Этюдная практика в режиссуре театрализованных представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:00, реферат

Описание работы

Слово Режиссура появилось в 18 веке благодаря Гёте. Означает "править". В буквальном смысле слово "режиссер" (от французского глагола "управлять") – это распорядитель. В середине прошлого века понятие "режиссер" большего и не предполагало. Пьесу разучивали и разыгрывали артисты, режиссер же следил, чтобы костюмы, реквизиторы, гримеры, осветители хорошо и вовремя обслуживали артистов.

Содержание работы

Введение
Что такое этюд
Этика, работа актера над собой:
а) в процессе переживания
б) в процессе воплощения
4. Понятия (тема, идея, конфликт, сверхзадача, сверх-сверхзадача)

Файлы: 1 файл

Режиссура РЕФЕРАТ.docx

— 59.28 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский Государственный  Университет Культуры и Искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По предмету: Режиссура

По теме:  "Этюдная практика в режиссуре театрализованных представлений"

 

 

 

Выполнил: студент группы 23172

Дмитриев Виталий Сергеевич

Преподаватель:

Андреев Аркадий Владимирович

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Содержание:

  1. Введение 
  2. Что такое этюд
  3. Этика, работа актера над собой: 

     а) в процессе  переживания 

     б) в процессе воплощения

 4. Понятия (тема, идея, конфликт, сверхзадача, сверх-сверхзадача)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово Режиссура  появилось в 18 веке благодаря Гёте. Означает "править". В буквальном смысле слово "режиссер" (от французского глагола "управлять") – это распорядитель. В середине прошлого века понятие "режиссер" большего и не предполагало. Пьесу разучивали и разыгрывали артисты, режиссер же следил, чтобы костюмы, реквизиторы, гримеры, осветители хорошо и вовремя обслуживали артистов. Толковый словарь В.И. Даля гласит: "Режиссер – управляющий актерами, назначающий, что давать и что ставить, назначающий на роли". Режиссер – от латинского "управляю", профессия режиссер – профессия XX века. До этого подобной специальности не знала ни одна эпоха. Хотя театр испокон веков, еще с античных времен, был управляем: всегда кто-то стоял во главе его, всегда кто-то направлял его жизнь. В словаре Брокгауза и Эфрона (1699 г.) есть следующее определение понятия "режиссер": "Режиссер – лицо, руководящее актерами, играющее представлениями, определяющее репертуар, распределяющее роли, ведающее костюмами, декорациями".

На русской сцене эпоха  режиссера всерьез началась в 1898 г., когда актер-любитель Станиславский и литератор Немирович-Данченко решили создать художественный общедоступный театр. О встрече этих двух людей в "Славянском базаре" сейчас знает весь мир. Но история русского театра начинается гораздо раньше. В XIX веке Гоголь и Островский закладывали на сцене (русской) основы режиссерского искусства, которое продолжили К. С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко.

Дело драматурга – написать хорошую пьесу, дело актера – хорошо исполнить роль в этой пьесе, а  уж дело режиссера – хорошо поставить  ее. Ведь профессия режиссера –  смелая профессиональная во всех отношениях постановка спектакля. При художественной одаренности, при организаторском таланте всеобъемлющий ум дает право режиссеру занять первое место во главе театра. Плохой сценарий и исполнитель останутся таковыми, сколько бы мастерства не вложил в их подачу режиссер. И все же умелая режиссура в какой-то мере спрячет их убожество, посредственное сделает хорошим, а хорошее превратит в явление искусства.

