Структурные особенности глагольных композитов в языке немецкой молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Основы словарного состава немецкого языка заложены были в глубокой древности и обнаружили в своем дальнейшем развитии большую устойчивость. Словарный состав языка и его грамматика находятся между собой во взаимодействии. В частности, грамматика определяет правила словообразования, с помощью которых образуются производные слова словарного состава языка из ядра корневых слов.

Содержание работы

Введение 4
1 Особенности и тенденции молодёжного языка в Германии 6
1.1 Особенности немецкого молодёжного языка 6
1.2 Тенденции развития современного молодежного языка Германии 7
Выводы по главе 1 9
2 Словосложение в словообразовательной системе 11
2.1 Словообразовательная система немецкого языка 11
2.1.1 Словообразовательные модели немецкого языка 12
2.2 Словосложение в словообразовательной системе как один из основных способов пополнения словарного состава 13
2.2.1 Стык в словосложении 15
2.2.2 Основные тенденции в словосложении 17
Выводы по главе 2 18
3 Структурные особенности глагольных композитов в языке немецкой молодёжи 20
3.1 Глагольный композит в немецком языке 20
3.2 Классификация композитов в немецком языке 20
3.3 Особенности словосложения в сфере глагольных композитов 21
Выводы по главе 3 24
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Vasekho_Anna.docx

— 105.55 Кб (Скачать файл)

1) морфологической структурой первой непосредственно-составляющей. Он почти всегда встречается, когда первая непосредственно-составляющая образована при помощи суффиксов – hiet/-keit, -tum, -ung, -ut, -ion, -ität, нередко и с суффиксами -ing и -ling. Помимо этого –s- употребляется для более явной маркировки главного стыка, когда первая непосредственно-составляющая является композитом или содержит префикс.

2) морфонологической структурой первой непосредственно-составляющая. После глухих смычных согласных и f, а также после носовых и плавных звуков преобладает тенденция (не переходящая, однако, в общий принцип) избегать-s-: Fabrikgelände, Profitexplosion, Hoftor, Rauminhalt.

3) грамматическим родом первой непосредственно-составляющей. Он играет роль, поскольку соединительный элемент -s- у существительных женского рода, если они не образованы с помощью названных выше суффиксов, встречается только в ограниченном числе случаев (Geburtstag, но: Geburtenbeschräkung). Односложные существительные женского рода, как правило, не имеют соединительного элемента (исключение: Gans).

4) вторичной  семантической дифференциацией  форм с соединительным элементом -s- и без него, которая, утвердилась, впрочем, лишь в отдельных случаях: Verband – kasten – Verband-s-beitrag, -kasse.

Соединительный элемент -(е)n-

Его употребление определяется, прежде всего, формой множественного числа первой непосредственно-составляющей. Если она оканчивается на -еn, тогда большей частью данный соединительный элемент употребляется независимо от того, выражается ли отношение множественности или нет.

Сюда же относится ряд существительных мужского рода: Autor-en-honorar, Held-en-tat, Student-en-heim. Существительные женского рода без употребительного множественного числа с -еn не получают соединительного элемента -(e)n-:Kälte-einbruch, Kreide-stück. С другой стороны, данный соединительный элемент отсутствует и у ряда существительных женского рода с множественным числом на -еn: Säge-blatt, а также при опущении конечного -е: Grenz-truppen, Lokomotiv-führer, Münz-fernsprecher, Straf-vollzung; в последних случаях -е отсутствует после глухого фрикативного звука.

-еn- используется после ряда существительных среднего рода, множественная форма которых оканчивается не на -еn, а на -е: Inserat-en-annahme, Zitat-en-schatz.

Соединительный элемент -ens-

Очень редок, однако, и его употребление не ограничивается словами, в которых -ens- является флексией (Herz-ens-angst наряду с Frau-ens-person).

Соединительный элемент -е-

Встречается в редких случаях у непосредственно-составляющей мужского и среднего рода Hund-e-hütte, Pferd-e-markt, а также единично у односложных существительных женского рода (Gäns-e-braten), но всегда при наличии формы множественного числа на -е. Областью наиболее широкого применения соединительного элемента -е- являются непосредственно-составляющие , представленные глагольными основами. Когда они оканчиваются на -b, -d, -g, -ng, -s, то в композитах возможно варьирование — с соединительным элементом -е- и без него (Bind-faden – Bind-e-glied, Reib-fläche – Reib-e-käse, Schlang-ader – Nag-e-tier, Spreng-stoff – Häng-e-lampe), если же они оканчиваются на глухой согласный, а также на носовой или плавный звук, то соединительный элемент -е- почти всегда отсутствует (Dresch-flegel, Wohn-haus).

Соединительный элемент -еr-

Встречается исключительно при непосредственно-составляющей, образующих множественное число с -еr, при этом — независимо от того, имеется или отсутствует отношение множественности — в чем он сходен с -еn-: Eierschale, Männerstimme (все без отношения множественности) наряду с Häusermeer, Lichterglanz [15, с 98].

