Городецкая роспись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Декоративность крестьянского дома в прошлом заключалась не только в росписи и резьбе на наружных и внутренних частях построек, но и в украшениях разнообразной домашней утвари. Расписные прялки, швейки, туеса помещались на видном месте. Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну, но каждый мастер старался внести, что-то новое.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…....4
1.История возникновения Городецкой росписи……………………………...…5
2.Виды композиции Городецкой росписи…………………...………………......9
3.Технология изготовления Городецкой росписи………………...…..…..…...16
4.Современное состояние Городецкой росписи………………………....….....23
5.Техника безопасности……………………………………….…………….…..24
6. История возникновения резьбы по дереву……………………..……….…...25
7. Виды резьбы……………………………………………….…………….…….27
8. Технология Плоскорельефной резьбы………………….……..….……........28
9. Инструменты для резьбы……………………..……………………….….......31
10. Техника безопасности……………………………………………..….……..33
Список литературы……………………………………………..………….….…34

Файлы: 1 файл

Овчинникова А..docx

— 72.57 Кб (Скачать файл)

Техника выполнения плоскорельефной резьбы

Выполнение плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром.

 

7.Виды плоскорельефной  резьбы

I. Плоскорельефная резьба

    1. Резьба с заоваленными контурами
    2. Заоваленная резьба с подушечным фоном
    3. Заоваленная резьба с подобранным фоном

Резьба с заоваленными контурами. Это самый простой вид плоскорельефной резьбы. Со стороны орнамента контурная линия закругляется более круто, а со стороны фона – более полого. Это дает интересную игру светотени.

Заоваленная резьба с подушечным фоном – то же самое, что и предидущая резьба, но фон нигде не остается плоским, он же бывает ниже уровня плоскости орнамента.

Заоваленная резьба с подобранным фоном – контуры орнамента такой резьбы заоваленны (закруглены), а фон выбран так, что орнамент кажется наложенным на плоскость. Для контраста фон чеканится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Технология  плоскорельефной резьбы

Школьников разного возраста привлекает вырезание творческих композиций с сочной светотенью, глубокими подрезами, с выявлением пластики древесного рельефа. В этом случае они обращаются к плоскорельефной резьбе. Плоскорельефная резьба более сложная по сравнению с другими видами. В этом виде резьбы фон находится на одном уровне, а по отношению к нему отдельные участки изображения выступают на различную высоту. Там где глубина большая, участки темнее, более выступающие части освещены сильнее, а в глубоких зауженных участках лежит плотная тень. Поверхность плоскорельефной резьбы получается в разной степени освещённой или затемнённой, что придаёт ей особую выразительность.

Плоскорельефная резьба характерна для русского деревянного зодчества. Нарядные узоры на избах превращали её в сказочные терема. При сочинении рисунка для резьбы нужно учитывать не только контуры изобразительных элементов, но и очертания промежутков фона между ними, так как фон в этих местах будет тёмным, затенённым, активно контрастируя со светлыми выпуклыми элементами.

Инструменты для резьбы должны быть особенно острыми, чтобы оставлять сочный, маслянистый срез на дереве. Ведь эта резьба ничем не шлифуется и идёт под отделку сразу после работы стамесками. Если инструмент тупой, при отделке обнаружатся шероховатости, заусеницы, от которых трудно будет избавиться. Лучшим материалом для занятий этой резьбой со школьниками является липа, осина, берёза, иногда сосна.

Порядок выполнения плоскорельефной резьбы включает несколько стадий. Рассмотрим их на примере резного цветка.

1. Рисунок, подготовленный  в натуральную величину будущей  резьбы, переводят на выстроганную  заготовку с помощью копировальной  бумаги, бывшей в употреблении  и имеющей серый цвет. Заготовку  с рисунком надёжно закрепляют, так как при работе обе руки  резчика будут заняты инструментами.