 

И наоборот, потенциально отличный материал может быть начисто загублен беспомощной режиссурой. Когда мы передаем какое-либо событие, мы не просто показываем, что происходит. В сущности, все приемы постановки и сводятся к отбору и организации материала. Цель любого приема ясна —вызвать в  сознании зрителя заранее предусмотренные  мысли, ассоциации, ощущения. Мы не просто обеспечиваем разнообразие и непрерывность  действия, хотя именно к этому сводят некоторые режиссеры понятие  «прием».Будет ли наш выбор продуманным  или случайным, он так или иначе  вызовет реакцию аудитории. Предсказать  ее позволяет лишь тщательный отбор  приема, ибо случайность всегда приводит к совершенно неожиданным результатам. 
Есть немало доказательств тому, что в основе всех постановочных решений всегда лежат режиссерская мысль, определенные принципы. Это — не правила, а истины, справедливость которых проверена временем; не смирительная рубашка, надетая на творческую индивидуальность, но фундамент для понимания того, как рождаются (сознательно или бессознательно) эти решения. Но любой режиссер всегда начинает с этюдной практики, понятия которой мы сейчас рассмотрим

 

ПОНЯТИЕ «ЭТЮД»

 

ЭТЮД – это сквозная непрерывная импровизационная проба  актера собой предлагаемых обстоятельств  и событийной ситуации или действие актера в предлагаемой (придуманной, сочиненной или воспроизведенной по памяти) событийной ситуации.

Виды этюда: Одиночный,парный , массовый.

Для режиссера массовых представлений  этюд не только средство воспитания творческой фантазии и элементов режиссерского  исполнительского мастерства, но и  одно из выразительных средств театрального действия. В работе над этюдом в  первую очередь тренируется творческое воображение и фантазия в трех нужных направлениях и планах: 

 

1. в сценарном плане  (оригинальный сценарий); 
2. в режиссерском плане (умение найти образное постановочное решение сценарного материала); 
3. в исполнительском плане (умение работать с исполнителем над созданием яркого образа героя); 
Работа над этюдом завершается созданием сценарного плана или сценария. В сцен. плане должны быть четко определены предлагаемые обстоятельства:  
• ВРЕМЯ – когда происходит действие. 
• МЕСТО – где происходит действие. 
• КТО ДЕЙСТВУЕТ – краткая характеристика действующих лиц. 
• ЧТО ПРОИСХОДИТ – краткое изложение действия. 
Этюд для режиссера первый маленький законченный спектакль, первое зрелищное представление со своей сверхзадачей, эмоциональной наполненностью, жанровым решением, световым и музыкальным оформлением. В этюде режиссер учится мыслить нелитературными категориями, а действием, пространственно – пластическими и звуко – ритмическими категориями.  
Развивать творческое воображение и фантазию в режиссерском плане это значит:  
1. овладеть способностью анализировать драматургический материал, извлекать из него эмоциональное зерно и основную идею, переделывать в свою сверхзадачу; 
2. научиться переводить литературные описания на язык действия, пластики и звукоритмические компоненты; 
3. осмысливая все предлагаемые обстоятельства и в первую очередь событийный ряд, увидеть образ своего этюда, найти соответствующую жанровую тональность предлагаемых обстоятельств. Научиться правильно организовать сценическо – игровое пространство, соответствующее жанровой тональности этюда; 
4. научиться выявлять и строить сквозное действие, по которому направлять поступки и действие исполнителей на выполнение сверхзадачи; 
Главная задача режиссера в период работы над этюдом научиться выражать основную идею замысла всеми режиссерскими и исполнительскими средствами через организацию короткого сцен. действия.

 

Этюд не должен строиться  по принципу зарисовки живых картинок, произвольно выхваченных из жизни, не должен быть примитивной иллюстрацией. И этюде должен быть показан человек  и его мысли, чувства.

