Общая харастиристика творчества импрессионистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:20, реферат

Описание работы

Цель написания реферата – показать, как отразились в творчестве импрессионистов важнейшие идейно – эстетические проблемы второй половины 19 века.
Для достижения указанной цели в работе сформулированы следующие основные задачи:
- дать общую характеристику импрессионизму, рассмотреть возникновение направления;
- раскрыть тему современного промышленного города в творчестве импрессионистов, значение женских образов в творчестве импрессионистов, изображение людей городского дна, отверженных буржуазным обществом;

Содержание работы

Введение
1. Возникновение импрессионизма. Общая характеристика творчества
2. Тема современного промышленного города в творчестве импрессионистов
3. Женские образы в творчестве импрессионистов
4. Изображение людей городского дна, отверженного буржуазным обществом
5. Значение творчества импрессионистов в мировой культуре
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

общая характеристика творчества.docx

— 45.87 Кб (Скачать файл)

Портреты О. Ренуара не отличаются сложным внутренним психологизмом, присущим его предшественникам, но особое очарование придает им ощущение сиюминутности происходящего. 

 

4. Изображение людей  городского дна, отверженного  буржуазным обществом 

 

Но не всем представителям импрессионизма присуще жизнерадостное восприятие мира.

Ряд новых творческих задач поставил перед собой Эдгар Дега (1834-1917). Он примыкал к направлению импрессионистов, хотя его живописные приемы были иными. В центре искусства этого художника  стоит изображение человека. Он писал  людей различных общественных слоев: модисток, прачек и гладильщиц за работой, балерин в минуты отдыха, на репетициях или во время выступлений на сцене; бытовые сценки - в кафе, на улице, на скачках.

Дега умел подметить необычный  выразительный жест, найти редкий угол зрения (сверху или сбоку), сообщающий изображению остроту и новизну. При первом взгляде на его полотна  кажется, что это случайно увиденный, как бы выхваченный кусок действительности. На самом деле в них всё тщательно  продумано. Вот этой четкой композицией, а также вниманием к определенности и четкости линий произведения Дега отличаются от работ других импрессионистов.

Цель своего творчества французский  художник видел в воплощении правды жизни, которая была для него слишком  значительной, чтобы нуждаться в  приукрашивании. Каждое его произведение - итог длительных наблюдений и такой  же упорной работы по их претворению  в законченный образ.

Дега – внимательный наблюдатель, быстро и точно схватывая все  характерно выразительное в беспокойной  калейдоскопической смене жизненных  ситуаций, передавая ритм жизни большого города, создает своеобразный вариант  бытового жанра, посвященный городу.

К реалиям современного города Дега ищет подход, напоминающий приемы будущего кино: кадрирование, показ фрагментов, наезды камеры.

Интерес Дега к современной жизни  распространялся не только на людей, но и на технические новинки своего времени, от нового способа гравировки сухой иглой с применением  электричества до фотографий Эдварда  Мейбридта. Дега и сам был искусным фотографом.

Некоторым его работам свойственна  почти фотографическая бесстрастность персонажей. Для картин Дега, начиная  с 70-х гг., также очень типично  умение найти неожиданно свежую точку зрения на изображаемое событие, решительно ломающую традиционные каноны академически построенных композиций. Интерес к узкопрофессиональной характерности движений, поз, жестов, свобода от какой – либо поэтизации – характерная черта ряда полотен Дега.

Также, Эдгар Дега, вновь обращаясь  к забытой пастели, гуаши, даже к  темпере (которой писали декорации), пытаясь преодолеть ограниченность масляных красок. Совершив революцию  в формировании пространства внутри картины, он занялся внешней средой, окружавшей картины, включая оформление и освещение выставочного зала.

За сдержанностью и ироничностью Дега просвечивается беспокойный ум и обостренная чувствительность. Он единственный среди импрессионистов  давал доступ в живопись безотказным  настроениям, хотя и здесь оставался  сдержан.

И вместе с тем при всей своей  специфической односторонности  и, может быть, в связи с этой односторонностью искусство Дега обладает особой силой, художественной убедительностью  и содержательностью. В своих  наиболее значительных картинах Дега с большим мастерством раскрывает в косвенно ассоциативной форме  сложный мир внутреннего состояния  человека, атмосферу отчужденности  и одиночества, столь характерные  для общества, в котором живет  Дега.

Так, уже в небольшой картине  «Танцовщица перед фотографом»  Дега изобразил одинокую фигурку  танцовщицы из кордебалета, застывшей  в хмуром тусклом ателье в заученно беспомощной танцевальной позе перед  громоздкой тумбой тогдашнего павильонного фотографического аппарата. Почти гротескной остротой характеристики отличается его  пастель «Певица из кафе».

