Готическая архитектура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 03:43, контрольная работа

Описание работы

Со второй половины XII в. в Западной Европе, и прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура нового стиля, коренным образом отличающегося от романского и получившего название готического. Готический стиль был порожден культурой развивающихся городов, ранее всего реализовался в архитектуре и прочно в ней утвердился. Горожане, победившие в борьбе с феодалами, становятся носителями социального и экономического прогресса. Формируется новое бюргерское мировоззрение, обращенное к человеку-созидателю, творцу материальных благ, одной из специфических черт которого является гордость за свой родной город и стремление прославить его. Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения обоснованы не только функциональными изменениями, но и значительными успехами в развитии строительной техники, основанной на точном расчете и выверенной конструкции. Перенос несущих конструкций наружу позволяет облегчить стены, колонны, увеличить высоту и создать принципиально новый храмовый интерьер, максимально соответствующий идее устремления духа ввысь, к Богу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Элементы готического искусства: скульптура, живопись…………………...3
Особенности готической архитектуры во Франции………………………….5
Особенности готической архитектуры в Германии и Италии.......................11
Заключение……………………………………………………………………..13
Список использованной литературы……….......

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 38.30 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………2

Элементы готического  искусства: скульптура, живопись…………………...3

Особенности готической архитектуры  во Франции………………………….5

Особенности готической архитектуры  в Германии и Италии.......................11

Заключение……………………………………………………………………..13

Список использованной литературы………....................................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Со второй половины XII в. в  Западной Европе, и прежде всего  в Северной Франции, появляется архитектура  нового стиля, коренным образом отличающегося  от романского и получившего название готического. Готический стиль был  порожден культурой развивающихся  городов, ранее всего реализовался в архитектуре и прочно в ней  утвердился. Горожане, победившие в  борьбе с феодалами, становятся носителями социального и экономического прогресса. Формируется новое бюргерское мировоззрение, обращенное к человеку-созидателю, творцу материальных благ, одной из специфических черт которого является гордость за свой родной город и  стремление прославить его. Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения обоснованы не только функциональными изменениями, но и значительными успехами в  развитии строительной техники, основанной на точном расчете и выверенной конструкции. Перенос несущих конструкций  наружу позволяет облегчить стены, колонны, увеличить высоту и создать  принципиально новый храмовый интерьер, максимально соответствующий идее устремления духа ввысь, к Богу. 

В целом готические соборы характеризуются специфическими стилевыми и конструктивными особенностями, главные из которых:  
• усложнение типа базилики (пять нефов с востока, три - с запада, хоровые обходы, венец капелл),  
• исчезновение изолированности нефов за счет утончения колонны,  
• использование контрфорсов и аркбутанов для усиления опор,  
• использование строительных арок и ферм;  
• нервюрные перекрытия;  
• большие стрельчатые окна с витражами и круглым окном «розой» над порталом;  
• легкость конструкций,  
• обилие скульптурного декора храма, подчеркивающего вертикализм, воздушность сооружения;  
• взаимосвязь интерьера и экстерьера. 

Национальные архитектурные  школы имели определенные отличия, но они ни в коей мере не нарушали целостности стиля. Шедеврами готической архитектуры в мире признаны Собор  Парижской Богоматери, Шартрский  и Реймский соборы (Франция), Кельнский  собор (Германия), Миланский собор (Италия).  
 

 

 

 

 

Элементы готического  искусства: скульптура, живопись

 

Но готический стиль применялся не только в церковной архитектуре. С развитием городов уже само возведение соборов перестало быть монополией церковных мастеров. Оно перешло в руки городских ремесленников, объединенных в соответствующие цехи и охотно применявших свое мастерство при строительстве светских сооружений. Осознав свою силу и богатство, горожане стремятся возвести рядом с городским собором на главной площади ратушу как символ города и олицетворение социального самосознания бюргерства. Прекрасные образцы готического гражданского строительства сохранились в ряде западноевропейских городов: Флоренции, Брюгге, Генте, Брюсселе и др. 

