Философия танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:45, лекция

Описание работы

Эстетические вопросы хореографии в нашей специальной литературе до сих пор еще представ-ляют мало изученную область. Происходит это по-тому, что по давней традиции хореографическое ис-кусство незаслуженно считается узким, сугубо спе-цифическим, отделенным от широкого круга миро-воззренческих проблем, стоящих перед нашей эсте-тической наукой. Между тем, богатая и многообраз-ная практика балетного искусства, не выпадай она из сферы нашей эстетики, могла бы иметь для нее большое значение.

Файлы: 1 файл

Философия танца.docx

— 27.97 Кб (Скачать файл)

 

В российских хореографических спектаклях, на-чиная с балета “Пламя Парижа” В.Вайнонена, и да-лее  в ”Лауренсии”,”Сердце гор” В.Чабукиани, ”Бахчи-сарайском фонтане” Р.Захарова, ”Ромео и Джульет-те” Л.Лавровского, ”Шурале” Л.Якобсона и других синтез классических и народных танцевальных форм шел путем, далеким от прямого  копирования и бук-вального перенесения  на сцену элементов народной танцевальной выразительности. Хореографическая образность, решения в них средствами классическо-го танца, получает оригинально-яркую  национальную характерность, а это, в свою очередь, неизмеримо раздвигает горизонты выразительности танцеваль-ной  лексики. Блестящий пример тому-работы та-лантливого балетмейстера Ю.Григоровича, творче-ский метод которого вобрал многообразные формы пластического  интонирования, но вместе с тем, в  нем собственно танцевальной выразительности  от-водится определяющая, ведущая  роль. Балеты Гри-горовича “Каменный  цветок”, “Легенда о любви”, “Спартак”  стали лучшим доказательством того, что художественная правда образов  хореографического искусства состоит  не во внешнем пластическом ко-пировании  окружающей жизни, а заключена в  эмо-ционально-смысловой правде танцевальной образ-ности, рожденной на основе использования  всех разнородных компонентов пластического  языка, пе-релитых индивидуальностью  хореографа в неповто-римую танцевальную форму.

 

Рассматривая значение пантомимы  как опреде-ленного элемента изобразительного начала в хорео-графической образности, следует остановиться на отличии  танца от пантомимы. Если танец в  своей сущности обобщен и многозначен, то пантомима в балете служит как  бы непосредственным эмоцио-нальным откликом на практическое взаимодействие человека и окружающего мира. Танцу больше при-суща выразительная способность передавать тон-чайшие состояния человеческого духа, пантомима всегда изобразительна. Пантомимное движение кон-кретно, сиюминутно, в нем объективно заложена ха-рактеристика лишь данного момента, запечатленного в своей неповторимости проявления. Танец абстро-гирует, пантомима конкретизирует.

 

Исследуя соотношения  изобразительно-выразительных начал  в хореографической образно-сти, именно танец является первейшим носителем  балетной образности, тогда как пантомима  лишь верный помощник танца в создании развернутого пластического полотна.

 

Общеэстетический анализ синтеза выразитель-ных и изобразительных  начал в хореографической образности, был достигнут к концу 19 века М.Петипа и Л.Ивановым. Здесь пальма первенства неизменно отдавалась выразительности, определяющей приро-ду танцевального  искусства, столь близкой самой  природе музыки. Образность в балетах  “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, “Раймон-да” находят  свое воплощение в льющемся потоке танцевальных сцен, в сменяющих друг друга хорео-графических построениях, воздвигнутых с помощью безграничного  доверия к глубине поэтического обобщения классического танца, способного быть незаменимым “инструментом” в руках умелого твор-ца. Новым  реформатором балета, поборником изо-бразительного  начала в хореографии стал М.Фокин, но именно он подарил миру классическое совершен-ство “Умирающего лебедя”  и “Шопенианы”, органич-но продолжающих лучшие достижения русского ба-лета в  области симфонического танца. Стремясь приблизить к жизни искусство  балета, Фокин заново распределил  акценты выразительности, придав при  этом большие вспомогательные полномочия изобра-зительному началу. Изобразительность  в балетах “Петрушка”, “Жар-птица”, “Шехерезада” была для хо-реографа средством правдивого прочтения  много-гранных характеров, жизненных  ситуаций, естест-венных человеческих поступков. Отдавая предпоч-тение  изобразительному, вернее содержательному  началу, Фокин завоевал новые рубежи выразитель-ности хореографического  искусства.

