Английский театр эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:28, контрольная работа

Описание работы

В Англию Возрождение пришло поздно, но было изумительно мощным. При этом английский Ренессанс был именно театральным. Никогда - ни прежде, ни после - английское театральное искусство и европейский театр вообще не создавали подобных шедевров.
Пиком английского ренессансного искусства стало творчество Шекспира, остающегося доныне самым репертуарным драматургом мирового театра. Именно в Шекспировском театре отразилась главная особенность английского Возрождения: не столько восстановление античных мотивов, сюжетов и схем, сколько выход на новый обобщающий философский уровень. Театр Шекспира стал универсальной, внеисторической моделью мироздания, где сосредоточились вечные проблемы взаимоотношения личности и общества. Кстати, этому в немалой степени способствовали и предельно условные постановочные принципы английского ренессансного театра: основной акцент переносился на смысловое содержание и на игру актеров. Это обусловливало мощный всплеск развития и драматургии, и актерского искусства.

Файлы: 1 файл

Английский театр.docx

— 27.77 Кб (Скачать файл)

Английский театр  эпохи Возрождения.

ТЕАТР ВОЗРОЖДЕНИЯ - европейский театр в историческую эпоху позднего средневековья (16-17 вв.).

    Если в эпоху средневековья господствующее мировоззрение определяется конфликтом между духовным и плотским, между Богом и дьяволом, то в Возрождении основная доктрина заключена в гармонии, свободе, всестороннем развитии личности. На смену средневековым идеалам фанатического аскетизма приходят гуманистические идеалы, в центре которых - образ человека, свободного в своих мыслях и чувствах, хозяина своей судьбы, излучающего радость полнокровной жизни.

     В Англию Возрождение пришло поздно, но было изумительно мощным. При этом английский Ренессанс был именно театральным. Никогда - ни прежде, ни после - английское театральное искусство и европейский театр вообще не создавали подобных шедевров.

     Пиком английского ренессансного искусства стало творчество Шекспира, остающегося доныне самым репертуарным драматургом мирового театра. Именно в Шекспировском театре отразилась главная особенность английского Возрождения: не столько восстановление античных мотивов, сюжетов и схем, сколько выход на новый обобщающий философский уровень. Театр Шекспира стал универсальной, внеисторической моделью мироздания, где сосредоточились вечные проблемы взаимоотношения личности и общества. Кстати, этому в немалой степени способствовали и предельно условные постановочные принципы английского ренессансного театра: основной акцент переносился на смысловое содержание и на игру актеров. Это обусловливало мощный всплеск развития и драматургии, и актерского искусства.

         Английский Ренессанс можно условно разделить на три этапа развития.

         Первый - конец 15 в. и первые три четверти 16 в. - начальный пеиод формирования нового мирровоззрения; в театре сопровождался переходом от средневекового моралите и интерлюдии (переходная форма от моралите к фарсу) к основным театральным жанрам - трагедии и комедии.

(Моралите (от французского morale — нравоучение) — один  из жанров средневекового театра. Наибольшее распространение он получил на рубеже XIV-XV веков. Эти постановки были распространены в крупных европейских городах во время праздников и народных гуляний. Сюжеты в основном брались из притч и коротких рассказов назидательного характера.

Играли моралите на балаганных подмостках. Декорация  представляла собой сложную конструкцию, где наверху располагалось нечто  вроде балкона, обозначавшее царство  небесное. В середине находилась земля, а ниже — преисподняя.

Любопытны действующие  лица моралите, которые представляли собой не конкретных людей, а аллегорические персонажи, олицетворявшие чувства  и человеческие качества, отсюда их имена — Вера, Разум, Скупость, Беспутство, Глупость, Надежда.

Обычно персонажи, олицетворявшие противоположные качества, выходили на сцену с разных сторон, образуя симметричные группы.

Представление всегда имело счастливый конец, за которым  следовал эпилог, содержащий нравоучение. В нем прославлялись страдания  и кротость и порицались жестокосердие  и скупость.

По существу, моралите представляло собой не пьесу, а представленный актерами философский диспут. Поэтому  главным в нем было не действие, а споры, которые вели между собой  актеры. Вместе с тем представления  носили сатирический характер, забавляя и веселя зрителей. Вот почему они всегда пользовались популярностью у зрителей.)

 

           Второй - конец 16 в. и начало 17 в., до смерти Шекспира в 1616 - наивысший расцвет английского театра эпохи Возрождения.

           Третий - от смерти Шекспира в 1616 до закрытия пуританскими властями театров в 1642 - знаменует кризис и упадок английского театра.

