Кино как феномен культуры ХХ-ХХI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:40, реферат

Описание работы

На рубеже XIX – XX вв., в декабре 1895 года, в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс. Зрители, которых привлекло необычное рекламное объявление, стали свидетелями чуда: на белом экране возникали призрачные, чёрно-белые, но вполне узнаваемые и реальные картины.
История не сохранила впечатлений самых первых кинозрителей. Но вряд ли кто-то из них подозревал, что буквально у них на глазах рождается искусство, которое определит лицо ХХ века – «синема», искусство экрана. Кино. Кинематограф, если говорить на языке создателей первых киноаппаратов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................
1. ИСТОРИЯ КИНО ................................................................................
2. КАДР, ПЛАН И РАКУРС ..................................................................
3. ЯЗЫК КИНО...........................................................................................
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ВИДАМИ
ИСКУССТВА..............................................................................................
5. ВИДЫ И ЖАНРЫ КИНО.....................................................................
6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИНО С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ..
6.1. КИНО И МИФОЛОГИЯ............................................................
6.2. КИНО И РЕЛИГИЯ....................................................................
6.3. КИНО И ОБРАЗОВАНИЕ.........................................................
6.4. КИНО И ПОЛИТИКА................................................................
6.5. КИНО И НАУКА.........................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Кино как феномен культуры ХХ-ХХI вв.docx

— 76.13 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И 

ЧЕЛОВЕКА «ДУБНА»

Филиал  «ПРОТВИНО»

Кафедра гуманитарных и социальных наук

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Кино как феномен культуры ХХ-ХХI вв.  
 
 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. ПЗП-071

М.Н. Блинов

 

Проверил: к.п.н., доцент

                                                               М.Е. Хворостянова

 
 

 
 

 

Протвино, 2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

..........................................................................................

стр.

3

1. ИСТОРИЯ КИНО

................................................................................

стр.

3-5

2. КАДР, ПЛАН И РАКУРС

..................................................................

стр.

5-6

3. ЯЗЫК КИНО...........................................................................................

стр.

6-10

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ВИДАМИ

ИСКУССТВА..............................................................................................

 

стр.

 

10-13

5. ВИДЫ И ЖАНРЫ КИНО.....................................................................

стр.

13-16

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  КИНО С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ..

стр.

16-19

6.1. КИНО И МИФОЛОГИЯ............................................................

стр.

17

6.2. КИНО И РЕЛИГИЯ....................................................................

стр.

17-18

6.3. КИНО И ОБРАЗОВАНИЕ.........................................................

стр.

18

6.4. КИНО И ПОЛИТИКА................................................................

стр.

18-19

6.5. КИНО И НАУКА.........................................................................

стр.

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................

стр.

20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

.........................

стр.

21


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Огромную роль в истории  культуры сыграл своеобразный симбиоз, слияние искусства с техникой.

На рубеже XIX – XX вв., в декабре 1895 года, в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс. Зрители, которых привлекло необычное рекламное объявление, стали свидетелями чуда: на белом экране возникали призрачные, чёрно-белые, но вполне узнаваемые и реальные картины.

История не сохранила впечатлений  самых первых кинозрителей. Но вряд ли кто-то из них подозревал, что  буквально у них на глазах рождается искусство, которое определит лицо ХХ века – «синема», искусство экрана. Кино. Кинематограф, если говорить на языке создателей первых киноаппаратов.

 

1. ИСТОРИЯ КИНО

 

Ещё в XV веке итальянский  учёный и художник Джованно ди Фонтана изобрёл простой фонарь с прозрачным стеклом, на которое был нанесён рисунок. Когда фонарь зажигали, на стене возникала чёткая проекция рисунка. Тогда же великий учёный, архитектор и живописец Леонардо да Винчи предложил использовать специально утолщённое стекло – линзу, для того, чтобы сфокусировать поток света от обычного фонаря. Для исследования световых изображений он использовал «камеру обскуру» (что в переводе с латыни означает «тёмную камеру»), находя между её конструкцией и строением человеческого глаза много общего.

Одним из первых изобретателей  «волшебного фонаря» - ящика, внутри которого прокручивались бумажные ленты с длинным пейзажем или множеством самых разнообразных фигур - в XVII веке был немецкий учёный и монах-иезуит Атанасиус Кирхер.

В XIX веке приборы для оптических иллюзий стали более сложными. Возникли стробоскопы, где в разные стороны вращались плотные диски: верхние – с небольшими отверстиями, нижние – с последовательно нарисованными фазами движения.

В декабре 1839 года французские  учёные Луи-Жак Дагер и Нисефор Ньепс объявили о рождении фотографии.

В 1885 году фирма «Истман Уокер Компани» выпустила в продажу гибкий фотонегатив в виде целлулоидной ленты. А в 1888 году в продажу поступила первая камера знаменитой серии «Кодак» с использованием гибких негативных фотоматериалов.

