Художественная Ккультура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:58, реферат

Описание работы

Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени — свыше четырех тысяч лет. Уже благодаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства представляет большой интерес.

Файлы: 1 файл

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ МОЙ.tmp.docx

— 52.78 Кб (Скачать файл)
   

 

РЕФЕРАТ

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Историю возникновения  и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени — свыше четырех тысяч  лет. Уже благодаря одному этому  обстоятельству изучение египетского  искусства представляет большой  интерес.

 

История и  культура Древнего Египта во многом были предопределены его географическим положением. Реальный мир египтян  был ограничен узкой долиной  великой реки Нил, окруженной с запада и востока песками пустынь. Именно природа страны и ее единственная огромная река, от разливов которой  зависела жизнь и благополучие народа, явились тем важнейшим фактором, который обусловил мироощущения и мировоззрения египтян, их отношение  к жизни и смерти, их религиозные  взгляды.

 

Название  Египет государству дали греки, которые  приезжали в Египет для знакомства с его культурными достижениями. Название страны Айгюптос можно найти в трудах греческого историка Геродота. Сами же египтяне называли свою страну Та-Кемет (Черная Земля) по цвету ее плодородной почвы в противоположность красной земле пустыни или Та-Мера (Страна Наводнений).

 

Египетское  искусство интересно и важно  своими прекрасными памятниками  непреходящего, большого художественного  значения и тем, что многое было создано  египетским народом в истории  человечества впервые. Египет первый в  мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного  ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород  камня. Об этом ярко свидетельствуют  созданные ими гигантские гробницы фараонов — пирамиды, обширные колонные залы храмов, высеченные из цельных  глыб камня огромные обелиски, колоссальные монолитные статуи, весившие до тысячи тонн. Египтяне путем длительных поисков и накопления навыков довели до высокого совершенства и художественные ремесла — резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости и эбенового дерева.

 

Периодизация  древнеегипетской культуры, как это  свойственно всем раннеклассовым культурам, совпадает с эпохами развития цивилизации. На этом основании в  ней принято выделять:

 

Додинастический (IV тысячелетие до н.э.)

 

Древнее царство (3200-2400 г.г. до н. Э.)

 

Среднее царство (XXI в. – начало XIX в. до н. Э.)

 

Новое царство (XVI-XII в.в. до н. Э.)

 

Позднее время (XI в. – 332 г. до н. э.)

 

Появлению цивилизации  на земле Древнего Египта предшествовал  длительный, продолжительностью в несколько  столетий, период развития культуры, получивший название «додинастический». В это время стал выявляться целый ряд ее особенностей, которые сохранялись до конца эпохи фараонов. И одной из наиболее ярких ее черт стало причудливое сочетание «первобытности» со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию. Именно в этот период древнеегипетская культура не только успела приобрести свой неповторимый облик, но и неизмеримо возвысилась среди родственных ей культур соседних африканских народов.

 

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

 

 

 Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам, но сравнительно последовательную картину о слагавшемся здесь обществе мы можем представить себе, начиная с 5 тысячелетия до н. э. По найденным в раскопках предметам, остаткам селений и погребениям видно, что человек тогда жил здесь в условиях первобытнообщинного строя, основанного на примитивном земледелии и скотоводстве. Большое значение еще имели охота и рыболовство. Ввиду почти полного отсутствия дождей земледелие в Египте возможно только благодаря ежегодным длительным нильским разливам. Пропитывая влагой землю, воды Нила оставляли на ней слой ила и создали столь плодородную почву, что даже при обработке ее примитивными орудиями можно было получать больше продуктов, чем это было нужно для прокормления людей, непосредственно занятых земледелием. Это создавало возможность для раннего появления эксплуатации чужого труда. Отдельные общины начали применять для работ по искусственному орошению полей рабов — вначале еще немногочисленных, что обострило развитие имущественного неравенства внутри общин. Появляются зачаточные формы государственной власти, аппарата угнетения, созданного в интересах нарождавшегося  класса рабовладельцев. Между общинами длительное время шли войны из-за земель, каналов и рабов. Во второй половине 4 тысячелетия образовались два больших государственных объединения, Северное и Южное, а около 3000 года до н. э. Юг подчинил себе Север. Возникло единое египетское государство.

