Человек перед лицом смерти. Похоронные обряды разных культур. Эволюция надгробия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

История возникновения надгробных памятников уходит в далекое прошлое. Первые надгробные памятники появились в древнем мире. Внешний вид античных памятников прямо зависел от сословной принадлежности умершего. Как известно, первыми мемориальными памятниками были древнеегипетские, а также древнегреческие пирамиды, саркофаги, гробницы и склепы. Время, как известно не стоит на месте, сменялись столетия, менялся и внешний вид надгробных памятников.

Файлы: 1 файл

Человек перед лицом смерти.docx

— 99.04 Кб (Скачать файл)

                                       Человек перед лицом смерти.Эволюция  надгробия.

История изготовления памятников

 


 

   

История возникновения надгробных памятников уходит в далекое прошлое. Первые надгробные памятники появились в древнем мире. Внешний вид античных памятников прямо зависел от сословной принадлежности умершего. Как известно, первыми мемориальными памятниками были древнеегипетские, а также древнегреческие пирамиды, саркофаги, гробницы и склепы. Время, как известно не стоит на месте, сменялись столетия, менялся и внешний вид надгробных памятников. Художественный облик надгробий и памятников менялся с развитием искусства. Основным материалом для изготовления памятников был и остается камень самый крепкий и долговечный элемент природы, а одним из самых распространенных видов надгробного памятника вертикально установленная плита – стела. Первыми плиточными могилами по праву считаются оформления погребений в Монголии и Забайкалье конца бронзового и начала железного веков (73 вв. до н. э.). Они известны каменными оградами и стелами с изображением галопирующих оленей. На Руси надгробные плиты появились первоначально на могилах знатных людей, царей, дворянства в усыпальницах, в храмах и соборах. При захоронении внутри храма устанавливали как надгробные плиты, так и отдельные каменные гробницы. Распространенным видом надгробия в XVII и XVIII веках были лежащие на земле плиты из обтесанного камня. Они не имели полировки, отличались большой толщиной и резными украшениями. Кроме имени покойного, дат его рождения и смерти, обычно на плите сбоку высекали небольшую эпитафию или строки из Евангелия. Портретная надгробная скульптура наибольшую популярность получила уже в наше время. Такого рода памятники часто можно встретить на Новодевичьем кладбище, где похоронены известные политики, ученые, артисты. Скульптура, выполненная в полный рост человека, воскрешающая его облик в момент деятельности, отличительная особенность этих памятников. С течением времени претерпевает изменения и типовое надгробие, В послеоктябрьский период на могилах чаще стали изготавливать памятники- обелиски, имеющие форму сужающегося кверху граненого столба с пирамидально заостренной верхушкой, Обелиск слово греческое, и соответственно, к нам он пришел из Древней Греции, Там была традиция высекать их из целого камня. Позже сооружения такой формы получили признание в Западной Европе, где часто служили памятниками военной славы. 
В наше время каждый из тех, кто любил своих близких и хочет, чтобы образ ушедшего от нас в мир иной родственника или друга навсегда оставался с нами не только в наших сердцах, но и навечно запечатлен в надгробных памятниках, стремится сделать изготовление памятника наиболее соответствующим образу и внешности усопшего для чего обращаются в наиболее зарекомендовавшие себя фирмы изготовлений памятников.

        Краткие  сведения из истории похоронной  культуры

В соответствии с классификацией французского этнографа Ж. Монтадона, все известные в истории способы погребения можно разделить на восемь основных типов:

  1. оставление или выбрасывание;
  2. водяное погребение;
  3. воздушное погребение;
  4. зарывание с двумя разновидностями - пещерное и в землю;
  5. кремация;
  6. мумификация;
  7. рассечение;
  8. каннибализм.

Считая систематику Ж. Монтадона неполной, известный историк и этнограф С. А. Токарев предложил собственную систематику погребальных обычаев.

Систематика Токарева дополнена авторами, показавшими связь между кремацией и водным погребением кремированных останков без урны и без погребальной ладьи.

В первобытных популяциях умерших первоначально оставляли в жилище, позднее их отдавали на съедение животным, или соплеменники сами съедали своих умерших сородичей (каннибализм). Но вне зависимости от способа избавления от умерших сама изоляция возникла как утилитарная необходимосгь санитарно-гигиенического порядка.

Обычаи захоронения умерших начали формироваться в эпоху мустьерской культуры, когда стали намеренно сохранять тела умерших родственников от пожирания животными и людоедства. Тела умерших сородичей неандертальцы оставляли в своих жилищах, не ведая страха перед покойниками. С. А. Токарев полагает, что мустьерские погребения не имеют никакого отношения к религиозным верованиям и что они могут быть объяснены, как проявление инстинкта опрятности и чистоплотности.

