Античный театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Актуальность этой темы заключается в том, что именно с античного театра начинается зарождение и формирование основ искусств и художественных форм, которые будут популярны на протяжении многих веков.
Цель исследования античного театра: рассмотреть, как зародился и развивался театр у двух великих народов древности – греков и римлян.

Содержание работы

Введение …………………............................................................... 3
Глава 1 Древнегреческий театр
1.1 Происхождение древнегреческого театра…………..... 5
1.2 Театр демократических Афин…………………………. 9
1.3 Театр эпохи эллинизма……………………………….... 15
Глава 2 Древнеримский театр
2.1 Истоки римского театра ……………………………… 19
2.2 Римский театр эпохи республики …………………… 21
2.3 Римский театр императорской эпохи………………... 26
Заключение 29
Список используемых источников и литературы 31
Приложения 33

Файлы: 1 файл

Античный театр.docx

— 775.84 Кб (Скачать файл)

Истоки римского театра и драма восходит, как в  Греции, к обрядовым играм, с богатым  карнавальным элементом. Таков, например, праздник Сатурналий – в честь  италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника была «переворачивание»  привычных общественных отношений. Сатуры включали в себя музыку, танцы, пение, драматические сценки бытового и комического содержания. В Риме на праздниках сбора урожая пелись фесценнины – насмешливые песни, в которых по мере того, как обострялась борьба между патрициями и плебеями, всё более резко звучали актуальные темы, социальные мотивы. Где песни, где праздник – там и танцы, поэтому античный театр в истоках своих нёс и высокую пластическую культуру движения, жеста. Как и в Греции, обычно выступали два полухория, которые обменивались шутками, подчас язвительного содержания. В них, по свидетельству Горация, находила отражение и социальная борьба между патрициями и плебеями. Еще одним видом ранних драматических представлений, также комического характера, были ателланы. Участие в таких представлениях не несло в себе в те времена никакого бесчестья для граждан, тогда как позже, когда у римлян появилась литературная драма, актерская профессия стала считаться постыдной. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дельарте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Всего было четыре постоянных персонажа: Макк - обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон - смышленый и болтливый обжора (в маске подчёркивались отвислые губы и раздутые щёки), Папп - богатый, скупой и глупый старик, и, наконец, Доссен - хитрый горбун, невежа и шарлатан. Текст ателланы сочиняли походу действия участники спектакля, и только в I в. до н. э. появились литературные обработки ателланы.

На рубеже новой  эры наибольшим успехом в Риме пользовались комедии, написанные как  подражание греческим образцам, - паллиаты. Сам термин произошёл от названия греческого широкого плаща - палия; в таких одеждах ходили герои этих произведений. Действие пьес происходило в Греции и соответственно персонажи были греками. Однако часто всё греческое - имена, названия городов и т. д. - становилось просто декорацией: герои занимали должности, существовавшие в Древнем Риме, упоминались римские монеты, а само поведение этих "греков" скорее напоминало поведение римлян. Создателем паллиаты был римский поэт Гней Невий, а расцвет жанра связан с именем Тита Макция Плавта. Своим творчеством он заложил основы европейской комедии нового времени.

Древнюю Италию населяло множество  племен и народностей, одними из которых  были латиняне. Они обосновались в  нижнем течении реки Тибр, в местности  под названием Лациум. В 753 году до н. э. они основали город Рим, ставший впоследствии их столицей.

Поскольку Рим долгое время  был довольно замкнутой аристократической  республикой, там имелась сильно развитая каста жрецов и консервативный уклад жизни. Кроме этого, практически  постоянное ведение войн придало  характеру римлян суровость, агрессивность  и воинственность. Это обусловило тот факт, что даже в пору своего наивысшего расцвета театр в Риме не был такой важной общественно-политической составляющей, как в Греции.

Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. На праздниках в честь  жатвы исполнялись фесценины - грубоватые сатирические песни [7].

Кроме фесциннин, существовала еще одна форма представлений – сатура, в переводе означает «смесь». Ее можно считать истоком римской драмы, которая испытала на себе влияние культуры этрусков.

Сатуры представляли собой  сценки бытового и комического характера, состоявшие из диалога, пения, музыки и  танцев. О том, что на формирование римского театра большое влияние  оказала этрусская культура, говорит  тот факт, что слово «гистрион» имеет этрусские корни. Этим словом в Риме стали называть тех людей, которые развлекали народ. Это название перешло и в средневековый  театр.

