Дискотека-как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

.Время от времени в жизни общества происходят явления, привлекающие к себе особенный, повышенный интерес. Впоследствии может показаться, что подобное внимание не соответствовало масштабу происходившего, но для своего времени эти явления были необыкновенно важными

Файлы: 1 файл

дискотека.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

ИЗ ИСТОРИИ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИСКОТЕК

ВВЕДЕНИЕ

Время от времени в  жизни общества происходят явления, привлекающие к себе особенный, повышенный интерес. Впоследствии может показаться, что подобное внимание не соответствовало  масштабу происходившего, но для своего времени эти явления были необыкновенно важными.

Сегодня, например, трудно представить, какое внимание уделялось  дискотеке в 1970-1980-х годах и  у нас в стране, и за рубежом. Пожалуй, это было самое модное словечко в культурном обиходе. Если человек хотел показать свою современность и особую «продвинутость», как сейчас говорят, близость к молодежи, то разговор обязательно заходил о дискотеке.

В России и на Западе это  явление молодежной культуры развивалось  совершенно по-разному, но интерес к нему и там, и здесь был очень острым. Человеку достаточно было стать ведущим дискотеки, чтобы обрести необычайную популярность и оказаться объектом подражания со стороны множества знакомых и незнакомых людей.

На рубеже 1970-1980-х годов за границей проводилось огромное количество опросов на самые разные темы. Когда людям предлагали назвать «мужчину года», чаще других называли Джона Траволту: в то время на экраны вышел фильм с его участием, где главный герой становился одним из королей танцплощадки. Сыграв роль в третьеразрядном фильме, Джон Траволта был признан «мужчиной года» сразу в нескольких (!) странах индустриально развитого Запада.

Что стояло за этим феноменом?

Повышенный интерес  людей к какому-либо явлению, как  правило, имеет под собой почву в виде тех или иных социальных запросов, которые отражает мода. Вспомним, например, моду на мини-юбки. Казалось бы, легкомысленная, забавная вещь — узкая полоска ткани, но в истории моды, как выяснилось, это далеко не мелочь. Если проанализировать, когда именно женщины предпочитали удлинять, а когда — укорачивать юбки, то легко увидеть, что каждый раз короткие юбки появлялись в послевоенное время. Мужчин становилось мало, а биологический инстинкт требовал от женщин умения привлечь к себе внимание противоположного пола. Девушки начинали бороться за молодых людей, — и юбки вдруг стремительно укорачивались. Примерно то же в предыдущие века происходило с декольте. Таким образом, как только возникает мода на что-либо, можно определенно сказать: возникла конкретная общественная потребность, которая и вызвала появление новой моды.

Таким образом, феномен  дискотеки можно понять только проведя  анализ общественных потребностей, вызвавших  к жизни эту форму организации  досуга.

Первая книга, на которую  я хотела бы обратить ваше внимание, называется «Молодежная дискотека» (1988). Она до сих пор, на мой взгляд, является наиболее полным и серьезным исследованием дискотеки как социально-культурного феномена. Кроме того, есть еще две небольшие брошюры, где можно найти немало интересного применительно к теме сегодняшнего разговора: «Молодежные культурные центры Ленинграда» (1990) и «Дискотека в досуге молодежи» (1987). Названные издания есть в библиотеке нашего Университета.

ДИСКОТЕКА КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Начнем с главного — с определения понятия «дискотека», поскольку оно достаточно сложное и тут есть о чем подумать. Дискотека — это массовая форма организации досуга молодежи. За этим словосочетанием стоит целый ряд серьезных социологических терминов.

В социологии четко различают такие категории, как группа и масса людей. Группа — это примерно 20-25 человек, то есть такое количество, когда все видят друг друга (а зачастую и знакомы между собой) и между людьми существуют прямые межличностные связи. Масса — это сотни, а в случае дискотеки, может быть, и тысячи человек (я бывал на дискотеках, где танцевали десятки тысяч людей). Поведение группы и массы как типов общности сильно различается. Люди ведь ведут себя по-разному: в одиночестве — одним образом, в небольшой группе — другим, в толпе — третьим. (Подобные явления изучают социология и социальная психология.)

Дискотека — именно массовая форма организации досуга молодежи, основным содержанием которой является включение посетителей в специфические виды деятельности. Во-первых, это восприятие программы, состоящей из танцевальной музыки в виде фонограммы (без дисков, на которых записана музыка, это уже была бы не дискотека, а что-то другое; вокруг музыкальных записей группируются другие виды искусства); во-вторых, это участие человека в функционировании молодежной общности в зале, где проводится дискотека. Таким образом, с дискотеками связаны два вида человеческой деятельности: восприятие музыки и общение некой массы людей.

