Художественная керамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является керамика как вид декоративно-прикладного творчества
Поставленная цель определила следующие задачи курсовой работы:
- изучить историю и эволюцию керамики;
- изучить керамику как художественный промысел;
- изучить глину и её свойства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Керамика как вид декоративно-прикладного творчества.
1.1 История и эволюция керамики.
1.2 Керамика как особый художественный промысел.
Глава II. Орнамент как основной вид декорирования керамики
2.1 Орнамент: формы и образы
2.2 Особенности орнаментики керамических изделий.
2.3 Основные и дополнительные способы декорирования керамических изделий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая_керамика.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

3. Орнамент в  квадрате, или прямоугольнике,

4. Сетчатый (может  быть семнадцать принципиально  разных типов сеток, на которых  располагаются элементы орнамента).

Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен. В исламском мире искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства, что позволило выделить его в особый вид искусства - арабеску. Различают следующие виды орнаментов:

Волнистый орнамент - способ лощения керамики, при котором вся поверхность сосуда выглядит волнистой, в некоторых случаях приближаясь к желобкам. В русской литературе термин обозначает волнистые линии, нанесенные на поверхность сосуда острым предметом до обжига.

Выемчатый орнамент - на мягкой поверхности сосуда до обжига вырезают полоски или узоры. Образовавшиеся полоски часто заполнялись белой пастой, выделявшейся на темной поверхности сосуда.

Глазковый орнамент - декоративный мотив, состоящий из пары кружков или спиралей как на испанской символ-керамике. На некоторых образцах явно изображены глаза, возможно, они символизировали покровительственный взгляд божества на своих почитателей. Мотив широко распространен в Западной Европе 3-го тысячелетия до н.э.

Граффити - любые фигурки или надписи, нацарапанные на поверхности. Встречаются на скалах, домах и на керамике.

Гребенчатый орнамент - распространенный способ украшения керамики. Выполнялся зубчатым инструментом по сырой глине. В результате получались ленты параллельных насечек, часто волнистые.

Декалькомания (деколь) представляет собой одно или многокрасочный рисунок, наносимый с помощью переводной картинки. Различают деколь обычную и сдвижную, или шелкотрафаретную. Обычная деколь едва ощущается рукой, рисунок чуть матовый с тонкой деталировкой, переходами одного тона в другой. Сдвижная деколь имеет более толстый слой краски, насыщенный цвет, однако число красок в рисунке ограничено, переходы тонов, как правило, отсутствуют. Разработаны комбинированные и золотосодержащие деколи.

Живопись - выполняется вручную кистью или пером красками, золотом, люстрами и их комбинацией. Рисунок сочный, яркий со следами работы кистью. Иногда рисунок наносят по мастике. По рисунку матовым золотом может выполняться гравировка (цировка). выполняется вручную кистью или пером красками, золотом, люстрами и их комбинацией. Рисунок сочный, яркий со следами работы кистью. Иногда рисунок наносят по мастике. По рисунку матовым золотом может выполняться гравировка (цировка).

     Рисунки  в зависимости от расположения (композиции) подразделяют на сплошные, бортовые, раскидные и букетом.  Сплошной рисунок покрывает всю внешнюю поверхность или борт изделий, бортовой – расположен непрерывной полосой по борту, низу или посередине изделия, раскидной – это пять и более не связанных друг с другом лепков или рисунков; букетом – до трех рисунков включительно. Разделки выполненные надлазурными красками, закрепляют в муфельном обжигу.

Инкрустация - способ декорирования - несквозное вырезание узоров на поверхности, которые заполняют окрашенными массами, ангобами, глазурями.

Каннелюры - орнамент из широких насечек или желобков.

Кракелюр - (франц. craquelure), трещина красочного слоя в произведениях масляной живописи.

 

2.2 Особенности  орнаментики керамических изделий. 

     Изучение орнаментов позволяет решать различные задачи в рамках целого ряда направлений: разработки вопросов периодизации и хронологии памятников, реконструкции древних технологий, процессов этногенеза и культурогенеза, семантики декора.

     Орнамент – это ритмически упорядоченный декор, графическое выражение ритма. Древнейшие орнаменты тесно связаны с формированием систем счета, а соединение в орнаменте геометрии и искусства является «свидетельством первого человеческого понимания регулярности». Так реализуется важная функция орнамента – структурирование, членение предмета на части и объединение их в единую конструктивную целостность, искусственно организованную упорядоченную систему. Стимулом для развития орнаментов стало параллельное развитие строительства, плетения и ткачества, где широко применяется конструирование из частей или важны подсчет и ритмическое чередование элементов.