Раскрывающие через поступки и действия, в которых должна звучать  и реализоваться главная мысль  этюда. Построить этюд – это не только правильно определить исходное событие – причину, порождающую  действие и сверхзадачу – конечную цель. 
Чтобы этюд стал интересным в нем должен быть конфликт – процесс борьбы и неожиданный поворот в действии. В развитии действия должно неизменно присутствовать противодействие. Если даже нет открытого конфликта, действие должно стать преодолением чего-то. Должны быть определены какие-то препятствия – это и является движущей пружиной этюда. Строить этюд следует путем поиска и тщательного отбора препятствий, но препятствия эти должны возникнуть не случайно, а закономерно из учета всего круга предлагаемых обстоятельств. Чтобы выстроить в этюде процесс борьбы, нужно в первую очередь определить с кем или с чем борется герой. 
ЭТЮД – в театральной педагогике управление, служащее для развития и совершенствования актерской и режиссерской технике. 
В парном этюде легче всего закрепляются важные элементы общения: ориентировка, пристройка и взаимодействие. В парном этюде действуют также законы, что и в одиночном этюде. В парном этюде в процессе общения раскрываются столкновения противоположных интересов, стремлений, страстей двух действующих героев. Это и создает конфликтную ситуацию в процессе действия, поэтому процесс действия с партнером должен рассматриваться, как процесс непрерывной борьбы. Здесь важны действия не только одного, но и противодействия другого. Несмотря на то, что действиями того и другого движут разные цели, их действия развиваться самостоятельно не могут. 
ПОЧЕМУ? 
• Они зависят друг от друга полностью, 
от тех событий, по которым развивается сквозное действие этюда.

 

Важно определить какие действия для участника рождают одно и  то же событие. Кроме того, что в  работе над парным этюдом важно понять, что каждый герой в этюде несет определенную тему. Его тема лежит в его сверхзадаче, а реализуется в конкретных действиях и поступках, поэтому в парном этюде параллельно начинают развиваться 2 темы. Столкновение двух этих тем в конфликте рождает и обнаруживает основную идею парного этюда. 
• Слушать и слышать.  
• Характер и характерность. В парном этюде необходимо овладеть основными принципами поиска. Определение и овладение характером и характерностью героя. Для исполнителя на данном этапе будет служить характеристика действующего лица – материал. Задача режиссера и исполнителя не только выявить те черты характера и характерности, которые прописаны в сценарии, но и до предела конкретизировать их, довести до высшей степени выразительности. Характер героя следует рассматривать, как совокупность устойчивых отличительных черт личности человека, проявляющихся во всех его поступках, действиях в отношении к себе и окружающих людям. А характерность, как внешние черты героя, отмеченные ярко выраженным сословным, профессиональным, бытовым и чисто личным своеобразием. 
Массовый этюд является связующим звеном, на котором отрабатываются и соединяются навыки построения сценария, исполнительская техника и режиссерское мастерство.  
В основе массового этюда должно лежать: 
• Одно событие, объединяющее всех участников. 
• Простейшая сверхзадача, прицел на которую должен быть определен с самого начала работы над этюдом. 
Практическую работу над массовым этюдом (на сценической площадке) следует начинать с тщательного разбора содержания, чтобы правильно сориентироваться в обстоятельствах ведущих действие и быть готовым ответить действием на любой поставленный или возникающий вопрос.

 

 

В процессе работы нужно  многократно прощупывать весь ход  развития сцен. действия от события  к событию, чтобы ощутить ход  развития сквозного действия и научиться  расчленять его на составные части. Массовый этюд не должен быть обременен сложными психологическими ситуациями, но обязательно должен заключать в себе острый действующий конфликт, т.е. процесс активно развивающейся борьбы. 
В процессе работы над массовым этюдом необходимо помнить:  
1. Как подходить к определению сценического события. 
2. Что значит подлинно действовать в предлагаемых обстоятельствах. 
3. Что значит (идя от себя) осуществлять логику действия роли. 
4. Как чужие слова роли сделать своими и обогатить логику поведения героя собственным вымыслом. 
5. Как фиксировать логику действия, а не логику чувств, которую фиксировать невозможно. 
6. Как приблизиться к ощущению непрерывно развивающегося сквозного действия. 
7. Как развернуть в действии свое понимание сверхзадачи. 
8. Как создать типичный характер, найти пути перевоплощения в образ в знакомых предлагаемых обстоятельствах и как найти элементы яркой характерности.

