Человек перед лицом смерти. Похоронные обряды разных культур. Эволюция надгробия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

История возникновения надгробных памятников уходит в далекое прошлое. Первые надгробные памятники появились в древнем мире. Внешний вид античных памятников прямо зависел от сословной принадлежности умершего. Как известно, первыми мемориальными памятниками были древнеегипетские, а также древнегреческие пирамиды, саркофаги, гробницы и склепы. Время, как известно не стоит на месте, сменялись столетия, менялся и внешний вид надгробных памятников.

Файлы: 1 файл

Человек перед лицом смерти.docx

— 99.04 Кб (Скачать файл)

На третий день после кончины Пин-эр состоялась церемония положения во гроб, на которую собралось множество гостей и были приглашены буддийские монахи. "Прибывший еще ранее геомант Сюй дожидался положения в гроб, которое состоялось после молебна и церемонии жертвоприношений. По приказу Симыня в гроб положили четыре самых лучших одеяния и четыре серебряных слитка, по одному в каждый угол. На дно гроба положили доску семи звезд с семью отверстиями, на нее — покойницу и закрыли гроб крышкой". После этого, по знаку осмотрщика трупов, гроб стали забивать гвоздями.

На седьмой день после кончины Пин-эр и на второй неделе после ее смерти состоялись пышные панихиды.

Наконец, как высчитал геомант, в двенадцатый день десятой луны (т. е. через 3

недели после смерти Пин-эр) состоялся вынос тела усопшей. В богатой похоронной

процессии участвовали артисты, изображающие различных духов, разгоняющих нечисть: дух Пути, дух Опасного пути, дух-плакальщик, восьмерка небожителей в сопровождении символов бессмертия — журавля и черепахи и многие другие. В паланкине, сплетенном из желтых нитей шелка, несли душу усопшей, а меж хоругвями под разноцветными зонтами — обтянутый роскошной парчой гроб.

На кладбище геомант, глядя на компас, очертил место погребения и по углам могилы поставил жертву духу Земли. После этого гроб опустили в могилу.

Далее следует описание еще одного, весьма распространенного обычая, упоминающегося почти во всех средневековых китайских повестях — установки дощечки усопшей. С кладбища в дом доставляют дощечку, на которой написано имя покойника, и устанавливают ее или в комнате, где он жил, или в семейном алтаре, где она и хранится потомками. Считается, что в дощечке воплощается душа усопшего, ей приносят жертвы, перед ней сжигают специальные жертвенные бумажные деньги.

Рассказывая о китайских погребальных обрядах, хочется упомянуть еще

несколько интересных особенностей. Необычным для нас, европейцев, является цвет

траура — он традиционно белый. Страна смерти у древних китайцев ассоциировалась с

Западом (для сравнения, у многих европейских народов — с Севером — С. Р.), и

символом смерти служил символ Запада — Белый тигр (символ Жизни, весны — символ

Востока, Зеленый Дракон — С. Р.).

Чиновник после смерти отца должен был испросить отпуск и вернуться домой на весь срок траура (максимальный траур — до трех лет), только после этого он мог снова отправиться к месту службы.

По китайским поверьям, души самоубийц или умерших насильственной смертью становились голодными бесприютными духами — "гуй", и все боялись их мести.

Седьмой лунный месяц в старом Китае считался месяцем голодных духов умерших, начиная с пятнадцатого числа этого месяца и до тридцатого полагалось посещать могилы умерших предков и родных и приносить на могилы еду, деньги и всевозможные вещи, сделанные из бумаги, например, одежду, коляски и многое другое, якобы необходимое душе покойника в загробной жизни.

Подлинной археологической сенсацией стала находка в 1990 году захоронения китайского императора Цзинь. Император Цзинь, правивший Срединным Царством со 157-го до 141-го года до нашей эры, разгромил войска семи непокорных удельных князей, имел 14 сыновей и возвел конфуцианство в ранг государственной идеологии. Придворные прозвали его Мудрым. Этим короткая автобиографическая справка могла бы и ограничиться, если бы-в марте 1990 года крестьяне из провинции Шэньси не обнаружили недалеко от древней столицы китайских властелинов Сиань его гробницу. На глубине семи метров их взору открылся лабиринт, длина которого — 291 метр, а ширина — четыре. Вся штольня была заставлена глиняными человечками 60-сантиметровой высоты. Конные и пешие воины, а именно они составляли рать царства

теней, все как один имели красно-кремовые головы, черные глаза и детально проработанные индивидуальные черты лица.

Сначала на свет божий были извлечены первые триста игрушечных человечков. Все они имели характерную принадлежность к мужскому полу, хотя когда-то были

обряжены в пестрые одежды из шелка. Лица фигурок не повторялись. Такое впечатление, что их лепили с конкретных прототипов.

Это не первая находка на китайской земле гробниц с глиняными воинами. Дело в

том, что с древнейших времен в могилы китайских властелинов укладывали тысячи сопровождающих. На первых порах это были пленные, которых безжалостно убивали во время ритуала погребения. Потом нравы стали мягче, и людей заменили глиняные копии.