В искусстве готики обретает большую самостоятельность скульптура. Появляется трехмерная многообразная  по формам пластика. Размещение фигур  на фасаде соборов совершалось по четкому сюжетно-тематическому принципу. В одних странах скульптуры сосредоточивались  в экстерьере собора (Франция), в  других—в интерьере. 

Благодаря обмирщению строительных артелей и развитию светского  строительства, в готической скульптуре наблюдаются нарастание реалистических элементов, портретная индивидуальность, доходящая порой до передачи психологических  характеристик (портреты Наумбургского  собора). Анатомия фигур становится правильной, лица святых передают человеческие эмоции. Рельеф становился высоким, пластичным, теряет былую линеарность. 

Монументальная живопись готики в основном представлена витражом. Значительное увеличение оконных проемов  повысило роль витражей в ущерб росписям. По сравнению с романскими, в готических витражах отмечается более глубокий и конденсированный цвет. Расширяется  цветовая палитра, исчезают орнаментальные элементы, их сменяют человеческие фигуры, вначале статичные, стоящие, а потом и в самых различных  позах. В XI в. целью витража было освещение, в XIII в. его функция меняется: он призван, украшая, поучать. 

Витражи обычно приносились  в дар храму монархами, знатными феодалами, духовными лицами высокого сана или же ремесленными корпорациями. Нередко мастера изображают самих  себя за работой (Шартрский собор). 

В XIV в. свинцовые переплеты  становятся тоньше и изящней, рисунок  напоминает книжную миниатюру. В XV в. изобретена техника дублирования стекол, что давало тончайшую нюансировку цвета, в витраже явственно ощущается нарастание реалистических элементов, он уже соперничает с книжной миниатюрой, но при этом теряет монументальность. Особенно громкую славу снискали французские витражи Шартра, Руана и Сент-Шапель в Париже, а также немецкие витражи соборов в Страсбурге и Штутгарте. 

Наряду с искусством витража  готика оставила нам великолепные образцы  книжной миниатюры. Витраж и миниатюра, сосуществуя, неизбежно подвергались взаимовлиянию. Сфера применения книжной  миниатюры в готическом искусстве  значительно расширилась. Кроме  Библии, Евангелия и Псалтири нужно  было иллюстрировать часословы (выдержки из религиозных книг с календарями  праздников), учебники, энциклопедии, светскую литературу. 

Существовала узкая специализация мастеров по двум направлениям: миниатюристы, оформлявшие заказы феодальной аристократии, двора, и художники демократического народного направления. 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности готической архитектуры во Франции

 

 Классическое выражение  готический стиль получил во  Франции — родине готических  соборов. В 12—14 вв. происходит  объединение французских земель, формируется государство, закладывается  основа национальной культуры. Первые  памятники французской готики  возникли в провинции Иль-де-Франс  (церковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре королевских владений. В  этих храмах сохранились некоторые  черты романской архитектуры:  массивность гладких стен, скульптурная  лепка объемов, грузность башен  фасада, четкость композиции, спокойные  горизонтальные членения на четыре  яруса, монументальная простота  массивных форм, скупость декора. Величайшее сооружение рапной  готики — собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в  1163 г.; достраивался до середины 13 в.: венец капелл — в начале 14 в., ил. 81, 82), отличающийся, несмотря  на многочисленные достройки,  целостностью внешнего вида. Он  выстроен в центре древней  части Парижа, на острове Сите, образованном течением Сены. В  плане собор — пятинефная базилика  со слабо выступающим трапсептом, квадратными ячейками главного  нефа. Западный фасад гармоничен  в своих пропорциях, ясных ярусных  членениях и равновесии форм. Три перспективно углубленных  портала стрельчатой формы выявляют  толщу цокольного этажа, подчеркивая  устойчивость сооружения. По всей  ширине фасада проходит так  называемая «галерея королей». Окно-роза  под глубокой полуциркульной  аркой отмечает своим диаметром  центральный неф и высоту свода.  Фланкирующие розу стрельчатые  окна освещают залы первого  этажа башен. Украшенный резьбой  карниз и изящная аркатура  из топких колонок придают  легкость и стройность верхней  части здания. Композиция фасада, построенная на постепенном облегчении  форм, завершается двумя прямоугольными  башнями, возвышающимися над кровлями. Все проемы порталов, окоп, арок  варьируют форму стрельчатой  арки, несколько пологую в нижнем  поясе и заостренную наверху,  что сообщает фасаду динамичность, у зрителя создается ощущение  устремленности всех форм вверх.  Скульптурный декор собора сохранился  лишь па тимпанах, па вогнутых  поверхностях портала, в цокольном  ярусе. 