2. Надрезание  и подрезание контуров изображения. Вначале углубляют все контурные  линии и границы резных плоскостей  на изображении, а затем сам  рисунок отделяют от фона прорезной  канавкой. Прямолинейные и плавно  изогнутые контурные углубления  делают косым ножом, сначала наклоном  его в одну сторону (надрезание), а затем в другую (подрезание). Нож в этом случае проходит  справа и слева от линии  рисунка, так что она оказывается  в середине проделываемой полоски.

На рассматриваемом примере прорезают контурные канавки в середине между листьями. Между соединяющими лепестками в цветах, отделяются стебли от головок цветов. Здесь поможет приём работы стамеской, отработанный при выполнении кудринской резьбы. Если рельефное изображение заключено в рамку, которая как и основной рельеф выступает над фоном (как в нашем случае), то вокруг неё так же выполняют контурный надрез: на прямолинейных участках - ножом, на поворотах - полукруглой стамеской. Вначале делают угловые скругления, а затем между ними по линейке осуществляют прямой надрез. Это похоже на выполнение сопряжений в черчении, только в роли карандаша или рейсфедера выступают резные инструменты. При надрезании очертаний рамки ручки инструментов несколько отклоняют за пределы резного поля. подрезание ведется отлогой полукруглой стамеской в направлениях, перпендикулярных линиям надреза.

3. Окружив углублённой  канавкой изображение и рамку, удаляют выпуклости фона. Работают  полукруглыми стамесками, срезая  фон до необходимой глубины  во всех направлениях, как только  удобно - вдоль, поперёк волокон, под  углом к ним.

Когда фон углублён до нужного уровня, начинают моделировать изображение. Для этого хороши все инструменты. Иногда пользуются косым ножом, заоваливая им высокие края резьбы; для выборки мягких углублений понадобится отлогая широкая стамеска, в другом месте будет необходимо дать продольные углублённые прорези узкой полукруглой стамеской. Если нужно сделать плоскорельефную фактуру более глубокой, резко выраженной, производят обжиг несколько раз, чередуя его с прочисткой щёткой. Особенно выразительно декоративная структура проступает при обжиге хвойных пород (лиственницы, сосны, ели). На лиственных породах (липа, осина, ольха, берёза) слои выражены слабее, поэтому при обжиге резьбы лишь приобретает тёмный фон без заметных рельефных изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Инструменты  для резьбы

Инструменты резчика по дереву, резаки, стамески, царазики. уголки, клюкарзы, ножи. Каждый режущий инструмент вправлен в рукоятку закругленной формы. Очень важно, чтобы инструменты, особенно хорошо заточенные режущие, было удобно держать в руках. Это помогает резчику избегать производственных травм. Многие резчики сами делают рукоятки к своим режущим инструментам.

Резаки состоят из полотна, шейки, упора и хвоста. Ось хвоста, шейки и полотна должна составлять одну прямую линию. Лезвие у резака скошенное, отчего с одной стороны образуется острый угол, называемый носком, а с другой — тупой, называемый пяткой. Лезвие скошено не только по краю, но и по направлению к режущей кромке. Примерно на расстоянии 2-1,5 мм до режущей кромки полотно резака имеет пологий скос — первую фаску, а у самого лезвия — второй короткий скос — вторую фаску шириной 1—1,5 мм. Фаски есть с обеих сторон полотна. Резаки бывают широкие и узкие. Полотно широкого резака имеет ширину примерно 2 см. К шейке оно сужается сначала до 4 мм, а к самому концу — до 2 мм. Ширина полотна узкого резака 7 мм. Толщина его у шейки 2—3 мм, а на конце 1,5—3 мм.

Стамески могут быть прямыми и полукруглыми. Передняя часть прямой стамески должна быть правильной плоской формы, без царапин и вмятин. Полукруглые стамески бывают отлогие, средние и крутые. Форму полукруглой стамески определяют радиусом изгиба полотна, а размер — шириной полотна.

Царазик — инструмент для выборки узких полукруглых выемок, а также для различных мелких работ. По своей форме они похожи на мелкие полукруглые стамески с большой (больше полукруга) глубиной изгиба. Размеры царазиков различны в зависимости от назначения.