В 1891 году американский изобретатель Томас Алва Эдисон впервые продемонстрировал в своей лаборатории аппарат для получения движущихся изображений – кинетоскоп (с горизонтальной протяжкой плёнки и индивидуальным объективом для просмотра). Ассистент Эдисона Уильям Кеннеди Лори Диксон снял с помощью этих приборов первый «фильм» - ролик под названием «Фред Отто чихает». Конструкция кинетоскопа позволяла склеивать плёнку в кольцо – и любопытный зритель мог сколько угодно наблюдать живую картинку столь интересного действа.

Кинетоскоп Эдисона оставался  забавной технической игрушкой, однако изучение его конструкции вело других энтузиастов к новым техническим  поискам. Так 1895 год стал просто каруселью открытий. В Германии Макс Складановский изготовил новый аппарат и назвал его «биоскоп». В Англии, в марте, Берт Экрис с помощью кинокамеры, разработанной им в сотрудничестве с Робертом Уильямом Полом, снял соревнования по гребле. Франция: ученик профессора Марэ – Жорж Демени – вместе с Леоном Гомоном сконструировал «хронофотограф», который позволял, и снимать, и проецировать изображение.

Братья Огюст и Луи  Люмьер были наследниками владельца  фабрики фотобумаги и пластинок в Лионе. Они не только хорошо разбирались в технике, но и были неплохими фотографами. Именно они изобрели самый лёгкий и компактный аппарат. Испытывая его, братья Люмьер сняли несколько роликов, и, подобрав программу, устроили первый публичный киносеанс в Гран-Кафе на бульваре Капуцинок.

С этих пор «оптическая иллюзия» стала достоянием многих зрителей. Один и тот же фильм могло просмотреть большое количество людей. Можно было отснять любую «сценку жизни» и показать её на экране. Первые фильмы, снятые братьями Люмьер, так и назывались: «Прибытие поезда», «Завтрак ребёнка», «Садовник или Политый поливальщик». Фильмы братьев Люмьер были «картинками из жизни» на самые разнообразные темы: видовые фильмы, фильмы, где сняты праздники, шествия, молебны, катастрофы, и картины, где люди специально разыгрывали перед камерой какие-то сценки.

В 20-е годы XIX века кинематограф становится не только популярным и  модным видом искусства, но и киноиндустрией: формируются множество киностудий, сеть кинопроката. В это время создаются шедевры раннего, пока еще немого кино – «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна, «Большой парад» К Видора с Ч. Чаплином, «Алчность» Э. Штрогейма. Творчество режиссеров Д. Вертова, Я. Протазанова, Л. Трауберга, В. Пудовкина, Г. Козинцева складывается именно в это время Третье десятилетие XX века входит в историю кинематографа как начало эпохи звукового кино, что делает его еще более массовым. Господствующее положение в мировой киноиндустрии занимают США. Коммерческие фильмы – экранизации бродвейских мюзиклов – в тот период очень популярны. Но создаются и настоящие произведения искусства: «Новые времена» Ч. Чаплина, «Гроздья гнева» Дж. Форда. В СССР на экраны выходят шедевры отечественного кино «Веселые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» Г. Александрова, «Чапаев» братьев Васильевых и многие другие.

В послевоенный период кинематографический  мир потрясли ленты итальянских  мастеров неореализма: Л. Висконти, В. де Сика, Р. Росселини, Ф. Феллини, М. Антониони. За последние десятилетия мировой кинематограф обогатился не только новыми художественными направлениями, но региональными, национальными школами, которым присущи и прогрессивный взгляд на мир, и глубокий гуманизм, и тонкая лирика.

 

2. КАДР, ПЛАН И РАКУРС

 

Основную информацию от мира человек получает через глаза. И  движение мира, отражённое на экране и заключённое в рамку кадра, нас буквально завораживает. В жизни мы не всегда замечаем красоту дома, дерева, человека; экран может подчеркнуть её, выделяя снимаемый предмет из остального мира при помощи рамки кадра.

В кинематографе (в отличие  от фотографии) слово «кадр» имеет  два взаимосвязанных, но все-таки различных значения. Отдельный кадр на кинопленке кинематографисты называют кадриком.

Кадрик – иллюстрация в книге или журнале, отрезок плёнки – отражает только одну частичку (фазу) действия. Двадцать четыре кадрика в секунду, каждый из них неуловимо меняется – так передаётся движение и возникает кадр.

С кадром тесно связано  понятие плана, которое пришло в кинематограф из живописи. Мы привыкли, говоря о кино, слышать термины: «крупный», «средний», «общий план». И если спросить любого из нас, как можно назвать кадр, где мы видим лицо человека, мы сразу ответим: «Крупный план». И будем правы. Мы автоматически ведём измерения относительно того масштаба, к которому приучила нас живопись. Для живописи центр и смысл мира – человек.