Каждый готический собор  имел свое индивидуальное лицо, нес  отпечаток искреннего вдохновения  строителей. Наиболее верное представление  о первоначальном облике французских  готических храмов даст Шартрский собор, созданный в преддверии расцвета классической французской готики. Он захватывает зрителя ощущением  стихийной мощи. Его строгие монументальные формы, своды, пронизанные могучей  силой, несут печать бурной, жестокой и героической эпохи первой половины 13 в. Это замечательный пример слияния  могучих архитектурных масс и  линий, скульптуры и огромных, то сверкающих, то мерцающих витражей сдвоенных  окоп, увенчанных розой. Они сохранились  почти полностью в первоначальном виде и создают особую светоцветовую атмосферу, постоянно меняющуюся в зависимости от состояния природы.

Период зрелой готики отмечен  дальнейшим совершенствованием каркасной  конструкции, нарастанием вертикализма линий и динамичной устремленности ввысь. Обилие скульптуры и витражей усугубляет изобразительно-зрелищный  характер соборов. Реймсский собор (заложен в 1211 г., закопчен в 15 в.) — место коронования французских королей — воплотил национальный творческий гений Франции. Он воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм стопятидесятиметровой длины с высокими восьмидесятиметровыми башнями — одно из самых цельных созданий готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры. По сравнению с собором Парижской богоматери все формы западного фасада Реймсского собора стройнее; пропорции фиалов, порталов удлинены, стрельчатые арки заострены. Неудержимый поток линий и масс, устремленных вверх, лишь слегка задерживается горизонтальными членениями. Основная тема выражена в энергии нарастающего ввысь движения гигантских стрельчатых порталов и примыкающих к ним контрфорсов. Порталы перекрыты пятью остроконечными вимпергами, украшенными резьбой. Средний портал выше и шире, острие его вимперга, нарушая горизонталь карниза, направляет взор ввысь. Бесчисленные детали конструкции, движение вертикальных тяг, аркбутанов, пинаклей (островерхие башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпилей повторяют в следующих ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь многоголосому хору. Движение замедляется, успокаивается в центре второго этажа огромной розой и стремительно нарастает в боковых частях в фиалах, острых стрельчатых арках галерей, завершаясь мощным взлетом башен. Переходы между отдельными формами, ярусами смягчаются игрой живописной светотени, не снимающей, однако, строгости архитектонического решения. Многочисленные скульптуры собора как бы перекликаются с шумной городской толпой, заполняющей в праздник площадь. Фигуры святых то выступают стройными рядами, образуя фризы, то собираются в группы, то стоят в одиночку на фоне порталов или в нишах, как бы встречая посетителей. Статуи сплетаются в орнаментальные ряды, подчиняются основным архитектурным лилиям. Архитектурно-скульптурные декорации собора пронизаны единым ритмом и воспринимаются как завершенное целое, как выражение высшего порядка, как некий идеальный, поражающий многосложностью мир. Внутреннее пространство Реймсского собора отличает та же ясность структуры и стройность пропорций как целого, так и отдельных деталей. Все внутри подчинено общему движению вперед к алтарю и устремленности вверх - к небу. Пучки тонких колонн убегают вверх, соединяясь со стрельчатыми арками и нервюрами сводов. Над арками боковых нефов тянется трифорий - фальшивая галерея, открывающаяся в центральное пространство короткими перебежками небольших аркад, дробящих своим ритмом мощные аккорды нижних аркад и готовящих восприятие огромных витражных стрельчатых окон и высоких нервюрных сводов перекрытия центрального нефа. Огромный хор с венцом капелл практически равен по ширине трансепту. Его залитое божественным светом пространство прекрасно воспринимается от самого входа - за 150 метров, неодолимо маня и притягивая к себе взоры и души молящихся.

