Художественное своеобразие японской живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:43, реферат

Описание работы

Храм в Дейр эль-Бахри (Dair al-Bahri) окружён полукруглой котловиной, скалистые стены которой достигают высоты 300 м. Самая древняя его постройка – заупокойный храм Ментухотепа II – разрушена и недоступна для осмотра. Зато севернее можно ознакомиться с настоящим шедевром – **террасным храмом Хатшепсут (1490–1468 гг. до н. э.). Подъездная дорога к храму проложена по древней центральной аллее для процессий, вдоль которой когда-то стояли более 100 сфинксов из песчаника. Ворота, ныне полностью разрушенные, во времена Хатшепсут были украшены двумя персеями (авокадо), священными плодовыми деревьями, корни которых можно до сих пор, через 3500 лет, увидеть в огороженных я

Файлы: 1 файл

История искусств.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

    10. Культура и искусство  времени Эхнатона

    В этот период произошел решительный  перелом и в искусстве, столь  тесно связанном в Египте с  религией. Уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, резко отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от ряда канонических форм и традиционного идеализированного образа царя. Таковы рельефы и скульптуры фиванского храма Атона, построенного еще до перенесения столицы в Ахетатон, равно как датированные шестым годом правления Эхнатона рельефы на пограничных плитах новой столицы и ранние рельефы ее храмов Фараон изображен здесь с некрасивыми чертами лица и формами болезненного тела. Необычны и сами позы царя и царицы на рельефах: они изображены в полном профиле, без необходимого по канону условного фасного разворота плеч. Естественно, что изменилась не только форма памятников, но и их содержание. Так, впервые появились изображения египетского царя в быту. Рельефы на стенах амарнских гробниц придворных показывают царя и его семью на улицах города — в носилках или на колесницах, во дворе — то за обедом, то в узком семейном кругу. Впервые всюду, даже в сценах награждения вельмож и получения дани от покоренных народов, вместе с фараоном изображена его семья, причем явно подчеркивается нежная любовь, связывающая членов этой семьи. Характерно и стремление передать конкретную обстановку, в которой происходят изображаемые события: никогда еще до Амарны египетское искусство не знало такого количества разнообразных изображений садов, домов, дворцов, храмов. В итоге почти все композиции художникам Ахетатона пришлось создавать заново, в том числе даже и ритуальные сцены, так как новая религия потребовала и новых обрядов и новых типов святилищ, где культ солнца совершался под открытым небом. Однако постепенно обостренность новых черт в произведениях мастеров Ахетатона стала исчезать, уступая место яркому расцвету их творчества. Впервые египетские художники были внезапно освобождены от веками сдерживавшего их искания канона и смогли создать подлинно прекрасные памятники, доныне производящие незабываемое впечатление и вызывающие заслуженное восхищение. Лучшими образцами из дошедших до нас скульптур Ахетатона являются портретные головы Эхнатона и членов его семьи. И прославленная раскрашенная голова царицы Нефертити из известняка, и не менее замечательные, не вполне законченные ее же портретные головы из песчаника являются поразительными произведениями большого реалистического искусства, созданного за тысячу лет до расцвета искусства Греции. Значительно расширяется роль пейзажа. Стремление прославить нового бога, солнце - Атона как творца вселенной выразилось в своеобразных сценах почитания Атона не только людьми, но всей природой Таким образом, благодаря утверждению и расцвету новых взглядов на мир и последовавшему в итоге реформ Эхнатона разрыву с традициями художники Ахетатона, освобожденные от прежних канонов, сумели создать замечательные по своей жизненности памятники. По аналогичному пути развивалось и художественное ремесло, где с небывалым разнообразием использовались реалистически переданные растительные мотивы и особенное внимание уделялось богатству расцветки изделия, в частности предметов из фаянса и стеклаэ При загородных дворцах находились большие сады с прудами и даже особыми помещениями для зверинца.

    11. Культура и искусство  времени Рамессидов

    Перемены  в иконографии фараона со времени  Рамзеса II (царь как равный богам). Консервативные тенденции в искусстве (художественная форма становится каноничнее, суше). Темы скульптуры и рельефов ориентируются на искусство Древнего царства, но превосходят образцы по темпераменту, прокламативности, насыщенности композиции.

    Стиль Рамессидов в скульптуре и рельефах - возврат к геометризации при сохранении новых пластических решений в передаче лиц, постепенное нарастание идеализации, тяготение к гигантским масштабам, применение холодной, академической манеры.

    Основные  памятники: колоссы и рельефы из храма Рамзеса II в Абу-Симбеле, релефы пилона храма Рамзеса III в Мединет-Абу.

    Росписи времени Рамессидов: потеря живописной  специфики (уподобление раскрашенным релефам), тематика как строгое соблюдение канонов заупокойного культа (гробница Нефертари). 

    12. Культура Передней Азии. Рождение клинописи. Космогония и религия Древней Месопотамии.

    Передняя  Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли от Персидского залива между  Средиземным, Черным и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив.Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии. В плодородной долине южной части Двуречья сложились такие ранние государства. как Шумер, Аккад и Вавилон. В северной части сформировалась Ассирия, расположенная по среднему течению Тигра. На восточном побережье Средиземного моря существовали Финикия и Палестина. В Малой Азии и Северной Сирии располагалась горная страна Хеттов и хурритское государство Митанни. В горных районах к северо-востоку от Тигра Находились Урарту и Иракское государство. 

    В целом раннюю культуру Двуречья обозначают как Шумеро-Аккадскую. Двойное название связано с тем, что шумеры и  жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность.  
 Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Записи делались на глиняных плитках или табличках острыми палочками и обжигались на огне. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине 4 тыс. до н.э. Это древнейшие письменные памятники. Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным буквам.  
 Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии и других государствах. В середине 2 тыс. до н.э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине 1 тыс. до н.э. клинопись становится алфавитным письмом. 

    Шумеры  создали первую в человеческой истории поэму - "Золотой век"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.  
 Раннешумерские божества 4-3 тыс. до н.э. выступали как податели жизненных благ и изобилия - за это их почитали простые смертные, строили им храмы и приносили жертвы. Самыми могущественными из всех богов были Ан - бог неба и отец других богов, Энлиль - бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба (он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству) и Энки - бог океана и пресных подземных вод. Другими важными божествами были бог Луны - Нанна, бог Солнца - Уту, богиня плодородия - Инанна и др. Укрепление государственности в Двуречье отразилось на религиозном представлении древних жителей Месопотамии в целом. Божества, которые раньше олицетворяли только космические и природные силы, стали восприниматься прежде всего как большие "небесные начальники" и уже потом - как природная стихия и "податели благ"

Информация о работе Художественное своеобразие японской живописи