Древнегреческие ордера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Греки концентрировали свое внимание на главным образом на устройстве портика. Они сводили их к двум основным типам архитектурной композиции, или ордерам.
Дорический ордер отличается приземистыми формами, мужественностью и строгостью, доходящей до суровости, ионический — богатством и изяществом форм. Эти два ордера складываются начиная с 6-ого, может быть даже с 7-ого века до н.э., и работа ряда поколений постепенно приближает их к совершенству.

Файлы: 1 файл

ордера.docx

— 9.17 Кб (Скачать файл)

Древнегреческие ордера

В странах с южным климатом, где  чувствуется потребность в тени и свежем воздухе, наиболее важным элементом  является портик. Фасад греческого храма неизменно представляет собой  портик с колоннами. Гражданские  постройки — рынки, места собраний — окружались портиками. В случае надобности они превращались в крытые галереи, где можно было укрыться в тени от палящего полуденного зноя и где обычно обсуждались общественные дела.

Греки концентрировали свое внимание на главным  образом на устройстве портика. Они  сводили их к двум основным типам  архитектурной композиции, или ордерам.

Дорический  ордер отличается приземистыми формами, мужественностью и строгостью, доходящей  до суровости, ионический — богатством и изяществом форм. Эти два ордера складываются начиная с 6-ого, может  быть даже с 7-ого века до н.э., и работа ряда поколений постепенно приближает их к совершенству.

Дорический ордер

Происхождение ордера:

Существует  мнение, что происхождение дорической капители следует искать в микенских  архитектурных композициях, где  можно различить абаку(верхняя  плита капители колонны) и дополняющий  ее вал(элемент архитектурного убранства, имеющий вид протяженного выступа  с одинаковым полукруглым сечением). Прообраз дорического антаблемента и колонны искали также и в  древнеегипетских портиках Бени-Гассана, где вырисовываются каннелированный  ствол и как бы общие очертание  антаблемента с мутулами (плоский  наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере). Но и эти совпадения могут показаться случайными.

Каковы  же начала, от которых произошли  общие формы дорического ордера?

По  этому поводу существует 2 теории. Одна из них более древняя, выводит  дорический ордер из подражания системе  деревянных конструкций. Колонна в этом случае является подражанием деревянному столбу. Утончающийся кверху ствол дерева, покрытый зарубками, сделанными топором, должен был служит образцом для конусообразного каннелированного ствола колонны. Капитель с абакой должна являться как бы подушкой для поддержания балок. Архитрав (нижняя часть антаблемента, опирающаяся на капители колонны), согласно этой теории должен представлять собой  каменный прогон, заменивший деревянные балки древнейших храмов. Триглифы как бы воспроизводят концы балок, покрывающих потолок, или же скорее ту деревянную декоративную обшивку, которая на них надевалась, мутулы — концы решетки или обшивку из досок. Вторая теория более современная. Она заключается в том, что прототипом каменных дорических храмов могли служить постройки из дерева и сырца( кирпич).

 

Описание:

Дорическая  колонна не имеет базы (основание, нижняя часть колонны). Ствол ее, имеющий конусообразную форму, утолщается ни к низу, как ствол микенской  колонны, а кверху — так как  этого требуют законы устойчивости. Поверхность ствола колонны покрыта  каннелюрами (вертикальный желобок на стволе колонны), а увенчивающая его капитель имеет чисто геометрические очертания. Архитрав почти всегда гладкий, отделяется от карниза фризом (декоративная композиция в виде вертикальной полосы увенчивающей нижнюю часть архитектурного сооружения), составляющим принадлежность исключительно греческой архитектуры. Он состоит из столбиков с вертикальными ложбинками, отделенными друг от друга рельефными или расписными плитами. Эти столбики носят название триглифов, а заполняющие плиты — метоп. Карниз, увенчивающий эту архитектурную композицию, профилирован с расчетом отвода воды от стен и имеет на нижней плоскости выступающие капельники.

Ионический ордер

Происхождение ордера:

По  мнению Витрувия, если только оно заслуживает  доверия, ионический ордер создан архитекторами 6-ого века при постройке Эфесского  храма. Греки ионических колоний, отброшенные  нашествием дорян в Малую Азию, пожелали придать этому памятнику, символу их национальности, свой собственный, отличных от других, архитектурный стиль. Архитектор Керсифон воплотил эту мысль и таким образом создал ионический ордер. По этому легендарному рассказу легко восстановить истинную историю зарождения ордера.

