Городецкая роспись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Декоративность крестьянского дома в прошлом заключалась не только в росписи и резьбе на наружных и внутренних частях построек, но и в украшениях разнообразной домашней утвари. Расписные прялки, швейки, туеса помещались на видном месте. Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну, но каждый мастер старался внести, что-то новое.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…....4
1.История возникновения Городецкой росписи……………………………...…5
2.Виды композиции Городецкой росписи…………………...………………......9
3.Технология изготовления Городецкой росписи………………...…..…..…...16
4.Современное состояние Городецкой росписи………………………....….....23
5.Техника безопасности……………………………………….…………….…..24
6. История возникновения резьбы по дереву……………………..……….…...25
7. Виды резьбы……………………………………………….…………….…….27
8. Технология Плоскорельефной резьбы………………….……..….……........28
9. Инструменты для резьбы……………………..……………………….….......31
10. Техника безопасности……………………………………………..….……..33
Список литературы……………………………………………..………….….…34

Файлы: 1 файл

Овчинникова А..docx

— 72.57 Кб (Скачать файл)

Пигменты, смешанные с эмульсией, растирают курантом на гранитной плите.

Для того чтобы приготовить краски впрок, пигменты предварительно разводят водой до пастообразного состояния, растирают до степени перетира, а для предупреждения образования плесени при хранении вводят 2% фенола. С эмульсией смешивают непосредственно перед росписью. Масляные краски приобретают в художественных салонах.На занятиях в учебных заведениях более всего подходит гуашевая краска. Лучше всего приобретать комплект двенадцатицветовой художественной гуаши.

Лаки. Для лачения изделий с городецкой росписью используют масляные лаки ПФ-283 (бывший С-4) и другие марки прозрачных масляных лаков, а также нитролаки. Рекомендуем лаки с матирующими добавками или матовые лаки, такие, как НЦ-241М, НЦ-243.

Древесина. Для росписи нужна древесина. Для городецкой росписи подойдут как мягкие, так и твердые сорта деревьев, не подвергающиеся рассыханию и растрескиванию: береза, осина, липа, ольха и другие породы деревьев.

В современном производстве используют заготовки из прессованной древесины.

Технологическая последовательность выполнения городецкой росписи

 Как мы уже упоминали, городецкую роспись пишут различными  видами красок. В связи с этим  различаются и материалы, используемые  в подготовительных операциях  данного технологического процесса.

 При росписи казеиново-масляными  красками основу готовят следующим  образом: деревянную основу —  «белье» шлифуют шкурками с  различным зерном, для того чтобы  загладить риски, оставленные после  резца, если это токарное изделие, или выглаживают шкурками изделие, вышедшее из-под рук столяра. Подготовленное  таким образом изделие покрывают  порозаполнителем. Теплый клей наносят  плоской кистью в два слоя, с промежуточной сушкой при  комнатной температуре в течение 2 часов. После полной просушки  поверхность шлифуют мелкой шкуркой, чтобы снять ворсинки дерева, поднявшиеся после покрытия порозаполнителем. Последующая грунтовка производится  клеемеловым грунтом. Столярные  и токарные изделия, в зависимости  от качества их поверхности, грунтуют  щетинным флейцем от одного  до трех раз с промежуточной  и окончательной сушкой при  температуре 18-23 градусов в течение 2 часов.

 Дефекты древесины  исправляют шпатлевкой, приготовленной  по рецепту грунтовки № 1, но  с меньшим количеством воды, т.е. состав должен быть не жиже творожной массы. Перед шпатлеванием поверхность покрывают 30%-ным клеевым раствором. Через 2-3 часа высохшую поверхность зачищают шкуркой.

 В качестве грунтовки  можно использовать водоэмульсионную  краску ВА-27А, а также другие  марки краски, которые наносят  на сухую отшлифованную поверхность  древесины плоской кистью или  краскораспылителем в два слоя. После этого просушивают каждый  слой в течение 2-3 часов при  температуре 18-23°С.

 Чтобы придать фону  какой-то оттенок, в грунтовку  добавляют краску необходимого  цвета или сухой пигмент. Все  хорошо промешивают и тогда  покрывают основу грунтом.

 Роспись производят  казеиново-масляными красками. Продолжительность  высыхания таких красок 2 часа  при температуре 18-23°С. Нужно учитывать, что при высыхании краски немного  светлеют, но покрытие лаком вновь  восстанавливает их первоначальный  цвет.

 Высохшую роспись покрывают  олифой. Но так как она долго  сохнет, то в современном производстве  ее заменяют масляными и нитроцеллюлозными  лаками. Лаки дают высококачественное  покрытие и предохраняют роспись  от повреждений как механических, так и химических.

