Готическая архитектура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 03:43, контрольная работа

Описание работы

Со второй половины XII в. в Западной Европе, и прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура нового стиля, коренным образом отличающегося от романского и получившего название готического. Готический стиль был порожден культурой развивающихся городов, ранее всего реализовался в архитектуре и прочно в ней утвердился. Горожане, победившие в борьбе с феодалами, становятся носителями социального и экономического прогресса. Формируется новое бюргерское мировоззрение, обращенное к человеку-созидателю, творцу материальных благ, одной из специфических черт которого является гордость за свой родной город и стремление прославить его. Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения обоснованы не только функциональными изменениями, но и значительными успехами в развитии строительной техники, основанной на точном расчете и выверенной конструкции. Перенос несущих конструкций наружу позволяет облегчить стены, колонны, увеличить высоту и создать принципиально новый храмовый интерьер, максимально соответствующий идее устремления духа ввысь, к Богу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Элементы готического искусства: скульптура, живопись…………………...3
Особенности готической архитектуры во Франции………………………….5
Особенности готической архитектуры в Германии и Италии.......................11
Заключение……………………………………………………………………..13
Список использованной литературы……….......

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 38.30 Кб (Скачать файл)

В XII веке Морис де Сюлли  распланировал огромный Собор Парижской  Богоматери, а в 1163 году в восточной  части города королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж  на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента. Строительство шло постепенно с  востока на запад и длилось  более ста лет. Собор должен был  вмещать в себя всех жителей города — 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более полутораста лет, и  население Парижа выросло во много  раз. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Он весь облеплен какими-то лавками  и ларьками, в которых продавали  всякую всячину. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и  заключали сделки. Сюда городские  модницы приходили похвастать своими нарядами, а сплетницы — послушать  новости. Здесь устраивались танцы  и шествия ряженых, иногда даже играли в мяч. Во время опасности в  соборе укрывались жители окрестных  деревень не только со своим скарбом, но даже и со скотом. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время  богослужений. 

Внутреннее пространство собора — это царство вертикальных линий, стройных каменных столбов каркаса, соединенных стрельчатыми арками. Здесь  все подчинено бурному взлету вверх, к небу. В рамы витражей со сложными линиями свинцовых переплетов вставлены цветные стекла. Рассеянный свет, проникающий через витражи, льется на статуи мужчин, женщин, детей, королей, епископов, воинов, стоящие  во весь рост, коленопреклоненные, конные, из мрамора, серебра и даже восковые... Стен нет вообще, их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Заполняют  этот каркас огромные стрельчатые окна, даже не окна — а многоцветные картины  с десятками фигур. Солнечный  свет заставляет играть стекла всеми  цветами радуги и делает витражи  похожими на огромные самоцветы. Мерцающий мистический свет опьяняюще действует на человека, приводя его в благочестивое религиозное состояние.

Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Высота его — 35 метров. Под такими сводами мог  бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Это сделано специально, чтобы  собор напоминал крест, на котором  был распят Иисус Христос. Сооружения, подобные Колизею или термам Каракаллы, нужно было строить быстро и возводить  все здание сразу, целиком. Длительная приостановка работ или медленное  возведение отдельных частей таких  сооружений грозили тем, что разные помещения имели бы различную  прочность. Для строительства нужны  были гигантские средства, требовались  армии рабов. Ничего этого у парижан  не было. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Горожане не спеша собирали деньги, и здание собора росло медленно.  
К середине XIX века Собор Парижской Богоматери значительно отличался от того, каким его видели парижане в XIII веке. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Внутри собор тоже сильно пострадал. Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Собор был испорчен. Более того, ему угрожало полное разрушение. 

В 1841 году для спасения Нотр-Дам  де Пари было принято специальное  правительственное решение, а в 1845 году началась капитальная реставрация  собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В  своем первозданном виде до наших  дней сохранились лишь частично витражи  западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре. 