Дух горечи и одинокой безнадежности  с особой силой сумел выразить Дега в своем «Абсенте». В тусклом  освещении уголка пустого кафе Дега изобразил две одинокие фигуры мужчины  и женщины, полных неопределенного  унылого безразличия друг к другу  и к окружающей их пустоте. Усталое  беспокойство фактуры, как бы пыльная  вялость колорита, однотонность которого едва нарушается цветом полувыцветшей розовой кофты женщины, мутное, зеленоватое мерцание бокала с абсентом удивительно гармонируют с печальной безнадежностью лица женщины, с ее поникшей позой, с сумрачной задумчивостью бледного, одутловатого лица бородатого мужчины.

Сумрачная коричневато-жёлтая гамма, убогая посуда, пустые столики воспроизводят  обстановку дешёвенького парижского кафе, которое служит единственным приютом  для двух отверженных в огромном враждебном им мире. С сочувствием  и глубоким психологизмом художник раскрывает традицию людей, соединенных  общим несчастьем.

Полотно «Абсент» написано в совершенно иной манере, нежели другие работы Э. Дега. Здесь нет места светлому цвету, неуместна улыбка, весёлое слово.

И в других лучших работах Дега также явственно звучит, как это  было в «Абсенте», тема одиночества  и безнадежности, тема чуждости и  враждебности человеку жизни большого города. В какой-то мере к этой линии  в творчестве Дега могут быть отнесены и его «Гладильщицы белья», передающие ощущение безрадостной тяжести подневольного  труда, и некоторые другие композиции.

Интерес Дега к характеру человека, к своеобразной выразительности  его поведения, мастерство динамической композиции, заменяющей традиционно  построенную композицию принципом  нахождения наиболее выразительной  точки зрения как бы в самом  движении жизни, отличают его искусство  от более созерцательного подхода  к миру других художников – импрессионистов - Клода Моне, Сислея, да в известной мере и Ренуара. Такова его более ранняя «Контора по приему хлопка в Новом Орлеане», вызвавшая естественной жизненностью и общей правдивостью своего решения восхищение Гонкура. Остротой восприятия, точной выразительностью в передаче характера движения отличается картина, изображающая акробатку под куполом цирка («Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо»). Таковы и выполненные пастелью «Танцовщицы в фойе» – блестящий анализ смены разнохарактерных движений в пределах одного мотива [14, с. 65].

Для Дега, прежде всего, интересен  человек. Это был единственный импрессионист, отразивший в своих работах окружавшую жизнь – жизнь посетителей  ночных кафе, танцовщиц.

Оценивая творчество Эдгара Дега, начинаешь чувствовать, насколько  остро и динамично художник воспринимал  окружающую его жизнь во всем ее многообразии. Именно такое восприятие отразилось в его работах, которые  не оставляют человека равнодушным, производят сильное впечатление, вызывают душевный трепет. По-моему, Дега удалось  главное – передать в своих  произведениях непосредственное впечатление  от современного ему города с его  подвижной, импульсивной и разнообразной  жизнью. При взгляде на картины  Дега ощущаешь, что он запечатлел мгновение… Мгновение из жизни людей. Людей простых, далеких от сильных мира сего. В отличие от официального искусства, он поражал зрителя строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур, с характерным поведением и обликом натур. Отход от реалистического романтизма, стремление к самовыражению через чувства отображаемыми на холсте, привели Дега в ряды выдающихся художников современности.

5. Значение творчества  импрессионистов в мировой культуре  

 

В истории мировой культуры импрессионизм  оставил яркий, неповторимый след, оказав глубокое воздействие на обогащение чувства прекрасного. Для человека XIX столетия осмысление импрессионистических открытий равнозначно, прежде всего, приобщению к тайне мгновения, и к многоликому  сиянию уникальных проявлений бытия.

Реалистический характер и художественное обаяние исканий импрессионистов  бесспорны. Решающее значение для судеб художественного развития Франции и Западной Европы в целом имели новаторские реалистические искания Эдуарда Мане и Огюста Родена, остро выразительное искусство Эдгара Дега и, наконец, творчество группы художников, наиболее последовательно воплотивших принципы искусства импрессионизма: Клода Моне, Писсаро, Сислея и Ренуара. Эти художники вписали яркую главу в историю реалистического искусства XIX века. Их заслуга в том, что они страстно боролись со всеми штампами холодного академизма и с бравурной пошлостью, идейным убожеством салонного искусства того времени стремились к воплощению возвышенных идей и чувств, разрешению посредством искусства сложных этических и психологических проблем своей эпохи.

