Французское искусство середины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:26, реферат

Описание работы

Развитие французского искусства середины XIX века связано преимущественно с жанром и пейзажем, прежде всего с именами Коро и живописцев барбизонской школы. Это направление обязано своим названием деревне Барбизон, расположенной неподалеку от Парижа, на окраине лесов Фонтенбло. Непосредственно в ней жили лишь немногие художники (главным образом Руссо и Милле), но почти все пейзажисты того времени писали этюды в окрестных лесах.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 300.10 Кб (Скачать файл)

Постимпрессионизм

Следующий этап развития французской  живописи связан с творчеством художников, получивших имя постимпрессионистов. Все они прошли период увлечения  импрессионизмом, а в дальнейшем отказались от него в поисках иных, более экспрессивных и одновременно синтетических возможностей живописи. Их объединяло резкое неприятие окружающей действительности. Отсюда противопоставление себя респектабельному буржуазному обществу, бегство от него к природе, к естественным формам патриархальной жизни. 
 
В чисто живописном плане их объединяло стремление вернуть предметному миру его пластическую материальность и весомость, утраченную поздними импрессионистами.Поль Сезанн (1839-1906) стремился "сделать из импрессионизма нечто весомое", интересуясь в первую очередь передачей пространственной структуры предметов. Нередко он сознательно упрощает их, сводя к простейшим геометрическим объемам, уплотняя форму, выявляя ее пластические ценности. Он достигает этого при помощи интенсивно сгущенного и сложно модулированного цвета, не прибегая к светотени. Художник утверждал: "Писать - это не значит рабски копировать объект, это значит уловить гармонию между многочисленными отношениями, это значит перевести их в свою собственную гамму".

Paul Cezanne. Jas de Buffan, The Pool 
1876 (150 Kb); Oil on canvas, 46.1 x 56.3 cm (18 1/8 x 22 1/8 in); The Hermitage, St. Petersburg; No. 3KP 530. Formerly collection Otto Krebs, Holzdorf


 
Искусство Сезанна, его взгляд на мир  можно поэтому определить, по выражению одного критика, как "гармонию, данную нам в ощущении" или, еще точнее, как вечные и порой мучительные поиски этой гармонии. Наверное не было другого художника, который относился бы к своему искусству с такой бескомпромиссной требовательностью, с такой фанатической беспощадностью. "...ни один из самых недоброжелательных критиков не относился к полотнам Сезанна с такой суровостью и яростным гневом на неудачи, как сам мастер. Сколько своих полотен он разрезал, растоптал ногами, выкинул sa окно, сколько своих "мотивов" побросал он по кустам и канавам. Сколько раз и какими горькими слезами оплакивал он свои усилия, столь часто казавшиеся ему тщетными!. "Форма не следует за идеей"", - кричал он. И он кидал кисти в потолок. И плакал." (А.Тихомиров).

Paul Cezanne. Pommes et oranges (Apples and Oranges) 
1899; (120 Kb) Oil on canvas, 74 x 93 cm (29 1/8 x 36 5/8 in) Musee du Louvre, Galerie du Jeu de Paume, Paris; Venturi 732


 
Мир Сезанна отличается внешней  незыблемостью и постоянством. Творя  его, художник работает упорно и истово, "размышляя с кистью в руках" (А.Воллар). Хотя различные жанры сближаются в его творчестве, эти черты особенно ясно проступают в натюрморте и пейзаже, в устойчивых предметах и явлениях, которые предстают в картинах Сезанна как "великие временные длительности" (В.Н.Прокофьев). В то же время природа пронизана у него концентрированной энергией. В "сфероидном пространстве" его картин, которое то сжимается, то отступает в глубину, раскрываются скрытые от глаз, но неожиданно зримые космические силы. 
 
