Связь языкознания с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Языкознание (языковедение, лингвистика) - это наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития. В наши дни науке известно около пяти тысяч различных (живых и мертвых) языков. Из этого числа 180 языков являются родными для более чем трех с половиной миллиардов жителей Земли. Остальными языками пользуется меньшая часть земного населения. Среди этих языков есть языки, на которых говорят несколько сотен или даже десятков человек. Но для лингвистики все языки равны и все важны, так как каждый из них - индивидуальное представление человеческого языка вообще.

Содержание работы

I.Введение………………………………………………………………….3
1. Цели и задачи………………………………………………………....5
II. Связь языкознания с другими науками. Языкознание. Задачи Языкознания…………………………………………………..……..……6
1. Языкознание и социальные науки…………………………………………….....8
2. Языкознание и естественные науки. Языкознание и математика…................10
3. Принципы членения Языкознания на разделы и состав Языкознания………13
4. Общее Языкознание и частичные науки о языке……………………………...14
5. Звуковые явления изучает раздел физики – акустика………………….……...18
6. О связи языкознания с другими науками………………………………….…...23
7. О связи лингвистики с естественными науками………………………….……24
III. Вывод………………………………………………………………….25
IV. Список использованной литературы…………………………........28

Файлы: 1 файл

Связь языкознания с другими науками.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Законы относятся к  тем или иным конкретным языкам. Поскольку каждый язык изменяется во времени, эти законы формулируются  как исторические, действующие на определённой территории в определённую эпоху (например условия исчезновения носовых звуков в славянских языках и появления их во французском языке; правила глагольного или предложного управления в русском языке и тому подобное). Индуктивное общение этих закономерностей приводит не к законам первого рода, а к вероятностным формулировкам. Каждый язык характеризуется некоторой совокупностью своих исторических законов. На основании сходства последних языки могут быть сгруппированы в типы, независимые от генетического родства, например "активный" тип (некоторые языки американских индейцев; эргативный тип, номинативный тип. Вместе с тем в современном Языкознании исторический закон иногда формулируется как частный случай панхронического закона. В связи с существованием законов двух типов в Языкознании своеобразно выделяется принцип детерминизма: какая 
– либо общая закономерность языка детерминирует закономерность конкретного языка, но не однозначно; в другом конкретном языке в зависимости от его частной системы та же общая закономерность может вызвать иное следствие.

Указанное разделение законов  стало возможным после осознания  двойственности предмета Языкознания (язык вообще и конкретные языки). До этого в истории Языкознания  законы понимались различно и противоречиво, например представители младограмматизма первоначально определили звуковые законы как исторические, всеобщие (для данного диалекта) и императивные, то есть подобные законам природы. Затем, признав единственной реальностью лишь язык индивида, они стали рассматривать как звуковой закон только закон изменения отдельных слов в индивидуальной речи, а распространение законов на весь данный язык – как распространение привычек, норм.

Исторический очерк. Древний этап Языкознания (Древняя Греция и Индия) характеризуется господством логического направления. Анализ языка – лишь подсобное средство логики; язык рассматривается как средство формирования и выражения мысли. Диалог Платона (5-4 вв. до. н.э.) «Кратил» – первое специальное сочинение по Языкознанию в европейской науке, содержащие некоторую систему представлений («модель») о преобразовании идеи в текст. 
Платон утверждал, что сущности вещей («объективные идеи») отражаются в субъективном человеческом сознании различными сторонами и соответственно различными именами. В высказывании каждое имя ещё более уточняется и становится доступно сообщению другому человеку. Значение Платона для Языкознания, однако, заключается не столько в его специальных рассуждениях, сколько в конструктивном способе построения его философской системы, связанном с лингвистическим моделированием (диалоги «Софист» и «Парменид»).

Аристотель (4 в. до н.э.), как  и Платон, считал исследование языка  лишь вспомогательной частью логики, однако придавал ему большее значение. В работах «Категории», «Об истолковании», «Топика» изложена цельная логико-языковая концепция. Исходной точкой этой концепции является система понятий – слов, «логосов», разбитых на категории, а конечной - анализ разнообразных типов высказываний – суждений и их связей. 
В философскую систему Аристотель ввёл 10 категорий (сущность, количество, качество, отношение и другое), представляющих собой, по его мнению, высшие роды объективного бытия. Эти категории – построенный в строгой иерархии список всех форм сказуемого (от именных форм к глагольным), которые могут встретиться в простом предложении древне – греческого языка. Аристотель первый из античных мыслителей подошёл к проблеме грамматической формы, развивал учение о частях речи как грамматически различающихся классах слов. Основным типом суждения он считал высказывание: «Существительное – субъект – существительное – предикат» (например, Лошадь – животное»); другие типы суждений – высказываний он рассматривал как преобразование (трансформации) основного типа. Концепция Аристотеля развивалась в европейской логике и грамматике средневековья. Его логическая грамматика не потеряла значения до 20 века, особенно в школьной практике. Некоторые грамматические термины в русской грамматике – кальки введённых Аристотелем терминов.

