Деятельность братьев Дюпюи. Школа рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:45, доклад

Описание работы

Особенно большим успехом пользовался метод преподавания братьев Дюпюи. Этот метод нашел самое широкое распространение среди учителей почти всего мира. Современники считали его правильным, новым и прогрессивным. Однако ради справедливости надо заметить, что приоритет в разработке этого метода принадлежит не братьям Дюпюи, а нашему русскому художнику-педагогу А. П. Сапожникову, о котором речь пойдет ниже.

Файлы: 1 файл

дюпюи).docx

— 32.76 Кб (Скачать файл)

Деятельность братьев  Дюпюи. Школа рисования.

Особенно большим успехом  пользовался метод преподавания братьев Дюпюи. Этот метод нашел самое широкое распространение среди учителей почти всего мира. Современники считали его правильным, новым и прогрессивным. Однако ради справедливости надо заметить, что приоритет в разработке этого метода принадлежит не братьям Дюпюи, а нашему русскому художнику-педагогу А. П. Сапожникову, о котором речь пойдет ниже.

В 1835 году в Париже Александр  и Фердинанд  Дюпюи основали бесплатную школу рисования для учеников и ремесленников. В этой школе братья и создали методику обучения по специальным моделям. Фердинанд Дюпюи был занят разработкой методики начального обучения, Александр разрабатывал модели для обучения рисованию головы и фигуры человека.

Модели Фердинанда Дюпюи делились на пять категорий. В первую входили проврлочные модели: линии, углы, замкнутые фигуры, каркасы геометрических тел, как взятых отдельно, так и с вписанными внутри каркасами других тел. Например, каркас цилиндра был вписан в каркас параллелепипеда, а каркас конуса — в каркас пирамиды. Модели эти были сделаны из проволоки толщиной 5 мм и окрашены белой краской, а вспомогательные части — красной. Вторая группа моделей состояла из деревянных брусков, также окрашенных белой краской. Третья  группа- деревянные дощечки белого цвета: прямой угол из трех дощечек, вогнутая поверхность и т. д. Четвертая группа — геометрические тела: куб, шар, призма. Пятая группа - модели арок. колонн, ниш, лестниц и простой мебели.

Ученики в школе Дюпюи рисовали мелом на небольших досках, обтянутых черным лакированным холстом. Для установки моделей и демонстрации явлений перспективы Ф. Дюпюи сконструировал специальный станок. На этом станке были устроены зажимы, соединенные с подставкой шаровым шарниром, благодаря чему модель можно было поворачивать во все стороны, а также выдвигать выше и ниже.

Дальше обучение рисованию  проводил Александр Дюпюи. Его метод и предложенные им модели помогали понимать не только форму предмета, но и методическую последовательность построения изображения.

А. Дюпюи предлагал начинать изображение не с частей (деталей), а с общего (с большой формы). Для осуществления этой задачи он создал специальные группы моделей — головы, частей тела, человеческой фигуры. Каждая группа состояла из четырех моделей и показывала определенную методическую последовательность в построении изображения. Например, для построения изображения головы предлагались следующие модели: первая показывала форму головы в общих массах, без деталей, вторая - в виде обрубовки, третья —. с намеком на детали и последняя — с детальной проработкой формы. Таким же образом были разработаны слепки ног, кистей рук и т. д. Такая методика работы с учениками была настолько эффективна, что нашла самое широкое распространение не только в общеобразовательной школе, но и в специальных учебных заведениях.

Последовательность обучения и методическая последовательность /усложнения учебных задач у А. Дюпюи были несколько необычными. Так, только после изучения человеческой фигуры он разрешал ученику переходить к рисованию орнамента. Он считал, что форма орнамента заключает в себе все сложные формы природы.  Дальнейшее развитие метод обучения рисованию с натуры при помощи специальных моделей нашел в трудах Гальяра.

В 1844 году профессор Тулузской школы искусств Гальяр издает труд под названием "Полный курс начального рисования от руки и с помощью инструментов". Во вводной части книги, где Гальяр говорит о пользе рисования, он указывает, что элементарные формы — это простейшие геометрические тела, а потому начало обучения должно состоять в воспроизведении на глаз и с помощью инструментов плоских геометрических фигур. Хотя в рисовании на глаз, говорит Гальяр, ученик не должен пользоваться инструментами, тем не менее необходимо, чтобы учитель имел их в своем распоряжении для проверки рисунков.

Весь курс рисования у  Гальяра делился на два раздела. Первый разДел — элементарный курс, где материалом для рисования служили только плоские геометрические формы. Второй раздел - рисование на глаз с натуры линий в различных положениях, квадрата и круга в перспективе и, наконец, рисование с натуры различных предметов.

