О празднике масленица на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и проанализировать народные традиции через призму построения народного праздника в современной режиссуре.
Задачи исследования:
• Рассмотреть языческие обряды, как корни народного праздника
• Изучить и рассмотреть происхождение весенних праздников в странах Европы
•Определить общие черты празднования масленицы на Руси и Карнавала в Италии
• Разработать сценарий праздника Масленицы.

Файлы: 1 файл

масленица. Курсовая работа..docx

— 962.57 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Тема исследования: « Славянская масленица и её связь с весенними праздниками Европы»

'Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны - вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаявшуюся на солнце с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось - 'масленица'? Она стояла на высоких прилавках в банях. На большом круглом прянике, - на блине - от которого пахло медом - и клеем пахло! - с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, - поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость...' [5, с. 95]

Актуальность  исследования объясняется тем, что в силу объективных и субъективных причин большая часть духовного наследия и предметов народной праздничной культуры оказалась утрачена. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейших пластов народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиций народных праздников приобретает важный характер, и решать эту проблему надо, начиная с занятий в учебных заведениях. Уже в начальных классах подрастающее поколение должно приобщаться к народным традициям.

Как известно, образ жизни  отражает не только определенный способ общественного производства, специфические  черты той или иной общественно-экономической  формации, но и культурно-этническое наследие каждого народа, социальное содержание жизни людей, формы их поведения, обычаи, нравы, которые соответствуют  господствующему типу общественных отношений. Вековые чаяния и мечты  о расцвете человеческой личности, о народном счастье, нашедшие яркое  воплощение в фольклоре народов  России, удивительно созвучны идеям  всестороннего, гармоничного развития человека. Именно поэтому так актуален, сегодня воспитательный потенциал народных традиций и фольклора. Они позволяют избавить празднично-обрядовое действие от пассивной зрелищности, превратить театрализованные формы художественно-массовой работы в социально-культурную самодеятельность людей, органично связанную с их трудом, бытом, всей жизнедеятельностью.

Объект исследования: изучение происхождения славянских праздников на Руси и религиозных праздников в Европе.

Предмет исследования: связь славянской масленицы и весенних праздников Европы.

Цель исследования: изучить и проанализировать народные традиции через призму построения народного праздника в современной режиссуре.

Задачи исследования:

•  Рассмотреть языческие  обряды, как корни народного праздника

• Изучить и рассмотреть происхождение весенних праздников в странах Европы

•Определить общие черты празднования масленицы на Руси и Карнавала в Италии

• Разработать сценарий праздника Масленицы.

При написании данной курсовой работы использовались многочисленные литературные источники. Так, например, была взята работа  А.Н. Некрыловой «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX в », в которой автор обращается к рассмотрению роли праздника в жизни любого народа во все эпохи, рассказывает нам о традициях и обычаях, дает точные определения ярким площадным представлениям того времени. Токарев С. А. старался начертить общую картину обрядовой жизни многих европейских народов и этим самым установить общие закономерности возникновения, функционирования и исторической трансформации календарных обычаев и обрядов.

 

 

 

Глава I. Славянская масленица.

1.1 Комоедица у славян.

Комоедица - древняя прародительница Масленицы.

Великий праздник религии  друидов (волхвов) – день весеннего  равноденствия. Один из древнейших великих  славянских языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника  встречи дарованного небом наступления  Весны, имел и характер почитания  местного славянского Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю Кому первыми выпекаемыми  праздничными блинами, которые торжественно относили в лес.

Наши славянские предки отмечали Комоедицы в священный день весеннего равноденствия (20 или 21 марта по современному календарю), после которого день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега. (В наши дни этот праздник отмечается Родноверческими общинами 23 марта.)

Начало праздничного дня 

Утром люди торопились на святилище (капище), на высокое место, где уже  подсохла земля. Поодаль от капища и  на перекрёстках дорог рассыпали  зерно. Это делалось для того, чтобы  навьи (умершие предки), непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне  и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков.

На столы, покрытые скатертью, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски.

Угощение делилось на пять частей, пятую часть помещали на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:

«Честные наши родители!

Вот для вашей души блинок».

Чучело Марены

Торжественно везли к  капищу на шесте соломенное чучело Марены. Все стояли вдоль дороги, кланялсь в пояс и величали Марену Свароговну:

«Приезжай ты к нам 

На широк двор:

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешаться.

Масленица – красная краса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Сорока бабушек внучка,

Трёх матерей дочка, кветочка,

Ягодка, перепёлочка».

Угощение блинами 

Начинали угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком  – медведь, отсюда же «команика» – медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса – великому Медовому зверю кому…

После проводили зачин. Возжигали  Огонь. Славили богов и предков, весь Славянский род. Посолонь закручивали  хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывали представление, им помогали колоброды:

«Как на блинной на неделе

Из трубы блины летели!

Вы блины, блины, блины,

Вы блиночки мои…»

Прыжки через костёр

Потом все прыгали через  костёр (вот при таких прыжках  в день весеннего равноденствия  и растаяла сказочная Снегурочка в пьесе Островского), а после  обязательно умывались снегом или  талой водой. Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт  лицу особую свежесть и красоту (при  нынешней загрязненности атмосферных  осадков такое уже не рекомендуется).

Величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.

Распитие сурьи

Всем наливали сурью (название напитка восходит к санскритскому слову «surya» – «cолнце»). Первую чашу сурьи жрица Марены несла к жертвеннику. Жрица Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:

«Уходи, Зима холодная!

Приходи, Лето жаркое!

Со страдной порой,

С цветами, с травой!» 