Советский археолог А. П. Окладников достоверно установил одновременность захоронения тела умершего человека с обитанием людей в пещере (грот Тешик-Таш в Узбекистане) и предположил, что в неандертальской первобытной орде общественные связи приобрели устойчивый и прочный характер настолько, что забота о живых сородичах стала нормой быта и в отношении умерших. Лишь много тысячелетий спустя, когда возникают представления о душе и загробной жизни, отношение людей к покойникам коренным образом меняется, страх перед покойником становится общераспространенным явлением, и тела умерших удаляются из мест обитания живых.

Из обычая сохранять тела умерших родственников возникает религиозный обряд погребения в собственном значении этого слова. Телу умершего стали придавать особую позу (клали на спину и скрещивали руки, либо придавали скорченное положение), что и является существенным ритуальным моментом религиозного обряда погребения.

Быстрая уничтожающая сила огня привлекла внимание людей еще в древнейшие времена. Огонь для сжигания умерших стали использовать приблизительно за 7 тыс. лет до н. э. Распространению огненного погребения способствовало изобилие лесов, дававших дешевый горючий материал для погребального костра. Немаловажную роль имела пышная и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Широкое распространение получила кремация у древних греков, римлян, славян, германцев, индусов, японцев и у многих других народов.

В Древней Греции погребение в землю и кремация существовали одновременно. Этот факт подтверждают находки в некрополях в скалах Сиракуз древнегреческой колонии на Сицилии, где встречаются обе формы погребения, письменные свидетельства о кремации в Древней Греции относятся еще к гомеровскому периоду.

Сцены огненного погребения можно найти в трагедиях Софокла ("Электра") и Эсхила ("Агамемнон"), римских поэтов Пропорция и Тибулла, творца эпиграмм Марциала.

Несколькими столетиями позже, по сообщению Плутарха (45-120 гг. н. э.) афинский государственный деятель Солон, друг Сократа Алкивид, Коринфский демократ Тимолеон, правитель Сиракуз Дионис после смерти были преданы кремации.

Предполагается, что в основе обычая кремации в Древней Греции была вера в возможное возвращение умерших к жизни. Греки испытывали перед таинственными, уничтожающими жизнь силами страх. Умершим недоставало души, которая отлетала от земной оболочки вместе с дыханием. Греки опасались мертвых и старались оградить себя от их возвращения. Пытаясь задобрить мертвых, им пели дружественные песни, приносили жертвы.

Кремация, по сравнению с захоронением в земле, была в то время более дорогой формой погребения и являлась преимуществом состоятельных людей. Соответственно этому обряд проходил с большой роскошью.

Мертвых сжигали вместе с жертвенными животными и ценными дарами, пепел поливали вином, урны, которые состояли из полукруглых, закрытых крышкой жестяных капсул или круглых закрытых свинцовых сундучков, опускали в каменные могилы и над ними сооружали земляные холмы различных размеров, которые получили распространение в последние столетия до нашей эры как братские могилы. Очень большое захоронение - кострище афинян, павших при сражении у Марафона в 490 г. н. э., обнаружил при раскопках немецкий археолог Генрих Шлиман.

К середине IV в. до н. э. относится сооружение знаменитого мавзолея Мавсола царя Карий в Галикарнасе, сочетавшего в себе черты древнегреческой и малоазийской архитектур. Мавзолей, разрушенный в XV-XVI вв. и известный по описанию Плиния Старшего и раскопкам английского археолога Ч. Ньютона в 1857 г., имел 50 м в высоту и был увенчан статуями Мавсола и его жены Артемиссии.

Древнейшие могилы этрусков, так называемые шахты, - колодцы-могилы - устраивали в рыхлой почве. Этрусские хранилища пепла имели форму маленьких домиков и миниатюрных храмов. Глиняные урны тонкостью своих форм, изяществом и раскраской служили образцами гончарного искусства. В гористой местности гробницы устраивали в скалах.

С начала V в. н. э. для погребений используются естественные холмы, часто увенчанные отдельно стоящими памятниками.

У древних римлян также существовали одновременно кремация и погребение в землю, но со временем погребение в землю становилось все менее популярным. В конце республиканского периода кремация осуществлялась повсеместно и долго сохраняла свои преимущества.

До III в. н. э. кремация находила у римлян все большее распространение. Для состоятельных слоев населения была характерна большая роскошь в погребальных обрядах: около фамильного мавзолея устраивался собственный крематорий или второе место погребения с площадью для кремации, называемое "устринум". Римские фамильные устринумы окружали стеной или балюстрадой. В центре на возвышении сооружалось "пожарище" с воздухоотводами. Пепел погребали в маленьком, около 60 см длиной саркофаге. Из источников известно, что знаменитейшие люди Древнего Рима - Юлий Цезарь, Брут, Гней Помпей, Август, Тиберий, Веспасиан, Нерон были преданы после смерти сожжению. Обстановка церемониала кремации была пышной: тело умершего натиралось пахучими маслами. Курились особые снадобья для уменьшения запаха от горящих дров и сжигаемого тела, пепел собирался в урны.

