Образы природы в средневековой Японской живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 07:47, доклад

Описание работы

Для японской живописи характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.

Файлы: 1 файл

Образы природы Япония, средневековье, живопись.docx

— 24.38 Кб (Скачать файл)

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский Городской Педагогический Университет»

Факультет изобразительных искусств

 

Доклад

На тему:

 

«Образы природы в средневековой  Японской живописи»

 

 

 

 

 

 

                                                              Студентки 1 курса 111 группы

Квасниковой Ирины 

                                                              2013

Введение.

Для японской живописи характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.

Специалисты уже давно обратили внимание на то, что искусство живописи в странах Дальнего Востока тесно связано с искусством каллиграфии.

 В Японии, в частности, существует  понятие единства каллиграфических  и живописных принципов. Соответственно  в японской живописи, как и  в китайской, издавна большую роль играет линия и распространены монохромные картины. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Характерно, например, что во времена японского средневековья довольно долго основным течением в живописи было суйбокуга.

* Суйбокуга - это искусство штрихов и линий. Жизнь суйбокуга заключается в красоте изумительного контраста черного цвета туши и белизны бумаги. Суйбокуга - это искусство пустоты. Пустое белое пространство побуждает зрителя к фантазии, желанию заполнить его своими уникальными образами. 

Произведения в стиле суйбокуга создавались тушью, при этом показывалась игра света и тени на предметах, но контурные линии отсутствовали. Развитию японской живописи способствовали контакты с континентом, откуда в начале VII века было позаимствовано искусство изготовления красок, бумаги и туши.

Большое значение для судеб японской живописи, равно как и скульптуры, имело распространение в стране буддизма, поскольку потребности  буддийской культовой практики создавали  определенный спрос на произведения этих видов искусства. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч.

 

Средневековая пейзажная  живопись Японии.

Немного из истории.

В 1333 году один из представителей феодального  дома Асикага захватил Киото. По наименованию одного из районов Киото, где находилась резиденция Асикага, период правления этого сёгуната стали именовать эпохой Муромати. 14-16 века были временем, когда в японской культуре постепенно объединились противостоявшие друг другу две струи – хэйанская и камакурская. Наряду с усилившимися китайскими влияниями это способствовало сложению новой культуры зрелого средневековья. Культ героизма, суровая мораль бусидо продолжали существовать, но в более отвлеченной форме, рядом со стремлением к утонченной роскоши быта и еще более развитым, чем прежде, культом природы. Государственную поддержку получило учение Дзэн, монастыри этой секты превратились в крупные культурные центры. Под влиянием Дзэн сложилась новая эстетическая концепция. Красоту учили видеть в простом и обыденном, в неярком и неброском. Эта идея очень повлияла на культуру Японии.

О влиянии учения дзен на японскую живопись.

 

В чем заключается сущность японского  мировосприятия? – в тяге к единству с природой, максимальному слиянию  с ней. Мыслитель Кукай стремился влиться в природное пространство, не меняя в нем ничего. Ярким примером особенности японского мировосприятия служит изображение окружающего мира японскими художниками, которые использовали для этого тушь, бумагу и кисть. Изображая окружающий мир, японский художник монохромной живописи сумиэ не подчинял его своей воле, а делал близким, оставляя за ним абсолютное право на его независимое существование. Помимо внутреннего порыва мастера огромную роль играет и его взаимоотношение с используемым в творчестве материалом. Суть этих отношений - диалог. Материал, и особенно бумага, служит не средством для достижения творческого замысла, а равноправным со-творцом. Бумага в японской культуре имеет особенное сакральное значение, пронизывая все ее аспекты - религию, повседневную жизнь, искусство, поэтому отношение к ней всегда трепетно, неповторимо и божественно. Особенность живописи сумиэ в том, что материал играет незаменимую роль в создании смыслового поля, передачи внутренней сути изображаемого.

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЯПОНЦЕВ.

Как сказать,

В чем сердца

Суть? Шум сосны

На сумиэ.

Иккю.

"В чем телесность шума  сосны, шелеста лепестков вишни,  звона весеннего ручья или  вечного молчания камней? В паре  капель черной туши, кисти и  белоснежной бумаге, - ответит Вам  японский художник". Японская  монохромная живопись поражает  не только своей удивительной  образностью, но и гармоничным  слиянием духовной традиции и  внутренних переживаний мастера с материалом, который он использует. Если отвергнуть хотя бы одну ипостась триады японской живописи "бумага-тушь-кисть", исчезнет все: внутренний смысл и зрительный образ.