Сжигание Марены

Затем торжественно сжигали  на костре чучело Марены, подбрасывая  в костёр мусор, солому и старые вещи:

«Марена загорела,

Всему миру надоела!» 

Опять прыгали через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега. Катают горящие колеса. Затем прославляют Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:

«С горы катись,

С весной воротись!» 

«Пробуди»

Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего  медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что  есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.

«Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот  тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок  медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал  плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль:

«Скрипи нога,

Скрипи липовая!

И вода-то спит,

И земля-то спит.

И по сёлам спят,

По деревням спят.

Одна баба не спит,

На моей коже сидит.

Мою шёрстку прядёт,

Моё мясо варит.

Мою кожу сушит».

Поймав свою обидчицу, «медведь»  тискал её в объятиях медвежьей хваткой.

Игрища 

После пробудей начинались игрища.

Первая игра – городок. Девушки становились на высокое  огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивали нападение  парней, колотя их нещадно. Парни «на  коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц.

После взятия городка начинался  пир горой, а затем остальные  масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк…

Праздник Комоедицы продолжался несколько дней. В разных местностях число праздничных дней несколько различалось.

Прощание При прощании одаривали друг друга всякими сладкими «заедками» (позднее – пряниками) и говорили:

«Прости меня, пожалуй,

Буде в чём виноват перед тобой».

Прощание заканчивалось  поцелуем и низким поклоном.

Сакральное 

Духи великих предков, незримо присутствуя на празднике  весеннего равноденствия, радовались вместе со всеми своими потомками-соплеменниками долгожданному наступлению преобладания дня над ночью, окончательному изгнанию надоевшего холода Зимы ласковым теплом Весны и грядущего Лета, славили  род Славянский, одобряли, что, следуя изначальной традиции, приходят славяне  все вместе на великий Праздник Весны, чтобы соблюсти древний священный  Обычай.

О подробностях славянских языческих религиозных обрядов  дохристианских времен, которыми руководили волхвы, нам известно немногое. Попытки реконструировать их, исходя из дошедших до нас исторических документов Западной Европы, Ирландии и Англии об обрядах подобного славянской Комоедице (Весне Священной) западного языческого праздника Бельтайн (тоже весеннего праздника религии друидов), представляются весьма условными и более пригодными для мультфильмов (смотрите прекрасный советский сказочный мультфильм по пьесе Островского и опере Римского-Корсакова «Снегурочка»).

В общем, славянский языческий  праздник, приуроченный к ежегодному астрономическому событию, проходил всем на радость в потехах и развлечениях. А впереди уже было не за горами и лето красное, особо ценимое  в нашем холодном климате. [8, с.114-116]

 

1.2 История масленицы.

В дохристианские времена  религия друидов (волхвов) была общей  у народов Европы, в том числе  и у славян, хотя в разных местностях имела свои особенности. В позднее  появившемся в Европе христианстве эта религия полагается языческой, т. е. народной. Название «языческий»  образовано от древнего славянского  слова «язык», означавшего «народ».

В дохристианской древности  он заключался в разнообразных обрядовых  действиях магико-религиозного характера, которые перешли затем в традиционные народные обычаи и обряды (сожжение соломенного чучела, печение жертвенного  хлеба – блинов, переряживание и т.д.). На протяжении многих веков Масленица сохраняла характер народного гулянья, сопровождавшегося пиршествами, играми, катаньем на санях с гор, быстрой ездой на лошадях.

В 988 году завоеватели-варяги (Рюрикович князь Владимир), чтобы укрепить свою в то время сильно пошатнувшуюся власть над тяжко притесняемыми завоеванными племенами, огнем, мечом и великой кровью принудили подвластных им славян отказаться от своих исконных богов, символизировавших древних славянских предков, и принять веру в Бога чужого народа.

Оставшееся в живых  после массовых кровавых стычек и  протестов славянское население  было самым жестоким образом крещено (всех, включая малых детей, дружины  варягов копьями загоняли для  крещения в реки, и реки, как сообщает летописец, «краснели от крови»). Изображения  славянских богов сожгли, храмы и  святилища (капища) разрушили. В крещении славян не было даже намека на благоговейную  христианскую святость – просто очередной  зверский акт отличавшихся особой жестокостью  викингов (варягов).

Порабощенные славяне  навсегда лишились своих корней и  духовной связи с древними предками. Управлять таким народом стало  удобнее.

И это стало началом  уникального в истории события  – коренной народ на собственной  исконной территории почти на тысячелетие  стал рабом у всех пришлых со стороны  – викингов-варягов, потом монголов и татар, позднее выходцев из разных стран Европы, говоривших на чужих  языках.

Не прошло еще и полутора сотен лет, как в России перестали  торговать русскими рабами, стыдливо именовавшимися «крепостными». 19.02.1861 года рабство в России было отменено, менее 2‑х лет спустя в США отменили рабство для привезенных из Африки негров – 01.01.1863. Эксплуатацией и куплей-продажей русских рабов (своих единоверцев-христиан) столетиями широко занималась и Русская православная Церковь (церковные крепостные).

Но народ никогда не забывал свою традиционную Масленицу  и повсеместно продолжал ее праздновать, несмотря на гонения со стороны Церкви и властей. После долгих безуспешных  попыток Церкви бороться с народной Масленицей, она была церковниками переосмыслена, названа «сырной (мясопустной) неделей» и включена в церковные  праздники. В результате длительных церковных запретов любимого народного  праздника, затем переиначивания на христианский лад, многие его древние языческие обычаи и обряды забыты и утрачены нашим народом безвозвратно.

Информация о работе О празднике масленица на Руси