 

2.2.2 Основные тенденции в словосложении

 

При сложениях в отличие от аффиксации соединяются в одной лексеме не корневая морфема с аффиксами, а корневая морфема с корневой же, в результате чего возникает единое новое сложное слово; таким образом словосложение служит для словообразования.

Соединяться при словосложении могут и полные корни, и усеченные, а также основы и целые слова в какой-нибудь грамматической форме [13].

Словосложения может иметь две тенденции: механическую (агглютинирующую) и органическую (фузионную). В результате первой тенденции возникает сумма значений слагаемых элементов; например, в немецком языке: Kopfschmerz – «головная боль» (Kopf – «голова», Schmerz – «боль»), Augenapfel – «глазное яблоко» (Auge – «глаз», Apfel – «яблоко»), или в русском: профработа – «профсоюзная работа», стенгазета – «стенная газета».

При второй тенденции значение целого не равно сумме значений слагаемых; например, в английском языке typewriter не «шрифт + писец», а «пишущая машинка»; killjoy не «убей + радость», а «человек, портящий всем настроение в обществе», или в русском паровоз – это отнюдь не «воз, движущийся силой пара», а «машина, движущая железнодорожные составы по рельсам» [6].

Звуковые изменения и срастания частей сложения могут с течением времени превращать механическое сцепление морфем и даже слов в тесный сплав; например, в русском языке словосочетание спаси бог превратилось в неразложимое спасибо, ономь дьни – в намедни, пожалуй, староста – в пожалуйста (в произношении часто даже [пжалстΛ]); но такой тип сложений для русского языка не характерен. Древнегерманские словосочетания nachti gall – «ночи певица», или bruti gomo – «невесты муж» в немецком превратились в Nachtigall – «соловей», Brautigam – «жених», где хотя и можно выделить Nacht – «ночь» и Braut – «невеста», но вышедшие из употребления-gall, -gam превращают все слово в неразложимое.

 

Выводы по главе 2

 

Во второй главе мы рассмотрели, что такое словообразование в немецком языке. Язык находясь в постоянном движении, непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря – это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, они закрепляются в новых словах и новых значениях.

Современный этап развития лингвистики характеризуется повышенным интересом к изучению словообразования. Поднимаются вопросы о статусе словообразовательных единиц, о словообразовательных значениях и т.п. Словообразование – раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов [2].

На современном этапе словообразование имеет два значения. Во-первых, это один из способов пополнения словарного лексикона, а во-вторых, это учение о строение слова. Основными понятиями словообразования являются средство (корень слова, различные префиксы и суффиксы, а так же абляут и умляут), тип (словосложение, словопроизводство, образование сложнопроизводных слов, образование сложносокращённых слов, конверсия, словотворчество) и модель словообразования.

Основными словообразовательными моделями являются модель корневых слов, модели имплицитного словопроизводства, префиксальные, суффиксальные и префиксально-суффиксальные модели, а также модели словосложения.

Так же мы подробно рассмотрели, что такое словосложение. Словосложение – один из способов словообразования, состоящий в морфологическом соединении двух или более корней. Связь между смысловыми компонентами сложного слова осуществляется с помощью интерфиксальных морфем, как материально выраженных так и нулевых. В результате словосложения образуется сложное слово. Рассмотрев основные тенденции в словосложении Мы увидели, что их две – это механическая (агглютинирующая) и органическая (фузионная). Основным способом пополнения словарного состава новыми единицами продолжает быть словосложение [Zusammensetzung]. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что словосложение является самым продуктивным способом словообразования.

Словообразовательное изучение сложного слова связанно с решением многих трудных вопросов. Важнейшими из них являются определение самого понятия сложное слово, характеристика отношений между семантическими компонентами сложного слова и выделение для классификации сложных слов [10, с 140].

 

3 Структурные особенности глагольных композитов в языке немецкой молодёжи

 

3.1 Глагольный композит  в немецком языке

 

Изучение композитов немецкого языка имеет давнюю традицию. Это обусловлено большой продуктивностью метода словосложения в немецком языке. В немецком языке самым продуктивным способом словообразования является композитобразование. Именно поэтому новые слова в немецком языке создаются в подавляющем большинстве за счёт образования композитов, и появление у говорящего целеустановки на композитообразование при отсутствии нужного названия в лексиконе вполне естественно. Мотивом в данном случае является отсутствие необходимого наименования. Например: Schneeberge, Regenfalle [4, с 512].

Глагольные композиты – это сложные слова, принадлежащие к глаголу, а также композиты, включающие компоненты, относимые в традиционной грамматике к глагольным (причастие, деепричастие) и отглагольным (масдар) формам [1, с 202].

Для глагольного композитного словообразования вопрос дифференциации сложных слов, с одной стороны, и словосочетаний и фразеологических единиц – с другой, так же важен, как для именного словообразования. Кроме того, есть определенные лексико-словообразовательные группы глаголов, относительно которых до сих пор нет ясности, к какой сфере – словообразованию или формообразованию – они должны быть отнесены.

При классификации сложных слов, в основе которой лежит морфологический критерий, А.М. Искоз и А.Ф. Ленкова указывают, что композиты могут принадлежать к любому классу слов. Их принадлежность к тому или иному классу зависит, как правило, от второго компонента, который отражает грамматические характеристики всего композита; в качестве первого компонента сложного слова может выступать любая часть речи [3, с 159].