 При выполнении росписи  масляными красками основу следует  также тщательно подготовить  под роспись. Небольшие дефекты  заделывают шпатлевкой. Лучше всего  применять безусадочную, водорастворимую, быстросохнущую шпатлевку НКШ, используемую  в мебельной промышленности. Можно  использовать импортные шпатлевки, имитирующие по цвету различные  породы деревьев. Они также разводятся  на воде и высыхают в течение  двух часов. Шпатлевку можно приготовить  самим. Ее наносят в два слоя  с промежуточной и окончательной  сушкой в течение 2-3 часов при  комнатной температуре.

 Прошпатлеванную и  просушенную поверхность тщательно  шлифуют шкуркой, чтобы убрать  излишки шпатлевки и выровнять  поверхность изделия.

 Подготовленное таким  образом изделие грунтуют. Для  этого применяют грунтовку ПМ-1, ею покрывают изделие дважды  с сушкой каждого слоя при  температуре 18-23°С в течение часа. Грунтовку ПФ-046 наносят в один  слой, и высыхает она за 10 часов  при той же температуре. Можно  грунтовать изделие олифой, которая  высыхает за 48 часов. Затем изделие  вновь шлифуют мелкой шкуркой, чтобы убрать поднявшийся деревянный  ворс.

 Для окраски фона  используют масляные краски, разведенные  до малярной консистенции.

 Подготовленную основу  расписывают масляными красками  фабричного производства. Для разбавления  красок применяют очищенный скипидар. Для того чтобы масляная краска  быстрее высыхала, при росписи  необходимо смешать скипидар  с небольшим количеством лака  ПФ-283.

 Роспись, выполненную  масляными красками, можно не  покрывать лаком. Однако для создания  более высококачественного покрытия  мы рекомендуем покрывать изделие  одним или двумя слоями масляного  лака ПФ-283. Роспись, выполненную  масляными красками, нельзя покрывать  нитролаками, так как в этом  случае масляная краска может  вспучиться и испортить роспись.

 В учебных заведениях  лучше всего выполнять роспись  гуашевыми красками. Это связано  с тем, что гуашевые краски  наиболее доступны для учащихся.

 Подготавливаемую под  роспись основу следует отшлифовать  шкурками с различным зерном, для того чтобы выровнять все  неровности на поверхности, по  которой будет вестись роспись. Если в деревянной основе есть  сколы или выбоины, их следует  заделать шпатлевкой, как описано  в случае росписи масляными  красками. После того как шпатлевка  просохнет, заготовку вновь шлифуют  мелкой шкуркой.

 Если заготовка была  качественной и вам не пришлось  заделывать сколы шпатлевкой, можно  сразу приступить к грунтовке  изделия. Для этого используйте  грунтовку, полученную из картофельного  крахмала. Остывшую грунтовку наносят  в два-три слоя. После каждого  слоя деревянной основе дают  как следует просохнуть и обязательно  шлифуют мелкой шкуркой. В качестве  грунтовки можно использовать  также жидко разведенный клей  ПВА. Грунтуют им так же, как  картофельным крахмалом.

 Если под роспись  используется основа из прессованных  опилок, то в качестве грунта  применяется водоэмульсионная краска. Она наносится на поверхность  в два слоя с промежуточным  высыханием и шлифовкой шкуркой.

 Если под роспись  необходим цветной фон, то грунтовку (как основы из прессованных  опилок, так и деревянной основы) можно производить водоэмульсионной  краской, подкрашенной гуашью нужного  цвета. В этом случае не следует  грунтовать, деревянную основу грунтовкой  из крахмала или клеем ПВА.

 Выполняя роспись гуашевыми  красками, необходимо учитывать, что  после высыхания они становятся  белесыми. Каждому слою краски  необходимо давать хорошо просохнуть, прежде чем наносить следующий  слой. Для того чтобы при росписи  гуашевыми красками последующие  слои после высыхания не поднимали  предыдущие, рекомендуем в краску  добавлять небольшое количество  клея ПВА.

 Хорошо просушенное  изделие покрывают масляным или  нитролаком. Масляный лак ПФ-283 или  другие марки масляного лака  можно наносить тампонами, кистью  или краскораспылителем. Нитролаки  лучше всего наносить краскораспылителем, так как в этом случае покрытие  будет более ровным.

 Лаки наносятся в  два-три слоя с полной просушкой  между слоями. В этом случае  образуется качественная пленка, которая защищает роспись от  физических и химических повреждений.