Методы конструирования  орнаментов подчинены художественным законам композиции и правилам симметрии.

     Орнамент стал основой изобразительных систем носителей древнеземледельческих культур. Ритмичность орнамента отразила осознание ритмов, связанных с цикличностью и ритмами труда и организацией окружающего пространства. «Орнаментальность» художественного языка эпохи проявились и в керамическом декоре, и в предметах пластики, украшениях, текстиле, плетеных изделиях, упорядочивании архитектурного пространства.

 

2.3 Основные  и дополнительные способы декорирования  керамических изделий

     Существуют  разные способы декорирования  керамических изделий, например  чёрное лощение, когда в процессе  обжига изделие приобретает чёрный цвет. Каление, когда обжиг завершён, раскалённый сосуд вынимают из печи и опускают в молоко, либо в бочку с чистой водой, изделие темнеет и становится более прочным. Смоление, раскалённые сосуды обмазывают подогретой смолой хвойных деревьев, в результате изделие приобретает золотистый цвет. Обваривание, раскалённые сосуды обрызгивают тёплым хлебным раствором, в результате получается пятнистая поверхность.

Однако существует и такой способ, как глазурирование с помощью которого можно создавать  живописные произведения искусств.

     Глазури  по своему составу представляют  собой стеклообразные силикаты, расплавляющиеся на глинистом  черепке слоем толщиной 0,15 - 0,4 мм. Температура плавления глазурей  в зависимости от вида черепка  и температуры его спекания составляет 900 - 1400 °С.

     Назначение  глазурей - прикрыть пористый черепок  изделий плотным и гладким  слоем, придать изделиям с плотным  черепком повышенную механическую  прочность и хороший внешний  вид, повысить химическую устойчивость, гарантировать электрические свойства, защитить подглазурпый декор от механического и химического воздействия, служить декоративным элементом, а также подложкой для над - и внутриглазурного декора.

 

Классификация глазурей

     По  составу и физическим свойствам  глазури представляют собой разновидности щёлочных, алюмосиликатных и алюмоборосиликатных стёкол, при введении в которые соединений с отличными от основной массы показателями преломления света они становятся непрозрачными, а при добавлений соединений с окрашивающими оксидами металлов приобретают способность поглощать свет. Прозрачные глазури - покрытия с однофазной микроструктурой, которые не обнаруживают признаков фазового разделения в световом и электронном микроскопах прозрачны по внешнему виду. При этом допускается наличие немногочисленных нерастворившихся кристаллов или газовых пузырьков, не влияющих на внешний вид глазурного покрытия вследствие очень малых размеров, составляющих менее 0,2 мкм.

     Преимуществом  прозрачных глазурей является  возможность их использования при подглазурном и надглазурном декорировании, а также способность окрашиваться керамическими жаростойкими пигментами и красящими оксидами металлов в яркие, сочные, чистых оттенков цвета. К недостаткам следует отнести то, что они снижают на 2-3% белизну ангоба или глазури основного слоя, а также отличаются повышенной склонностью к микротрещинам вследствие невысокой прочности однофазного стекла на растяжение.

 

Глушеные глазури  позволяют маскировать окрашенный керамический черепок. Заглушенность  или непрозрачность вызывается наличием в стекле глазури твердых или газообразных включений с коэффициентами преломления света больше или меньше коэффициента преломления самого стекла глазури, то есть обладающих оптической плотностью, отличающейся от плотности стеклофазы.

     Вследствие  различных оптических свойств  включений и основной стеклофазы  падающий свет в глазури многократно  преломляется, отражается и рассеивается, и покрытие становится непрозрачным. Чем больше доля отраженного  и рассеянного света находится в видимой части спектра, тем более заглушенным будет глазурное покрытие.

Для получения  глушёных белых глазурей прозрачность исключают путём диспергирования  кристаллических включений в  стеклофазе в результате жидкофазного расслоения глазури - ликвации, а также путем искусственного получения в глазурном слое мельчайших газовых пузырьков.

Таким образом, по технологическим свойствам глазури  можно разделить на прозрачные, глушеные, цветные.

