Цвет в интерьере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 16:24, реферат

Описание работы

Цвета также принято разделять на теплые и холодные. К теплым относят желтый, желто-оранжевый, красный, красно-оранжевый и производные от них. К холодным — голубой, синий, фиолетовый, сине-зеленый и сине-фиолетовый цвета. Интересно, что в зависимости от составляющих один и тот же цвет (по общему названию) может быть как холодным, так и теплым. Например, зеленый цвет с примесью синего будет холодным, а с желтым приобретет «теплоту». Теплые цвета кажутся близкими, поэтому их еще называют выступающими, а холодные воспринимаются далекими - отступающими.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. БИОФИЗИКА ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
1.1 Цвет и измерение цвета
1.2 Теория цветового зрения
1.3 Нарушение цветового зрения
2. ЦВЕТОВАЯ СРЕДА
2.1 Основные принципы формирования цветовой среды
2.2 Зрительные искажения величин предметов с помощью цвета
3. ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ
3.1 Физика цвета в интерьере на примере восприятие определенного цвета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Tsvetovoe_vozdeystvie_interyerov.docx

— 665.60 Кб (Скачать файл)

Поскольку характер излучения для большинства самосветящихся источников подчиняется одним и тем же законам, было предложено использовать температуру в качестве характеристики цветности излучения. Поскольку для разных тел в зависимости от их химического состава и физических свойств нагревание до заданной температуры дает несколько разный спектр излучения, в качестве эталона цветовой температуры используется гипотетическое абсолютно черное тело, которое представляет собой полный излучатель, излучение которого зависит только от его температуры и не зависит ни от каких других его свойств.

Спектр свечения абсолютно черного тела в зависимости от температуры его нагревания можно определить по закону Планка. Несмотря на существующие различия все другие тела ведут себя при нагревании довольно схожим с идеальным черным телом образом и потому использование цветовой температура как характеристики цветности излучения самосветящихся источников, как природных, так и искусственных, оказывается оправданным для очень большого числа случаев. Поскольку спектральное распределение излучения, и, соответственно его цветность, даваемые реальным телом редко когда точно совпадает со спектральным распределением и цветностью идеально черного тела при данной цветовой температуре, при характеристике излучения реально существующих тел используют понятие коррелированной цветовой температуры, что означает ту цветовую температуру идеального черного тела, при которой цветность его излучения совпадает с цветностью излучения данного тела. При этом спектральный состав излучения и физическая температура этих тел как правило оказываются различными, что вполне логично следует из различия физических свойств реального и идеального черного тела.

Соответственно, сколько существует в мире источников света эксплуатируемых при разных условиях, столько существует и спектральных распределений их излучения. Так фазы солнечного света и их коррелированные цветовые температуры меняется в очень широких пределах в зависимости от географического положения, времени суток и состояния атмосферы (рис. 1.12, табл. 1.6). Тоже самое касается и искусственных источников света, например ламп накаливания, цветовая температура которых меняется в зависимости от их конструкции, рабочего напряжения и режима эксплуатации (табл. 1.6) Рис. 1.12. Нормированные спектральные распределения различных фаз дневного света: 1) свет неба в зените, 2) свет неба полностью покрытого облаками 3) прямой солнечный свет в полдень; 4) прямой солнечный свет за 1 час до захода& 
 

 

 

 

 

 

1.2 Теория цветового зрения

Трехкомпонентная теория цветового зрения

Из уравнения (3) и диаграммы цветности следует, что цветовое зрение основано на трех независимых физиологических процессах. В трехкомпонентной теории цветового зрения (Юнг, Максвелл, Гельмгольц) постулируется наличие трех различных типов колбочек, которые работают как независимые приемники, если освещенность имеет фотопический уровень. Комбинации получаемых от рецепторов сигналов обрабатываются в нейронных системах восприятия яркости и цвета. Правильность данной теории подтверждается законами смешения цветов, а также многими психофизиологическими факторами. Например, на нижней границе фотопической чувствительности в спектре могут различаться только три составляющие - красный, зеленый и синий.

Первые объективные данные, подтверждающие гипотезу о наличии трех типов рецепторов цветового зрения, были получены с помощью микроспектрофотометрических измерений одиночных колбочек, а также посредством регистрации цветоспецифичных рецепторных потенциалов колбочек в сетчатках животных, обладающих цветовым зрением.

Теория оппонентных цветов

Если яркое зеленое кольцо окружает серый круг, то последний в результате одновременного цветового контраста приобретает красный цвет. Явления одновременного цветового контраста и последовательного цветового контраста послужили основой для теории оппонентных цветов, предложенной в XIX в. Герингом. Геринг предполагал, что имеются четыре основных цвета - красный, желтый, зеленый и синий - и что они попарно связаны с помощью двух антагонистических механизмов - зелено-красного механизма и желто-синего механизма. Постулировался также третий оппонентный механизм для ахроматически дополнительных цветов - белого и черного. Из-за полярного характера восприятия этих цветов Геринг назвал эти цветовые пары "оппонентными цветами". Из его теории следует, что не может быть таких цветов, как "зеленовато-красный" и "синевато - желтый".