Логическое направление  в Языкознание поддерживалось (хотя и с забвением многих идей Аристотель) до конца 17-1-й половины 18 вв. Оно получило завершение в логике и грамматике Пор – Рояля во Франции. Учёные древности исходили из форм родного языка (древне – греческого или древне – индийского). Учёные Пор – Рояля стали считать логические формы языка, установленные ещё на греко–латинском материале, - понятие, суждение и 9 частей речи – универсальными формами всех языков. В рамках логического направления в целом был сделан важный шаг к исследованию языка как универсальной принадлежности человека, к созданию универсальной грамматики, к выработке общего метода таких исследований. В 20 веке это направление находит отражение в школьных грамматиках.

И наконец – кибернетика, «наука об управлении», новая научная  дисциплина, подлинное детище 20 века. Кибернетику нельзя мыслить себе как отдельную замкнутую науку. Это особое действенное устремление многих наук, призванных реально воплотит слова Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменит его». Для того чтобы переделать и преобразовать, необходимо прежде всего описать и опознать. Однако познание и описание отдельного, изолированного не даёт ещё ключа к кибернетическому преобразованию. Для этого необходимо сознание целого в его структуре и системе. Поэтому развитие кибернетики неизбежно вовлекает и объединяет в одно целое различные отрасли знания. Конечно, технический прогресс и, в частности, успехи электронной техники оказались рычагом для успехов кибернетики. Но дело не в одной технике, а в широком понимании синтеза наук и их взаимообогащении при осуществлении этого синтеза. Здесь источник возникновения таких наук, как физическая химия, биофизика, биохимия; с этой целью кибернетики применяется и математика для изучения экономики, биологии, психологии, лингвистики и исследования самого мышления.

Задача кибернетики  – приспособить данные всевозможных наук так, чтобы можно было использовать машину, переложить на неё различные  формы человеческого труда, в  том числе и умственного. Отсюда возникли различные вычислительные машины, которые в условиях использования электронной техники позволяют в тысячи раз ускорять всевозможные человеческие операции. Кроме того машины не ошибаются и даже способны обнаруживать человеческую ошибку, так как «человеку свойственно ошибаться», по латинской поговорке «Errare humanum est». Машине можно поручать контроль выполнения тех или иных процессов и само управление производством, машины могут распознавать информацию, её перерабатывать в нужном направлении, в частности, переводить с одного языка на другой, на чём основан «машинный перевод»; машины могут не только помогать обучать, но и сами обучать, что и применяется в современной нам педагогике.

 

О связи языкознания  с другими науками

- Языкознание связано  с социальными науками, в частности, с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.

- Языкознание связано  с археологией, которая изучает  историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п., и этнографией - наукой о быте и культуре народов.

- Языкознание соприкасается  тесно с этнографией при изучении  диалектного словаря - названий  крестьянских построек, утвари и  одежды, предметов и орудий сельского  хозяйства, ремесел.

- Связь языкознания  с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

- Языкознание тесно  связано с литературоведением. Союз  языкознания и литературоведения  породил филологию.

- Языкознание связано  также с психологией. Психологическое  направление в языкознании изучает  мыслительные и другие психологические  процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.

 

О связи лингвистики  с естественными науками

Из естественных наук языкознание теснее всего соприкасается с физиологией. Особенно важным для языкознания является теория И.П. Павлова о первой и второй сигнальной системах. Впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, - это «первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными». Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий. «Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов». Языкознание связано также с такой естественной наукой, как антропология. Антропология - наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. Интересы языковедов и антропологов совпадают в двух случаях: во-первых, при классификации рас, во-вторых - при изучении вопроса о происхождении речи.

О связи языкознания с философией. Философия вооружает языкознание как впрочем, и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.

 

Вывод

В заключение хотелось бы очертить круг задач, которые должно решить языкознание.