 

 

4.Современное состояние  Городецкой росписи

В настоящее время существует фабрика «Городецкая роспись» в городе Городце, которая выпускает расписные игрушки- качалки, детскую мебель, декоративное панно, блюдца. Несмотря на функциональное изменение городецких изделий, в росписи сохранились традиционные мотивы. Роспись позволяет  мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Эта фабрика существует уже 60 лет.

   Так же есть  множество учебных заведений  и факультетов, где обучают мастерству  городецкой росписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Техника безопасности  росписи по дереву

 

При работе с росписью следует соблюдать следующие правила по технике безопасности:

1. Любую работу нужно  начинать после прохождения инструктажа  и разрешения мастера.

2. Необходимо представить  справку о состоянии здоровья.

3. Систематически производить  влажную уборку и проветривать  помещение.

4. Хранить лакокрасочные  материалы и растворители в  плотно закрытых сосудах.

5. На каждом веществе  должна быть соответствующая  этикетка с названием этого  вещества.

6. В помещении нельзя  допускать открытого огня.

7. При разбавлении нельзя  перемешивать бензол и этиловый  бензин из-за огнеопасности, взрывоустойчивости.

8.Помещение должно быть  обеспечено противопожарным оборудованием.

9. Работать только на  исправном оборудовании.

10. Окраску методом распыления  производить в закрытом помещении.

11. Работать в спецодежде, соблюдать личную гигиену.

12. Необходимо воспользоваться  ватно-марлевыми повязками или  респиратором, чтобы вредные тактические  запахи не проникали в органы  дыхания.

13. После работы с лакокрасочными  материалами и растворителями  руки вымыть теплой водой с  мылом.

 

 

 

 

6.История возникновения  Плоскорельефной резьбы

 

Плоскорельефная резьба по дереву, один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5-20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы — растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста. Первоначально острым предметом прочерчивается контур рисунка, затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и выбирает стамесками фон. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение — прожилки листьев, гривы коней, мелкие детали. От сложности рисунка зависит набор инструмента, в некоторых случаях резчики используют до 60 резаков и стамесок разного профиля и размеров.

Плоскорельефная резьба подразделяется на разновидности: резьба с заоваленным контуром — края вырезанного по контуру рисунка слегка закругляются, а фон обычно не выбирается совсем; резьба с подушечным фоном — фон подрезается очень отлого, образуя полукруглую выпуклость, напоминающую взбитую подушку; резьба с подборным фоном — вокруг оконтуренного рисунка фон выбирается на равную глубину, что делает изображение более рельефным.

Плоскорельефная резьба относится к самым распространенным видам резьбы. Основу ее составляет плоский одинаковой высоты рельеф орнамента. Такой вид позволяет создавать композиции с растительным узором, геометрическим орнаментом, с изображением людей, зверей, птиц и мифологических персонажей. Однако техника работы довольно трудоемка, требует определенного мастерства и опыта, а также наличия разнообразного резчицкого инструмента: ножей-косяков разной ширины и с разным углом скоса полотна, стамесок различного профиля и сечения, циклей, скребков, рашпилей, чеканов и т.д.

В плоскорельефной резьбе известны следующие подвиды: резьба с заоваленным контуром, подушечным фоном, подобранным фоном.

Для выполнения плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром на хорошо подготовленную поверхность дощечки с помощью кальки, копировальной бумаги или шаблонов переводят рисунок. Все детали орнамента прорабатывают по контуру косяком или полукруглой стамеской, вырезая канавку глубиной 3–4 мм. При этом сначала надрезают грань канавки с внешней стороны, потом с внутренней.

Надрезы и подрезы выполняют с одинаковым наклоном косяка так, чтобы линия контура рисунка оказалась точно посередине канавки. Затем с верхних срезов граней, образующих канавку, снимают фаску: со стороны фона более отлого, со стороны орнамента круче. Косяк при снятии фаски держат в зависимости от характера и направления линии прямо или с боковым наклоном. Косяком можно снимать фаску у самых крутых контуров: чем круче линия рисунка, тем выше поднимают пятку ножа. Носок лезвия при этом должен идти по прямой линии или плавно огибать контур орнамента. У отлогих прямых и кривых линий фаску удобно снимать плоской стамеской, держа ее под небольшим углом. Если вогнутые линии, образующие рисунок, очень крутые, снимать фаску лучше полукруглой стамеской. Эти операции можно выполнять как правой, так и левой рукой, приемами от себя и на себя.

Края канавки, образующей спиральную линию, заоваливают отлогими полукруглыми стамесками.

Фаску нужно снимать по всей линии за один прием, не отрывая инструмента, чтобы на кромке не было портящих вид стыков. Срезы, образующиеся после первого снятия фаски, заоваливают последующим снятием более тонких слоев.

Информация о работе Городецкая роспись