Таким образом, теория оппонентных цветов постулирует наличие антагонистических цветоспецифических нейронных механизмов. Например, если такой нейрон возбуждается под действием зеленого светового стимула, то красный стимул должен вызывать его торможение. Предложенные Герингом оппонентные механизмы получили частичную поддержку после того, как научились регистрировать активность нервных клеток, непосредственно связанных с рецепторами. Так, у некоторых позвоночных, обладающих цветовым зрением, были обнаружены "красно-зеленые" и "желто-синие" горизонтальные клетки. У клеток "красно-зеленого" канала мембранный потенциал покоя изменяется и клетка гиперполяризуется, если на ее рецептивное поле падает свет спектра 400-600 нм, и деполяризуется при подаче стимула с длиной волны больше 600 нм. Клетки "желто-синего" канала гиперполяризуются при действии света с длиной волны меньше 530 нм и деполяризуются в интервале 530-620 нм. 
На основании таких нейрофизиологических данных можно составить несложные нейронные сети, которые позволяют объяснить, как осуществить взаимную связь между тремя независимыми системами колбочек, чтобы вызвать цветоспецифическую реакцию нейронов на более высоких уровнях зрительной системы.

 
Зонная теория

В свое время между сторонниками каждой из описанных теорий велись жаркие споры. Однако сейчас эти теории можно считать взаимно дополняющими интерпретациями цветового зрения. В зонной теории Крисса, предложенной 80 лет назад, была сделана попытка синтетического объединения этих двух конкурирующих теорий. Она показывает, что трехкомпонентная теория пригодна для описания функционирования уровня рецепторов, а оппонентная теория - для описания нейронных систем более высокого уровня зрительной системы.

1.3 Нарушение цветового зрения

Различные патологические изменения, нарушающие цветовосприятие, могут происходить на уровне зрительных пигментов, на уровне обработки сигналов в фоторецепторах или в высоких отделах зрительной системы, а также в самом диоптрическом аппарате глаза. Ниже описываются нарушения цветового зрения, имеющие врожденный характер и почти всегда поражающие оба глаза. Случаи нарушения цветовосприятия только одним глазом крайне редки. В последнем случае больной имеет возможность описывать субъективные феномены нарушенного цветового зрения, поскольку может сравнивать свои ощущения, полученные с помощью правого и левого глаза.

Аномалии цветового зрения, обычно называют те или иные незначительные нарушения цветовосприятия. Они передаются по наследству как рецессивный признак, сцепленный с X-хромосомой. Лица с цветовой аномалией все являются трихроматами, т.е. им, как и людям с нормальным цветовым зрением, для полного описания видимого цвета необходимо использовать три основных цвета (ур.3). Однако аномалы хуже различают некоторые цвета, чем трихроматы с нормальным зрением, а в тестах на сопоставление цветов они используют красный и зеленый цвет в других пропорциях. Тестирование на аномалоскопе показывает, что при протаномалии в соответствии с ур. (1) в цветовой смеси больше красного цвета, чем в норме, а при дейтераномалии в смеси больше, чем нужно, зеленого. В редких случаях тританомалии нарушается работа желто-синего канала

Дихроматы

Различные формы дихроматопсии также наследуются как рецессивные сцепленные с Х-хромосомой признаки. Дихроматы могут описывать все цвета, которые видят, только с помощью двух чистых цветов (ур.3). Как у протанопов, так и у дейтеранопов нарушена работа красно-зеленого канала. Протанопы путают красный цвет с черным, темно-серым, коричневым и в некоторых случаях, подобно дейтеранопам, с зеленым. Определенная часть спектра кажется им ахроматической. Для протанопа эта область между 480 и 495 нм, для дейтеранопа - между 495 и 500 нм. Редко встречающиеся тританопы путают желтый цвет и синий. Сине-фиолетовый конец спектра кажется им ахроматическим - как переход от серого к черному. Область спектра между 565 и 575 нм тританопы также воспринимают как ахроматический.

 
Полная цветовая слепота

Менее 0,01% всех людей страдают полной цветовой слепотой. Эти монохроматы видят окружающий мир как черно-белый фильм, т.е. различают только градации серого. У таких монохроматов обычно отмечается нарушение световой адаптации при фотопическом уровне освещения. Из-за того, что глаза монохроматов легко ослепляются, они плохо различают форму при дневном свете, что вызывает фотофобию. Поэтому они носят темные солнцезащитные очки даже при нормальном дневном освещении. В сетчатке монохроматов при гистологическом исследовании обычно не находят никаких аномалий. Считается, что в их колбочках вместо зрительного пигмента содержится родопсин.

