Философия и эстетика японского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

А как же делаются простые сады? В Средневековье была написана подробная инструкция для разбития сада. Ее можно представить следующим образом: «Возьми несколько самых простых, лучше всего вечнозеленых растений — бамбук, горную сосну, куст азалии. Позволь им соседствовать с камнем — шершавым и суровым; добудь горсть гравия, немного мха и лишайника. Не стремись к легкодостижимому великолепию красок. Остерегайся симметрии и назойливых прямых линий. Помни о воде: дай ей стекать свободно по камням или предоставь растениям возможность отражаться в ней. Смири гордыню и не пытайся преображать природу по своему вкусу, лучше поищи в самой природе присущую ей красоту и гармонию».

Содержание работы

Введение
1. Национальная культурная традиция. Особенности формирования традиционной японской эстетики
1.а. Общерегиональные особенности
1.б. Специфические японские особенности
синтоизм
Дзэн-буддизм
2. Традиционные японские искусства
2.а. Искусство чайной церемонии
2.б. Боевые искусства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия и эстетика японского сада.docx

— 391.61 Кб (Скачать файл)

Проведите граблями по песочному  потоку, чтобы зубчики грабель  образовали волны на поверхности  ручейка. Тогда сделанный вами поток  песка будет смотреться более  загадочно. Украсить ручеек можно галькой  и камешками, сочетающимися с  песком по цвету.

 

 

Символ Японского  сада - мосты и мостики

Бонсай, икебана и японский сад -> Водоемы в Японском саду

Одним из самых сложных  элементов в плане эстетики и  философичности в японском саду можно  назвать мосты и мостики. Выполненные  в виде различных фигурок и  ансамблей, они осуществляют свою основную функцию — уравновешивают энергетику в некоторых особенно неблагополучных  местах.

Мосты в японском саду не должны быть слишком большими, потому что по величине здесь все малых  размеров: карликовые деревья, маленькие  водопады и водоемы, придающие местности  загадочную символичность. Японские мостики  на фоне такого живописного ландшафта  поэтому воспринимаются столь же символично.

Место установления моста  очень важно для душевного  самочувствия хозяина сада. Если, например, мостик находится под сенью какого-либо ветвистого дерева, то создается интимная, таинственная обстановка. В такой  обстановке хорошо отдыхать в одиночестве, мечтая и восхищаясь окрестными красотами. Мостики на открытых пространствах  создают совершенно иное настроение. Здесь можно трезво оценивать  обстановку и строить планы на будущее. Перекидные мостики могут  располагаться как над настоящими водными, так и над «сухими» потоками.

В большинстве случаев  мостики изготавливаются из дерева, так как это наиболее легкий строительный материал, а легкость и воздушность  по своему характеру близка мировоззрению  японцев. Деревянный мостик придаст  вашему саду необходимую атмосферу, тем более если сад имеет естественный ландшафт. Однако если в вашем саду есть какие-либо композиции из камня, то эффектнее всего смотрелся бы мостик из грубых и неотесанных каменных плит.

Японские мостики оформляются  в основном естественным образом. Однако имеются и декоративные способы  оформления. Так, например, мостики  можно окрашивать в различные  цвета. Здесь нет никакого определенного  предпочтения в ту или иную сторону: японцы воспринимают как яркие и броские расцветки, так и пастельные тона. Единственное исключение в японском саду — темные тона. Ни в коем случае нельзя придавать саду негативные оттенки, потому что тем самым создается отрицательное настроение, а значит, и отрицательная энергетика. Во избежание этого необходимо уметь подбирать расцветки таким образом, чтобы они не просто подходили друг другу, а создавали гармонию.

С древнейших времен японцы с огромным вниманием относились к такому важному, по их мнению, аспекту, как гармония. Без гармонии невозможен мир, а, соответственно, существование  человека невозможно без его гармонии с миром. Сад в японской традиции и есть гармоничное сосуществование  человека с природой, космосом, Вселенной.

В соответствии с этим мостики  в японском саду должны быть в виде небольших возвышенностей. Их изогнутые  формы символизируют нечто сказочное  и загадочное, то, чем человек  должен восхищаться и что он должен постигать. Это совмещает в себе тренировку ума и тренировку духа. Человек существует только тогда, когда  постоянно совершенствуется.

Перекидные мосты и  мостики в японском саду подразделяются на несколько типов:  
1. Перекидные изогнутые мостики из камня или дерева.  
2. Скалистые мостики (мостики, выполненные из камней в виде небольших скал).  
3. Навесные мостики.  
4. Тростниковые мостики; здесь же бамбуковые мостики — символ постоянства и долголетия.  
5. Имитация кораблей.

С течением времени композиции мостов неоднократно изменялись и находили свое воплощение в новых, более совершенных  формах. Для создания этих замечательных  архитектурных сооружений необходима богатая творческая фантазия.