Истоки римского театра и драма восходит, как в  Греции, к обрядовым играм, с богатым  карнавальным элементом. Таков, например, праздник Сатурналий – в честь  италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника была «переворачивание»  привычных общественных отношений. Сатуры включали в себя музыку, танцы, пение, драматические сценки бытового и комического содержания. В Риме на праздниках сбора урожая пелись фесценнины – насмешливые песни, в которых по мере того, как обострялась борьба между патрициями и плебеями, всё более резко звучали актуальные темы, социальные мотивы. Где песни, где праздник – там и танцы, поэтому античный театр в истоках своих нёс и высокую пластическую культуру движения, жеста. Как и в Греции, обычно выступали два полухория, которые обменивались шутками, подчас язвительного содержания. В них, по свидетельству Горация, находила отражение и социальная борьба между патрициями и плебеями. Еще одним видом ранних драматических представлений, также комического характера, были ателланы. Участие в таких представлениях не несло в себе в те времена никакого бесчестья для граждан, тогда как позже, когда у римлян появилась литературная драма, актерская профессия стала считаться постыдной. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дельарте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Всего было четыре постоянных персонажа: Макк - обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон - смышленый и болтливый обжора (в маске подчёркивались отвислые губы и раздутые щёки), Папп - богатый, скупой и глупый старик, и, наконец, Доссен - хитрый горбун, невежа и шарлатан. Текст ателланы сочиняли походу действия участники спектакля, и только в I в. до н. э. появились литературные обработки ателланы.

На основе народной драмы  возник также и мим, который пришел в римский театр из Греции. В  мимах разыгрывались небольшие  сценки из повседневного быта, а  иногда и на мифологические темы, т. е. в сатирическом виде представлялись боги и герои. Отсюда видно, что в  Риме имелись такие же обрядовые  игры, что и в Греции.

Но дальше ателланы и мимических плясок дело не пошло. Это можно объяснить консервативным укладом римской жизни и мощным сопротивлением жрецов. Поэтому в Риме и не было такой насыщенной поэтическими образами мифологии, которая в Древней Греции стала сокровищницей греческого искусства (трагедии и драмы).

 

2.2 Римский театр республиканской эпохи (середина III века до н. э. – конец I века до н. э.)

После завоевания городов  в Южной Италии в Риме появилось  множество пленных, заложников, дипломатических  представителей, учителей, которые  были греками по национальности. Римляне  стали изучать греческий язык, более близко знакомиться с культурой, литературой, театром [8].

Особенно сильным стало  влияние греческой культуры во время 1-й и 2-й Пунических войн, в 264—201 годах  до н. э. В войне победил Рим, после чего у него уже больше не было соперников в Средиземноморском бассейне.

После окончания 1-й Пунической войны в 240 году до н. э. римляне решили устроить грандиозный праздник, на котором народу хотели показать драматическое представление. Для его постановки был приглашен грек Ливий Андроник, попавший в плен при взятии Тарента в 272 году до н. э. Андроник стал рабом римского сенатора, который дал ему римское имя – Ливий. Вскоре сенатор отпустил Ливия на волю, и тот стал обучать греческому и латинскому языкам знатных молодых римлян. Ливий Андроник поставил трагедию и, скорее всего, комедию, которую он переработал с греческого образца на римский, а может быть, просто перевел с греческого языка на латинский. Постановку бывшего раба Ливия Андроника можно считать толчком к развитию в Риме своего театра.

В 235 году до н. э. в Риме появился свой драматург – Гней Невий, который писал не только трагедии, но и комедии. Его трагедии были результатом переделки греческих произведений. Невий не только перерабатывал греческие трагедии на мифологические темы, но и сочинял свои на сюжеты из римской истории. Такие произведения римляне называли «претекста». Это слово в переводе означает «тога с пурпурной каймой», которую носили в Риме высшие сановники. Порой претексты Невий писал и на современные темы. Но самая большая слава пришла к Невию через комедии.

На рубеже новой  эры наибольшим успехом в Риме пользовались комедии, написанные как  подражание греческим образцам, - паллиаты. Сам термин произошёл от названия греческого широкого плаща - палия; в таких одеждах ходили герои этих произведений. Действие пьес происходило в Греции и соответственно персонажи были греками. Однако часто всё греческое - имена, названия городов и т. д. - становилось просто декорацией: герои занимали должности, существовавшие в Древнем Риме, упоминались римские монеты, а само поведение этих "греков" скорее напоминало поведение римлян. Создателем паллиаты был римский поэт Гней Невий, а расцвет жанра связан с именем Тита Макция Плавта. Своим творчеством он заложил основы европейской комедии нового времени.

Как в III веке до н. э., так и позже, почти до середины I века до н. э., постоянного театрального здания в Риме не было. Построить его не разрешал консервативно настроенный сенат. Представления устраивались во время самых разных государственных праздников. Для представлений строили деревянную площадку, расположенную на возвышении высотой в половину человеческого роста.

В качестве актеров выступали  артисты-профессионалы. В Риме их называли «актеры», или «гистрионы». Слово  «актер» произошло от латинского actor, что значит «действующий». Актерами могли быть вольноотпущенники или рабы. В отличие от греческих актеров они занимали в своей стране низкое общественное положение. Актера могли подвергнуть публичной порке, если он плохо играл.

В III—II веках до н. э. актеры, занятые в трагедиях и комедиях, выступали без масок. Маски были введены в римском театре довольно поздно, только в 130 году до н. э. В отличие от греческого театра в римском публика могла видеть мимику актера. Только в виде исключения актеры надевали маски (например, когда нужно было сыграть в комедии двойника).

