Хоровая музыка Фалика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы. В данном дипломной реферате представлен материал для изучения жанрово-стилистических особенностей современной хоровой музыки на примере хоровых сочинений Ю. Фалика.
Имя петербургского композитора Юрия Александровича Фалика (1936-2009) известно не только в России, но и за рубежом. Удивительные грани его таланта раскрывались постепенно -- сначала он зарекомендовал себя как исполнитель-виртуоз, затем как инструментальный композитор, несколько позже -- как автор хоровой и вокальной музыки. Параллельно разворачивалась педагогическая деятельность Фалика, а в последние десятилетия он активно концертировал как симфонический дирижёр.

Файлы: 1 файл

Хоровая музыка Фалика.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Хоровая музыка Фалика

  

 

 

Актуальность темы. В данном дипломной  реферате представлен материал для  изучения жанрово-стилистических особенностей современной хоровой музыки на примере  хоровых сочинений Ю. Фалика.

 

Имя петербургского композитора Юрия Александровича Фалика (1936-2009) известно не только в России, но и за рубежом. Удивительные грани его таланта раскрывались постепенно -- сначала он зарекомендовал себя как исполнитель-виртуоз, затем как инструментальный композитор, несколько позже -- как автор хоровой и вокальной музыки. Параллельно разворачивалась педагогическая деятельность Фалика, а в последние десятилетия он активно концертировал как симфонический дирижёр.

 

В пёстрой музыкальной палитре  современности творчество этого  художника предстаёт как самобытное явление. За годы разносторонней творческой деятельности он создал значительное количество сочинений в разных жанрах, -- это и симфоническая, и камерно-инструментальная, и вокально-хоровая музыка. Среди наиболее известных, -- одноактный балет-мистерия «Тиль Уленшпигель», опера «Плутни Скапена», симфонии, концерты для оркестра, квартеты, а также музыка к драматическим спектаклям, романсы, вокальные циклы, где представлены самые различные сферы образности -- от высоко интеллектуального размышления до ироничного гротеска.

 

При всём многообразии творческих устремлений  Фалик уделяет значительное внимание хоровой музыке. Его хоровое наследие представлено различными жанрами, -- миниатюра, хоровой концерт, поэма, хоровой  цикл, православные песнопения и католическая ординарная месса.

 

Хоровая музыка Ю. Фалика - одна из интересных и ярких страниц в истории  русской хоровой музыки ХХ ст., она  представляет собой разнообразное  соединение стилевых направлений, жанров и способов музыкальной выразительности.

 

Актуальность выбранной темы обусловлена не только выдающимся вкладом композитора, но и тем, что количество исследований, посвященным проблемам жанрово-стилевых доминант Хорового концерта «Поэзы Игоря Северянина» Ю. Фалика на сегодня остается небольшой.

 

Объект исследования: Хоровой концерт «Поэзы Игоря Северянина» Ю. Фалика.

 

Предмет исследования: жанрово-стилевые ориентиры малоизученного произведения в украинском музыкознавстве.

 

Цель исследования: выявление жанрово-стилевых доминант Хорового концерта «Поэзы Игоря Северянина» Ю. Фалика

 

Поставленная цель вызвала решение  следующих задач:

 

Представить краткую характеристику развития хорового искусства 60-80-х годов  ХХ ст. в России;

 

Рассмотреть различные классификации  русского хорового концерта второй половины ХХ ст.;

 

В процессе анализа хорового творчества Ю. Фалика, выявить его художественные ориентиры;

 

Определить жанрово-стилевые доминанты  Хорового концерта «Поэзы Игоря Северянина».

 

Структура работы: Дипломный реферат  состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованной литературы и нотного дополнения.

 

Раздел І. Основные тенденции развития русского хорового концерта второй половины ХХ ст.

 

1.1 Краткая характеристика развития  хорового искусства 60-80-х годов  ХХ ст. в России

 

фалик хоровой композитор музыка

 

Вторая половина XX столетия отмечена глубокими преобразованиями в системе  музыкального мышления и, как следствие, в системе хоровых жанров. Они  были вызваны серьёзными переменами, произошедшими в общественной жизни  страны. Закончился период изолированного существования искусства, и перед композиторами открылся совершенно иной звуковой мир. Огромную роль в этом процессе сыграл фестиваль «Варшавская осень», который проходил с 1956 года. Именно здесь впервые прозвучали многие произведения советских композиторов, авангардной направленности, кроме того, фестиваль давал возможность знакомства с новыми зарубежными сочинениями.

 

Хоровой стиль 60-х гг. интенсивно обновляется  за счёт новейших композиторских техник (сонорика, алеаторика), звуковысотных  систем (атональность, политональность), разнообразных методов работы с музыкальным материалом. Кроме открывшегося звукового мира музыки И. Стравинского, огромное влияние на русских композиторов оказало творчество К. Орфа и Д. Лигети. Имя последнего связано с открытиями в области сонористики, поиска красочных звучностей. Эти достижения были активно восприняты композиторами и опробованы в сфере хоровой музыки.

