само начало развития графического дизайна как отдельной сферы деятельности, относящейся к числу художественных и профессиональных дисциплин.

В данном ключе можно говорить о истории графического дизайна как о становлении отдельной сферы деятельности человека, направленной на визуально - коммуникативное представлении информации. Действительно, если попытаться определить саму суть развития графического дизайна - станет совершенно ясно, что с течением времени человек все ближе подходил к осознанию того, что очень часто выражение информации (мысли, призыва, предостережения) посредством графического изображения - гораздо более эффективно, нежели текст или устная речь.

Примером являются различные  общепринятые предупредительные знаки, эффективно передающие необходимый  минимум информации за очень короткое время. Изучение даже краткой истории  графического дизайна предоставляет  возможность увидеть постепенный пусть становления и развития графического дизайна как отдельной отрасли деятельности человека.

Тем не менее, необходимо отметить тот факт, что данная отрасль является смежной очень многим иным сферам. Речь идет об изобразительном искусстве, геометрии, техническом черчении т.д. Совершенствование данных отдельных  областей и создало основные предпосылки  развития графического дизайна в  современном виде. Кроме того, очень часто под графическим дизайном понимают комплексную деятельность, включающую в себя вёрстку, использование типографского оборудования и специальных графических программ с целью получения конечного результата. И этот конечный результат, собственно, и называют результатом работы графического дизайнера, не смотря на то, что данный результат, включает в себя также деятельность специалистов совершенно иных сфер.

В истории развития графического дизайна одну из ключевых ролей играет наступление эпохи книгопечатания. Действительно, именно широкое распространение типографского оборудования создало наиболее существенные предпосылки развития графического дизайна в его современном комплексном виде.

В Европе история развития графического дизайна берет свое начало в позднее Средневековье, когда первые печатные станки стали относительно доступны издателям (история же графического дизайна в России начинается несколько позже, нежели в Европе, что, тем не менее, в ключе изучения краткой истории графического дизайна, можно посчитать несущественным).

Несмотря на то, что первые книгопечатные машины были крайне примитивны, их продукт и следует считать  первым в современной истории  развития графического дизайна.

Необходимо отметить тот  факт, что дальнейшее влияние на развитие сферы мирового графического дизайна оказало появление цифровых технологий и создание компьютеров, предоставивших графическим дизайнерам новейшие инструменты, позволившие  кардинально изменить сам процесс  работы за счет первоначальной обработки  информации исключительно в цифровом виде.

В целях рассмотрения краткой  истории графического дизайна необходимо отметить, что сегодня в мире существует значительное число отдельных школ графического дизайна:

Русский конструктивизм - пожалуй, наиболее заметное явление в истории  графического дизайна в России (20-е  годы XX в.), Американская рекламная графика (30-50-е годы XX в.), Швейцарская школа графики (50-70-е годы XX в.) и др.

Тем не менее, существуют и  организации, призванные содействовать  становлению единой системы мирового графического дизайна. Речь идет, прежде всего, о Всемирной организации - ICOGRADA(Россия в ней представлена Академией графического дизайна, чья деятельность играет сегодня ключевую роль в истории графического дизайна в России).

Основы графического дизайна - базовые методы создания конечного продукта графического дизайна: веб - дизайн, реклама, упаковка, печатные изделия и т.п. С учетом того факта, что графический дизайн - комплексная сфера, тесно связанная с такими областями деятельности как изобразительное искусство, типографская вёрстка, черчение и техническое проектирование - становится очевидно, что основы графического дизайна - сфера обширная, включающая в себя методики и инструменты, свойственные ряду иных смежных сфер.

Элементы графического дизайна. По аналогии с определением основы графического дизайна - понятие элементы графического дизайна также включает в себя значительное число универсальных объектов, таких как, к примеру, таблицы, рамки, геометрические фигуры, шрифты, и т.п.

Универсального перечня  не существует, т.к. сфера элементы графического дизайна, так же обширна, как сфера  стили графического дизайна или  средства графического дизайна.

Стили графического дизайна. В вопросе - стили графического дизайна также не существует перечня, который можно было бы назвать исчерпывающим. Дело в том, что появление новых стилей - такой же естественный процесс, как совершенствование технической и методологической базы современного графического дизайна. (рис. 1)

Информация о работе Общее понятие дизайна. Графический дизайн, как источник формирования всех видов искусства