Такие же силы действуют в полотнах Винсента Ван Гога (1853-1890). Однако у него "действие космических сил... приобретает обнаженный и максимально приблизившийся к нам, как бы вторгшийся в человеческую повседневность характер" (В.Н.Прокофьев). Земля обретает у него сферическую форму, она мчится в космическом пространстве подобно самому солнцу или созвездиям, которые сопрягаются на ночном небе как причудливо закрученные огненные спирали. Художник выявляет жизненную энергию и растительного мира, стремясь "вложить в пейзаж то же чувство, что и в человеческую фигуру... Это - особая способность растения конвульсивно и страстно цепляться за землю, - пишет он в письме к брату и прибавляет: - и все же оно оказывается вырванным из нее бурею".

Vincent van Gogh. The night cafe 
1888; Yale University Art Gallery


 
Ван Гог выражает на языке своего искусства те неразрешимые противоречия и трагические коллизии, от которых невозможно было никуда уйти и которые преследовали его, как и некоторых других наиболее чутких художников XIX и начала ХХ столетия, всю жизнь. Его пустое "Ночное кафе" (1888) поистине навевает ужас. Мы смутно ощущаем, что в этой жуткой, почти осязаемо сгущенной атмосфере, переданной резкими диссонансами цвета, может произойти убийство. Тяжелым припадающим шагом бредут друг за другом по бесконечному замкнутому кругу заключенные в каменном мешке тюремного двора. Это - "Прогулка заключенных" (1890), одна из самых безысходных и исполненных глухого отчаяния картин художника. 
 
Натюрморт у Ван Гога неотделим от пейзажа и жанра. Он не знает "мертвой" натуры, она выступает у него как продолжение вечного цветения природы (подсолнухи) или как своего рода овеществленный сгусток мыслей и страстей человека (плетеный стул, башмаки, трубка).

Vincent van Gogh. Still Life With Four Sunflowers 
1887, Oil on canvas, Rijksmuseum Kroller-Muller, Otterlo


 
Ван Гог прожил тяжелую жизнь. Он сознательно избрал судьбу парии, отщепенца: "Я останусь псом, я буду нищим, я буду художником",- говорил он. Проникнутое острым психологизмом, трагически насыщенное, экспрессивно заостренное искусство Ван Гога, которого А. Бенуа называл "мучеником своей идеи", пронизано острой болью за человека и несет в себе черты подлинного гуманизма. Он имел полное основание сказать перед смертью: "Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка". 
 
Обостренное неприятие "цивилизованного" европейского общества определило также и внутреннее содержание искусства Поля Гогена (1848-1903). Художник ищет свои идеалы не просто в заморских странах, но и в другом временном измерении. Он находит их в еще уцелевшем патриархальном укладе деревень Бретани, у индейцев Перу, наконец, у жителей Таити и Маркизских островов. Человек и природа, земные плоды, птицы и звери - все одинаково прекрасно в его глазах. Быстро преодолев влияние импрессионистов, Гоген становится в открыто враждебную по отношению к ним позицию. Он становится одним из основателей группы понт-авенских пейзажистов, работавших в живописных окрестностях заброшенной бретонской деревушки Понт-Авен. Уже в этот ранний период творчества он стремится к чистому локальному цвету и выразительности линий контура, ограничивающих красочные плоскости (эта манера, напоминающая декоративный эффект перегородчатой эмали, получила название "клуазонизм" - от французского cloisonne - разделенный перегородкой).

Paul Gauguin. Le Christ jaune (The Yellow Christ) 
1889 (160 Kb); Oil on canvas, 92.1 x 73.4 cm (36 1/4 x 28 7/8 in); Albright-Knox Art Gallery, Buffalo, NY


 
Позднее, в 1891 году Гоген окончательно порывает с лицемерным и прозаическим обществом буржуазной Франции и уезжает на остров Таити. Здесь, с небольшими перерывами, художник остается до конца своей жизни. Несмотря на резкие столкновения с грубой колониальной действительностью, он сохраняет в своем искусстве веру в чистоту и поэтичность "золотого века" человечества.

