Образно-выразительные возможности вышивки лентами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: образно-выразительные возможности вышивки лентами.
В соответствии с целью, предметом исследования поставлены задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по теме курсовой работы
2. Определить исторические периоды возникновения и развития вышивки лентами

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Исторические аспекты вышивки лентами…………………..6
Глава 2. Использование лент в эпоху «Рококо»……………………..11
Заключение……………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

курсовая по истории искусства.docx

— 51.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Исторические аспекты вышивки лентами…………………..6

Глава 2. Использование лент в эпоху «Рококо»……………………..11

Заключение……………………………………………………………...19

Список литературы……………………………………………………..21

Приложение……………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

        Одним  из древнейших видов декоративно-прикладного  искусства является вышивка. Возникновение  ее восходит к давним временам  и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Вышивка совершенствовалась по  мере перехода от каменного  и костяного шила к костяной, затем  - бронзовой и позднее  - стальной игле, а также под  влиянием прядения, ткачества, красильного  дела и других работ.

Вышивка - это нанесение  узоров или изображения льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми, металлическими нитями, волосом, бисером, монетами и другими средствами на различных тканях, коже, войлоке.

         Вышивка применяется для украшения  одежды, предметов быта, создания  декоративных панно. Разнообразны виды швов: крест, гладь, набор, роспись, тамбур, мережка, перевить, настил и др. Применяемые по отдельности и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки как совсем плоские, так и выпуклые, от легчайших контурных или ажурных до ковровых, плотно укрывающих всю поверхность изделия. Прямолинейный геометрический рисунок выполняется преимущественно счетной вышивкой (отсчетом нитей полотна),    криволинейный "свободный" - по заранее нанесенному контуру

       Вышитую  одежду мы видим и на картинах  эпохи возрождения. По виду  этих работ легко можно предположить, что вышивать, плести кружево,  вязать человек умел значительно  раньше. Ведь само изготовление  одежды привело к изобретению  иглы и крючка, зародило простейшие  швы, которые теперь мы называем  «вперед иголку», «назад иголку»,  стебельчатый и тамбурный швы,  Можно предположить, что название  «тамбурный» шов произошло от  способа вышивки по ткани, натянутой  на пяльцы, как на тамбурин - бубен.  И вышивали-то с помощью крючка, располагая моток пряжи под  пяльцами и протаскивая петельки  нити крючком с изнанки на  лицо. На поверхности ткани образовывались  узоры из ряда петелек - то, что мы теперь называем тамбурным швом. Впоследствии научились выполнять этот шов иглой, а вязание крючком очень часто по всему миру называют тамбурным вязанием.    Особенность вышивки лентами в том, что она придает рисунку объемность. С ее помощью можно создавать необыкновенно – красивые вещи, кроме этого готовым вещам можно придать неповторимый индивидуальный облик, с помощью оригинального объемного рисунка или банта можно объединить в единый ансамбль несколько предметов гардероба.

    Этой вышивкой  можно украсить и детские вещи, и аксессуар взрослой женщины,  и скатерть, и салфетки, и обложку  для фотоальбома, и плед, и создать  неповторимое панно для украшения  интерьера.

    Возможно сочетание  разных материалов в одной  композиции. Всякий раз необходимо  пробовать, искать, что бы решить, с помощью какого материала  можно получить более выразительное  изображение.

   Обучение технике  вышивки по утверждению Гадуковой Р.П., Литвинец Э.Н., Элен  Эриксон способствует пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формированию умения использовать при создании изображений различные материалы.

    При изучении  данной темы столкнулись с  проблемой -  техника вышивки  лентами недостаточно изучена. 

   Исходя из вышесказанного, определяем тему исследования: образно-выразительные возможности вышивки лентами.

Цель исследования: образно-выразительные возможности вышивки лентами.

Объект исследования: вышивка лентами

Предмет исследования: вышивка лентами

    В соответствии  с целью, предметом исследования  поставлены задачи:

  1. Проанализировать теоретическую литературу по теме курсовой работы
  2. Определить исторические периоды возникновения и развития вышивки лентами
  3. Охарактеризовать образно-выразительные возможности вышивки лентами

Методология исследования опиралась на работы Элен Эриксон, Черновой А.Г., Черновой Е.В. и др.

    Для решения  поставленных задач используются  следующие методы исследования: анализ литературы, сравнение видов вышивки, обобщение используемой информации.

Структура работы: курсовая работа состоит из двух теоретических глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

     Взяв во  внимание вышестоящее можно сказать,  что в связи с малой изученностью  данного вопроса выбрана тема  нашего исследования «Образно-выразительные возможности вышивки лентами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исторические аспекты вышивки лентами

Вышивка шелковыми лентами  — вид художественного рукоделия, определенный способ вышивания какого-либо рисунка на канве различной плотности  с помощью иглы и цветных шелковых лент.