У дискотеки, как у  всякого социально-культурного явления, есть определенные стадии развития. На первом этапе, когда дискотеки в России только зарождались (конец 1970-х гг.), они еще не получили официального статуса в обществе — это было нечто совершенно новое. Примерно с 1978 по 1980 год дискотеки были своеобразным неформальным способом общения молодежи и восприятия музыки. На втором этапе (примерно с 1980 г.) дискотека в России становится официальной формой организации досуга и получает широкое распространение в учреждениях культуры. И третий этап — это годы перестройки и далее, вплоть до сегодняшних дней, когда дискотека приобрела совершенно иные, современные черты.

На Западе все было несколько по-другому. В 1978 году дискотека, до тех пор находившаяся за гранью общественного признания, становится модной формой общения и приобретает ошеломляющую популярность. Потом дискотека вновь потеряла престиж и примерно к 1985 году приобрела те формы, которые мы видим и сегодня.

ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ДИСКОТЕК

Самой известной и  простой формой организации свободного времени, предшествовавшей дискотеке, были танцы, которые, как известно, существовали еще у первобытных племен и до сих пор затеваются у любой сельской завалинки. Однако есть в истории культуры несколько явлений, которые по своей сути еще ближе к дискотеке, чем танцы.

В 1930-е годы, когда в  Америке стал бурно развиваться  джаз, к нему начали проявлять интерес  культурные круги Франции. Но в это  время джазовые коллективы из Америки  приезжали в Европу очень редко (до 1920-х гг. джаз вообще не выходил  за рамки негритянской субкультуры США), поэтому французские поклонники воспринимали его прежде всего по пластинкам, которые попадали во Францию в ограниченном количестве. Грамзаписи привозили моряки или люди, которые ездили в Америку по каким-либо делам. Постепенно этот музыкальный жанр распространился во Франции. Появились и коллекционеры грампластинок, которые стали устраивать вечера прослушивания джаза для своих друзей и знакомых. Эта форма коллективного восприятия музыкальных записей — тоже своего рода предтеча дискотеки.

Затем все там же, во Франции, в середине 1950-х годов  возникли собственно танцы под фонограмму (пластинку). Причем это увеселение предназначалось исключительно для простых людей, и понятно почему: организовать танцевальный вечер под пластинку было намного дешевле, чем под оркестр. Что такое оркестр? Это группа музыкантов, скажем, человек пять. А в 1940-е годы стали создаваться биг-бэнды, в которые входило больше 30 участников. Все они были профессионалами, первоклассными музыкантами с дорогими инструментами, а следовательно — высокооплачиваемыми специалистами. Соответственно танцы под биг-бэнд можно было устроить или в шикарном отеле, или в дорогом ресторане, или на огромной площадке, которая вмещала бы не меньше полутора тысяч человек. Ясно, какие слои населения могли позволить себе ради желания потанцевать пригласить оркестр из 25-30 хороших музыкантов и оплатить его услуги.

Так танцы стали праздничным  видом отдыха и практически до середины 1950-х годов и на Западе, и у нас проходили под оркестр: в Европе и Америке он был джазовым, в Советском Союзе — духовым. Для широких масс вечера проводили на больших танцплощадках.

Во Франции же, снижая стоимость развлечения, еще в 1950-е  годы начали устраивать танцы под  пластинку, а позже — под магнитофонную запись, в основном для молодежи, у которой было мало денег. Вначале на такие мероприятия собиралось немного людей. Можно было дешево арендовать какой-нибудь подвальчик, поставить туда обычный граммофон — и танцевальный зал готов. А вскоре появилась и первая звукоусилительная аппаратура.

Это позволило владельцам даже совсем небольших ресторанчиков  и кафе, питейных заведений устраивать у себя танцы. Молодежь повалила туда валом — увеселение стало доступным  для самых малоимущих граждан  всех сословий. В связи с этим до 1977 года в США и до 1978 года в Западной Европе к подобному времяпрепровождению относились с пренебрежением: считалось, что так развлекаются люди, у которых не хватает денег, чтобы купить билет на хороший танцевальный вечер с дорогим оркестром.

И вдруг в конце 1970-х годов все переменилось — на дискотеки стали приходить люди из высших слоев общества. Можно четко проследить, как дискотека из непрестижной формы проведения свободного времени превратилась в наимоднейший способ общения элиты.

Задолго до этого на Западе научились ловко создавать моду на различные явления или вещи: например, на горные или водные лыжи, катание на роликах и т. д. Технологии формирования моды хорошо разработаны. И то, что произошло с дискотекой, — один из ярких примеров умышленного, искусственного создания новой моды.

Все началось с того, что  в 1976 году вышла небольшая книжечка американского журналиста Ника Кона, которая называлась «Коллективный  ритуал субботнего вечера». В этой работе автор, популярный журналист, описал свой поход по молодежным дискотекам Нью-Йорка. Он посещал самые дешевые заведения, в которых собирались юноши и девушки, и подмечал там различные модели поведения молодежи. Это были молодые люди из малообеспеченных семей, которые приходили на дискотеку, потому что она стала для них альтернативным, сказочным миром, уводившим далеко от действительности.