 

Как и всюду, в долине Нила человек сначала  жил в ямах и пещерах и устраивал  навесы и шатры из натянутых на шестах шкур и плетенок. Постепенно появились хижины, слепленные из комков глины или сплетенные из тростника  и обмазанные глиной, в которых  верхушки тростников связывались наверху, образуя крышу. Жилища вождей племен и племенные святилища вначале  делались таким же образом, как и  хижины, и выделялись лишь размерами. На кровле святилища или в его  ограде укрепляли фетиш — изображение  почитавшегося здесь духа. Позднее  для постройки жилищ начали изготовлять  кирпич-сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позже  — стеной.

 

Рассматривая  этот период нельзя не вспомнить о  погребениях и гробницах. Египтяне стали уделять этому большое  внимание.

 

 Погребения 1—11 династий были сосредоточены  главным образом в районе Мемфиса  и Абидоса - города, игравшего  важную роль в древнеегипетской  религии. Обилие захоронений и  характер их оснащения говорит  о дальнейшем развитии культа  мертвых, оформившегося в ту  эпоху в сложную систему верований  в вечную жизнь в загробном  мире. Основная роль в нем отводилась  погребальному ритуалу, цель которого  заключалась в сохранении тела  умершего и обеспечении его  загробного существования. Для  этого сооружались гробницы, куда  помещались трупы, пропитанные  особыми смолами, чтобы уберечь  их от тления.

 

Обряд мумификации  в то время был еще несовершенен, а потому в конце Раннего царства  в гробницу стали, помещать статую покойного, чтобы душа могла воплотиться  в ней, обретя тем самым свою материальную оболочку. Изменилась и планировка гробниц:

появляются  наземные сооружения, увеличивается  подземная часть. Такого типа гробницы были обнаружены в большом количестве в Саккара - некрополе Мемфиса. Они значительно совершеннее погребений культуры Негада. Здесь можно отметить самое раннее применение камня в строительной технике и появление свода.

 

 Эволюция  формы гробниц наглядно иллюстрирует  процесс имущественного неравенства.  В конце додинастического периода гробницы частных лиц сравнительно мало отличались от усыпальниц правителей. Самые ранние захоронения представляли собой холм, который стал затем укрепляться с помощью камня и кирпича. Из этой формы продолговатого плоского возвышения возникает традиционный вид надгробия - мастаба, получивший дальнейшее развитие в строительной практике древнеегипетских зодчих. Древние города Египта - Мемфис, Он (Гелиополь) и Абидос - были не только крупными художественными центрами, но в первую очередь являлись средоточием религиозной жизни. Здесь и в ряде других мест сложились основные космогонические и теологические доктрины, определявшие мировоззрение своей эпохи.

 

 Мировоззрение  древних египтян " преломлялось  в образной форме мифа, в которой  закрепился основной круг представлений  о мире, связанных с его происхождением  и осмыслением. Хотя для египтян  земля ограничивалась их страной,  а воды - Нилом, они знали о  существовании космоса, который  олицетворялся солнцем, луной,  небом и созвездиями, воплощавшимися  в образе богов. Миф, ставя  извечный вопрос о начале мира, не дает логического объяснения  его происхождению, а сводит  все явления к образному осмыслению. Отсюда рождается   свойственная  мифу сложная символика, своеобразный  иносказательный язык. Хотя сказания о сотворении мира с их различными версиями появляются позднее (мемфисский вариант этого сказания восходит к III тыс. до н.э.), основные функции богов уже определились, - об этом свидетельствуют названия номов, посвящение молелен тем или иным богам и культовые их изображения в статуарной пластике и рельефе.