     В  настоящее время повышенный интерес  художники-дизайнеры проявляют к матовым и полуматовым, глазурям, предназначенным для декорирования керамических изделий. Предпочтение отдаётся полуматовым покрытиям с шёлковистой фактурой поверхности. Такие покрытия достаточно гладкие, обеспечивают хорошую очищаемость поверхности.

     Матовость - явление оптическое, связанное с присутствием множества плоскостей раздела, от которых свет отражается и рассеивается. Матовость обусловлена выделением в глазурном стекле, а также на поверхности кристаллических соединений с выступающими гранями кристаллов, что обеспечивает высокие показатели химической и термической устойчивости, механической прочности, достаточную стабильность декоративного эффекта.

     Матовость  глазурного покрытия вызвана  мелкозернистой кристаллизацией  на поверхности слоя с выделением кристаллических соединений, показатели преломления которых значительно отличаются от показателей преломления стеклофазы: волластонита, анортита, геленита, виллемита, диопсида и др.

     Разница  между показателями преломления  данных минералов и стекла значительна, но не так велика, как между показателями стекла и соединений циркония, поэтому для обеспечения матовости глушёных покрытий необходима высокая концентрация этих минералов при небольших размерах кристаллов. Последнее особенно важно, так как глазури с крупными (до десятков микрометров) кристаллами отличаются шероховатой поверхностью. Оптимальный размер кристаллов в матовых покрытиях не должен превышать 2 мкм, что обеспечивается большой способностью их к спонтанной кристаллизации и малой скоростью роста кристаллов.

По фактуре  глушёные глазури делятся на блестящие  и матовые.

 

Глазурь с волосяными трещинами (глазурь - кракле), благодаря  которым она имеет более высокий  температурный коэффициент линейного  расширения, чем черепок. Трещины  заполняют краской, после чего изделия повторно обжигают.

Потечные глазури, которые часто бывают цветными, накладывают  рядом или друг на друга кистью или пульверизатором; при этом они  растекаются, образуя своеобразные оттенки.

Авантюриновые глазури характеризуются мельчайшими кристалликами, кажущимися многочисленными мелкими золотистыми блестками.

Глазури разделяют: по назначению -- для гончарной керамики, каменной керамики, фаянса, фарфора; по виду сырья -- свинцовые, полевошпатовые, глинистые; по способу изготовления -- налетные (соляные), фриттованные (предварительно сплавленные), сырые.

Легкоплавкие  глазури по способу приготовления  делятся на фриттованные и нефриттованные (сырые).

Фриттованные  глазури получают сплавлением смеси  сырьевых материалов при температуре 1300-1450°С. Главное назначение фриттования - сплавление растворимых в воде компонентов фритты и перевод их в нерастворимое состояние. Следует иметь в виду, что температура плавления у фриттованных глазурей на 100-150°С ниже по сравнению с сырой глазурью аналогичного состава, так как необходимые химические процессы образования силикатов и других соединений у фриттованных глазурей происходят уже во время их плавления.

При приготовлении  сырых глазурей, в отличие от фриттованных, шихтовую смесь загружают непосредственно в шаровую мельницу мокрого помола и после достижения необходимой тонины помола (остаток на сите №0063 К 0,1-0,2%) сливают в емкости-мешалки для хранения.

Нефриттованные глазури  нашли наиболее широкое применение в производстве санитарно-технических изделий. Наиболее широко применяются матовые глазури.

Поскольку покрытие на керамике, полученное на основе нефриттованных глазурей, также представляет собой  стекловидный слой, то в отношении  его можно применять известные  положения стеклообразного состояния. Необходимо учитывать, что при термообработке покрытия на основе фритты в условиях обжига происходят преимущественно процессы плавления глазури и взаимодействия ее с керамической основой, в то время как при обжиге сырой глазури непосредственно на поверхности керамического черепка протекают процессы разложения сырья, полиморфные превращения, стеклообразование и кристаллизация расплава, а также происходит взаимодействие с керамической основой.

Нефриттованные  глазури применяются в основном для декорирования фарфоровых, реже фаянсовых изделий, изделий технической керамики и характеризуются высокой температурой формирования покрытий.

Другую классификацию  предлагает Липинский, разделяя глазури  по составу и внешнему виду: силикатные - свинец-содержащие, сырые, пепельные или плавленые, фриттованные, бессвинцовые сырые и фриттованные; борсиликатные - свинецсодержащие борсиликатные сырые и фриттованные, бессвинцовые фриттованные и сырые; художественные - кракле, потечные, матовые, кристаллические, авантюриновые.

Информация о работе Художественная керамика