Уголки служат для прорезания линий и жилок. Это стамески с лезвием в виде угла. Размеры уголков по ширине захвата разнообразны. Угол, образуемый резко перегнутым по всей длине полотном, равен примерно 50—70°. Ширина каждой стороны 5—15 мм

Клюкарзы используют для выполнения глубокой барельефной резьбы, выборки фона. Это стамески с очень коротким полотном и длинной изогнутой около полотна шейкой. Ножи широкие и узкие (типа кинжалов) применяют для выполнения прорезной резьбы. Малка и ярунок предназначены для проведения линий под разными углами одна к другой. Ярунок применяют для расчерчивания углов 45°. Циркулем-разметчиком наносят на поверхность круги или дуги, контурные линии орнамента.

Штангенциркуль – точный и удобный инструмент. Деления, нанесенные на нем (в сантиметрах и миллиметрах), дают цифровые выражения размеров изделий и заготовки.

Лучковая пила применяется для распиловки дерева. Рабочий момент пилы – движение вперед.

Пилы различаются размером зубьев. Для точной опиловки и распиловки применяют мелкозубые пилы. Для выпиливания по кривым линиям употребляют винторезную или ажурную пилу с очень узким полотном.

Лобзик – миниатюрная пила, применяется для резьбы на дощечках не толще 1 см. Устанавливают пилочку зубцами вниз. Работа производится равномерно движением руки вверх-вниз, причем рабочим моментом является движение вниз. Пилка при этом должна оставаться строго перпендикулярна плоскости заготовки. При крутых поворотах пилки в материале нельзя прекращать ее движение вверх-вниз, иначе она может перекрутиться и лопнуть. Опорой в работах на проем служит специальная подставка «ласточкин хвост».

Киянка (деревянный молоток) применяется при работе с твердыми сортами древесины, вырубке фона, обрубке рельефа, выполнении крупных работ.

 

10.Техника безопасности при резьбе

  1. Убедитесь в исправности донца – упора.
  2. Проверить хорошо ли заточены резцы. Не проверять остроту резца пальцем.
  3. Режущий инструмент использовать строго по назначению.
  4. Заготовку прочно закреплять на верстаках в специальных державках.
  5. Не держать руку перед инструментом при работе.
  6. Не держать рукой заготовку, от напряжения стамеска может сорваться в руку.
  7. Резьбу производить строго от себя, не резать на весу.
  8. Не класть режущие предметы на край стола.
  9. Во избежание порезов не класть инструменты в карман.
  10. Стружки и древесную пыль не сдувать.
  11. Пыль и опилки с напильника убирать только стальной щеткой.
  12. Осторожно обращаться с красителями и лаками.
  13. При окончании работы тщательно вымыть руки с мылом, проверить помещение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Художественные рефераты http://www.na-5.ru/catalog-iskusstvo-hudojestvennie_referati.page-6.html
  2. Энциклопедия «Русская роспись» Наина Величко.
  3. http://www.webartplus.narod.ru/folk176.html
  4. Штрих школа творчества http://shtrih-33.ucoz.ru/publ/2-1-0-17
  5. Русская народная резьба по дереву; современный период. Госместпромиздат, 1961.
  6. Емильянова  Т.И. Сложение стилистических особенностей Городецкой росписи на прялках/ Т.И. Емильянова.- М: Наука,1976.-115 с.
  7. Жегалова С.К. Русская народная живопись/ С.К. Жегалова.- М: Полиграф,1984.-180с.
  8. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. / А.Е. Коновалов.- Горький:МИР, 1988.-120с.
  9. Марина Т. А. Городецкая живопись / Т. А. Марина.- М: Звезда ,1970.-105с.
  10. Толстухина Н.В. Художественная роспись по дереву. Городец / Н.В. Толстухина.-М: Экспресс, 2008. –140с.

Информация о работе Городецкая роспись