Paul Gauguin. Femmes de Tahiti [Sur la plage] (Tahitian Women [On the Beach]) 
1891 (150 Kb); Oil on canvas, 69 x 91 cm (27 1/8 x 35 7/8 in); Musee d'Orsay, Paris


 
Гоген строит свой волшебный мир  при помощи красок, быть может, не таких  ярких, как у Ван Гога, но словно насьпценнью внутренним горением. Он писал: "...чистый цвет. И ему нужно все принести в жертву. Ствол дерева изменит свой локальный серо-синий цвет на чисто синий. То же со всеми цветами. Интенсивность цвета на полотне выразит сущность каждого цвета в природе... Цвет сам по себе загадочен в ощущениях, которые он нам доставляет. Всякий раз, когда прибегают к цвету, им можно пользоваться, логически говоря, только символически, не для рисования, а для передачи музыкальных ощущений, которые исходят от цвета в силу его собственной природы, его внутренней силы, таинственной и загадочной". 
 
Потомок древнего аристократического рода Южной Франции Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901) был тонким мастером психологической характеристики, писал прекрасные интимно-грустные портреты близких ему людей, был великолепным графиком, создателем островыразительных афиш. В своем отрицании современного общества он столь же последователен, как Дега, но идет гораздо дальше того. Его ирония беспощадна. Она поднимается до уровня гротеска и сатиры, когда показывает всю грязь, всю растлевающую человека изнанку "сладкой" жизни веселой столицы мира. "Лотреку, как его приятелю - знаменитому монмартрскому шансонье Аристиду Брюану, кажется, доставляло удовольствие осыпать ругательствами буржуазного зрителя, ткнуть ему прямо в нос его же собственное скотство" (В.Н.Прокофьев). И все же Лотрек не стал ни певцом безобразия, ни создателем "антикрасоты". Силой своего искусства он преодолевал нравственное падение и распад общества того времени, и поэтому права Н.И.Воркунова, когда она пишет, что "в творчестве Лотрека не утрачивается, а лишь приобретает новую окраску европейская гуманистическая традиция".

Henry de Toulouse-Lautrec. Training of the New Girls by Valentin at the Moulin Rouge 
1889-90, oil on canvas, Philadelphia Museum of Art. 193KB


 
Уже постимпрессионизм, пришедший  во второй половине 1880-х годов на смену импрессионизму и сохраняющий  по отношению к нему известную  преемственность, не был, в сущности говоря, единым течением. Период конца XIX - начала ХХ века отличается еще большей напряженностью и пестротой художественной жизни. В это время возникают и столь же быстро распадаются многочисленные группы и направления, а их участники нередко переходят из одной в другую. Символисты, группа Наби, фовисты, объединившиеся на короткое время в Салоне независимых кубисты, а позднее пуристы, дадаисты и другие далеко не исчерпывают этого списка.

Edouard Vuillard. Le Dejeuner a Villeneuve-sur-Yonne 
approx. 1902, National Gallery at London. 169KB


 
Некоторые художники, в том числе  входившие в состав перечисленных  группировок, одновременно работают в  русле традиций искусства последней  трети XIX века. Эдуар Вюйяр (1868-1940) и Пьер Боннар (1867-1947), оба участники группы Наби, продолжают линию позднего импрессионизма. Их живопись тяготеет к декоративности, которая особенно типична для произведений Боннара с их пряными красочными сочетаниями, в то время как жанровые сцены Вюйяра проникнуты более сдержанным, скорее, интимно-лирическим настроением.

Pierre Bonnard. The Loge 
1908, oil on canvas, Musee d'Orsay at Paris. 113KB


 
Стоявший с 1905 года во главе  фовистов Анри Матисс (1869-1954) принадлежит к числу крупнейших мастеров ХХ века. Его искусство в пределах рассматриваемого периода охвачено духом поисков и экспериментов, присущим парижской школе живописи рубежа XIX-ХХ веков. 
 
С самого начала искусству Матисса было абсолютно чуждо стремление к поверхностному правдоподобию. Подобно большинству своих современников, он стремится освободиться из плена внешней видимости предметов. Говоря об особом видении живописца, он имел в виду ту истинную, преображенную реальность, которую создает одухотворенное воображение художника. Кажущаяся "бессюжетность" его картин обманчива. Он видит такие сложные и многообразные отношения между людьми и предметами и между самими вещами, что Альфред Барр мог не без основания утверждать, что "в натюрмортах Матисса происходят настоящие драмы".

