Дизайн-концепция благоустройства территорий с элементами городской мебели в городе Волжском

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

В советское время Дизайн городской среды разрабатывался по единым для всей страны программам. Дизайн предметов городской мебели оставался неизменно единым во времени (не менялся десятилетиями) и пространстве (как минимум одного отдельно взятого города, а в некоторых случаях и всей страны).
Проектирование любого изделия, используемого для благоустройства городских улиц, предполагает тщательную проработку всех его элементов. При этом важно учитывать назначение изделия, его соответствие общему стилю городских малых архитектурных форм и стоимости продукта. Чтобы сочетать указанные характеристики, необходимо идти по пути унификации и стандартизации элементов малых архитектурных форм.

Файлы: 1 файл

дипломная записка_Аналитич раздел_Савенкова Марина.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

1. 39 кв, площадь Ленина, аллея фонтанов – смешанная зона, в которую входят: дворовое пространство, парковая(прогулочная) зона, зона общественно-социального значения, зона парковочная. Данная территория расположена на пересечении 2-ух улиц общегородского значения: ул. Сталинградская и пр. Ленина;

2. 39 кв, Волжский Институт Строительства  и Технологий – учебная зона. Территория расположена вдоль  проспекта Ленина;

  3. 13 мкр., Городская поликлиника №1 – зона медицинского учреждения, которая так же расположена вдоль проспекта Ленина и ул. Молодогвардейцев.

 

 


 

            1.2 Градостроительное обоснование

Основанием для выбора средовым фоном именно данных территорий послужила стандартность элементов  городской мебели, их типичность и  характерность для большей части селитебной территории, а так же стандартность элементов застройки. Имеются в виду крупнопанельные жилые  здания различной этажности (13-ти, 5-ти) и выполненные по типовым проектам образовательные учреждения (институт). Подобными унифицированными зданиями Волжский начал застраиваться по проекту второй очереди еще в 1959 году. В тот период в моду вошла “борьба с излишествами в архитектуре”, когда в угоду рациональности (с точки зрения экономики и метода производства работ), отрицалась архитектурная выразительность. Дома стали похожи на коробки. Но дома, расположенные в 39 кв по улице Сталинградская, отличаются от типовых тем, что имеют на последних этажах мастерские, и определенные конструкции.

Уйти от механического  единообразия городской среды позволили только планировочные методы, которые с помощью плавных линий и форм сделали городскую среду более гармоничной.  Был применен принцип перетекающего пространства, где человек попадает из одной функциональной зоны в другую, тем самым при переходе в другую эмоциональную среду он не получает негативных эмоций.

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод: предложенные в данном проекте принципы организации  комплекса городской мебели применимы  для оформления предметного наполнения архитектурной среды практически в любой части города, за исключением кварталов, выполненных в стиле “сталинский ампир”, где не все типы разработанной городской мебели могут гармонировать с данным стилем.

 

 

 

1.3 Градостроительный  анализ территории

1.3.1 Природные  особенности

а) Географические условия.

Город расположен на высоком  берегу реки Ахтубы, представляющем собой  ровное плато без ярко выраженных ориентиров и визуальных коридоров.

б) Природно-климатические  условия и экология.

Согласно карте климатического зонирования Волгоградская область находится в поясе резко - континентального климата, характеризуемого большим перепадом температур наружного воздуха (от минимальной -33˚С зимой и до максимальной  +42˚С летом). Влажность – 20-40%. В переходные периоды дуют  резкие порывистые ветры. Причем, преобладающие направления ветров меняются в зависимости от времени года: зимой – это  западные и северо-западные, летом – южные и юго-восточные. В летний период наблюдается повышенная солнечная радиация, зимой пониженная, “полусумрак”.

Экологическая обстановка в городе неблагоприятная. Предприятия  химкомплекса отрицательно влияют на состав воздуха, нежелательную загазованность создают и выбросы автотранспорта. Следствием жизнедеятельности города является также поднятие уровня грунтовых вод.

      в) Почва.

Полупустыня, со светло-каштановыми  солонцами и солончаковыми почвами. После дождей солонцы размокают, а в жару превращаются в камень.

Современное состояние:

Почвы переуплотненные, малоплодородные. Происходят процессы:  истощения микроорганизмами, сокращения биоразнообразия, изменения микрофлоры, заражения патогенными микроорганизмами.