Этюд – это:

средство «вспомнить жизнь» и на основе этого создать правду сценической жизни;

средство постижения творческих законов органической природы и  приемов психотехники;

средство обучения (постижение основ профессии: погружение в предлагаемые обстоятельства, освоение понятия «действие» и событие);

средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.

 

 

 

Этюд – это самостоятельный   поиск действенной линии поведения  в заданных (придуманных) обстоятельствах. С точки зрения профессиональной обученности это основной профессиональный навык.                                                                         

В современной театральной  школе сложились два понятия, которые принято назвать одним  словом «Этюд». Чтобы избежать неразберихи, следует четко понимать, что стоит  за каждым из понятий.

Первая концепция рассматривает  этюд как эскиз, пробу, набросок, черновик.

В данной концепции этюд – это импровизация актера в предлагаемых обстоятельствах и событиях. Такая  «этюдная проба», как это принято  называть, не требует предварительной  подготовки – актерам предлагается сиюминутно «броситься в импровизацию». Это понимание «этюда» как  пробы или наброска очень близко к понятию «сценическая импровизация», которая, естественно, не репетируется и не готовится заранее. Цель подобного  рода этюдных проб – действенное  исследование (то есть исследование собой, своим телом своей психофизикой) тех или иных обстоятельств пьесы  или программных заданий в  процессе обучения (например, физического  самочувствия, или определенной среды  и атмосферы, или того или иного  события). Этюдными пробами в предлагаемых обстоятельствах также принято  называть одно из направлений актерского тренинга: тренинг действия в предлагаемых обстоятельствах.

 

                                         СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭТЮДА





 

 

 

Предлагаемыми обстоятельствами  в театральном искусстве называется совокупность условий и ситуация, в которой действует актер.

Предлагаемые обстоятельства бывают:

обстоятельства места  – где происходит действие (страна, город, дома/на улице, где именно дома: на кухне, в спальне и так далее.

обстоятельства времени  – когда происходит действие (эпоха, год, время года, месяц, время дня  и так далее).

личные обстоятельства отвечают на вопрос КТО действует на сцене (возраст, пол, социальное положение, профессия  и так далее)

ситуативные обстоятельства отвечают на вопросы, определяющие чем  живет человек в данной ситуации:

откуда я пришел? куда я направляюсь? зачем я пришел сюда? чего я хочу?

что мне мешает получить желаемое (добиться желаемого)?

Процесс этюда непрерывен! Актер не имеет право отвлекаться  и самостоятельно прерывать этюд. Непрерывность прежде всего характеризуется непрерывностью внутреннего текста. Режиссер в свою очередь тоже не имеет права прерывать этюд до конца события Лучше начинать с несложных этюдов. 

 

Другая концепция относится  к понятию сценического этюда, который  представляет собой законченное  театральное сочинение (в этом отношении  понятие «сценический этюд» близко к понятию «музыкальный этюд», когда  этюд, как форма сочинения имеет  самостоятельное художественное значение и подразумевает авторство, процесс  сочинения, репетиции и поправок).

Сценический этюд – это  событийный, законченный отрезок  жизни действующего лица (действующих  лиц), созданный на основе жизненного опыта и наблюдений актера, переработанный его творческим воображением и представленный, или сыгранный, или показанный в  сценических условиях.

Сценический этюд от этюдной  импровизационной пробы предполагает наличие режиссерского замысла, направленного на реализацию сверхзадачи  творческого показа, тогда как  при импровизационной пробе не стоит  такой задачи. И в этом отношении  актер, работающий над этюдом перестает  быть просто исполнителем, но становится полноправным автором и творцом  – режиссером своей роли. В данной концепции «сценический этюд» близок к понятию «драматическая сцена».

Чаще всего в помощь актерам для работы над подобного  рода этюдами назначаются кураторы или студенты-режиссеры.

Тем не менее этюд не репетируется! Он может повторяться с учетом замечаний и уточнений педагога. Но этюд остается все равно сквозной импровизационной погруженной пробой.

Информация о работе Этюдная практика в режиссуре театрализованных представлений