 

Египтяне  рассматривали возникновение мира не от некоей временной точки, а от условного начала, за которое принимался первобытный хаос Нун. Из него возник прародитель богов Атум, давший начало девяти основным богам. Внутри древнеегипетского пантеона боги группировались или по принципу парности - бог и богиня, представляющие супружескую чету, или по триадам 2+1: Осирис, Исида и их сын Гор или Амон, Мут и Хонсу и другие. Таким образом, пантеон приобретал четкую, упорядоченную структуру, где число 3 соответствовало наипростейшей форме неделимого множества. Древнеегипетских богов трудно однозначно дифференцировать, ибо сущность космических богов многообразна и каждый из них несет в себе несколько функций. Египетская космогоническая система опиралась на солярный культ. Солнце в образе бога Ра рождалось из вечного мрака, олицетворявшегося инертным океаном Нуном. Оно возникло благодаря собственной силе и обязано было своим появлением себе самому. Постепенно из сонма богов, различавшихся по принципу мужских и женских, выкристаллизовываются   определенные признаки, характерные для каждого индивида. Бог Тот, считавшийся лунным божеством, богом мудрости и покровителем наук, почитался еще с додинастической эпохи в виде священных животных павиана и ибиса. Небесные сферы олицетворялись богиней Нут и Хатор, к солнечному культу помимо Ра был причастен сокол Гор. Богиня Хатор служила как бы женской параллелью бога Гора, что отражено в ее имени, означающем «дом Гора». Главным богом Мемфиса являлся Пта, которому, как сообщает Манефон, фараон Мен соорудил храм в своей столице. Культ Пта был больше связан с абстрактными   представлениями. Приписываемый ему акт творения мира воспринимался в отвлеченной форме мысли, высказанной в слове. С Пта связан культ священного быка Аписа, установившийся еще задолго до объединения Египта и восходящий к тотемистическим представлениям. Египетские боги представлялись в антропоморфном и зооморфном виде, помимо этого существовали образы, сочетавшие в себе элементы человеческой фигуры и животного. Примером тому могут служить различные формы иконографии   Хнума,   Анубиса, Бастет, Сохмет и целого ряда других богов.

 

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

 

 Древнее  царство - эпоха сооружения великих  пирамид. Уже одно это определяет  его лицо в общей линии развития  древнеегипетской культуры, свидетельствуя  о высоком уровне науки, искусства,  об оформлении государственного  строя, успехах хозяйственной  жизни и сложении религиозной  системы. Усиление централизации  страны привело к установлению  полной и неограниченной власти  фараона-деспота, достигшей к  этому периоду своего апогея.

 

Происходит  расцвет монументального каменного  зодчества, апофеозом которого явились   гигантские   пирамиды, причисленные еще в древности к семи чудесам  света. Но путь к достижению совершенства пролегал через длительные поиски и  находки. Все более внушительные размеры приобретает гробница - мастаба, ставшая конструктивной основой монументальных сооружений из камня. Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является заупокойный ансамбль фараона III династии Джосера. История сохранила имя его создателя - великого зодчего Имхотепа, прославленного мудреца своего времени, ученого, астронома и медика, отождествленного греками богом врачевания Асклепием.

 

 Построенная  вблизи Мемфиса (на месте современного  селения Саккара около Каира) пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов, не отличавшегося еще стройностью общей планировки. Этот ансамбль был расположен на искусственной террасе, окруженной массивной высокой стеной, облицованной камнем. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях впервые был широко применен в качестве основного строительного материала камень. Правда, камень еще не везде имел здесь конструктивное значение: здесь нет свободно стоящих колонн, они соединены со стенами, от которых зодчий не решается их отделить. Здания ансамбля воспроизводят в камне формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера важна и по своей декорировке. Интересны формы колонн и пилястр: здесь имеются и четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капителей и впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев — блестящими зелеными  фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Таким образом, усыпальница Джосера в целом была чрезвычайно характерным для своего времени памятником, замечательным свидетельством интенсивной работы мысли и творческого дерзания. Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное — здание начало расти вверх и камень был определен как главный материал египетского монументального зодчества.

Информация о работе Художественная Ккультура Древнего Египта