Прослеживается  ускоренная деградация почв – потеря гумуса и  питательных веществ, поверхностный  смыв.

Отсутствием генетических горизонтов до глубины 0,5 м. В основном почвы города  представляют собой  отложения, состоящие из своеобразного пылевато-гумусного субстрата разной мощности и качества, с примесью городского мусор а.

Поэтому почти 50 % почв города  неплодородны. Одним из основных факторов, ведущих к стрессу и гибели древесных насаждений, является вытаптывание и как следствие уплотнение поверхности почвы (это ограниченное проникновение корней, угнетенное состояние и гибель растения). Особенно плохо в городе обстоят дела внутри  дворовых пространствах, местах скопления народа, вдоль интенсивных транспортных магистралей, т. е. местах постоянного, интенсивного антропогенного давления.

1.3.2 Планировочный  каркас города

В связи с тем, что  Волжский застраивался в соответствии с несколькими генеральными планами, разрабатывавшимися в разные годы, планировочный каркас можно условно поделить на четыре зоны.

Современный город вытянут  вдоль Ахтубы, и имеет регулярную, в основном, прямоугольную систему  планировки. Трассировка продольных улиц города в некоторой степени повторяет очертания береговой линии. Поперечные улицы, перпендикулярные продольным, также обращены к реке. Планировочная композиция подчинена структурным осям – главным продольным  и нескольким крупным поперечным магистралям. На их пересечении размещены общественные центры общегородского и районного значения. Эти здания и сооружения расположены или в непосредственной близости от транспортных магистралей, или внутри жилого комплекса. Основной элемент застройки – микрорайон.

В старой части города форма главных магистралей – лучевая, планировочные узлы приближены к реке и раскрываются к ней архитектурными  средствами. Единица застройки – квартал.

Вся существенная система  озеленения города – искусственно созданная среда, по визуальным коридорам  соединенная с природным потенциалом нижней террасы поймы реки Ахтуба.

 1.3.3 Освещение

Свет - это один из аспектов городской среды благотворно  влияющий на ориентацию в пространстве в темное время суток, получение  информации и комфортное, здоровое состояние. Отсутствие такового или недостаток, приводит к разрушению нормальной жизнедеятельности.

Основные потоки освещения  формируются вдоль транспортных магистралей, реже в пешеходных и  общественно-важных зонах. Торжество  искусственного света можно ощутить  в правильно продуманной функциональной компоновке, отвечающей за зрительную информацию, от которой зависит работоспособность и утомляемость и просто настроение. В выходные и особенно праздничные дни свет может преобразовать знакомую среду в сказочное окружение.

Искусственное освещение  уступает солнечному, отсутствием цветового  спектра, который влияет на эмоции, но с помощью  светофильтров можно  довольно точно создавать атмосферу  определенных функциональных зон.

На данных территориях  освещение общее. Нет точечного, удобного для людей. В  целом же проектируемые территории практически не освещены в ночное время суток, что затрудняет передвижение людей в это время.

 

 

 

1.3.4 Транспортно-планировочная  организация территории.

Анализ проводят для  определения соответствия между интенсивностью использования территории города, величиной организуемых в пределах отдельных элементов и между ними процессов и уровнем транспортного обеспечения этих процессов. В ходе анализа выявляются:

    1. Планировочные характеристики сложившейся уличной сети,

характеризующие геометрическую схему состав, распределение и  плотность сети, ширину и пропускную способность улиц;

    1. Интенсивность транспортного и пешеходного движения между

основными элементами города и в пределах их, неравномерность  движения по времени (недели, сутки), распределение движения по видам (транспортное-пешеходное, пассажирское-грузовое) и скоростям;

    1. Соответствие сложившейся магистральной уличной сети величине

и видам современных  и перспективных транспортных и  пешеходных потоков; выявление участков, не обеспечивающих потребную пропускную способность;

    1. Уровень транспортного обслуживания территорий на основе

определения доступности  основных транспортных узлов и фокусов  тяготения населения;

    1. Условия транспортного и пешеходного движения (скорость,

комфортность, безопастность, затраты времени на передвижения).