Римское среднее сословие хоронило своих умерших значительно проще: остатки костей хоронили в помещениях для урн или шахтовых могилах. Для освобожденных рабов сооружались большие, заглубленные в землю колумбарии. Они имели полукруглые ниши для установки урн с прахом. Поверхности стен покрывали изящными росписями на мифологические темы.

Таким образом, античная эпоха характеризуется распространением кремации, что продолжалось вплоть до средних веков. Огненное погребение вышло из обихода в жесткой борьбе монотеистических религий средневековья с язычеством.

                     Погребальные обряды Древнего  Египта

                     

                                                                      Египтяне верили в бессмертие  души;       это была  с незапамятных времен главная  доктрина египетской религии.       Благодаря ней установились все  своеобразные похоронные обряды  и обычаи, а 
также и все эмблемы, изображавшиеся на гробах и надгробных памятниках. Эта 
была эпоха возведения великих пирамид, эпоха сложения основных видов 
древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей. Главной из 
них была строгая система композиционных и иконографических правил, 
получивших название “канона”. В древнеегипетском искусстве каноны не 
менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались как 
усыпальницы . В гробницы помещали портретные статуи в качестве нетленных 
двойников покойных , убежищ для их бессмертных душ - “ка”. Внутри стены 
гробниц обильно украшались росписями и рельефами, прославлявшими владельцев 
и рассказавшими об их подвигах в жизни. Бессмертие было обещано тем душам, 
которые Осирис, верховный судья, признает праведными. Эти души должны были 
вернуться в их телесную оболочку и оживить ее новою жизнью, не знающей 
смерти. Души же грешных подвергались вторичной смерти, за которой следовало 
небытие. Вся эта доктрина о бессмертии души ясно изложена в египетском 
похоронном требнике. Эта священная книга, которая должна была находиться в 
каждом гробу, состояла из гимнов, молитв и разных похоронных обрядов.                                   Глава вторая  этой книги вся посвящена жизни, начинающейся после смерти,              а глава сорок четвертая ясно и определенно говорит о том, что эта новая жизнь 
будет бессмертна . Этот-то принцип вместе с санитарными мерами, 
обусловленными климатическими требованиями страны, ввел обычай 
бальзамирования тела для сохранения его от разложения и порчи, или же для 
того, как говорит текст требника, «чтобы душа могла вновь соединиться со 
своим телом». На одном надгробном памятнике в виде столба (стела) в 
Булакском музее умерший, представ перед Верховным Судьёю, говорит 
следующее, как гласит надпись: «Я привязан к богу моей любовью, я накормил 
голодающего, подал воды жаждущему, одел лишенного одежды и приютил 
бесприютного». Эти слова, в которых выражено стремление к высшему 
нравственному совершенству, являются на этом памятнике не случайным 
единичным явлением, говорит Мариэтт, а встречаются весьма часто на надгробных памятниках, так что их можно считать обычной повседневной молитвой. Бог Тот изображался всегда в сценах суда над душами и встречается очень часто на надгробных памятниках. Он часто изображался с богиней Пахт, или Сехмет, богиней с львиной головой. Иногда, впрочем, она изображалась с головою кошки, потому что Пахт, богиня правосудия, становится злобной львицей для грешников, для праведных же она является такою же ласковою, как кошка. Душа умершего представала перед судьями, помощниками далекого Осириса; они ее допрашивали; затем на весах взвешивалось все добро и зло, содеянное этой душой, и бог Тот записывал решение, а Осирис выносил приговор. Иногда наказание состояло в том, что душа должна была воплотиться в тело какого-нибудь нечистого животного, например в свинью, и священная лодка отвозила эту душу уже к образе животного на землю среди живущих. Затем для этой души вместе со второй смертью наступало небытие,потому что, по мнению египтян, бессмертие души приобреталось или 
утрачивалось человеком сообразно с его жизнью и поведением на земле.          