Рисовали ученики, как  и у Дюпюи, мелом на черных лакированных

курсный просмотр работ учеников: рисунки проверялись с помощью инструментов, а затем оценивались баллами. При рисовании на бумаге работы проверялись только на глаз. Вначале рисунок намечался углем, а затем, после проверки, заканчивался черным карандашом, итальянским или французским. При рисовании бумага лежала на доске, нижний край доски клался на колени, а верхний упирался в подставку.

Для наглядного пояснения  правил рисования Гальяр предложил специальные приборы. Кроме демонстрации наглядных пособий, Гальяр считал необходимым задавать ученикам вопросы, чтобы убедиться, достаточно ли ясно усвоили они правила. Со второй половины XIX века школьная методика стала разрабатываться более глубоко и серьезно. Правда, в этот период было много споров между методистами о преимуществе одного метода перед другим. Но это говорит о том, что методикой преподавания стали широко интересоваться. В теоретическую разработку методики преподавания рисования стали включаться не только художники, но и искусствоведы, психологи, врачи.

В конце 19 в. специалисты  школьного преподавания рисования  разделились на два лагеря: в одну группу объединились сторонники геометрального метода, в другую - натурального.

При геометральном методе обучение рисунку основывалось на геометрии. По мнению приверженцев этого метода, геометрия способствует правильности и точности рисунка, а также позволяет проверять изображение измерением. Согласно этому методу, все предметы окружающей действительности рассматриваются с геометрической точки зрения: в основе формы каждого предмета обнаруживается геометрическая фигура или тело. Например, рисуя яблоко, ученик вначале намечает форму шара, а затем уточняет ее по натуре; рисуя ведро, ученик вначале изображает усеченный конус, а затем уточняет форму по натуре.

С 1888 года геометральный метод был введен во всех общеобразовательных школах. Этот метод имел целый ряд преимуществ перед другими. Следуя ему, ученики привыкали рисовать более осознанно, они не просто наблюдали предмет, его форму, но и анализировали ее.

Однако очень скоро  нашлись учителя, которые стали  утрировать этот метод преподавания. От учеников стали требовать безукоризненной  чистоты выполнения рисунка, точности и правильности вычерчивания геометрических фигур. Многие учителя неправильно  понимали процесс обучения, подходили  к урокам формально, сухо. Геометрические фигуры стали изучаться отвлеченно, без какой-либо связи с предметами реального мира.

В дальнейшем методика преподавания стала еще более искажаться. Некоторые  методисты умудрялись перевести  геометральный метод на копировальный. Стали предлагаться методы обучения рисованию по клеткам. Широкое распространение получило стигмографическое рисование, т. е. построение изображения по заранее расставленным точкам. Все это привело к тому, что основная масса преподавателей рисования обратилась к опыту сторонников натурального метода.

Натуральный метод обучения заключался в том, что ученик должен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без какихлибо упрощений формы. Приверженцы этого метода доказывали, что, в отличие от геометрального, он приближает ученика к жизни, к природе. Они считали, что геометральный метод пригоден только для профессионального обучения и совершенно непригоден для общеобразовательной школы, так как якобы не учитывает возрастных особенностей детей и их интересов. Абстрактные геометрические формы, по мнению сторонников натурального метода, не соответствуют потребности детей передавать графическими способами свои впечатления от окружающего мира.

Однако, отвергая геометральный метод, многие не увидели того ценного, что было в нем заключено.

В конце.ХIХ — начале XX века представители натурального метода преподавания — Ф. Кульман, Пранг, Эльснер, Баумгарт, Аусберг, Брауншвиг, Тэдд — издают обширную литературу по методике рисования. Литература этих авторов противоречива как в основных положениях о правилах рисования, так и в методических установках. Одни авторы говорили о строгой последовательности в обучении (Баумгарт, Брауншвиг), другие пропагандировали принцип занимательности, развлечения и отказывались от строгой системы обучения (Ф. Кульман). Единства взглядов натуральный метод не имел.

На методику обучения рисованию  в школе всегда оказывала влияние  эстетика изобразительного искусства. Иногда это влияние было и отрицательным, как, например, влияние формалистического, искусства. Пренебрежение основами реалистического рисунка, уход от Реального  мира, отрицание школы — вот  те основные положения формалистического  искусства, которые нанесли серьезный  ущерб Развитию методики обучения рисунку  в общеобразовательной школе. Самое  пагубное в установках формалистического  искусства — это отрицание  школы. И. Е. Репин, посетив выставку молодых художников в 1893 году, писал: "Это царство развязной бездарности, анархистов в живописи... Особенно пришлись по сердцу новые правила этому  легиону мазил. Учиться — не надо; анатомия — чепуха; рисунок —устарелая каллиграфия; добиваться, переписывать — самоуничтожение; компоновать, искать — старый рутинный идиотизм..устарелая каллиграфия; добиваться, переписывать — самоуничтожение; компоновать, искать — старый рутинный идиотизм..."

 

 

 

См.: Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. М.: Просвещение, 1982.