Великая эпоха импрессионизма длилась  чуть больше десятилетия. К 1886 г. он завоевал весь мир искусства, распространился  в США, Британии, Германии, Скандинавии, где существовал еще долгие годы.

Импрессионизм, с одной стороны, завершает развитие всего послеренессансного искусства, ведущим принципом которого было отражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самой действительности, а с другой - является началом крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно нового его этапа - искусства XX века.

Художники – импрессионисты внесли свежую струю в ход развития изобразительного искусства. Нельзя не отметить новаторскую  роль импрессионистов в создании реалистического городского пейзажа, расширившегося тем самым возможности  этого жанра. Они стремились уловить  в своих пейзажах непосредственный трепет жизни природы и найти  наиболее точные и гибкие средства ее живописного воплощения. Импрессионисты совершенствовали свое мастерство мгновенного  и острого схватывания беспокойно-калейдоскопического  ритма жизни большого города, точной фиксации характерных для него персонажей, типов и ситуаций.

Стремление уловить световое состояние  изображаемой природной среды, стремление путем все более последовательного (начиная с середины 80-х гг.) применения принципа оптического смешения цвета повысить светоносность, солнечность картины и освободиться от «музейной черноты» имело в данном случае своей оборотной стороной утрату той пластической телесности, материальной весомости, которой обладала реалистическая живопись от Тициана до Делакруа и Курбе. На раннем этапе своего развития техника импрессионистов - отказ от черного цвета, переход к цветным теням (что действительно соответствует природе) - необычайно просветлила живопись, придавая пейзажам импрессионистов непосредственность, непредвзятую, правдиво- естественную «свежесть» видения, ощущения мгновенно схваченного впечатления.

Очень точно сущность импрессионизма отражена в высказывании Эдуарда  Мане: «Каждое произведение должно быть новым созданием духа. Надо оставить в стороне воспоминания, видеть только то, что видишь и смотреть на предметы, как если бы в первый раз» [6, с. 107].

И в этом отношении их искусство  было новым словом в развитии реалистической живописной зоркости восприятия мира.

 

Заключение 

 

Таким образом, новыми художественными  средствами в творчестве импрессионистов  стали следующие:

-    работа чистым цветом без черного;

-    работа беглыми мазками;

-    этюдность работ;

-    серийность работ;

-    эмоциональность работ;

-    нет края полотна;

-    тематика – современная жизнь;

-    работа на пленэре (на воздухе);

-    исчезает глубина образа.

Импрессионизм как направление  в изобразительном искусстве, оставил  весьма значительный след в мировой  культуре.

Буквально в течение полутора –  двух десятков лет импрессионизм  распространился по всему миру. Среди  многочисленных его последователей – американец Д. Уистлер, немцы М. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт, итальянец Дж. Сегантини, русские живописцы К. А. Коровин, И. Э.Грабарь.

Присущий импрессионизму интерес  к мгновенному движению, ускользающим впечатлениям, текучей форме восприняли и скульпторы – О. Роден во Франции, М. Россо в Италии, П.П. Трубецкой и А. С. Голубкина в России. Не осталась в стороне от влияния импрессионизма и музыка. Яркие представители этого направления К. Дебюсси, М. Равель расширили колористические средства музыкальной выразительности.

Созданные импрессионистами произведения искусства являются для нас и  будущих поколений нетленными. Они  стоят как бы вне времени, не устаревают и продолжают жить своей внутренней жизнью на продолжении существования  человечества. Искусство вечно. Наверное, в этом наше счастье…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 

 

1. Андреев Л.Г. Импрессионизм.  – М., «Московский университет», 2000.

2. Богемская К.И. Искусство Франции 20 века. – М., 1997.

3. Власов В.А. Стили в искусстве:  Словарь имен. – М., 2004.

4. Георгиевская Е. Б. Клод Моне. – М., 1988.

5. Гуревич П.С. Культурология: Учеб.-методическое пособие. – М., 1998.

6. Денвир Бернард. Импрессионисты: Художники и картины. М.: «Искусство», 1994.

7. Кулаков В. Клод Моне. – М., 1999.

8. Культурология / Под редакцией А.Н. Радугина. – М., 1997.

9. Паустовский К.С. О художниках. – М. «ИЗО», 2003.

10. Ревальд Дж. История импрессионизма. – М.: «Искусство», 1999.

11. Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой. – М., 1984.

12. Рейтерсвед О. Клод Моне: Сокр. пер. со швед. – М., 1985.

13. Сборник картин «Французская  живопись конца 19 начала 20 века».  – М., 2006.

       14. Чегодаев А.Д. Импрессионисты. – М., 1991.


Информация о работе Общая харастиристика творчества импрессионистов