В Амьенском соборе наиболее полно выразился расцвет готической архитектуры Франции. В то время  как Реймсский собор впечатляет внешним обликом, в котором ведущее  значение приобрела скульптура, Амьенский  собор восхищает своим интерьером — легким, огромным, свободным внутренним пространством. Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным. Центральный  неф собора отличается большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м). Нефы, широкий  трансепт, хор и капеллы стали  менее самостоятельными частями, сливаясь с широким пространством всего  интерьера. Фасад отличается чрезвычайно  богатым убранством и полным слиянием архитектуры и пластики. В Амьенском  храме, однако, пет полной гармонии между его внутренним и внешним  обликом. Чеканная богатая отделка  фасада с тремя углубленными порталами  воспринимается лишь как оболочка огромного  внутреннего пространства, окаймленного витражами, опоясывающими стены  скульптурными лиственными гирляндами. В Амьенском соборе появляются и  черты готики типа, переходного к  ее позднему этапу — пламенеющей  готике. Классическое равновесие пропорций  нарушается, утрачивается соразмерность  частей.  
Во второй половине 13—14 вв. еще продолжают достраивать начатые соборы, но типичным становится строительство небольших капелл по заказу гильдий или частных лиц. Чудесное создание развитой французской готики — двухэтажная королевская Святая капелла (Сент-Шапель, 1243—1248), выстроенная на острове Сите в Париже при Людовике IX. Она отличается безукоризненным изяществом общей композиции и совершенством всех пропорций, устойчивостью и пластичностью внешнего облика. В ее верхней церкви стены полностью заменены высокими (15 м) окнами, заполняющими простенки между тонкими опорами сводов. Изумительный эффект в этом хрупком здании создают многоцветные пурпурово-алые витражи, сияющие чистыми звучными красками. Западный фасад украшен прорезывающей его во всю ширину розой, исполненной в 15 в. К выдающимся памятникам 13 в. относится аббатство Мон Сен-Мишель.

Собор Парижской  Богоматери. Доподлинно известно, что Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. Здесь местное галльское племя паризиев (от его названия и произошло имя французской столицы) на месте неприметного рыбацкого селения Лютеция заложило первые кварталы будущего города. Похожий на корабль остров посреди Сены завоевывали римляне, на него обрушивались полчища гуннов, грабили его норманны и другие пришельцы. Но вопреки превратностям судьбы он продолжал плавание по векам истории. Недаром герб Парижа — корабль, плывущий по волнам, а девиз — «Его качает, но он не тонет». Многие гости Парижа начинают знакомство с городом с Сите. Ведь именно здесь находятся и ажурная часовня Сент-Шапель, и мрачный замок — бывшая тюрьма Консьержери, и знаменитый Собор Парижской Богоматери... Описать Нотр-Дам де Пари лучше, чем это сделал Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери», — невозможно. Огромное здание собора стоит на площади рядом со старинными домами и угрюмым, словно изборожденным морщинами парижским госпиталем. На этой площади танцевала цыганка Эсмеральда с козочкой; отсюда, с паперти собора, следил за нею брат Фролло; по химерам собора карабкался Квазимодо. По соборной площади шествовали когда-то короли и королевы Франции, по ней чеканил шаг Наполеон, чтобы под готическими сводами Нотр-Дам де Пари быть провозглашенным императором. Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. Это место с древности считалось священным, и позже на нем стали строить церкви нового христианского Бога. 

Информация о работе Готическая архитектура