         Пирамиды и Сфинкс, который впрочем  также входит в состав        погребального комплекса пирамиды  Хефрена,  принадлежат к наиболее  характерным монументальным памятникам  древнего Египта.Пирамиды были  классическим   типом царской  усыпальницы в эпоху Древнего  царства, а в менее 
монументальном виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для 
фараонов Среднего царства. Древнейшим видом гробниц царей Египта, возникшим 
до пирамид, были мастабы. Слово «мастаба» относится уже к арабскому времени 
и связано с тем, что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала 
арабам большие скамьи, называвшиеся «мастаба». Общего названия пирамид в 
нынешнем значении этого слова у египтян не было. Отдельные пирамиды носили 
названия, связанные с именами фараонов, которым они принадлежали и в 
написании оканчивались знаком ,. Пирамида Хеопса называлась, например, «Гор 
обитает на горизонте», Хефрена — «Велик Хефрен», а Микерина — «Божественен 
Микерин». Возможно, что греческое слово «пирамида» происходит от 
египетского выражения per-em-us т.е. от термина, означавшего высоту 
пирамиды. Выдающийся русский египтолог В. Струве полагал, что греческое 
puram…j происходит от древнеегипетского p'-mr. Древнейшие царские гробницы, относящиеся ко времени  династии, имели форму мастаб и сооружались из кирпича-сырца. Они строились в Нагада и Абидосе в Верхнем Египте, а также в Саккаре, где находился главный некрополь Мемфиса, столицы правителей первых династий. В наземной части этих построек находились молельни и помещения с погребальным инвентарем, в подземной — погребальные камеры. Особого внимания заслуживают остатки двух царских мастаб в Нагада и Саккаре с архитектурной обработкой фасадов.Первая из них, относящаяся ко времени 1 династии, открытая французским 
ученым Жаком де Морганом, имеет фасад, расчлененный выступами, 
напоминающими фасад царского дворца. Вторая — мастаба Анджиба в Саккаре, 
называемая также мастабой Небетки, сооруженная также в период 1 династии, 
первоначально имела с трех сторон ступенчатую форму, а с четвертой — вид 
вертикальной стены. В позднейший период мастаба Небетки была значительно 
расширена, а ее наружная стена была украшена выступами, напоминающими 
обработку фасада мастабы из Нагада. Ныне считается, что мастабы типа 
гробницы Небетки послужили образцом для Имхотепа, строителя знаменитой 
ступенчатой пирамиды Джо-сера, второго правителя III династии.

                            Изучение древнеегипетских текстов  открывает тайну этих странных  сооружений при жизни фараон, по верованию народа охранял  своей магией границы страны, управлял ветром, водой и огнем.После  смерти он становился еще более  могущественным. Его необходимо  было удержать близ города, чтобы  продолжать пользоваться его  покровительством. В темных глубинах  исполинского мавзолея продолжалась  скрытая таинственная жизнь. Для  некоторых древних культур характерно  представление о жизни после  смерти как о близком подобии  земной жизни. Выходило, что для  благополучной,счастливой жизни "там" необходимо все то же, что и "здесь.. Чтобы обеспечить себе  безбедную загробную жизнь, фараон  и его приближенные,заранее, с  первых дней собственного правления  начинали строить себе надежное "вечное" жилище и продумывали  вместе со жрецами росписи  и все 
остальное, начиная с запасов пищи, мебели, и утвари, и кончая рабами, 
солдатами, музыкантами и прочим обслуживающим персоналом. Все эти люди 
должны были следовать в гроб за своим господином или будучи убитыми еще на 
земле, или живыми в трансе от одурманивающих снадобий, умирая почти сразу 
от недостатка кислорода. Египет в этом отношении предстает страной с 
наиболее гуманными с нашей точки зрения законами, здесь не бывало по таким 
случаям человеческих жертв, но эта же самая роль отводилась изображениям 
людей, их статуям, располагавшимся внутри гробницы. Кроме того, на 
внутренних стенах гробницы должны были быть изображены славные деяния 
фараона и многое другое, то, на чем мы остановимся подробнее, то, что можно 
условно назвать изображениями "культового назначения". Искусство здесь 
столь тесно связано с религией, что трудно понять его образную структуру, 
не имея хотя бы общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян ХРАМЫ. Идеи о становлении мира отражались в религиозном искусстве и храмовой 
архитектуре.В эпоху Древнего Царства выработалась форма обелиска как 
солнечного символа. А вершина обелиска представляет собой пирамиду – 
священную форму, запечатленную в одном из чудес света- гигантских пирамидах 
Хеопса, Хефрена и Микерина . такая гробница должна была помочь фараону 
воскреснуть в вечности. Обелиск не изчезает из египетского храмового 
зодчества и позднее, в эпоху Нового Царства обелиски стали помещать у входа 
в храм, архитектурное пространство которого развивается не вверх, а в 
глубину. Внутенние помещения храмов разделены колоннами, которые увенчаны 
капителями в виде лотоса или пучков папируса.

Информация о работе Человек перед лицом смерти. Похоронные обряды разных культур. Эволюция надгробия