 

Бесспорным завоеванием 60-х годов  является новое отношение к русскому фольклору. Ранее эта область  творчества ограничивалась в основном обработками народных песен. Теперь же она становится стилистически и жанрово разветвлённым направлением, получившим название новой фольклорной волны Термин Л. Христиансен. См. её ст.: Из наблюдений над творчеством композиторов «новой фольклорной волны» // Проблемы музыкальной науки: вып. 1. - М., 1972. и достигшим в 60-е годы своей кульминации. Важно отметить, что именно хоровая музыка оказалась самой богатой по материалу и художественным достижениям и стала едва ли не ведущей в дальнейшем развитии фольклорных традиций.

 

Композиторы обращаются к национальным традициям, что приводит к значительному  расширению образного и жанрово-стилевого  диапазона, -- а также обогащению круга музыкально-выразительных  средств за счёт претворения фольклорных истоков. В результате этих поисков появились такие произведения, как, «Песни вольницы» С. Слонимского, «Свадебные песни» Ю. Буцко, «Курские песни» Г. Свиридова.

 

Авторы стремятся, к творческой свободе, максимально индивидуализированному решению. Новаторские открытия в области ритма, ладовых структур, микромотивных образований, а также микроинтервалика, техника вариантного развития, привнесение попевочно-речитативного начала в вокальную музыку -- эти и многие другие приёмы сформировали устойчивую систему выразительных средств. Отчасти они заимствованы у И. Стравинского и Б. Бартока -- крупнейших представителей неофольклоризма. В целом же, новый подход к фольклору заключается в преодолении шаблонов формы и стиля профессиональной вокально-хоровой музыки конца ХІХ-первой половины XX веков.

 

В годы «оттепели» происходит смена  поколений, выдвигаются новые фигуры, достойно представляющие советскую  музыку как в области хоровых, так и инструментальных жанров. Назовём  имена Р. Щедрина, А. Шнитке, Э. Денисова. Активно работают в хоровом жанре Г. Свиридов, В. Салманов, Л. Пригожин, Р. Леденев, В. Рубин, А. Николаев.

 

Общую панораму хоровой музыки 60-70-х  гг. исследователи определяют как  сосуществование многих стилей и  направлений без стремления к  лидерству какого-либо из них. Развитие хорового искусства в этот период связано не только с новаторскими устремлениями композиторов, но и с возрождением традиций конца XIX века. Параллельно с авангардными поисками происходит возвращение к старинным пластам русской культуры.

 

Композиторы активно обращаются к  русской классической поэзии. Этому  во многом способствовали процессы, происходившие  в сфере хорового исполнительства, которые стимулировали творческую активность. Широко зазвучала отечественная  хоровая классика -- партитуры Бортнянского, Березовского, Титова, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Гречанинова, Кастальского, Архангельского. Вместе с этим всё более возрастает интерес к отечественной поэзии XX века, в том числе и современной -- стали появляться сочинения на стихи В. Маяковского,- С. Есенина, А. Вознесенского, Д. Кедрина, В. Солоухина, Р. Гамзатова.

 

Важную роль сыграло и оживление  концертной деятельности в крупных  городах России, а также участие  коллективов в отечественных  и зарубежных фестивалях и конкурсах. Композиторы знакомились с современной советской и зарубежной музыкой, а также получили возможность установить многочисленные контакты с исполнителями. Постепенно закрепились творческие содружества композиторов и исполнительских коллективов: Г. Свиридова -- с Московским камерным хором и Ленинградской хоровой капеллой, Р. Щедрина -- с Московским камерным хором, а также хором студентов Московской консерватории.

 

По сравнению с предшествующими  десятилетиями одним из важнейших  изменений было возрождение интереса к музыке для хора a'cappella -- старейшей области отечественного хорового искусства. После почти полувекового господства героико-патриотической тематики в искусстве остро ощущалась необходимость обращения к лирике, как одной из ведущих в прошлом образных сфер хоровой классики. Прежде всего, был возрождён и обновлён устойчивый традиционный жанр -- хоровая лирическая миниатюра. В первой половине века и в военные годы он оказался незаслуженно забытым, однако уже в 50-е годы композиторы остро ощутили потребность в возвращении лирической образности. Жанры хоровой миниатюры и цикла миниатюр как нельзя более подходили для решения этой задачи.

 

Зарождение и развитие в стране камерного хорового исполнительства  явилось другой важной причиной, повлиявшей на расцвет хорового искусства в середине XX века. Если в 60-е годы в стране не насчитывалось и десятка профессиональных коллективов, то в 70-е появляется целая сеть камерных хоров. С появлением хоров нового типа возникает потребность в новом репертуаре, что обусловлено спецификой звучания камерного хора, несовместимого с сопровождением симфонического оркестра. Приемлемым для него остаются различные виды инструментальных ансамблей и пение а cappella.