Вышивка шелковыми лентами  является одним из самых древних  видов народного рукоделия, его  корни уходят в античные времена, когда зародилось искусство производить  шелк в Древнем Китае. Впервые шелковую нить обнаружила в 2640 году до н. э. жена китайского императора Хуан-цзы прекрасная Си-Лин-Чи, которую в народе прозвали «Богиней шелковых червей». По легенде на традиционной прогулке императрица наткнулась на коконы тутового шелкопряда, нити которого ее очень заинтересовали. Проверив тонкую нить на прочность, Си-Лин-Чи решила размотать коконы и попробовать соткать из нитей полотно. От легкой и красивой ткани пришли в восторг и сам император, и его окружение. А через некоторое время Китай стал крупнейшим экспортером шелковой ткани и лент. Почти два века китайцы хранили тайну изготовлению диковинного полотна. Однако уже в I веке натуральные шелка и ленты из них, производимые в стране Восходящего солнца и доставляемые по Великому шелковому пути в Европу, стали вытесняться на рынке полотнами из бомбоцины — нитей, полученных от дикого шелковичного червя. Эти ткани изготовлялись в Греции на острове Кос. Несмотря на пополнение рынка новым красивым материалом, цена на шелк не падала и приравнивалась к стоимости золота. Поэтому украшать свою одежду лентами из шелка могли лишь знатные люди и представители царской семьи. Шелковыми лентами вышивали наряды исключительно для торжественных церемоний, обрядов и званых вечеров. Цвет ленты в то время был своеобразным индикатором происхождения и социального статуса. До средних веков шелковая ткань была дефицитом. Однако в середине XIV века мастерство изготавливать шелк дошло и до Италии, где разведению тутового шелкопряда способствовали климатические условия. С этого момента вышивка шелковыми лентами стала доступна более широкому кругу населения. Лентами подвязывали тяжелые портьеры в просторных залах, декорировали мебель и балдахины, а также изготавливали красивые картины. [5.]

С давних времен узкие полоски  ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины  вплетали в волосы полоски тканей, чтобы "оживить" свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал.  В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время. [8.]

Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества  в Лионе и благоприятные климатические  условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской  курии в Авиньон, под опеку  французского короля, знатные господа  стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой  каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их. [5.]

В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских  ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город  были завезены разнообразные станки, как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее в Везли и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. [3.]

К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят - для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой. [2.](см. рис.11, приложение 4)

Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало  легкомыслие. Король Людовик  XV любил  вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные  им самим. Платья стали объемными  и просторными, богато украшенными  лентами. В моду вошли "летящие  платья" с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами. [9.](см. рис. 8, приложение 3)

Именно в эти времена  во Франции и появилась вышивка  шелковыми лентами. Сначала знатные  дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками "а  ля рококо", листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами  и хрусталиками. Затем настал черед  белья. Оно становилось все более  роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание "Поставщики королевского двора" с помощью  простой иглы и лент создавались  настоящие шедевры. Теперь они красуются  в музейных витринах по всему миру - от Лондона до Претории.(см. рис. 12-14, приложение 5)

Из Франции этот вид  вышивки перекочевал на острова  в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого  Света он попал в Америку, где  быстро завоевал популярность. Расцвет  искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку  можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганных одеялах, безделушках для дома и шляпах. (см. рис. 7, приложение 3)

После Второй мировой войны  интерес публики ко всем видам  рукоделия стал снижаться. Но в течении двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех. [1.] (см. рис. 6, приложение 3)

Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли и в повседневную жизнь людей. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называются "праздниками с  бантиками".     

Красивая лента придает  хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты оживляют прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки  и платья приобретают так называемую изюминку. [8.]

На Западе принято, готовясь к торжествам украшать праздничный  стол всевозможными бантами в  тон скатерти. С их помощью стараются  создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали  символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов в преддверии Рождества  и встречи Нового года. В России же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка. [8.]

История этой техники восходит к древним англосаксонским традициям. Для такого вида вышивки берется  очень узкая лента, которая подходит к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники вышивки в том, что она придает  рисунку объемность.

Изучив различные виды швов, можно придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить как детские вещи, так и вещи для взрослых. Кроме того, можно делать красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков с духами, коробочки для драгоценностей и множество других красивых вещей.[4.] (см. рис.4, приложение 1)

Таким образом, вышивка занимает одну из ведущих ролей в декоративно-прикладном искусстве, так как является одним  из древнейших видов декоративно-прикладного  искусства. Из искусства ремесленного с развитием истории вышивка  стала отдельной отраслью легкой промышленности.Велик выбор материалов исполнения вышивки. Вышивают  льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми, чаще цветными, нитями, лентами различных видов, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и др. В разные эпохи ленты были по-разному актуальны. Но расцвет этого искусства пришелся в эпоху «Рококо».

 

 

Информация о работе Образно-выразительные возможности вышивки лентами