 

 

  • Со второй половины 13 века в повествовательной живописи ямато-э постепенно стала возрастать роль пейзажа как среды жизнедеятельности людей. Сложившаяся на континенте в 11-12 веках художественная концепция пейзажа, воплотившаяся в формах монохромной живописи тушью (по-японски – суми-э или суйбокуга) выдвигала новую для искусства Японии идею воплощения мира природы в его грандиозности, целостности и космическом величии. Это была принципиально иная художественная система, основой которой был концептуальный пейзаж "горы-воды" (по-японски – сан суй). "Горы-воды" – это не просто обозначение сюжетных мотивов, но указание на главные первоначала мира, их материальное воплощение: гора считалась воплощением светлого, положительного начала – ян, а вода – темного, отрицательного – инь. Взаимодействие и созидательную силу этих первоначал и должен был выразить художник в своем пейзаже. С середины 14 века монохромный пейзаж становится преобладающим видом живописи, развиваясь главным образом в монастырях секты Дзэн. Постепенно в дзэнской живописи сложился свой особый круг сюжетов: воображаемые портреты святых подвижников прошлого, образы богини милосердия Каннон, основателя секты Дарума, мудрецов Кандзана и Дзиттоку, а также разнообразные природные мотивы – цветы, птицы, животные, пейзажи. Созерцание такой картины, по учению Дзэн, как и созерцание реальной природы, открывало путь к постижению Истины Бытия, к "просветлению" – сатори. Такие картины вывешивали на стене или в специальной нише – токонома к определенным случаям, в остальное же время они хранились в свернутом виде в футлярах. Эти обрамленные шелковой тканью или парчой картины свитки называют какэмоно ("висящая вещь"). 
      Высший расцвет японской монохромной живописи тушью связан с именем выдающегося мастера Тоё Ода, больше известного как Сэссю. Подобно дзэнским философским садам, монохромная пейзажная живопись у Сэссю стала также философией природы со свойственным этому времени обобщенным представлением о мироздании. Сегодня, Шесть работ, бесспорно принадлежащих Сэссю, относятся к национальным сокровищам Японии.

 
  Помимо пейзажей в форме  какэмоно появились монохромные росписи на ширмах и стенных панелях. Одним из самых известных художников, продолжавших традиции живописью тушью суми-э, был Хасэгава Тохаку. Хасэгава Тохаку жил и работал в период Адзути-Момояма. Был мастером монохромной живописи тушью в китайском, а также полихромной живописи в японском стиле на золотом фоне, создавал пейзажи, изображения животных и растений.

Картины Тохаку отличается живостью изображения. Тохаку необычайно умело пользоваться многотональными оттенками туши. Из всех сохранившихся работ наиболее выразительна  большая композиция «Сосновая роща», написанная на шестистворчатой ширме. На шести створках ширмы изображены несколько сосен в тумане. Матовая поверхность ширмы, задуманная живописцем как густая пелена тумана, из которого, как видения, внезапно вырастают силуэты старых сосен. Всего лишь немногими смелыми пятнами туши создает Тохаку поэтическую картину осеннего леса, которые по сей день восхищают людей во всем мире.Сосны изображены штрихами тушью в различных оттенках серого цвета. Они стоят группами в тумане, частично выступая из него и пропадая, растворяясь в отдалении. Это произведение является одним из самых известных примеров использования приёма ёхаку, или "осмысленной пустоты" в японской живописи. Существуют также предположения, что это известное сегодня как шедевр Хасэгавы произведение было лишь эскизом для ныне утерянного произведения в цвете.

О картине «Клён» (Тохаку)

На золотом фоне Тохаку изобразил массивный ствол старого клена, искривленного временем и бурями. Его кора с рваными, широкими штрихами в контрасте с нейтральным спокойным фоном, создает впечатление, как будто растет из золотой поверхности. Все растения, которые появляются в японских средневековых стихах или картинах, имеют четко фиксированный символический, а порой и религиозно-философский смысл.

 

 

 

 

го-сэйтё аригато годзаимас 

                                                                               


Информация о работе Образы природы в средневековой Японской живописи