 

Важно отметить также, что одновременно с возникновением множества камерных хоров в России, заметно оживилась пропаганда новой хоровой музыки. Коллективы исполняли новые сочинения, а композиторы, в свою очередь, посвящали им произведения, сочиняли музыку специально для камерного хора.

 

Кроме того, композиторская активность в хоровой сфере обусловлена и обновлением музыкального языка. Если в 60-е годы наблюдалось своеобразное «отставание» хорового письма от оркестрового в отношении выразительных средств, то, уже начиная с 70-х годов, наблюдается устойчивая тенденция к инструментализации вокально-хоровой сферы.

 

В 70-е годы заметно расширяется  стилевой и жанровый диапазон хоровой  музыки. «Старое» и «новое» органично  синтезируются в произведениях  разных жанров. Хоровая музыка, вступая  в активное взаимодействие с другими  сферами искусства, вызвала к жизни такие жанровые гибриды, как, например, симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина, «Поэтория» Р. Щедрина.

 

Соприкосновение со смежными видами искусства значительно расширило  границы жанровых возможностей, что  и обусловило необычайную подвижность, вариативность, моделей хоровой музыки и привело к возникновению жанровых микстов. Композиторы опираются на богатейший опыт предшествующих эпох, начиная от древнейших фольклорных пластов и заканчивая последними достижениями в области композиторской техники. Жанры хоровой музыки оказываются способными вместить не только органичное для них народно-песенное и церковное начала, но и сугубо инструментальные приёмы, которые не «ломают» хоровую специфику, но позволяют приобрести хоровой музыке новое качество. Традиция в данном случае не является сковывающим фактором, а наоборот, позволяет расширить стилевые и жанровые рамки.

 

В целом, 70-80-е годы в хоровой  музыке -- это время расцвета русской (советской) классики, представленное сочинениями Д. Шостаковича, В. Шебалина, Г. Свиридова, Р. Щедрина, Н. Сидельникова, В. Салманова, С. Слонимского, А. Шнитке, Э. Денисова, ряд значительных произведений написан Н. Сидельниковым, А. Флярковским, Р. Бойко, В. Калистратовым, В. Рубиным.

 

1.2 Типология (классификация) русского хорового концерта второй половины ХХ ст.

 

Хоровая музыка 70-80-х годов XX века переживала необычайный подъём. Это коснулось  всех сторон хорового искусства -- содержательной, языковой, исполнительской. Расширение жанрово-стилевого диапазона происходило благодаря повышению интереса композиторов к старинным пластам национальной истории и культуры. Эта тенденция вначале обнаружилась, в исполнительстве, а затем стала заметной и в композиторском творчестве.

 

Композиторы активно обращаются к  старинным текстам и сюжетам, а также к жанрам и формам доклассической эпохи. Так, например, Г. Свиридов ввёл в музыку к трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» интонации древнерусских песнопений (стихиры XVII века), свободно претворил жанровые черты знаменного распева, заимствовал тексты из обихода православной церкви и духовного стиха.

 

Ю. Фалик также предпринял попытку  претворения старинного жанра: его  «Кант-виват» (1974) при всей оригинальности изложения, гармонии, формы примечателен стилевыми соответствиями жанровому прототипу. В торжественно-фанфарных интонациях, фактуре, преобладании строго синхронной ритмики голосов, ограничении состава хора только мужскими партиями угадываются типичные черты виватных кантов XVII века.

 

Наряду с кантом, литургией, мадригалом, мотетом происходит возрождение хорового концерта, которому принадлежит первое место по значимости жанровых открытий в отечественной хоровой музыке. Возникший на основе русского духовного концерта, он осознавался многими как возобновление насильственно прерванной традиции. С другой стороны, хоровой концерт XX века, как ни один другой жанр, оказался способным воплотить новаторские искания многих композиторов.

 

Становление хорового концерта в XX веке совпадает по времени с возвращением на концертную эстраду произведений Н. Дилецкого, В. Титова, Н. Калашникова, А. Веделя, Д. Бортнянского, М. Березовского. В конце 60-х и 70-е годы XX века необычайно возрастает композиторский интерес к национальному музыкальному наследию, художники стремятся к восстановлению связи времён. В это время появляются хоровые концерты В. Салманова, Г. Свиридова, С. Слонимского, В. Калистратова, Ю. Фалика, а в 80-е - В. Тормиса, А. Шнитке, В. Холминова, Р. Щедрина.

 

С одной стороны, композиторы опираются  на основные признаки и стилистику традиционной жанровой модели. С другой, озвучивая «схему» современными музыкальными средствами, они предлагают иное видение, а подчас и создают нечто новое, высвечивая те или иные жанровые первоосновы. Так, например, хоровой концерт, будучи духовным жанром, в XX веке продолжает своё существование в светском варианте и становится, по сути, совершенно новым, уникальным среди всего многообразия хоровой музыки. В 70-е годы он занял положение жанра-гегемона См. об этом: Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка. - М., 1991.

Информация о работе Хоровая музыка Фалика