 

В искусстве балета, по-моему, нельзя ставить какие-либо запреты  и выдвигать апробированные пу-ти в отношении взаимодействия изобразительных  и выразительных начал. Главное  состоит не в том, ка-кое образное начало превалирует у того или  иного балетмейстера, а в том, какой задаче оно служит, ка-кую  идею и как, каким образом оно  раскрывает. Кате-горических мнений и  готовых рецептов в дозировке  изобразительности хореографической образности никогда не существовало и существовать не будет. Мерилом  тут всегда останутся талант балетмейсте-ра, композитора, живописца, их способность  к твор-ческой гармонии, к подчинению системы изобрази-тельно-выразительных  средств своего искусства единому, раскрывающему существенное в действи-тельности, художественному замыслу.

 

Определяющие свойства образности российской хореографии.

Национальное и интернациональное  в хо-реографическом образе.

 

Являясь искусством поистине общечеловече-ским, доступным без  какого-либо перевода людям всех рас  и континентов, танец всегда несет  в себе определенную национальную окраску. Проводя ано-логию с музыкой, надо заметить, что подобно тому, как  музыкальные интонации, рожденные  на основе реалистически жизненных  интонаций отражаемой исторической эпохи, носят ярко выраженный нацио-нальный  характер, так и пластические танцевальные движения приобретают у того или  иного народа на-циональную неповторимую характерность. Язык пла-стики в  силу своей общечеловечности понятен  и дос-тупен в том “натуральном”  виде, в каком его создает народ. Хореография, как высшая форма танцеваль-ного искусства, вобрала в себя черты  национальной специфики, но степень  соотношения в ней нацио-нального и общечеловеческого имеет свои особые закономерности, особую форму  преломления. Если в народном танце  национальное проявляется более  выпукло и наглядно, то академический  танец отме-чен печатью национального  своеобразия уже в зна-чительно меньшей степени. Язык классического  тан-ца интернационален, несмотря на национальную ок-раску, которую он всякий раз приобретает  в той или иной стране. Например, когда смотришь на нашей сцене  “Умирающего лебедя” Сен-Санса, не отвлека-ешься от истинно русского своеобразия в передаче души танцевальной композиции, вместе с тем пости-гаешь  тот глубокий общечеловеческий смысл, зало-женный в этом камерном хореографическом произ-ведении.

 

Конкретное исследование взаимосвязи и взаи-мовлияния  национального и интернационального моментов в хореографической образности раскроем на примере танцевальной культуры Азербайджана.

 

Использование прогрессивного хореографиче-ского опыта происходило  в азербайджанском балете, во-первых, благодаря возникновению школы  класси-ческого танца и освоению обширнейшего материала русской  и мировой хореографической классики, во-вторых, за счет прочтения изобразительно-выразительных  возможностей классического танца  под углом зрения оригинальной национальной фор-мы. Азербайджанский балет, взяв на вооружение эс-тетические принципы передовой русской хореогра-фии, смог в скором времени сделаться  интересной творческой “лабораторией”, где художественный синтез национального  и общечеловеческого, стал решающим принципом хореографического образного  мышления. Анализируя балеты “Девичья башня”, “Семь красавиц”, “Легенда о любви”, можно сделать вывод, что танцевальный фольклор необходим  ба-лету не для этнографической достоверности  хорео-графических образов, а как  средство проявления, как естество их сознания. Так, хореографическое во-площение образов в балете “Семь красавиц”, соз-данных средствами классики, но преломленных че-рез призму пластических интонаций  азербайджанско-го народного танца, ответило богатейшим вырази-тельным  возможностям музыки Караева, в которой  нашли прекрасное претворение принципы симфони-ческого мышления в хореографии, открытые Чайков-ским, подхваченные затем  Глазуновым, Стравин-ским, Прокофьевым.

 

Н.В.Гоголь, говоря о творческом использовании деятелями хореографии  танцевального фольклора, писал: “Руководствуясь  тонкой разборчивостью, тво-рец балета сможет брать из них (народных танцев-прим.автора) сколько хочет для определения харак-теров пляшущих своих героев”. Именно для правди-вой реализации хореографических образов Гоголь призывал хореографов не отрываться от родной на-циональной почвы, впитывать ее образы и миро-ощущение, ее мудрость и фантазию, ее свежесть и глубину, но никогда не забывать о главном достоин-стве истинного художника-о силе ее мощи художест-венного обобщения-главном оружии реалистического создания образа. Здесь все зависит от самого хорео-графа: будет ли он видеть в народном танцевальном искусстве архаичное и застывшее явление, или на-против, явление, развивающееся вместе с ростом духовной культуры всего народа.

