Анри Эмиль Бенуа Матисс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:22, доклад

Описание работы

Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.

Файлы: 1 файл

Анри Эмиль Бенуа Матисс.ppt

— 1.82 Мб (Скачать файл)

31.12.1869 Ле Като, Нор  - 03.11.1954 Симье, близ Ниццы 

 

Первые опыты в живописи  относятся к 1890; в 1892 Матисс учится  в Париже в Академии Жюлиана  у А. В. Бугро — мэтра салонного  искусства; в 1893-98 работает в мастерской  Г. Моро в Школе изящных искусств. Мистик и символист Моро предрекал  начинающему художнику большую  будущность, особенно ценя его  новаторские приемы в сочетаниях  разных цветов. Матисс копирует  в Лувре произведения Шардена, де Хема, Пуссена, Рейсдаля, интересуется  творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье. Память о старых  мастерах и предшественниках  сохранится надолго. С 1896 Матисс  начинает выставляться в Салонах. По совету К. Писсарро едет  в Лондон, чтобы познакомиться  с произведениями У. Тернера.

 

1901-04 — годы интенсивных  творческих поисков, начало усиленных  занятий скульптурой. Сам Матисс  считал впоследствии, что в  новой манере он начал работать  в 1898. Постепенно он освобождается  от «музейных» впечатлений, палитра  его светлеет; появляется техника  импрессионистического дробного  мазка. Знакомится с творчеством  А. Майоля, художниками группы  «Наби », увлекается искусством  П. Гогена (его посмертная выставка  состоялась в Париже в 1903),  П. Сезанна. Первая персональная  выставка состоялась в 1904 у  А. Воллара. Летом 1904 Матисс  вместе с художниками-неоимпрессионистами  П. Синьяком и Э. Кроссом  едет на юг Франции, в Сен-Тропез;  художник начинает использовать  технику дивизионизма — раздельных  точечных мазков. В 1905 выставляет  картину «Роскошь, покой и сладострастие»  (названием послужила строчка  из стихотворения Ш. Бодлера),  где декоративизм стиля модерн  сочетается с точечной (характерной  для пуантилизма) манерой письма.  В дальнейшем красочная точка  заметно увеличивается, цветовая  энергия ее возрастает, появляется  интерес к «экспрессии» (любимое  слово Матисса), красочным ореолам  вокруг формы, цветному рисунку  внутри живописной композиции,  к плоскостности и взаимодействию  больших колористических масс.

В знаменитом парижском  осеннем Салоне 1905, вместе со своими  новыми друзьями он выставляет  ряд работ, и среди них «Женщину  в зеленой шляпе». Произведения  эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В это  время Матисс открывает для  себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской  ксилографией и арабским декоративным  искусством. К 1906 завершает работу  над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой  «Послеобеденный отдых фавна»  С. Малларме: в сюжете сочетаются  мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры  на дереве, керамика; продолжает  совершенствоваться рисунок, выполненный  преимущественно пером, карандашом  и углем. В графике Матисса  арабеск сочетается с тонкой  передачей чувственного обаяния  натуры.

В 1907 Матисс путешествует  по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные  принципы, говорит о необходимости  «эмоций за счет простых средств». В его мастерской появляются  ученики из разных стран. В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику  три декоративных панно для  собственного дома в Москве. В  панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен  экстатический танец, навеянный  впечатлениями от русских сезонов  С. Дягилева, выступлений Айседоры  Дункан и греческой вазовой  живописи. В «Музыке» Матисс представляет  изолированные фигуры, поющие и  играющие на различных инструментах. Третье панно — «Купание, или  медитация» — осталось лишь  в набросках. Выставленные в парижском  Салоне перед отправкой их  в Россию, композиции Матисса  вызвали скандал эпатирующей  обнаженностью персонажей и неожиданностью  трактовки образов. В связи с  установкой панно Матисс посетил  Москву, дал несколько интервью  для газет и высказал восхищение  древнерусской живописью. В картине  «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных  искусств, Москва), используя приемы  эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст  зеленого и красного, Матисс создает  эффект кружения рыбок в стеклянном  сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих  «Вид из окна в Танжере», «Зора  на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых  теней и ослепляющих лучей  солнца.

 

После Первой мировой  войны Матисс преимущественно  живет в Ницце. В 1920 исполняет  эскизы декораций и костюмов  для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка  С. Дягилева). Под влиянием живописи  О. Ренуара, с которым Матисс знакомится  в Ницце, он увлекается изображением  натурщиц в легких одеяниях (цикл  «одалисок»); интересуется мастерами  рококо. В 1930 едет на Таити, работает  над двумя вариантами декоративных  панно для фонда Барнеса в  Мерионе (Филадельфия), которые должны  были быть помещены над высокими  окнами главного выставочного  зала. Тема панно — танец. Восемь  фигур представлены на фоне, состоящем  из розовых и синих полос, сами  фигуры серовато-розового тона. Композиционное  решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов  Матисс начал использовать технику  вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в  дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии  в литографиях). Перед Второй мировой  войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра  или литография). Для дягилевских  постановок делает эскизы декораций  балета «Красное и черное»  на музыку Д. Шостаковича. Много  и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его  живописи заметно упрощается; рисунок  как основа композиции выявляется  все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства  им. Ж. Помпиду, Париж).

 

В 1948-53 по заказу доминиканского  ордена работает над сооружением  и декорацией «Капеллы четок»  в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом  в капеллу — керамическое панно  с изображением св. Доминика и  Девы Марии. Другие панно, исполненные  по эскизам мастера, помещены  в интерьере; художник крайне  скуп на детали, беспокойные черные  линии драматично повествуют  о Страшном Суде (западная стена  капеллы); рядом с алтарем изображение  самого Доминика. Эта последняя  работа Матисса, которой он придавал  большое значение, — синтез многих  предшествующих его исканий.

 

Матисс работал в разных  жанрах и видах искусства и  использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа  «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства  им. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса  — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и  оранжерейных растений, разнообразных  сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных  видов из окна (любимый мотив  художника). Стиль его отличается  гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные  силуэты и очертания («Темы и  вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих  его строго продуманные, большей  частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных  средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные  созвучия, то равновесие локальных  больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника  — передать наслаждение от  чувственной красоты внешних  форм.

 

Обеденный стол-1897

Голубой горшок и лимон-1897

Ваза с подсолнухами - 1898

Фрукты и кофейник - 1899

Посуда на столе - 1900

Мужчина-модель 1900

Люксембургский сад-1901

Роскошь, покой и наслаждение - 1904

Портрет Андре Дерена - 1905

Счастье существования - 1905

Мадам Матисс - 1905

Цыганка 1906

Лежащая обнажённая - 1906

Музыка (эскиз) - 1907

Женщина в белом, стоящая  у зеркала – 1918-1919.

Джас, лошадь, наездница, клоун - 1947


Информация о работе Анри Эмиль Бенуа Матисс