В заключение нельзя не отметить количество и качество ручного труда, затрачиваемого на сооружение готических соборов. С одинаковой тщательностью  выполнялись как самые важные фрагменты храма, так и мельчайшие детали. Соборы строились не для  людей, а для Бога, которому видно  всё. Общий порыв объединял каменщиков и скульпторов, плотников и стеклодувов, мастеров бронзового литья и кровельщиков - ремесленников с большой буквы, по духу своему - настоящих художников, вложивших в свои произведения и  душу, и талант, и мастерство. Возникнув  в монастырской среде, готика стала  стилем городских соборов, которые  возводили жители города на свои средства, демонстрируя таким образом свою независимость. Поэтому строительство  готических соборов часто растягивалось  на несколько веков, правда, первоначальный замысел при этом не искажался. Самыми яркими примерами такого "долгостроя" являются Кёльнский и Миланский  соборы, первый из которых строился 312 лет, а второй - 470. К моменту их завершения во многих европейских странах, в частности, в Англии и в Австрии, получило распространение течение, названное неоготикой и развившееся на почве национального романтизма. Восторг, восхищение перед умением готических мастеров "оживить" косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности готической архитектуры в Германии и Италии

 

          Готический стиль в Германии развивался па основе художественного опыта французов, ярко выраженного в синтетическом типе северных французских соборов. Однако немецкое искусство не обладало цельностью и единством французской готики. В немецких соборах нет изящества, ажурности и чувства меры, присущих французским. Драматизм, экспрессивность, отличавшие немецкую готику, сочетались в архитектуре с сохранявшимися романскими традициями. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Во внешнем облике здания присущая готике устремленность вверх получила предельное выражение. Часто встречался тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора. Во Фрейбургском соборе (ок. 1200 г.—конец 15 в.,) с мощной башней фасада, завершающейся ажурным шатром из каменных брусьев, интерьер с невысоким средним и широкими боковыми нефами производит мрачное впечатление. Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248— 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения. Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 в. В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш. 

Особенно богата памятниками  светской архитектуры Италия. Своеобразный облик центральной площади Святого  Марка в Венеции во многом определяет архитектура обширного по размерам дворца Дожей (правителей республики; 14—15 вв.), поражающего великолепием. Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого  стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная  колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны  в землю. Сплошная открытая лоджия с  килевидными арками, с тонкими, часто  расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и  вибрирующая на солнце розовая стена  третьего этажа с редко расположенными окнами. Вся плоскость этой части  стены покрыта геометрическим белым  орнаментом. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной  и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью. Черты крепостной романской архитектуры сохраняет грандиозный палаццо делла Синьория (палаццо Веккьо, 1298—1314) во Флоренции. Скупо расчлененное небольшими окопными проемами трехэтажное здание, облицованное грубо обтесанными камнями, воспринимается как цельный монолит. Его суровый облик, его пластическую мощь подчеркивают смело выступающий вперед ярус машикул и крепостных зубцов и горделиво устремленная вверх грозная сторожевая башня. Сооруженное на месте разрушенного феодального замка, палаццо Веккьо служило олицетворением могущества свободного города. В палаццо Веккьо намечаются черты, получившие развитие в архитектуре жилого дома, дворца эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Готическое искусство  представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом  варварства в представлении историков  Возрождения, которые впервые применили  этот термин, характеризуя искусство  средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. Готика — более зрелый стиль искусства  средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно  включило и свой круг всю сумму  средневековых знаний, сложных и  противоречивых представлений и  переживаний. В мечтательности и  взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение  разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий  интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте  реального мира подготовили расцвет  искусство Возрождения.

Готика  - готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между сер. 12 и 15-16 вв.) В готике выделено на 3 фазы: ранняя, зрелая (высокая) и поздняя.

          От  романского стиля готика унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе искусств, и традиционные типы культовых зданий. Ведущим типом в эпоху готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в готике преимущественно витражами). Огромное пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамичным архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих. В период готики, с его более высоким уровнем развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневекового религиозно-догматичного мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетического освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений и лирических эмоций; сложились новые архитектурные типы и тектонические системы.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бирюкова.Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие/ Н.В. Бирюкова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 365 с.
  2. ИвановК.А. Многоликое средневековье.–М.: Алетейа, 1996 г.–425 с.
  3. Исаев, А.А История архитектуры: Текст лекций / М-во образования РФ, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Чебоксары: ЧГУ, 2001. – 126 с.
  4. Карсавин, Л.П. Культура средних веков. – Киев: Символ – Air-Land, 1995. – 200 с.
  5. Мартиндейл, Э. Готика / Эндрю Мартиндейл; Пер.: А.Н. Богомякова. – М.: Слово, 2001. – 286 с.
  6. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Б. А. Эренгросс. – М.: Высш. шк., 2001. – 766 с.
  7. Тяжелов, В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе / Редкол.: А.М. Кантор и др. – М.: Искусство, 1981. – 383 с.

Информация о работе Готическая архитектура