Актеры, игравшие трагедии, использовали те же костюмы, что пришли в римский театр из Греции. Но поскольку римские актеры хотели иметь внушительный и величественный внешний вид, они применяли более  высокие котурны, высокий онкос и парик над маской, после того как она была введена. У греческих котурнов была мягкая утолщенная кожаная подошва. В римском театре котурны превратились в громоздкие деревянные подставки высотой до 20 см! Римские трагические маски выглядели так: широкие отверстия для рта и глаз, красивые прически с локонами, падающими на лоб и плечи, бороды были также завиты в локоны.

В I веке до н. э. в Риме произошло очень важное событие: был выстроен первый каменный постоянный театр. Сооружен он был Помпеем в 55 году до н. э. Немного позднее было построено еще два каменных театра. От одного из них, театра Марцелла, сохранились до наших дней остатки наружной стены, которая была разделена на три этажа, или три внутренних яруса.

Архитектура римского театра довольно сильно отличалась от греческого и имела ряд особенностей. (см. приложение 2). Места для публики были расположены в один или несколько ярусов в виде полукруга. Орхестра также была полукруглой. На ней имелись места для сенаторов. Сценическая площадка, или иначе просцениум, была приподнята над орхестрой примерно на 1,5 м. Фасад скены имел богатые декорации, над просцениумом нависала крыша В римском театре уже присутствовал занавес: перед началом спектакля его опускали в щель просцениума, тем самым открывая сценическую площадку. В конце спектакля закрывали сцену, поднимая занавес вверх.

2.3 Римский театр  императорской эпохи

 После затяжных гражданских войн в I веке до н. э. Римская республика пала. В 31 году до н. э. Октавиан одержал победу над Антонием и стал единственным правителем Рима. Режим правления Октавиана представлял собой диктатуру с огромным бюрократическим аппаратом, который образовался еще в предшествующий период.

Рабовладельцы полностью  поддерживали существующий строй, потому что власть создавала прочную  опору против восстаний рабов  и давала возможность для установления гражданского мира. В связи с этим италийское общество считало, что с  приходом к власти Октавиана в Риме наступил золотой век.

Октавиан, который получил в народе прозвище Август, что значит «священный», обладал почти неограниченной властью. Но он старался сохранить хотя бы видимость того, что государственные учреждения в своей работе придерживаются республиканских принципов.

Октавиан Август прекрасно понимал, что в этот период театр приобретает все большее и большее общественное значение. Осознавая это, он все же старался превратить театр в такое заведение, которое отвлекало бы народ от политической борьбы. Как при Октавиане, так и при его преемниках, в Италии и в провинциях стали строить много каменных театров. Очень часто для народа устраивались представления, которые были в основном развлекательными. Тем самым общественная роль театра была значительно снижена. Такое положение вещей сказалось прежде всего на репертуаре театров. После того как была установлена диктатура Октавиана, римская драматургия стала приходить в упадок. В это время трагедии если и ставились, то в виде отдельных, самых зрелищных сцен, дававших актерам возможность продемонстрировать свое искусство. В таких сценах выступали актеры, которых называли «трагеды». Они выходили на сцену в маске и театральном костюме, как в настоящей трагедии. Их роль ограничивалась в основном пением. Исполнение арий из драм и трагедий было популярно в Римской империи до самых последних дней ее существования [5].

Из всех пьес, написанных в тот период, до наших дней не дошло ничего, кроме произведений философа Сенеки. До наших дней сохранились 9 трагедий, написанных Сенекой. Практически  все сюжеты он позаимствовал из греческой  мифологии. Даже названия пьес у Сенеки почти такие же, как у древнегреческих  драматургов. Произведения Сенеки были предназначены не для постановки на сцене, а для чтения в аристократических  домах.

Героями сенековских трагедий являются люди, у которых в жизни имеется какая-либо сильная страсть, толкающая их на преступления, а порой доводящая до гибели. Характеры персонажей несколько однолинейны, т. е. Сенека выделяет какую-то одну черту характера героя и доводит ее почти до абсурда. В трагедиях драматурга постоянно встречаются описания страшной мести, ужасной, насильственной смерти. Скорее всего, автор описывал тогдашнюю действительность, потому что известно, что при некоторых императорах было совершено множество кровавых преступлений. Но в пьесах Сенеки имеется и очень тонкое описание нормальных человеческих чувств. Иногда в своих произведениях он пытается хоть и робко, но протестовать против деспотизма императоров, обличая тиранов. Трагедия «Медея» была написана Сенекой на тот же самый сюжет, что и пьеса Еврипида, но суть ее совсем другая. Уже в самом начале становится ясно, что Медея одержима жаждой мести. Как пишет Сенека, она «зловещим голосом призывает всех богов и богинь отмщения со змеями в волосах явиться и отомстить» сопернице и ее отцу. Медея хотела бы сжечь весь город вместе с жителями только потому, что в нем будет проходить свадьба Ясона. Кормилица Медеи говорит, что охваченная гневом героиня похожа на менаду и что должно произойти «громадное злодейство, свирепое и безбожное». Из этого видно, что ни о какой сложности чувств и ни о каких переживаниях, красочно описанных Еврипидом в своей «Медее», и речи нет. Медея Сенеки хочет только мести и удовлетворения задетого самолюбия.

Информация о работе Античный театр