В середине семидесятых годов недалеко от того же Сианя была обнаружена гробница одного из величайших императоров Китая Цинь Шихуана. Раскопки здесь продолжаются и в наши дни. На площади в 20 тысяч квадратных метров выстроилась 8-тысячная рать глиняных фигур, выполненных в натуральную человеческую величину. Высота самого высокого воина — 195 см.

Гробницу возводили 700 тысяч подданных в течение 37 лет. Строительством руководил сам император Цинь Шихуан. Кстати, по тогдашней традиции, если бы он умер до завершения всех работ, то его тело было бы забальзамировано, а обряд погребения перенесли бы до сдачи похоронного объекта "под ключ". Такие грандиозные стройки были возможны потому, что уже в тогдашнем Китае проживало около 60 миллионов человек.

И все же, похоже, гробница императора Цзинь затмит по своему архитектурному значению все другие. Лабиринт содержит много тайн. Большинство воинов, например, не имеют рук. Есть версия, что они могли быть сделаны из какого-нибудь драгоценного металла. Другие полагают, что руки у игрушечных солдатиков были из дерева, которое за века превратилось в труху...

Вообще-то захоронения китайских императоров поражают своими масштабами. Трудно поверить, что властелины спокойно наблюдали за тем, как идет подготовка

обряда их погребения. По сведениям, дошедшим до нас из глубокой древности, император Цинь Шихуан маниакально боялся смерти. Известно его изречение: кто в моем присутствии заговорит о смерти, должен быть убит. И слово свое он держал.

 

 

              Погребальный обряд славян в начале средневековья

Обряд сожжения умерших, господствовавший среди славянского населения начала средневековой поры, своими корнями уходит в глубокую древность, вероятно, в индоевропейскую эпоху. Археологические истоки славянского обряда трупосожжения пока не могут быть выявлены в весьма отдаленной древности. Вполне определенно история славянского ритуала кремации умерших может быть прослежена начиная с позднего этапа бронзового века на протяжении более полутора тысяч лет. Ретроспективным путем (от раннего средневековья в глубь веков) цепь археологических культур, связываемых со славянским этногенезом, внизу пока завершается лужицкой культурой (последнее столетие II и первая половина I тысячелетия н.э.).

Лужицкие древности входят в состав культурной общности полей погребальных урн, получившей распространение в Средней Европе в конце бронзового и в самом начале железного века. Эта культурная общность отождествляется с древнеевропейской этноязыковой общностью, объединявшей во II тысячелетии до н.э. "хотя и слабо связанную, но еще единообразную и находящуюся в постоянных контактах группу" индоевропейских диалектов Западной Европы. Из древнеевропейской общности постепенно вышли и начали самостоятельный путь развития отдельные языки: германский, кельтский, италийский, иллирийский, балтский и славянский.

Погребальными памятниками лужицкой культуры являются бескурганные могильники, нередко насчитывающие по нескольку сотен захоронений. Обряд погребений - трупосожжение. Кремация умерших совершалась на стороне, вне могильника. Собранные с погребального костра остатки трупосожжения (пережженные косточки с пеплом) помещались в глиняную урну, которую ставили в неглубокую могильную яму, или ссыпали непосредственно в подобную могильную яму. В них иногда помещали еще глиняные сосуды, вероятно, с жертвенной пищей. Бронзовые вещи в могилах встречаются редко, что, скорее всего, обусловлено обычаем, а не бедностью населения лужицкой культуры металлическими изделиями.

Начиная с 550 г. до н.э. в части ареала лужицкой культуры (Среднее и Верхнее Повисленье, бассейн Варты) постепенно расселяются носители поморской культуры. Наблюдается постепенное слияние культуры пришлого населения с культурой лужицких племен. Результатом этого процесса стало формирование в V-IV вв. до н.э. в районах лужицкой культуры, занятых поморскими племенами, единой культуры - культуры подклошовых погребений. Носителями последней, по-видимому, были ранние славяне. Территориально памятники этой культуры занимают центральные области современной Польши - Великопольшу, Мазовию, отчасти Силезию, Малопольшу и Подлясье, а в латенское время подклошовые погребения достигают районов Припятского Полесья и Волыни.

Могильники культуры подклошовых погребений бескурганные. Обряд погребения - трупосожженне. Остатки кремации собирались с погребальных костров и помещались в глиняные сосуды-урны, а иногда ссыпались прямо на дно могильных ям. Часто захоронения в ямах прикрывали опрокинутым вверх дном крупным сосудом - клошом. Зафиксирован ритуал обсыпания остатками погребального костра как урновых, так и безурновых захоронений. В погребениях, помимо урн, иногда встречаются булавки, фибулы, кольца, сосуды-приставки и др.