Так сложный глагол может иметь следующую морфологическую структуру:

глагол +глагол: stehenbleiben, kennenlernen;

существительное + глагол: teilnehmen, stattfinden;

прилагательное + глагол: freisprechen, stillstehen;

числительное + глагол: vierteilen;

наречие + глагол: weitergehen, fortfahren.

3.2 Классификация композитов в немецком языке

Как уже указывалось ранее, существуют различные типологии композитов. Например, М.Д. Степанова и В. Фляйшер в книге «Теоретические основы словообразования немецкого языка» различают две группы композитов [12]:

1) копулятивные композиты;

2) определительные композиты.

Копулятивные композиты состоят из двух компонентов, которые должны принадлежать одной и той же части речи и должны быть связаны между собой сочинением. Обе непосредственно-составляющие композита имеют своё собственное лексическое значение, но они одинаково участвуют в формировании значения словообразовательной конструкции: их семантическое соотношение может быть описано сочинительной связью с «и» [14].

Например: Dichterkomponist, Freundfeind.

Определительные композиты состоят из двух компонентов, которые связаны между собой подчинением, то есть предмет, обозначенный «основным словом» (равный второй непосредственно-составляющей) «определяется» «определителем» (равным первой непосредственно-составляющей). Последний компонент определительного композита выражен существительным, первый может принадлежать к любому грамматическому классу слов. Как первый, так и второй компонент значимый в лексическом плане: значение компонентов совпадает с лексическим значением соответствующих слов, то есть с их значением в самостоятельном употреблении. Но в ряде случаев тот или иной компонент или всё слово в целом претерпевает значительное переосмысление. Например: Lowenzahn, Seelowe, Augapfel.

Особыми случаями определительных композитов являются эллиптированная форма, уточняющие композиты и «поссесивные композиты».

Под эллиптированной формой понимается определительный композит (большей частью – существительное + существительное), у которого семантическое отношение между компонентами может быть раскрыто только при введении звена-посредника: Bier(glas)decker, Tank(stellen)wart.

Уточняющие композиты обладают поверхностной структурой определительных композитов, но семантически построены иначе. Один из компонентов (первый или второй) обладает лишь частичной вторичной мотивацией при отсутствии семантической модификации или синтаксической транспозиции [12, c 122].

«Поссесивные композиты» имеют структуру определительных композитов. Их особенность обусловлена объектом, принимаемым за точку отсчёта; таким не является – как обычно у определительных композитов – непосредственно второй компонент: Langbein означает не «langes Bein», а «der Mensch mit langen Beinen», Graukopf, Schlafmutze.

 

3.3 Особенности словосложения в сфере глагольных композитов

В процессе нашего исследования мы проанализировали 50 глагольных композита, которые были взяты из молодёжного словаря (Jugendwörterbuch). Так же в качестве источников языкового материала привлекались онлайн-журналы: Focus Online, Die Welt Online, Stern Online. По структуре все исследуемые глагольные композиты относятся к двухкомпонентной модели (teilnehmen):

Die kremelnahen Biker fahren in ihrer "Siegestour" den Vormarsch der Roten Armee nach. Ziel ihres Roadtrips ist Berlin, wo sie am 9. Mai an einer Gedenkveranstaltung zum 70. Jahrestag des Kriegsendes teilnehmen wollen (приложение Б).

В качестве первого компонента сложного слова выступают различные части речи. В нашей выборке в качестве первого компонента чаще всего встречается наречие(zusammenhalten) – 52%:

Er kommt in dein Leben und beginnt, die Fäden durchzuschneiden, die dich zusammenhalten und du wirst damit alleine gelassen, dabei zuzusehen, wie du selbst in Stücke zerbrichst und die Träume verblassen (приложение Б).

Meiner Kollegin Özlem Gezer ist es nun gelungen, einem Mann nahezukommen, der zurückgekehrt ist aus dem Dschihad (приложение Б).

Aus irgendwelchen Gründen scheinen sich Regisseure und Drehbuchautoren, wenn sie sich dem Action-Genre nähern, zu einer eher komödiantischen Version von Gewaltinszenierung hingezogen zu fühlen (приложение Б).

Второе место по продуктивности в качестве первого компонента в составе сложного глагольного композита в нашей выборке занимает имя прилагательное (fremdbetreuen) – 32%:

Familien, welche ihre Kinder selber betreuen, dürften denjenigen, welche ihre Kinder fremdbetreuen lassen, nicht schlechtergestellt werden (приложение Б).

Wir wissen im Parlament, daß uns viele der Einmischung bezichtigen werden, doch auch wenn die Mehrheit der Bevölkerung für Pinochet gewesen wäre, würde ihn dies nicht von seinen Verbrechen freisprechen (приложение Б).

Als nächstes gibt es diese Verhaftungswelle, die derzeit die politischen Führer und damit auch die Wortführer in der Kurdenfrage kaltstellen (приложение Б).

Информация о работе Структурные особенности глагольных композитов в языке немецкой молодёжи