Проспект Ленина, вдоль  которого расположены все три  территории, является 1-ой главной транспортной магистралью города. Свое начало берет как продолжение ГЭС от въезда в город, а заканчивается пос. Южным и пос. Металлургов, так же является основной градообразующей композиционной осью, которая строит поперечный каркас.

 

 

 

1.4 Историко-генетический  анализ

Появление комплекса  городской мебели связано с психофизической  потребностью человека в комфортном отдыхе. Человек, прогуливаясь по городу, задумается, нравится ли ему эта мебель на улице, насколько она отвечает эстетическим требованиям.

1.4.1 Понятие  об эмоциональном воздействии  и выразительности архитектурного  пространства

Связь человека с окружающим миром, в том числе и с архитектурной средой, отражается с помощью ощущения и восприятия, выступающих в единстве. Человек выражает свое отношение к воспринимаемому событию или объекту эмоциями. Эмоциональная окраска чувств может быть связана с представлениями индивида о социально-культурных нормах и ценностях, может меняться при коллективном сопереживании событий.

По смыслу архитектурная  организация пространства жизнедеятельности  должна особенно учитывать те эмоции, которые стимулируют адаптацию к деятельности. При этом мера эмоционального удовлетворения будет зависеть от того, насколько архитектурная среда отвечает потребностям человека (коллектива), связанным с конкретным деятельным процессом. Архитектурная форма и собственно процесс с точки зрения их восприятия имеют многообразные связи. В основу их характеристики положены два типа восприятия — избирательное и свободное. Первый концентрирует внимание на утилитарных задачах поведения и объектах деятельности (например, производство). Архитектурная форма здесь выступает как фон, сопровождающий деятельность. Наоборот, при свободном созерцании объектом восприятия становится уже сама архитектурная форма. В практике оба типа восприятия взаимно дополняют друг друга в разном соотношении.

Среди различных видов эмоций, проявляемых человеком, доминирующее значение принадлежит положительной эмоции «интерес». Она составляет необходимое условие развития чувственно-познавателъной и деятельной сферы. Архитектура как способ пространственной организации деятельности должна прежде всего ориентироваться на эту положительную эмоцию и ослаблять отрицательные эмоции. Последние возникают как признаки отсутствия интереса, а значит, выражают чувства безразличия или скуки. Отрицательную эмоцию вызывает и тревога, связанная с потерей чувства безопасности и ориентации в среде. Известно, что характер эмоционального состояния человека способен оказывать заметное влияние на его поведение и интенсивность деятельности, что должно учитываться при характеристике интерьеров.

Среди многообразных человеческих потребностей выделены две группы —  физиологическая и ориентационная (общебиологические потребности любого организма). Они проявляются совместно, но условно разделяются для анализа их свойств.

Удовлетворение физиологических потребностей определяется в среде рядом качеств, информирующих человека о ее удобстве, надежности, целесообразности и т. п. Так, окруженный стенами, внутренний двор или в меру небольшие проемы ассоциируются с защищенностью; верхние фонари в потолке, большие витражи соединяются в воображении с простором, светом, свежим воздухом и т. д.

Познавательная (ориентационная) потребность проявляется в необходимости  понять окружающую среду путем получения  информации как смысловой, так и  визуальной. Большое количество информации способствует возникновению многообразных эмоций. Смысловое разнообразие среды определяется функциональными процессами и особенностями соответствующей деятельности людей. Визуальная информация связана с количеством различных материальных элементов среды. Оба вида источника информации активизируют внимание при восприятии.

Недостаточность информации порождает бедность ощущений и неудовлетворенность от однообразия архитектурной среды.

Познавательная потребность  предполагает также условие формирования в сознании человека обобщенного  образа структуры ограниченного  пространства с целью ориентирования в движении и возможности исполнения деятельного процесса. Быстрое усвоение человеком системы организации пространства облегчает ее последующее мысленное моделирование. В приемах организации архитектурных пространств часто используются ясные направления геометрических осей, расположения акцентов, уравновешенность элементов, метроритмическая члененность и др. Благодаря структурной организации в соответствии со смысловыми центрами композиции и происходит направленный (запрограммированный) отбор информации, представляющий процесс поиска (интерес) определенных закономерностей.

Информация о работе Дизайн-концепция благоустройства территорий с элементами городской мебели в городе Волжском