Так, например, перекидные изогнутые  мосты и мостики в японском саду могут быть самыми разнообразными. Если вы решили сделать мостик непременно из камня, нужно помнить, что в  таком случае в саду должны располагаться  различные каменные композиции. Мостик будет необходимым дополнением  к архитектурному замыслу. Камни  можно использовать, в зависимости  от вашего желания, отесанные или неотесанные. Если каменная плита отесанная, то мостик в композиционном смысле должен иметь строгие архитектурные формы. Это придаст вашему саду строгий классический вид.

Для этого по обеим сторонам канала, где будет протекать ручей, сооружается мостик из каменной отесанной  плиты, которой нужно придать  форму полукруга и укрепить с  помощью каких-либо приспособлений, например каменной опоры или укрепительных столбов. Для того чтобы мест соединений не было видно, швы можно замазать цветной глиной.

Изюминкой японского мостика  можно считать искусно сделанные  перила. Они обязательно должны иметь  витые подпорки, а на концах перил  можно изваять из глины головы драконов. Еще один важный элемент  японского мостика — замысловатые ступени. Они не должны быть слишком  высокими, пологие ступени больше подходят японскому темпераменту. Если на ступеньках будет произрастать мох  — это окажется верхом исполнения архитектурного замысла.

Мостики из дерева также имеют  оригинальный вид и могут служить  в качестве декоративного элемента японского сада. Дерево легче всего  поддается обработке, и поэтому  деревянному мостику легче придать  форму полукруга, причем полукруг может  быть как правильной, так и неправильной формы. Мостики в японском саду зачастую имеют витиеватые формы. Для этого  по обе стороны ручейка на разных расстояниях устанавливаются укрепления, на которых и строится мост. Особенно важно рассчитать центр тяжести  вашего мостика и учитывать это  при установлении подпорок. Подпорки в обязательном порядке ставятся в местах изгибов и изломов.

Как было уже отмечено выше, мостики могут быть декоративно  украшены, для чего необходимо правильно  подобрать различные цвета. В  Японии расцветкам уделяется огромное внимание, так как они глубоко  символичны. Предпочтение отдается традиционным зеленому и красному цветам; главное, чтобы тона были приглушенными и  сочетались друг с другом.

Для разнообразия можно сооружать  так называемые скалистые мостики. Главное — их правильно оформить: камни, различные по величине и форме, ссыпаются и складываются определенным образом, образуя небольшую скалу. На скалистых мостиках можно сооружать  замки, которые соответствовали  бы традиционному японскому духу, а также прокладывать тропинки, украшенные обычными японскими растениями: папоротником, осокой и т. д. Тропинка не должна быть прямой и правильной по форме; как  уже упоминалось, японский сад полон  тайн и загадок.

Не стоит забывать, однако, и о практической стороне, а именно о том, каким образом должна протекать  через скалистый мостик вода. Есть много способов, один из которых  с большим успехом используют японцы: под насыпью проводят трубопровод, который не должен быть виден постороннему взгляду.

Навесные мостики используются также для украшения садиков. Они намного легче, и поэтому  для них достаточно небольших  укреплений. Навесные мостики сооружаются  следующим образом: устанавливаются  столбы из бамбуковых стволов и к  ним прикрепляются деревянные пластины. Перила здесь необходимы, так как  мостик будет достаточно шатким и  неустойчивым. Изготавливать перила следует, учитывая и практическую сторону, и архитектурный замысел. Только тогда вы достигнете нужного результата. Следует помнить также о том, что навесные мостики не стоит  отягощать излишними элементами украшения. Основной элемент декора в данном случае — простота и  естественность.

Подобно навесным мостикам строятся и тростниковые или бамбуковые мостики. Предпочтение отдается бамбуку как растению в Японии священному. По мнению японцев, бамбук — символ постоянства, здоровья и долголетия. Кроме всего прочего, бамбук имеет достаточно прочный ствол и поэтому часто используется для строительства различных сооружений. Тростниковые и бамбуковые мостики также не принято излишне украшать, поскольку это отягощает легкие конструкции и придает им вычурность и помпезность, что не соответствует японскому стилю.

Как навесные, так и легкие бамбуковые мостики можно располагать  над различными водоемами или водопадами. Поэтому перила в этом случае просто необходимы. Перила также должны быть изготовлены из тростника и бамбука — именно это и привнесет гармонию при создании архитектурных ансамблей японских садов.

Гораздо реже в японских садах  можно встретить мостики, которые  по своему внешнему виду напоминают небольшие  кораблики, символизирующие вечную молодость и счастье. Кораблики  должны быть устроены таким образом, чтобы через них по трюму могла  струиться вода; если же создать определенное давление, струя воды будет течь стремительней, а значит, будет создаваться ощущение того, что кораблик плывет.

