Анализ картины Левитана «У омута»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:09, творческая работа

Описание работы

Для описания этой картины мною было выбрано понятие «биографически детерминированная ситуация», но в первую очередь предстоит описать данное понятие. К биографически детерминированным элементам ситуации принадлежит, среди прочего, мой запас наличного знания вместе с убеждениями, мнениями, верованиями всех степеней правдоподобия, относящихся к непроблематизированному миру. Он также включает мои системы тематической, интерпретативной и мотивационной релевантностей, мои насущные интересы и систему планов, которая отбирает из неопределенного поля непроблематизированного мира те элементы, которые требуют более точного определения, и, следовательно, проблематичны.

Файлы: 1 файл

Анализ картины.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ картины

 

Левитан «У омута»

 

Выполнила: студентка гр. СР-52

Волкова Ольга

 

 

 

 

 

 

 

 

     Для описания  этой картины мною было выбрано  понятие «биографически детерминированная  ситуация», но в первую очередь  предстоит описать данное понятие.

     К биографически детерминированным элементам ситуации принадлежит, среди прочего, мой запас наличного знания вместе с убеждениями, мнениями, верованиями всех степеней правдоподобия, относящихся к непроблематизированному миру. Он также включает мои системы тематической, интерпретативной и мотивационной релевантностей, мои насущные интересы и систему планов, которая отбирает из неопределенного поля непроблематизированного мира те элементы, которые требуют более точного определения, и, следовательно, проблематичны. Более того, к биографически детерминированным элементам моей ситуации принадлежит специфическая структура и генезис моего запаса наличного знания, который, конечно же, во многих отношениях является уникальным и единственным.

     Если, для  начала, все мое прежнее знание вынести за скобки, и посмотреть на эту картину, то ничего особо примечательного для себя я не нашла. Это пейзаж, на котором изображен сломанный мост через небольшую речушку, на противоположном берегу виднеется сосновый лес. Вода в водоеме насыщенного темно-синего цвета (поэтому и «омут»), а свет художник изобразил так, будто мы любуемся этим видом в погожий весенний или летний день. Свежесть и прозрачность природы, воздуха, самого места и настроения картины резко контрастирует с глубиной и темнотой «главного персонажа» – омута. Плачевное состояние деревянного моста, переброшенного через реку (или не моста, а кладки? гати?), также не позволяет зрителю проникнуться весенней нежностью и беззаботностью погоды, изображенной на картине, а напоминает о том, что добраться до противоположного берега – трудная задача: лишь хрупкий, полуразвалившийся деревянный мостик разделяет смельчака, рискнувшего пройтись по нему, и темную глубину холодной водяной бездны омута.

     Пейзажи  всегда были для меня самой малопривлекательной и неинтересной частью живописи (после, разве что, натюрмортов): в них отсутствует динамика, движение, жизнь. Это как красивый цветок, замороженный в куске льда – красивый, но не живой. Мне всегда больше нравились картины, изображающие сцены из жизни людей, их эмоции и чувства, своего рода рассказы, которые хотя и являются статичным объектом – изображениями на холсте, однако наделены определенной динамикой, движутся, разговаривают, радуются и плачут, кричат и отдыхают, живут для зрителя, пока он на них смотрит и, таким образом, общаются с ним.

     Тогда почему же  для анализа я выбрала именно  пейзаж, и отнесла его к «биографически  детерминированным ситуациям»? На  самом деле я прошла бы мимо этого пейзажа так же, как проходила мимо сотен подобных, если бы не внезапный укол узнавания, как только я мельком взглянула на картину: déjà vu. Я видела это место раньше, более того – была там! Конечно же, такого не может быть, но поразмыслив, я поняла – это место как две капли воды похоже на одно место на берегу реки в деревне у бабушки, куда я часто ездила на лето. Я ловила там рыбу летом несколько лет подряд, и на «моем» месте можно было увидеть практически такой же вид – вот только там мостик был совсем обветшалым, обвалившимся по середине так, что попасть на другой берег, оставшись сухим, невозможно. Когда ловишь рыбу, проводишь много времени в общении с природой, любуешься ею, начинаешь подмечать мельчайшие детали пейзажа. За эти несколько лет я так хорошо визуально запомнила то место, что просто не могла не обратить внимания на его схожесть с изображенным на картине. Таким образом, моя «встреча» с этой картиной Левитана не просто общение человека с произведением искусства, а именно «биографически детерминированная ситуация» - потому что я пережила некоторые эмоции, воспоминания, которых не возникло бы без определенного опыта, которые обусловлены моими личными переживаниями, событиями моей жизни.

 

Список литературы:

 

  1. Даниленко О.А. «от «рамы картины» Г. Зиммеля – к картине как «феноменологическому симулятору» в преподавании социологии повседневности».
  2. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 1056 с.

Информация о работе Анализ картины Левитана «У омута»