Нарушения палочкового аппарата

Люди с аномалиями палочкового аппарата воспринимают цвет нормально, однако у них значительно снижена способность к темновой адаптации. Причиной такой "ночной слепоты", или никталопии, может быть недостаточное содержание в употребляемой пище витамина А1, который является исходным веществом для синтеза ретиналя.

 
Диагностика нарушений цветового зрения

Так как нарушения цветового зрения наследуются как признак, сцепленный с Х-хромосомой, то они гораздо чаще встречаются у мужчин, чем у женщин. Частота протаномалии у мужчин составляет примерно 0,9%, протанопии - 1,1%, дейтераномалии 3-4% и дейтеранопии - 1,5%. Тританомалия и тританопия встречаются крайне редко. У женщин дейтераномалия встречается с частотой 0,3%, а протаномалии - 0,5%. 
Поскольку существует целый ряд профессий, при которых необходимо нормальное цветовое зрение (например, шоферы, летчики, машинисты, художники-модельеры), у всех детей следует проверять цветовое зрение, чтобы впоследствии учесть наличие аномалий при выборе профессии. В одном из простых тестов используются "псевдоизохроматические" таблицы Ишихары. На этих таблицах нанесены пятна разных размеров и цветов, расположенные так, что они образуют буквы, знаки или цифры. Пятна разного цвета имеют одинаковый уровень светлоты. Лица с нарушенным цветовым зрением не способны увидеть некоторые символы (это зависит от цвета пятен, из которых они образованы). Используя различные варианты таблиц Ишихары, можно достаточно надежно выявить нарушения цветового зрения. Точная диагностика возможна с помощью тестов на смешение цветов, построенных на основе уравнений (1)-(3). 

2. ЦВЕТОВАЯ СРЕДА

2.1 Основные принципы формирования цветовой среды

Объемно-пространственная структура выражается в характере взаимосвязи объема и пространства как элементов формы предмета и обусловлена назначением предмета и выполняемой им функции. 

 

Цветовая среда - это система элементами которой являются цвета всех составляющих объемно-пространственной структуры и ее наполнения, воспринимаемые по распределению в пространстве и времени.  

 

В зависимости от предпочтения использования цветовой среды в зданиях выделяют 3 класса объектов:

1) Производственные объекты (цехи, фабрики, заводы, административные  здания, научные, учебные, медицинские  и детские учреждения, мастерские, музеи и т.д.) В зданиях этого типа основной принцип - целесообразность и функциональность.

2) Предприятия общепита, торговые  учреждения, спортивные залы, зрелищные  помещения, выставки делового характера. Здесь большое значение приобретает  фактор эстетического порядка.

3) Объекты, где человек отдыхает, развлекается или занимается  чисто духовной работой: мемориальные  сооружения, репрезентативные (показательные) выставки, некоторые зрелищные или  концертные залы, музеи особого  характера, рестораны и аттракционы. Здесь ведущим является художественный  замысел.

Основные принципы формирования цветовой среды:

1) Цвет как фактор зрительного комфорта:   

 а) для обеспечения оптимальных  условий функционирования органа  зрения следует придерживаться  следующей системы отношения  яркостей. Нижняя зона помещения  относительно темная Р( коэффициент светлоты) = 0,4-0,3. Средняя зона светлее (Р=0,5-0,7). Верхняя зона - самая светлая (Р=0,8-0,9).   

 б) если в помещении рассматриваются  какие-либо объекты, необходимо обеспечить  условия для их наилучшего  восприятия (светлое на темном, темное на светлом, или на контрастном фоне)   

 в) если глаз вынужден долго  фиксировать какой-либо объект, следует  дать ему возможность отдохнуть  на контрастирующем цветовом  пятне 

 г) полный ахроматизм также  утомителен для глаза как чрезмерная  перенасыщенность цвета (пестрота)  

 д) физиологически оптимальными  цветами являются средневолновые  ( от Желтого до Голубого). 

 

2) Цвет как фактор психофизиологического воздействия:  

 а) Возбуждающие цвета применяются  там, где требуется большая двигательная  активность или мышечное напряжение, где надо взбодрить человека, восполнить дефицит эмоций, повысить  нервно-физический тонус. К возбуждающим  цветам относят: Красно-Оранжевый, Красный, Пурпурный. Применяется в ресторанах, кафе, клубы, аттракционы, ярмарки, психиатрические  больницы, где находятся больные  с угнетенным состоянием. Т.е. в  основном, это места с коротко-временным  пребыванием. В дополнение к вышеперечисленным  цветам, часто могут применяться  контрастирующие сочетания (например Красный + Зеленый).  

Информация о работе Цвет в интерьере