Отсчет английского  театра Возрождения можно вести  от любительских студенческих постановок Оксфорда и Кембриджа, где в конце 15 - начале 16 вв. ставились спектакли  на латинском языке. Поворот к  профессионализму произошел в конце 1580-х, когда в английскую драматургию  практически одновременно вошел  целый ряд драматургов, получивших прозвище «университетские умы»:

Роберт  Грин, Кристофер Марло, Джон Лили, Томас  Лодж, Джордж Пиль, Томас Кид. Почти все они имели университетские дипломы Оксфорда и Кембриджа.

Уже в Средние  века громоздкие мистериальные представления  ставились в Англии с большим  трудом. Гораздо большую популярность завоевало здесь моралитэ. Этот театральны жанр смог удержаться во всей своей чистоте вплоть до конца XV века. Правда после того, как Генрих VIII в начале XVI века порвал с Римом и началась эра новой английской церкви, состав персонажей моралитэ резко обновился. Наряду с “моральными персонажами” (Скупость, Богатство, Великодушие и пр.) появились персонажи, связанные с нарождавшимся интересом к наукам и светской литературе. Так большую популярность приобрела фигура Пророка. Появилось сразу несколько пьес, изображающих брак между Умом и Наукой. Типичным было название одного моралитэ -- “О природе четырех элементов”, главного героя которого зовут Жажда знания. Его обучает Природа, а Опыт показывает ему на карте вновь открытые страны. Так моралите из религиозно моралистического превращалось в идеологическое и политическое средство.

Долгое царствование Елизаветы (1558 - 1603), практически завершившее  реформацию английской церкви, окончательно определило весьма слабый интерес английского  искусства к религиозным вопросам. Тогда же, в 1548 году, была написана первая английская историческая хроника -- пьеса епископа Джона Бейля “Король Джон”. Персонажи пьесы носят имена: Дворянство, Духовенство, Гражданский порядок, Община, Узурпация. Отрицательный персонаж -- Мятеж -- появляется в маске Стивена Лангтона, архиепископа Кентерберийского, главного противника короля.

     Почти одновременно с обновленным моралитэ появляется и другой драматический жанр -- интерлюдия. Это не итальянские или испанские интермедии, дававшиеся между актами большой пьесы. Английская интерлюдия -- это ludus inter (игра между), то есть игра между действующими лицами, пьеса вообще. Здесь уже почти ничего не остается от аллегоричности моралитэ. Сюжеты почти реалистические, а персонажи, хотя и не реальные лица, но маски из самых разных слоев общества. Так в интерлюдии Джона Хейвуда, одного из самых ярких представителей этого периода английской драматургии, “Четыре Р” разыгрывается сценка между четырьмя персонажами, названия которых по-английски начинаются с буквы “Р”: palmer, pardoner, poticary, pedlar (паломник, индульгенщик, аптекарь и разносчик).

Однако все эти  театральные опыты были только началом  необычайного взлета английского возрожденческого театра. Прежде, чем появились законченные  образцы, английский театр должен был  пройти увлечение античным репертуаром. В 1520 году состоялся первый античный спектакль в Англии. Ученики школы  св. Павла в присутствии Генриха VIII разыграли одну из комедий Плавта. А вскоре выпускники Кембриджа, Итона, Оксфорда почти сразу со школьной скамьи пополняют штат театральной  богемы. Не случайно крупнейших драматургов  дошекспировского времени объединяют под названием “университетские умы” -- каждый из них имел университетский диплом. Именно в их творчестве окончательно сформировалась английская возрожденческая драма. Особенно ярко проявился талант Кристофера Марло, прямого предшественника и учителя В. Шекспира, автора знаменитого “Доктора Фауста”.

Кристофер (Кит) Марло (англ. Christopher («Kit») Marlowe), (26 февраля 1564, Кентербери -- 30 мая 1593, Дептфорд) -- английский поэт, переводчик и драматург елизаветинской эпохи, один из наиболее выдающихся предшественников Шекспира. Марло был незаурядной личностью, свидетельство чему не только его мощное поэтическое дарование, но и принадлежность к философскому кружку У. Рэли, члены которого, по-видимому, исповедовали весьма нетрадиционные

         Марло внёс большие изменения в английскую драму:

  • До него здесь хаотически нагромождались кровавые события и вульгарные шутовские эпизоды.
  • Он первым сделал попытку придать драме внутреннюю стройность и психологическое единство.
  • преобразовал стихотворную ткань драмы введением белого стиха, существовавшего до него лишь в зачаточном состоянии.
  • начал более свободно, чем его предшественники, обращаться с ударными слогами: трохей, дактиль, трибрахий и спондей заменяют у него властвовавший у его предшественников ямб. Этим он приблизил трагедию к классической драме типа Сенеки, популярной тогда в английских университетах.
  • видел подлинные истоки трагического не во внешних обстоятельствах, определяющих судьбу персонажей, а во внутренних душевных противоречиях, раздирающих исполинскую личность, поднявшуюся над обыденностью и расхожими нормами.