В конце II в. до н.э., на территории, занятой культурой подклошовых погребений, формируется пшеворская культура, просуществовавшая до начала V в. н.э. Имеются все основания утверждать, что новая культура в своей основе эволюционировала из культуры подклошовых погребений. Вместе с тем, пшеворская культура характеризуется и такими особенностями погребальной обрядности (обряд класть в могилу предметы вооружения - мечи, копья, дротики, умбоны, обычай прокалывать колющими и режущими предметами останки умерших, обычай сопровождать захоронения заупокойной пищей в виде птицы), которые не были свойственны населению культуры подклошовых погребений. Эти факты и некоторые иные материалы свидетельствуют, что пшеворская культура формировалась в условиях инфильтрации в ареал культуры подклошовых погребений иноэтничного населения. Все материалы говорят о том, что это были германские племена.

В пшеворском ареале славяне и германцы жили не изолированно друг от друга. Совместное и длительное проживание двух этнических групп на одной территории вело к смешению их культур, к метисации населения, к формированию единой материальной культуры. Однако анализ пшеворских могильников и вещевых инвентарей все же дает возможность вычленить характерные признаки славянских и германских погребений.

И те и другие погребения совершались по обряду трупосожжения. Захоронениям германского населения присущи отмеченные выше особенности - в них обычно присутствуют предметы вооружения, ножницы, ключи, замки, глиняные сосуды-приставки, птичьи кости, формируется обычай протыкания остатков кремации острыми предметами. Погребения, связываемые со славянским населением, обычно безынвентарные или же сопровождаются единичными изделиями, чаще всего железным ножом. Различаются славянские и германские трупосожжения и по керамическому материалу. Для захоронений безынвентарных или сопровождаемых единичными вещами свойственна глиняные горшки, формой и пропорциями сходные со славянской керамикой V-VII вв. пражско-корчакского типа. Наоборот, для погребений с оружием и другими отмеченными выше особенностями характерны округлобокие или биконические горшки и миски с ребристым профилем. Картография погребений разных типов позволив выделить в пшеворском ареале два региона - висленский, в котором преобладающими были погребения, связываемые со славянским этносом, и одерский, где в большинстве могильников встречены захоронения неславянского облика.

Таким образом, погребальный обряд славян в позднелатенский римский периоды не претерпел каких-либо существенных изменений. Как и в более раннее время в Повисленье и в смежных с ним регионах безраздельно господствовал обряд сожжения умерших на стороне с последующим помещением кальцинированных костей с остатками погребального костра на дно могильной ямы. Преобладающими были безурновые и безынвентарные погребения. Пшеворские могильники бескурганные.

В начале средневековья славяне бурно расселялись на обширных пространствах Средней и Восточной Европы. Ни в культурном, ни в диалектном отношении они в это время не были монолитными. Основные этнографические признаки славянских культур V-VII вв. - лепная керамика, домостроительство и погребальная обрядность - позволяют выделить на самом раннем этапе средневековой эпохи несколько крупных этнокультурных (диалектно-племенных) группировок славянства.

Срединное положение занимает славянская группировка, характеризуемая глиняной посудой пражско-корчакского типа. Территория ее простирается от верхнего течения Эльбы на восток широкой полосой через Верхнее Повисленье, Волынь и Припятское Полесье до правобережной части Киевского Поднепровья. Историк VI в. Иордан сообщает, что "многолюдное племя венетов" ныне известно "под тремя именами: венетов, антов, склавенов". Географическое распространение пражско-корчакской керамики позволяет связывать племенную группировку славян, пользовавшуюся этой посудой, со склавенами Иордана и византийских историков. Важнейшие этнографические элементы, свойственные этой славянской группировке, позволяют утверждать, что она генетически восходит к населению висленского региона пшеворской культуры. В V-VI вв. повисленская группировка славян расселяется в разных направлениях, осваивая земли Верхнего Поднестровья и Припятского Полесья в восточном направлении, части бассейнов Одера и Эльбы в западном и дунайские земли в южном.

На первых порах погребальный обряд рассматриваемой славянской племенной группировки продолжал традиции, унаследованные от пшеворской культуры. Погребальные памятники - бескурганные могильники, насчитывающие от двух до нескольких десятков погребений. Безраздельно господствовал ритуал сожжения умерших. Специальное место для трупосожжения исследовано в Шумске на Житомирщине. Оно занимало край невысокого всхолмления на берегу р. Гнилопять. Здесь исследовано мощное кострище диаметром 7,8 м, окруженное канавкой шириной 1,2-2 м и глубиной 20- 30 см"

Наиболее крупным из исследованных является могильник Дессау-Мозигкау в бассейне Эльбы. В нем открыто 43 погребения. Остатки трупосожжения помещались в небольшой ямке (диаметром 20- 40 см, глубиной 20-50 см). Они были заполнены черной землей с углем. Во многих случаях кальцинированные кости хоронились в глиняных сосудах-урнах, в одном захоронении остатки трупосожжения были накрыты опрокинутым вверх дном горшком. Одно из погребений было завалено камнями. Вещей в могилах нет.

Информация о работе Человек перед лицом смерти. Похоронные обряды разных культур. Эволюция надгробия