Если в жизни ты никто, можешь работать только рабочим  или мелким служащим, если у тебя неважные отношения с родителями и плохо с деньгами, то отдушина лишь в этом иллюзорном, искусственно созданном мире — дискотеке. Ты приходишь сюда раз в неделю — пообщаться с такими же, как ты; в этом зале совершенно другая жизнь, здесь ты король, чувствуешь себя на коне и можешь дать выход накопившимся эмоциям. Тут только твои сверстники, потому что взрослые не выдержали бы такой громкой музыки. Ты можешь сделать любую прическу, которая нравится тебе (когда родители видят тебя таким, им хочется вымыть тебе голову или заставить постричься). Идя на дискотеку, девушка может сделать макияж, не оглядываясь на предписания мамы и общепринятые требования вкуса. Тут не одежда, а «прикид». Все по-другому. Молодежь создает собственное общество, совершенно не похожее на взрослое.

На дискотеке подростка  никто не угнетает, не обижает, не показывает, что он существо низшего сорта, — тут все «в кайф», как говорят эти мальчики и девочки. А за пределами танцевального зала — все мерзко, плохо, там ты внизу, растоптанный и подавленный. В мире дискотеки совершенно другие ценности — важно, как ты танцуешь, как себя ведешь с девушками, насколько у тебя «клевый прикид» и т. п.

Такая модель поведения, когда человек ощущает себя полноценно живущим лишь в ночь с субботы на воскресенье, а все остальное для него — только мрачное пустое существование, впервые была подмечена Ником Коном в 1976 году. Впрочем, это касалось сравнительно небольшого круга молодых людей. Книга Кона, как уже упоминалось, описывала несколько моделей поведения, на многих дискотеках молодежь вела себя иначе.

Но однажды эта книга  попала на глаза Роберту Стигвуду — одному из крупнейших продюсеров в истории мирового шоу-бизнеса, которому в свое время довелось поработать даже с группой «Битлз». Правда, тогда Стигвуд был мелким подмастерьем, но ему посчастливилось увидеть, как с этой группой работал Брайан Эпстайн — фигура № 1 в истории менеджмента шоу-бизнеса, чрезвычайно талантливый человек и новатор. Стигвуд не только наблюдал работу Эпстайна, но и участвовал в ней. Это все равно что молодому физику оказаться рядом с лауреатом Нобелевской премии.

Юный Роберт Стигвуд  многому научился у Брайана Эпстайна. Это позволило ему в дальнейшем чрезвычайно успешно реализовать  ряд проектов, таких как мюзикл «Волосы» или рок-опера «Иисус Христос  — суперзвезда», которая была поставлена в конце 1960-х — начале 1970-х годов и стала классикой рока. Стигвуд был продюсером группы «Би Джиз», которую он нашел в Австралии и сделал очень популярной; он открыл миру гитариста Питера Фрэмптона и множество других одаренных людей — звезд шоу-бизнеса конца 1960-х — начала 1980-х годов. Сейчас Роберт Стигвуд не так известен, но в свое время он был знаменит.

Ник Кон написал о  посетителях бруклинских дискотек: «Новое поколение молодежи не любит  рисковать; они учатся, ищут работу, живут, словно притаившись. Но раз в  неделю, в субботний вечер, они сходят с ума». Роберт Стигвуд буквально выдернул эту фразу из контекста и, основываясь на данной модели поведения, создал фильм «Лихорадка субботней ночи» с Джоном Траволтой в главной роли.

Джон Траволта — один из немногих актеров 1970-1980-х, кто популярен до сих пор. Он великолепно танцевал, отточив это умение в тех самых самодеятельных танцах, изобретенных в молодежной среде, которые назывались «танцами в стиле диско». Какое-то время благодаря «Лихорадке» это был самый модный стиль танца.

Траволта с трудом пробивался на экран, снимался в не самых лучших фильмах и, как писали, ради карьеры даже стал любовником одной известной актрисы, которая  была гораздо старше него, но пользовалась большим влиянием в Голливуде  и могла содействовать его продвижению. В конце концов Траволта получил главную роль в фильме Стигву- да, который принес ему мировую славу.

Все началось с того, что  Роберт Стигвуд, увлеченный идеей Кона, показал сценарий будущего фильма режиссеру  Джону Бэдхему и нанял его  на работу. Бэдхем много снимал, но, как правило, это были не первоклассные голливудские картины, а фильмы категории «Б», в которые вкладывают немного денег, поэтому они не приносят большого дохода и суперзвезды в них не участвуют. Фильм «Лихорадка субботней ночи» по всем статьям тоже был из категории «Б», но получил фантастическую «раскрутку» в Америке, потому что им занимался Роберт Стигвуд.

Информация о работе Дискотека-как феномен культуры