       Пьесы «университетских умов», сформировав литературно-философскую концепцию утверждения индивидуальности, могущества человеческой личности, подготовили появление Уильяма Шекспира. Три этапа, на которые принято делить творчество Шекспира, предельно ярко отразили трансформацию общей идеологии Ренессанса - от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию.

Однако В. Шекпир не учился ни в Оксфорде, ни в Кембридже. Известно, что единственной его школой была грамматическая школа его родного  города Стрэфорда на Эйвоне

В произведениях  великого английского поэта нашёл  разностороннее выражение его гуманистический  идеал. В ранней трагедии «Ромео и  Джульетта», в комедиях «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский  купец» доминирует чувство уверенности  в близкой победе человека над  тёмными силами. Позднее, в драмах начала XVII в, резко углубляется атмосфера трагизма -- отражение растущих противоречий общественной действительности.

…НАСТЯ  о Шекспире…

        Из современников и следующих за Шекспиром драматургов на первом месте стоит Бен Джонсон (около 1573--1637). Сторонник подражания античным образцам, он создал «ученую», «правильную» трагедию («Падение Сеяна», «Заговор Катилины»), близкую к гуманистической историографии его времени Гораздо полнее выражен дух народного английского Возрождения в бытовых комедиях Бена Джонсона («Всяк в своем нраве», «Вольпоне», «Варфоломеевская ярмарка»). В этих комедиях имеется морализующая тенденция. Последний этап елизаветинской драматургии представлен именами Джона Флетчера, Джона Тернера, Джона Вебстера и Мессинджера. Сохраняя некоторые прогрессивные черты, эти драматурги являются уже выразителями глубокого внутреннего кризиса культуры Возрождения. Они проявляют чрезмерный интерес к идее роковой обречённости человека, освобождённого от всяких моральных норм.

        Английская гостиница - это большое четырехугольное продолговатое здание, почти совершенно глухое снаружи. С окружающим миром внутренний двор гостиницы сообщался лишь через единственную тяжелую прочную дверь. Во двор выходили и окна многочисленных гостиничных номеров. Двор гостиницы превращали в театр следующим образом. К одной из узких сторон двора пристраивалась невысокая сцена на прочных столбах. На галерее внутреннего двора располагалась знатная публика, а простолюдины смотрели спектакль прямо стоя на дворе гостиницы.

           В результате этого «публичные» театры возникали в предместьях Лондона - к северу от городской черты или к югу, «за Темзой». В 1576 актёр Дж. Бёрбедж построил для своей труппы спец. здание, названное им «Театр». Вскоре возводятся здания театров «Куртина» (1577), «Роза» (1587), «Лебедь» (1596), «Глобус» (1599), «Фортуна» (1600) и др.

По такой же “гостиничной схеме” строились и первые лондонские театры (кстати, и испанский профессиональный театр начинался тоже в гостиницах -- корралях). строились и первые лондонские театры. Снаружи они оформлены очень скромно. У высокой двери вывешивались пригласительные афиши и помещался привратник, взимавший входную плату. Сам зал делился на две половины. Небольшую часть занимала сцена, большую -- партер. Над сценой обычно устраивали крышу. Зрители партера смотрели спектакль прямо под небом. С трех сторон площадку партера окружали галереи в три яруса для знати. Молодые франты завоевали себе право сидеть прямо на сцене, по обоим ее краям на небольших скамеечках.

          Начинались спектакли обычно в три часа дня. И потому освещения сцены практически не требовалось. Наоборот, трудности возникали с показом ночных и вечерних сцен. Затруднение устраняли, натягивая на сцене черный задник, сигнализирующий зрителям, что они видят ночную сцену. Да еще драматургу приходилось постоянно вставлять в реплики актеров упоминание о времени и месте действия. Декорации вообще были крайне скудны: чахлое деревце изображало лес, кусок дерна - поле. Зато костюмы делались необычайно богатыми. И когда у театра не хватало денег на дорогой костюм, актеры приплачивали за свой костюм, стремясь выгодно появиться перед зрителями. Все женские роли играли миловидные юноши и часто публика была вынуждена ждать начала спектакля, пока Джульетта или Дездемона побреются.

           Сама сцена была двухэтажной и четко делилась на четыре части. На просцениуме разыгрывались сцены на открытом воздухе, во дворцах или в залах. В задней половине сцены, перед столбами, поддерживающими второй этаж, игрались сцены внутри домов. Под самими столбами в самой глубине сцены разыгрывались ночные или интимные сцены. И наконец, второй этаж отводился для сцен в спальнях (в Англии спальню традиционно помещали на втором этаже).

Информация о работе Английский театр эпохи Возрождения