Интерес к рисованию на Руси возник очень давно. Обучение рисованию и методы его преподавания в Древней Руси были связаны в основном с обучением грамоте. Уже в XI веке рукописная книжная графика и миниатюра достигают достаточно высокой ступени развития («Остромирово Евангелие»1056 — 1057 гг, «Изборник Святослава» 1073 г, «Трирская Псалтырь» 1078 — 1087 гг, «Добрилово Евангелие» 1164 г и ряд других).

Почти во всех рукописных книгах содержатся рисунки и рисованные заглавные буквы. Многие инициалы представляли собой самостоятельное художественное произведение, они рисовались в виде сложных геометрических узоров, включая  изображения растений, животных и  людей.

Со второй половины XVII века в древнерусском искусстве  формируются новые требования к  рисунку — помимо четкости и слаженности, рисунок должен был быть правдоподобным. Эти зачатки реалистического подхода к рисунку, в основе которого лежало изучение натуры, встречаются в высказываниях Иосифа Владимирова и Симона Ушакова. Однако до XVIII века в основу обучения и собственно рисования был положен копировальный метод, перерисовывание образцов.

Укрепление могущества в России в XVIII веке, реформы Петра I вызвали общий подъем культуры в стране. Появилась большая потребность  в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации  в книгах по военному делу, по медицине, ботанике и другим наукам. Необходимость  овладения навыками рисования стала  остро ощущаться почти во всех профессиях.

В 1711 году при Петербургской  типографии Петр I организует светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры. Руководил этой школой Григорий Одольский, а затем его брат Иван.

Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются  контракты. Рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные  учебные заведения. Так, рисование  было включено в число учебных  предметов Морской академии (1715 г), хирургической школы при Санкт-Петербургском  военном госпитале (1716 г), в Карповской школе Феофана Прокоповича (1721 г), в Кадетском корпусе (1732 г), в гимназии при Академии наук (1747 г), в воспитательном училище при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764 г). В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими науками предусматривалось преподавание и «знатнейших художеств», и студенты, «буде охота есть», могли заниматься рисованием.

Для правильной организации  методики преподавания рисования в  этих учебных заведениях была издана книга И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Это было первое серьезное методическое пособие по преподаванию рисунка в России. Книга была издана одновременно на русском и немецком языках.

Следует отметить, что  первые учителя-иностранцы в России стали использовать пособие Прейслера не как методическое руководство, а как книгу образцов для копирования.

В первой половине XVIII века жители России получали специальное  художественное образование в основном в частных мастерских или за границей. Вполне естественно, что в России стали создаваться собственные  специальные художественные заведения. В 1724 году А. К. Нартов, а в 1725 году М. П. Абрамов предлагают проекты создания Академии художеств. В 1746 году профессор  Струбе подает правительсву записку об организации Академии художеств, однако и она успеха не имела.

В 1755 году И. И. Шувалов  вновь поднимает вопрос о необходимости  создания Академии художеств и получает от императрицы Елизаветы согласие. В 1756 году он едет за границу, где при  посредстве Дидро и Вольтера знакомиться  с постановкой художественного  образования во Франции. По возвращении, он подает проект об утверждении Академии художеств в Москве при университете. В 1758 году Академия художеств была переведена в Санкт-Петербург.

С 1769 года в академии начинает преподавать прекрасный рисовальщик  и замечательный педагог А. П. Лосенко, уделявший много внимания не только практике, но и теории рисунка. Начиная с Лосенко, русская академическая школа рисунка получила свое особое направление.

К концу XVIII века рисование  получает широкое распространение  как общеобразовательный предмет.

К началу XIX века русская  академическая школа рисунка  становиться лучшей в Европе. Она  не только утверждала свое право считаться  первоклассной школой, но и раскрывала роль и значение методики преподавания в деле художественного образования. В 1804 году школьным уставом рисование  вводиться в число учебных  предметов во все училища и  гимназии, что потребовало большого количества учителей рисования. Учитывая запросы школы, в 1825 году по инициативе графа С. Г. Строганова в Москве основывается Училище технического рисования, где  было отделение, специально готовившее учителей рисования для общеобразовательной  школы. В 1843 году Министерством народного  просвещения было издано циркулярное  предложение о замещении учителей рисования, черчения и чистописания в уездных училищах учениками  школы Строганова.

Первая половина XIX века была временем наивысшего расцвета академического рисунка. В этот период было много  сделано в области теории и  методики обучения рисованию. Над проблемами учебного рисунка и методикой  его преподавания работают такие  прославленные художники, как Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. Г. Венецианов и многие другие. Большой интерес представляют теоретические труды И. И. Виена, А. Войцеховича, И. В. Буяльского, Г. А. Гиппиуса, А. Галича, А. П. Сапожникова, учителя рисования А. Т. Скино.

Информация о работе Деятельность братьев Дюпюи. Школа рисования