Как уже говорилось, кораблик не должен быть слишком большим. Напротив, он должен быть выполнен в виде макета. Было бы верхом изысканности построить  на вашем кораблике какие-либо скамеечки или даже установить легкие качели. Лучше всего, если над корабликом будет расти раскидистое дерево, ветви которого частично покрывали бы кораблик, отгораживая таким образом уголок, где вы могли бы предаваться мечтаниям и размышлениям.

Для того чтобы ваш сад  не казался слишком упрощенным, в  различных его уголках можно  развесить фонарики на восточный  манер: на деревьях, над входной дверью дома, а также на мостиках. Особенно на мостиках, выполненных из камней, на деревянных и на мостиках в виде корабликов. Это придаст вашему саду элемент загадочности и сказочности. У подножия мостиков японцы предпочитают ставить растения в глиняных горшках; это могут быть как традиционные японские цветы(хоботан, хризантема, пион и т. д.), так и различные карликовые деревья.

 
Каменные фонари для Японского  садика

Бонсай, икебана и японский сад -> Основные элементы Японского сада

В Японии имеется множество  самых разнообразных и красивых садов, которые поражают своими пропорциями  и сочетаниями выбранных материалов. Японский сад можно назвать маленьким  участком ландшафта Японии, и каждая деталь этой миниатюрной модели поражает своим особым пейзажем. Чаще всего  такое «чудо» встречается в садах «ке» и «суки».

Не последнее место  в любом саду занимают различные  садовые сооружения. Изготавливаются  они, как правило, из таких материалов, как бамбук, металл, глина, камни  и, естественно, деревья.

Применение бамбука (символа благородства) в Японии в различных декоративных композициях добавляет им особую утонченность, великолепно вписывающуюся в продуманный до мельчайших деталей сад. Для этого его не обрабатывают и чаще всего даже не снимают кору. А вот камни японцы предпочитают использовать только те, которые обладают неправильной и необычной формой. Ведь, как известно, в природе не существует камней идеального размера и внешнего вида. Хотя в случае необходимости позволяется немного изменить их форму. Вместо глины в Японии иногда применяют черепицу, бетон же используется только в примеси других природных материалов.

Японские сады украшают следующие  сооружения: мостики, скамеечки, изгороди и каменные фонари (или каменные светильники). Однако это, конечно же, далеко не весь перечень декоративных элементов для сада.

Японские каменные фонари размещают в различных местах сада, в частности у кромки водоемов; вдоль края тропинок, пересекающих территорию сада; вблизи мостов и мостиков; около традиционных сооружений —  тсукубаи, представляющих собой церемониальные каменные чаши, наполненные водой. Количество и высота размещенных в саду моделей каменных фонарей зависит от размеров садового участка и от вкуса хозяина. По этой причине их можно подразделить на четыре вида.

Первое место по праву  занимают фонари, названные «тачи-гата», что в переводе с японского языка означает «пьедестальные». В самом этом слове заключается назначение таких фонарей — их используют для освещения места, где хозяин ведет беседы с самыми почетными гостями. От прочих видов каменных фонарей «тачи-гата» отличает большая высота (от 1,5 до 3 м), поэтому они размещаются только в садах, занимающих обширную территорию.

Второй вид японских каменных фонарей — «икекомигата». В Японии для этого типа фонарей частенько отводится место поблизости от тсукубаи. Однако этот вид светильников некоторые японцы воздвигают и в других местах. Выбранное место в этом случае зависит от желания хозяина или нанятого для этого декоратора. В Японии существует предание, согласно которому фонарь располагают так, чтобы падающий на него луч света обязательно был направлен в землю. Поэтому обычно для установки фонарей «икекоми-гата» выбирают открытые для солнца участки сада.

Следующая разновидность  каменных фонарей получила название «якими-гата», хотя некоторые произносят его немного иначе ( «юкими-гата»), однако это не изменяет значения слова — «кажущиеся покрытыми снегом». Изюминкой таких фонарей считаются крыши, имеющие либо квадратную, либо круглую форму. Основания таких фонарей — подставки, которые изготавливают из бетона или из камня. Еще одной, заслуживающей внимание частью этого сооружения является матовое стекло, придающее мягкое свечение попадающим на него солнечным лучам. Именно благодаря использованию матового стекла этот вид каменных фонарей получил такое название — создается впечатление, что камни покрыты снегом. Такие фонари размещают обычно у кромки водоемов.

Четвертый тип японских садовых  светильников отличается от остальных  своими небольшими размерами — и  именно поэтому он получил название «оки-гата», что означает «маленькие фонари». Он прекрасно дополняет пейзаж участков японского сада, расположенных неподалеку от тропинки или на берегу пруда. А вот в садике небольшого размера такой фонарь сможет занять достойное место, разместившись во внутреннем дворе дома. В подобных условиях он покажется королем среди своей свиты, состоящей из цветов и кустарников.

Информация о работе Философия и эстетика японского сада