Формирование технических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетиче-ского влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Апплика-ция имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей

Содержание работы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ
ДЕТСКОЙ АППЛИКАЦИИ 6
1.1 Понятие «аппликации», ее виды и технические приемы 6
1.2 Оборудование и материалы для выполнения аппликации 14
1.3 Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах 17

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 1.88 Мб (Скачать файл)

 

 

Учреждения  образования

«Белорусский  государственный педагогический университет

имени Максима  Танка»

Институт  повышения квалификации и переподготовки 

 

Факультет переподготовки специалистов образования

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ

АППЛИКАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 Курсовая работа

 слушателя  II курса

 специальности

 «Дошкольное образование»

 Борисёнок  Елены Николаевны,

 группа Д1

 Научные руководители:

 доцент Елена  Владленовна Горбатова,

 доцент Элла Владимировна Шалик

 Защищена "____"_______20   г.

 с оценкой "___________"


 

Минск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид  изобразительной деятельности, кроме  общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В современных  педагогических и психологических  исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

В работах Запорожца  А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.  Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и  специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

Эта проблема актуальна  на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных  условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений, навыков по аппликации.

Значение занятий  аппликацией для образования  дошкольников  исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:

- развитие эстетического  мировосприятия, воспитание художественного  вкуса;

- развитие художественно  – графических умений и навыков;

- развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

- развитие точных  движений руки и мелкой моторики  пальцев;

- становление  некоторых организационных навыков  художественного творчества;

- получение  сведений об отечественной и  мировой художественной культуре;

- воспитание зрительской культуры;

- возможное  раскрытие начал профессиональной  художественно - изобразительной деятельности.

Цель работы: формирование технических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликационной деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научную литературу по данной тематике.

2. Изучить особенности содержания работы по аппликации в разных возрастных группах.

3. Проанализировать технические навыки старших дошкольников в аппликации.

4.Разработать и апробировать занятия по аппликационной деятельности   для детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является аппликационная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирования технических навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации.

Для достижения поставленной цели и решения задач  мы использовали следующие методы:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

- наблюдение;

- педагогический  эксперимент;

- изучение продуктов детской деятельности.

Исследовательская работа состояла из 3 этапов:

- констатирующего  эксперимента;

- формирующего  эксперимента;

- итогового  (контрольного) эксперимента.

Экспериментальной базой исследования было дошкольное учреждение №547 г. Минска. В исследовании принимали участие  дети старшей группы в количестве 20 человек.

ГЛАВА   1. 

 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ   ОБЗОР   ИССЛЕДОВАНИЙ  ПРОБЛЕМЫ  ДЕТСКОЙ АППЛИКАЦИИ

1.1  Понятие «аппликации», ее виды и технические приемы

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. [8, 10]

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Аппликация  может быть предметной, состоящей  из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. [4, 5]

Аппликация  является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Разные народы используют для аппликации самые разнообразные  материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто - желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема. [4,6]

Многие столетия аппликация находит широкое применение и  распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией. [4, 8]

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.

Возродилось искусство силуэта  во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт. Искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян. Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Зачастую художник прибегает к таким техническим приемам, как прорези и накалывание в изображении воды и листвы деревьев.

Этому редкому искусству  посвятила свой талант советская  художница Е.Е.Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии.

В орнаментах, аппликациях Е.Е. Лебедевой - мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты. [17, 5]

Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны  аппликации французского живописца  Анри Матисса.

Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей. В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового. Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и формы, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная шапочка» - Волк символический образ «Судьба», воспоминание об острове Гаити. [13, 27]

Издавна славились  на Украине, в Белоруссии узорчатые  бумажные вырезки - витинянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто грамматические формы. Наиболее простой способ вырезания - складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, - хороводы. Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка. [5, 12]

Из бумаги создавались  даже картины с незамысловатыми  сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках.

Яркие, праздничные  аппликации различные композиции декоративных цветов в вазах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы - все это представляется на многочисленных выставках декоративно - прикладного искусства.

Индивидуальные  и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно - тематическая и декоративная аппликация. [14, 9]

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

На начальном  этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т.д

По мере освоения приемов вырезания средней, старшей  и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).

   Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:

- вырезать  предметы,  показать  их различия  по  величине  при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);

- выделить основные  предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

- передать характерные  особенности персонажей и их  действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем – фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);

- расположить  предметы на плоскости основ:  на одной линии в ряд по  горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);

- подобрать  и целесообразно использовать  цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем  знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно - тематических аппликаций.

Многообразие  окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов.

Информация о работе Формирование технических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликационной деятельности