Формирование технических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетиче-ского влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Апплика-ция имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей

Содержание работы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ
ДЕТСКОЙ АППЛИКАЦИИ 6
1.1 Понятие «аппликации», ее виды и технические приемы 6
1.2 Оборудование и материалы для выполнения аппликации 14
1.3 Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах 17

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 1.88 Мб (Скачать файл)

6. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

В средней группе решаются более сложные задачи:

1.Учить вырезать  детали для аппликации из разных  материалов (бумага, ткань) простыми  способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.

2.Приобщить  детей к созданию аппликации  из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.

3.Обогатить  содержание аппликаций, обеспечив  более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).

4.Учить ребят  располагать детали на округлых  формах: овале, круге, розетке.

В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

Если дети рано овладевают ножницами, то к концу  среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами  из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть).

Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т.д.

Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или  ткани, движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают  новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные  декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.

Дошкольники могут  выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В  отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы.

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

Аппликация - один из наиболее любимых детьми видов  изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции. Детей младших возрастов учат наклеиванию готовых геометрических фигур, правильно намазывая их клеем, накладывая на бумагу, плотно прижимая наклеиваемое изображение салфеткой. На этом этапе выделяют предметную и декоративную аппликацию. Сначала дети учатся наклеивать предметные изображения на основе использования кругов, квадратов: шарики катятся по дорожке, альбом картинок, бусы, воздушные шары. Затем темы усложняются: грибок, мяч (из двух половинок), погремушка, цветок, светофор, снеговик. Несложные декоративные аппликации проводятся с детьми на основе использования полосы, треугольника, четырехугольника, круга.

В старшей группе почти нет показа выполнения работы (только при знакомстве с новым сложным элементом). Реже используется частичный показ, главное место начинают занимать словесные методы и приемы (обращение к опыту детей, совет).

После получения  основных знаний начинается путь самостоятельной  деятельности. Воспитатель должен интересоваться работой своих подопечных, своевременно замечать трудности, помогать, давать советы, развивать творческие склонности детей.

На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается  умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.

 

Уровень овладения  умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.

 

ГЛАВА   2.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ АППЛИКАЦИЕЙ

Исследовательская работа по формированию технических  навыков на занятиях по аппликации проводилась с помощью следующих методов исследования.

Метод наблюдения представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического  явления, с помощью которого исследователь  вооружается конкретным материалом или данными.

Беседа как  метод воспитания постоянно присутствует в дошкольном учреждении. Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Беседа – это привлечение самих воспитанников к формированию у них определенных суждений, оценок. По своему содержанию беседа может быть этической, эстетической, затрагивающей явления общественной жизни, а также о фактах науки.

Педагогический  эксперимент специально организуемая проверка того или иного метода или  приема работы. В отличие от изучения реально сложившегося опыта с помощью методов, регистрирующих лишь то, что уже существует. Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть предполагаемое и проверяемое, педагогическое нововведение.

Основным условием применения педагогического эксперимента является проведение его без нарушения нормального хода учебно-воспитательного процесса, когда есть достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения и воспитания. Такой эксперимент получил название естественного.

Анализ собранных  данных, их теоретическое осмысление и обобщение. На этом этапе исследователь  старается определить случайное  и частное от необходимого и существенного, стремясь обнаружить регулярность или порядок, которому следует основная масса индивидуальных случаев, вскрыть внутренние связи между ними, установить некоторую закономерность.

Самое важное после  завершения исследования – внедрение  его результатов в практику.

Исследование проводилось  на базе группы №5 детского дошкольного учреждения №547 г. Минска (ул. Рафиева,76). Всего в нем приняло участие 20 дошкольников.

Исследовательская работа состояла из 3 этапов:

- констатирующего  эксперимента;

- формирующего  эксперимента;

- итогового (контрольного) эксперимента.

Констатирующий  эксперимент проводился в виде наблюдения и анализа детских работ. Исследование проводилось в привычной для детей обстановке в игровой форме. Целью констатирующего эксперимента было выявить исходный уровень технических навыков в процессе аппликационной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Нами были определены критерии технических навыков:

-Умение принять  цель деятельности.

-Умение планировать  работу, понятно рассказывать об  основных этапах воплощения замысла.

-Умение организовать  рабочее место, выбрать материалы  и инструменты, убрать рабочее место.

-Умение использовать  пооперационных карт.

-Умение использовать  средства выразительности аппликации.

-Умение использовать  приемы вырезания. 

-Умение использовать способы вырезания.

-Умение пользоваться  ножницами. 

-Умение правильно  и аккуратно наклеивать детали  работы.

-Умение подбирать  цвета, формы, составлять красивые  орнаменты, узоры.

На основании этих критерий были выделены следующие уровни развития детского изобразительного творчества:

  • Высокий

  • Средний

  • Низкий.

Каждый уровень был охарактеризован на основе требований, отраженных в программе дошкольного образования «Пралеска», под редакцией Е.А. Панько.

 

Констатирующий эксперимент проходил в форме занятия на тему: «Весна».

Задачи:

1) Формировать умение  пользоваться различными изобразительными  материалами, соблюдая определенные технологии.

2) Развивать творчество  и фантазию, образное мышление.

Материалы и  оборудование: образцы работ для  демонстрации: цветная бумага, лист бумаги, простой карандаш, клей ПВА, кисть для клея.

 Раздаточный материал: альбомный лист, цветная бумага, простой карандаш, клей, кисти.

Ход:

1) Организация детей.

2) Продемонстрировать детям  работы из разных аппликативных  материалов.

3) Показать эстетические  свойства каждого материала.

4) Рассказать о его  художественных достоинствах.

5) Предложить детям составить  картину из цветной бумаги.

6) Показать технологию аппликации, стимулируя самостоятельность и творчество.

7) Самостоятельная деятельность детей.

8) Анализ детских работ.

9) Подведение итогов.

Детям предлагалось изобразить весну так, как они ее понимают.

Для сравнения и уточнения  данных при проведении экспериментов, была взята контрольная группа, которая  не будет принимать участие в формирующем эксперименте.

При подведении итогов работы на констатирующем этапе  исследования выявлены следующие результаты (см. таблицу 1).                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                

 

Таблица 1.

Уровни технических  умений детей на этапе констатирующего  эксперимента

 

 

п/п

 

 

Содержание  деятельности

Количество детей, овладевших содержанием деятельности

ЭГ

КГ

Абс.ч

%

Абс.ч

%

1.

Умение принять  цель деятельности.

5

50

4

43.7

2.

Умение планировать  работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла.

3

37.5

4

43.7

3.

Умение организовать рабочее место, выбрать материалы и инструменты, убрать рабочее место.

6

56.2

5

50

4.

Умение использовать пооперационных карт.

3

37.5

4

43.7

5.

Умение использовать средства выразительности аппликации.

4

43.7

3

37.5

6.

Умение использовать приемы вырезания.

5

50

4

43.7

7.

Умение использовать способы вырезания.

4

43.7

5

50

8.

Умение пользоваться ножницами.

4

43.7

4

43.7

9.

Умение правильно  и аккуратно наклеивать детали работы.

6

56.2

6

56.2

10.

Умение подбирать  цвета, формы, составлять красивые орнаменты, узоры.

6

56.2

5

50

Информация о работе Формирование технических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликационной деятельности