1. Установить природу и сущность языка.

2. Рассмотреть структуру  языка. 

3. Понимать язык как  систему, то есть язык представляет  собой не разрозненные факты,  не набор слов, это есть целостная  система, все члены которой  взаимосвязаны и взаимообусловлены.

4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества; как и когда, возникли и то и другое;

5. Изучить вопрос возникновения  и развития письма;

6. Классифицировать языки,  то есть объединить их по  принципу их сходства; как близкородственные  языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.

7. Выработать методы  исследования. Можно назвать такие  методы, как сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, количественный (квантитативный). Последний метод  основан на математической статистике.

8. Языкознание стремится  быть ближе к жизни, отсюда  его прикладной характер.

9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией  понимается проникновение знаний  родного языка или одного из  изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.

10. Рассмотреть связь  лингвистики с другими науками  (историей, психологией, логикой,  литературоведением, математикой).

Итак, языкознание или  лингвистика - наука о языке, его  общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

Язык является важнейшим  средством человеческого общения; нет, и не может быть человеческого  общества и народа, которые не имели бы языка. Нет и самого человека без языка. Язык как средство общения и как систему знаков изучают многие науки.

Языкознание – одна из древних наук, прошедшая длительный путь развития. На примере языкознания можно проследить, как возникает наука, как она уточняет и углубляет свой предмет и совершенствует свои методы.

Интерес к языку отражается в фольклоре всех народов. Как  возник язык и чем объясняется  многообразие языков, что обозначает слово и в чем сила слова  – вот далеко не полный перечень вопросов, которые ставятся и на которые даются ответы в устном народном творчестве всех народов мира.

Этот интерес к общему учению о языке отразился в  древнегреческой философии, в частности  в трудах Аристотеля (384 – 322 г.г. до н.э.). Аристотель, сам, будучи учеником Платона, создал свою философскую школу в Афинах – лицей (греч. Λύχειον), название школа получила от храма Аполлона, возле которого она находилась. Ученики и последователи Аристотеля развивали его учение, а также издавали его сочинения и составляли комментарии к ним.Рукописи Аристотеля были собраны и опубликованы под названиями: «Метафизика» (философское сочинение, названное так потому, что шло после «Физики»), «О душе», «Органон» (сочинения по логике; сюда включено сочинение «Об истолковании», написанное после смерти Аристотеля), «Политика», «Этика», «Поэтика», «Риторика». Вопросы языкознания Аристотель рассматривал в связи с проблемами философии (особенно логики) и поэтики. Связь языкознания с этими науками, установленная Аристотелем, сохраняет актуальность и в наше время.

Хотелось бы привести несколько высказываний Аристотеля:

«Только человек  из всех живых существ одарен речью».

«От природы  нет имен; они получают условное значение, когда становятся символом, ибо ведь и нечленораздельные  звуки поясняют собою нечто, как, например, у животных, хотя ни один из этих звуков не есть имя».

«Слова, выраженные звуками, суть символы представлений  в душе, а письмена – символы  слов».

Практической причиной возникновения языкознания является необходимость научить читать и понимать письменную речь, особенно памятники прошлых веков.

 

Список использованной литературы

 
1. Балли. Ш., Общая лингвистика  и вопросы французского языка,  М., издание иностранной литературы, 1995. 
2. Лемман. У., Примственность языкознания, «Вопросы языкознания», 1996, №1. 
3. Бодуэн-де-Куртенэ. И. А., Избранные труды по языкознанию., М.,1995. 
4. Моррис. Ч., Основание теории знаков// сб. Семиотика., М.,1983. 
5. Лингвистическая энциклопедия., М., 1999. 
6. История языкознания 19-20 в. в очерках и извлечениях 3 изд. кн 1-2, м, 1964-65 г. 
7. Теоретические проблемы советского языкознания сб. ст., м., 1968 г.

8. Интернет. Введение в языкознание  (Курс лекций)

9. А.В. Десницкая, Вопросы изучения родства индоевропейских языков, изд. АН СССР, М., 1955.

10. Р.А. Будагов, Г. Шухардт как лингвист, «Русский язык в школе», 1940, № 3.

11. В.А. 3вегинцев, Предисловие к сборнику «Общее и индоевропейское языкознание». Изд. иностр. лит., М., 1956.

12. А.С. Чикобава, Проблема языка как предмета языкознания, Учпедгиз, М., 1959.

 




Информация о работе Связь языкознания с другими науками