Henry Matisse. Luxe, Calme, et Volupte 
1904-05, oil on canvas, Musee National d'Art Moderne, Centre Georges Pompidou, Paris. 159KB


 
Постепенно складывается столь характерное  для творчества художника в целом  мажорно-радостное мировосприятие. Его сущность прекрасно выражена в стихах Пьера Реверди, посвященных Матиссу: 
 
 Жизнь так проста и весела 
 Звенит чуть слышно солнце 
 Замолкли все колокола 
 И свет проник повсюду 
 Горит как лампа голова 
 И в комнате светает. 
 Луча довольно одного 
 Довольно взрыва смеха 
 Моим весельем полон дом 
 Моею песней звонкой 
 Могу спасти от смерти...  
 
Основным средством художественного выражения Матисса всегда был цвет. Художник строит свои полотна на сочетании чистых, интенсивных тонов, образующих звучные, повышенно-декоративные гармонии. (В. Серов говорил, что рядом с холстами Матисса все другие выглядят скучными). Он ищет, по собственному выражению, "абсолютный цвет", который раскрывал бы самые существенные, непреходящие особенности вещей. Однако звучность открытого цвета никогда не переходит у Матисса в пестроту. Нередко он сознательно ограничивает свою палитру тремя-четырьмя красками, а иногда приходит почти к монохромности, стремясь добиться предельной выразительности как отдельного цвета, так и доминирующего тона цветовой композиции.

Henry Matisse. Harmony in Red (The Red Room) 
1908, oil on canvas, The Hermitage at St. Petersburg. 149KB


 
Вместе с тем Матисс возвращает линии утраченную ею в живописи XIX века, особенно у импрессионистов, ритмическую выразительность. Красочные созвучия в его картинах всегда заключены в границы почти орнаментальных линий контура, в дальнейшем все более тяготеющих к изысканному плетению арабески. Эта манера получила наиболее полное воплощение в двух его панно "Танец" и "Музыка", выполненных для московского особняка С. Щукина в 1909-1910 годах. 
 
К числу фовистов некоторое время принадлежал и Альбер Марке (1875-1947). В своих пейзажах он тонко выявляет общее состояние атмосферы и выразительно передает несколько обобщенные, но не теряющие материальной определенности очертания предметов. В его картины снова возвращается пленэр, хотя при этом и чувствуется, что он прошел через период господства чистого цвета. Хотя Марке прожил долгую жизнь и продолжал работать буквально до последнего дня, расцвет его творчества приходится на 1910-1920-е годы. Именно в это время складывается тот обобщенный тип "пейзажа Марке", который привлекает одновременно точностью и недосказанностью, неброской красотой живописи и обаянием незримо присутствующей в них личности художника. 
 
Иным настроением наполнены скромные городские пейзажи Мориса Утрилло (1883-1955). Его излюбленные мотивы - тихие улочки захолустных городов и старинные кварталы Монмартра. Обычно безлюдные, они написаны в светлой красочной гамме и проникнуты легкой лирической грустью. Художник позволяет почти физически ощутить, как круты и узки эти улочки, как причудливо они изгибаются и упираются в тупик, как теснятся друг к другу дома, крыши которых убегают в бесконечную даль.

Maurice Utrillo. Sacre Coeur de Montmartre and Chateau des Brouillards 
1934, oil on canvas, Museum of Art, Sao Paolo. 137KB


 
Сложную эволюцию претерпело творчество Андре Дерена (1880-1954). Вначале он увлекся пуантеллизмом, затем выставлялся вместе с фовистами, внимательно изучалСезанна, первым начал коллекционировать африканскую скульптуру и, наконец, перешел к кубизму. Кроме того, на него в разное время оказывали воздействие итальянские кватрочентисты и французские "примитивы", Караваджо и Энгр. Произведения зрелого Дерена, строгие и рассчитанные, привлекают ясностью композиционного строя, определенностью и уравновешенностью объемов, вылепленных в равной мере при помощи цвета и светотени.

Andre Derain. The Pool of London 
1906, oil on canvas. 163KB

Информация о работе Французское искусство середины XIX века