Канонические  пропорции ионического ордера окончательно определились в приписываемое им традицией время, но его элементы, несомненно, существовали гораздо раньше. Нельзя внезапно создать целостный  архитектурный ордер, и хотя архитекторам 6-ого века бесспорно принадлежит  честь его установления, однако его  элементы, которыми они воспользовались, как материалом, принадлежат значительно  более ранней эпохе. Достаточно бросить  взгляд на Азиатские архитектурные  памятники, чтобы убедиться, что  ионический ордер имеет с ними общий источник. Все детали ионической колонны — ее капитель с волютами, ее каннелюра и ее база — с  поразительной точностью воспроизведены на хетских скульптурах Птеры, т. е. задолго до постройки Эфесского храма. Тот же ордер можно целиком различить на ассирийских рельефах, относящихся к 8-ому веку и изображающих царские павильоны капитель с волютами, база и венчающая часть, состоящая из двух частей — архитрава и карниза, которые в будущем составят примитивный ионический антаблемент.

Описание:

Ионический  ордер и гомеровская поэзия родились на одной почве. Поэзия  в своем  развитии опередила архитектуру, но та и другая отвечают одним и тем  же стремлениям, имеют одну и ту же форму восприятия прекрасного. Ионическое наречие греческого языка установилось с 9-ого века до н.э., а искусство еще в 7-ом веке все еще находилось в периоде исканий.

На  круглой базе возвышается тонкий ствол, слегка суживающийся к вершине  и посредством капители с волютами поддерживающий низкий и узкий антаблемент, который состоит из следующих  частей: расчлененного архитрава, фриза  без триглифов и не много выступающего карниза без мутул, обыкновенно  украшенного рядом зубчиков. Легкость и абстрактность форм, спиральные завитки вместо геометрической капители дорян — вот общие характерные  черты этого ордера. Детали орнамента, в котором вместо дорической простоты — изобилие пальметт и скульптурных украшений из иоников и сердцевидных листочков, окончательно придают ионическому ордеру своеобразный характер.

Коринфский ордер

Происхождение ордера:

Витрувий сообщает, что этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом из Коринфа (отсюда и название) во 2-й половине 5-ого века до н.э.Легенда гласит, что скульптор прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзину с её вещами, которую принесла её кормилица. Плетённую корзину овили листья буйно растущего оканфа. Эта корзина стала прообразом капители нового ордера — коринфского, а сам ордер стали называть «девичьим», в противоположность дорическому и ионическому — мужскому и женскому.

Описание:

Коринфский ордер как  разновидность ионического. Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины  с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил  чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривался лишь как более  роскошный вариант ионического  ордера. И в представлении греков эти два ордера казались настолько  однородными, что древнейшая из известных  нам коринфских капителей дошла  до нас в одном смешанном антаблементе с ионическими капителями. Твакое знаменательное сочетание существовало в храме Фигалии, возведенном  Иктином через несколько лет  после Парфенона. Целла была выдержана  в ионическом ордере, но центральная  колонна в ее глубине выделялась среди всех остальных коринфской капителью.

Ордер кариатид

Описание:

Ордер кариатид — не что иное, как сочетание  ионического или дорического  антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример можно привести южный портик Эрехтейона, пользующийся наибольшей и заслуженной известностью. Он является одним из тех произведений, на которых греческий гений проявился  с наибольшей оригинальностью и  свободой в формах, полных в то же время разумной сдержанности.

Это архитектурное произведение по его  украшениям можно отнести к ионическому  ордеру, а по его приземистым пропорциям к дорическому.

Единственно оставленные части — архитрав и карниз — имеют совершенно одинаковое значение, так как линия, проходящая по нижней плоскости зубчиков, делит антаблемент на две равные половины. Неразрывность этого слияния архитектуры и скульптуры еще усугубляется поистине монументальным оформление статуй: ни один резкий жест не нарушает неподвижности всей конструкции, простые и спокойные линии вполне соответствуют характеру всего архитектурного памятника.


Информация о работе Древнегреческие ордера