В кино мы также осознаём масштаб предметов, изображённых в  кадре, только по отношению к человеку. Пейзаж, где человека можно видеть в полный рост, - общий план; пейзаж, где человек выглядел бы крохотной фигуркой, - дальний план. Полный или поясной портрет соответствует в нашем восприятии среднему плану. Американский режиссёр Д. У. Гриффит ввёл в обиход американский средний план – съёмку приблизительно по колени. Но кинематограф пошёл дальше живописи. В картине могло появиться только человеческое лицо; в кадре зритель мог увидеть не только лицо, на котором можно прочесть живые эмоции, но и часть лица – одни глаза или одни губы. Такой сверхкрупный план называют деталью. Возможность использования такого плана появилась за счет прихода в кино актёров театра, которые превосходно владели мимикой лица и искусством переживания и представления эмоций.

Съемка кинематографического кадра производится в ракурсе, т. е. снизу, сверху или под углом, таким  образом, что изображение на пленке и соответственно на экране претерпевает перспективное искажение по вертикали. По существу, слово «ракурс» обозначает угол наклона оптической оси по вертикали. Ракурсная съемка очень эффектна, она позволяет как бы совмещать точку зрения камеры с точкой зрения персонажа, который может наблюдать явление сверху или снизу. Ракурс на крупном плане дает возможность подчеркнуть мимику лица; на общем - показать движение больших людских масс. Но перспективные искажения, получаемые при ракурсе, приводят к деформации предметов и явлений. Поэтому в современном кинематографе ракурс используется лишь в тех случаях, когда помогает раскрыть идею драматургии.

Проблемы перспективы, то есть глубины изображения, были исследованы  ещё мастерами живописи. А это уже прямая связь с композицией фотоснимка и кинокадра. И не только с композицией, поскольку в кинокадре люди ещё и двигаются в разных направлениях. Здесь возникает уже проблема мизансцены – наиболее интересного и выгодного для съёмки расположения героев в кадре. А мизансцена была довольно подробно разработана в театре.

Кадр, план и ракурс – важнейшие элементы экранных искусств, при помощи которых авторы фильма выражают свое отношение к снимаемому материалу, выделяют главное, вскрывают связи главного со второстепенным.

 

3. ЯЗЫК КИНО

 

Основным материалом киноязыка является изображение.

Так как киноискусство  начиналось с фотографии, то потому в основе киноизображения лежит базовая единица фотоискусства – кадр. Однако в отличие от неподвижного кадра фотоискусства, кинокадр наполнен движением. При этом, движение может быть по характеру его использования в фильме чисто описательным, или играть важную «драматическую» роль. В первом случае, камера, например, может сопровождать движущегося человека, лошадь, машину, самолет и пр. Создается эффект постороннего наблюдения, присутствия зрителя около событий. Или отъезд камеры открывает широкую панораму для взора. «Драматическое» движение камеры гораздо важнее. Оно, например, может определять отношения между персонажами или целыми сценами. Так в знаменитом «Цирке» Ч. Чаплина девушка сообщает Чарли, что он имеет потрясающий успех у публики и может требовать прибавки жалования. Но камера перемещается, и показывает подслушивающего хозяина, создавая у зрителя впечатление опасности.

Внезапным наездом  камера может акцентировать предмет, который впоследствии сыграет значительную роль в повествовании. Наконец, камера может подчеркивать особое психическое  состояние человека, что часто  делается перед эпизодами воспоминаний.

Особенное значение в киноискусстве приобретают  общий и крупный планы. И тот  и другой имеют свои психологические  особенности. Показывая, например, издали маленькую фигурку человека, общий  план представляет его как часть  окружающего мира. Такой план часто  производит подавляющее впечатление. С его помощью можно выразить, например, одиночество. Общий план хорошо передает бессилие перед судьбой  или безделье. В искусстве живописи общий план хорошо соответствует пейзажам или общим жанровым сценкам, где отдельный человек не представляет особого интереса.

Напротив, крупный  план прекрасно передает личность, сосредоточенность сознания, напряженное  внимание. Потому часто крупный план вводится наездом камеры.

Непосредственно к  планам примыкают в искусстве  кино углы съемки. Чаще всего угол, под  которым расположена камера к  объекту, определяется содержанием  драматической ситуации. Но встречаются  и необычные углы съемки, которые  приобретают особое психологическое значение в фильме. Психологическая роль съемки снизу вверх подобна роли пьедестала в искусстве скульптуры. Здесь действует тот же закон –  чем выше пьедестал, тем значительнее выглядит на нем фигура. Правда, до известных пределов. Слишком высокий пьедестал может создавать и комическую ситуацию. Так же и съемка снизу вверх, когда камера располагается значительно ниже уровня глаз, создает ощущение превосходства, восторга, торжества.

Информация о работе Кино как феномен культуры ХХ-ХХI вв