 

Практика русского многонационального балета неизменно доказывает, что  в народном творчестве важно ощутить  и подхватить традиции живые, ды-шащие  пульсом современности, традиции, устрем-ленные в будущее. “Юность” Чулаки-Фенстера, ”Де-вичья башня” Бадалбейли-Алмасзаде, ”Сердце гор” Баланчивадзе-Чабукиани, ”Маруся Богуславка” Свечникова-Сергеева, ”Сакта свободы” Скултэ-Чанги, ”Шурале” Яруллина-Якобсона, ”Семь краса-виц” Караева-Гусева, “Каменный цветок”  Прокофье-ва-Григоровича и другие явились хореографически-ми полотнами, внесшими большую лепту как в  ста-новление реалистического метода русской хорео-графии, так и в  совершенствование и пополнение хореографических образных ресурсов.

 

Перерастание национального  в интернацио-нальное в искусстве  танца всегда связано с открыти-ем новых хореографических миров, которые, являясь творческим продолжением познанного и достигнуто-го, расширяют горизонты  искусства за счет выявле-ния самобытных и сильных сторон, присущих каждой национальной культуре. Диалектика взаимосвязи  на-ционального и общечеловеческого, учитываемая эс-тетической наукой, применительно к хореографии  состоит в том, что произведение хореографического искусства со всеми присущими ему формами, прие-мами, методами национального  музыкального и тан-цевального мышления, выходя из национальных ра-мок, становится явлением интернационального зву-чания. Балет “Легенда о любви” Меликова-Григоровича, ставший не только для азербайджан-ского, но и всего балета важнейшей вершиной хорео-графической мысли, утвердил в хореографии те уг-лублено аналитические  начала, ту философскую глубину и  содержательность, которые характерны для искусства вообще.

 

Принципы симфонического мышления в хо-реографии.

 

Современные хореографы ищут пути совершен-ствования хореографической образной системы за счет максимального  выявления эмоционально-выразительной  силы танца. Причем танцевальный симфонизм  в балетах Ю.Григоровича, И.Бельского, О.Виноградова и других вырастает  из симфоническо-го единства музыкальной, хореографической и живо-писной драматургии. И.Бельский позволяет танцу жить в правилах симфонической музыки и только с ней соизмеряет законы танцевально-образного раз-вития. Стремление к инструментально развитому  танцу в балетах И.Бельского  “Ленинградская симфо-ния”, “Девятая симфония” на музыку Дмитрия Шоста-ковича действительно способствуют достижению но-вых, интересных и содержательных задач, придает балетным спектаклям высокую страстность, публи-цистичность.

 

Обращение хореографов к  симфонической му-зыке, не расчитанной  на специальное воплощение в балетной пластике, может обернуться и утратой  мно-гозначности, ассоциативной щедрости, психологиче-ской глубины восприятия музыкального материала, ибо существует эстетический закон непереложимо-сти  изобразительно-выразительной образной систе-мы одного вида искусства в  другой и с ним хорео-графы  не могут не считаться.

 

Заключение.

 

Жизнь приносит в танец  новые хореографиче-ские измерения, новые пластические интонации и  каждый хореограф, если он хочет быть современным не только в смысле прочтения  на сцене современной тематики, но и использования всех возможностей со-временного хореографического мышления, должен видеть и подмечать в самой  действительности заро-ждение и развитие новых пластических “красок”, пластических образных ресурсов.

 

К классическому танцу  я отношусь не как к выра-ботанному  веками канону, в него вкладывается эсте-тический идеал современности, танец наполняется стремительным, пульсирующим ритмом жизни, так как  мерилом художественности для танца  по-прежнему остается способность современно видеть мир и преображать его  в пластике, близкой и понят-ной  современному человеку.

 

Процесс пополнения хореографической лексики происходит в танце за счет обогащения классическо-го танца  пластическими мотивами национальной ха-рактерности, рационального использования  панто-мимических выразительных средств, элементов спорта, художественной гимнастики, акробатики, творческого восстановления и использования об-ширного арсенала академического танца.

 

Для меня танец-это образ  в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого  зрителя, образ необыкновенно вырази-тельный, но в то же время наделенный изобрази-тельными правами балетной пластики. Изобрази-тельность  и выразительность в танце  соревнуются друг с другом, никогда  не утрачивая глубину мысли и  не идя в разрез с поэтикой танца.

 

 

Источник - Нет

Дата - 19-07-2008


Информация о работе Философия танца