Способ обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

При работе над данной темой мы ставили следующие цели: рассмотреть теоретические основы технологии обучения аудированию на начальном этапе изучения английского языка и экспериментально доказать выдвинутую гипотезу.
Задачи исследования:
1) Изучить начальный этап обучения иностранным языкам;
2) Рассмотреть умение аудировать с другими речевыми умениями;
3) Рассмотреть метод обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 6
1.1. Начальный этап обучения иностранным языкам 6
1.2. Аудирование в начальной школе 7
1.3. Взаимосвязь умения аудировать иноязычную речь с другими речевыми умениями 8
Глава 2. АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 12
2.1. Способ обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе 12
2.1 Система упражнений для обучения аудированию 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Введение..docx

— 91.65 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                3

Глава 1. ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ                                                                                     6

1.1. Начальный этап обучения  иностранным языкам                     6

1.2. Аудирование в начальной школе                                              7

1.3. Взаимосвязь умения  аудировать иноязычную речь с другими речевыми умениями                                                                          8

Глава 2. АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ                                                                12

2.1. Способ обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе                 12

2.1 Система упражнений  для обучения аудированию                                   23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                     42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                       45

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                     48

 

 

 

 

 

Введение

Тема аудирования является одной из самых актуальных тем в методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое

общение. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. [4]

Целью обучения иностранному языку в начальной школе является «развитие у детей способности к общению на новом для них языке на элементарном уровне и формирование основных черт вторичной языковой личности, способной к межкультурному общению». [10] А, как известно, общение - это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие и понимание речи собеседника на слух, то есть аудирование.

Достаточное овладение аудированием как видом речевой деятельности не только делает возможным, но и стимулирует процесс говорения. Важен и тот момент, что небольшое недопонимание сказанного собеседником может нарушить весь процесс общения, следовательно, аудирование приобретает ещё большее значение, чем говорение.

Тема нашего исследования: «Обучение аудированию на начальном этапе»

Актуальность данной проблемы состоит в том, что при коммуникативно-ориентированном подходе к обучению английскому языку младших школьников роль восприятия иностранной речи на слух значительно возрастает, поскольку без него невозможно речевое общение. Аудирование входит в состав устной коммуникативной деятельности и используется в любом устном общении. Недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Обучение данному виду речевой деятельности в методике недостаточно изучено, да и термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недавно. Он противопоставлен термину «слушание». Если «слушание» обозначает акустическое восприятие звукоряда, то понятие аудирование включает процесс восприятия и понимания звучащей речи, а это - основное условие акта коммуникации.

Вопросы обучения аудированию являются наименее разработанным разделом методики обучения иностранному языку. По-прежнему для учащихся представляет трудность восприятие иностранной речи на слух, несмотря на то, что большинство слов, которые они слышат, им знакомо из чтения. Общеизвестно, что на начальном этапе изучения иностранного языка закладываются основы речевых навыков и умений, именно на этом этапе важно предоставить учащимся возможность слушать правильную речь, учить воспринимать сообщение, чтобы суметь адекватно на него отреагировать. Потому использование аудирования становится наиболее значимым и эффективным и как цель, и как средство обучения иностранному языку.

Объект исследования: процесс обучения школьников английскому языку.

Предмет исследования: обучение аудированию младших школьников .

Мы выдвигаем гипотезу о том, что использование на уроках аудирования как средства обучения английскому языку младших школьников будет способствовать формированию и развитию у них навыков общения на английском языке.

При работе над данной темой мы ставили следующие цели: рассмотреть теоретические основы технологии обучения аудированию на начальном этапе  изучения английского языка и экспериментально доказать выдвинутую гипотезу.

Задачи исследования:

1) Изучить начальный этап обучения иностранным языкам;

2) Рассмотреть умение аудировать с другими речевыми умениями;

3) Рассмотреть метод обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе;

4)  Разработать систему упражнений для обучения аудированию;

Методы исследования: анализ психолого-педагогической учебной литературы, изучение и анализ педагогического опыта, наблюдение, обобщение, аналогия, беседа.

Структура курсовой работы: содержание, введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ.

1.1. Начальный этап  обучения иностранным языкам.

Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами языка (говорение), читать, т.е. понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, т.е. научиться пользоваться графикой и орфографией  иностранного языка при выполнении письменных заданий, или уметь письменно излагать свои мысли. Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с её основными положениями (28, с.118).

Известно, что младший школьный возраст (6-10 лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, а также отсутствие так называемого «языкового барьера» способствуют эффективному решению задач, стоящих как перед учебным предметом «Иностранный язык», так и перед начальным образованием в целом. В процессе овладения учащимися новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и др. Кроме того, приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определённой социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой – воспитывает в нём уважение и терпимость к другому образу жизни (2, с.38).

 

1.2. Аудирование в начальной школе.

Будучи тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль  в изучении иностранного языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении.

Аудирование, прежде всего, является целью обучения, как в качестве конечного результата, так и промежуточного по классам, что четко сформулировано в программе. В практическом плане учащихся следует научить понимать речь в двустороннем акте общения (Т«Р., Р1«Р2, Т®СL и т.д.), а также при целенаправленном  восприятии текста на слух в нормальном темпе с некоторыми «помехами» (незнакомое слово и др.) из уст учителя или в звукозаписи (20, с.62).

    Овладение аудированием дает возможность  реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребёнка, и, прежде всего слуховой памяти столь важной не только для  изучения иностранного языка, но и любого другого  предмета.

    Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая детям  возможность понимать высказывания, как бы элементарны  они не были, на языке другого народа (23, с.35).

   Аудирование  служит и мощным  средством обучения иностранному языку. Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной  изучаемого языка, его фонемным составом  и  интонацией; ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Если учащийся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. перекодировать то, что он видит, на то, как это должно звучать.

    Таким образом, мы видим, что аудирование как вид речевой деятельности играет большую роль на начальном этапе  в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей и служит эффективным средством обучения английскому языку в школе.

 

1.3. Взаимосвязь  умения аудировать иноязычную речь с другими речевыми умениями

     Определённое значение при обучении  иноязычной речи имеет правильная взаимосвязь разных  видов речи.

      Рассмотрим  взаимодействие умения аудировать иноязычную речь с умением говорить, читать и писать на иностранном языке.

Аудирование и говорение.

      Понимание  речи на слух тесно связано  с говорением - выражением мыслей средствами изучаемого языка. Важная роль в центральной регуляции говорения принадлежит динамическим стереотипам, возникающим благодаря многократному слуховому восприятию. В результате этого применение средств языка осуществляется автоматизировано, без специальных произвольных усилий. Правильность говорения контролируется самим говорящим двумя путями: через слух и через кинестетические ощущения собственных речедвижений. Запуск говорения начинается с возбуждений, образующихся в центре речи в силу тех следов, которые были оставлены там при репродукции во время приёма чужой речи и при собственном говорении. Следовательно, говорение оказывается невозможным без предшествующего аудирования, ибо на выдаче может быть только то, что было получено при приёме.

     Хотя говорение  является результатом процесса  артикуляции органов речи, значительную  роль при этом играет и слух. Слуху принадлежит также важная  функция контроля говорения, что  даёт возможность говорящему  сравнивать произнесённый звук (слово, фразу) с ранее услышанным образцом.

     Аудирование иноязычной речи и говорение взаимосвязаны в учебном процессе: прослушивание может служить основой для говорения, в свою очередь, качество понимания прослушанного материала контролируется обычно путём ответов на вопросы к содержанию прослушанного или путем его пересказа.

     Таким образом, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух.

Аудирование и чтение.

     Рассмотрим  связь аудирования с беспереводным чтением. Чтение представляет собой двухсторонний процесс: технику чтения (зрительную перцепцию графических символов и перевод их в звуковые образы ) и понимание смысла читаемого. Аналогично тому, как слушание без понимания ещё не есть аудирование, так и при чтении зрительное восприятие букв без понимания смысла слов есть лишь только озвучивание, а не чтение в полном смысле слова.

     Между аудированием и чтением есть не только сходства, но и взаимодействие. Так, владение устной речью облегчает понимание читаемого: слуховое восприятие, как правило, превосходит по продуктивности восприятие при чтении, поэтому языковой материал лучше понимается  и закрепляется не при чтении, а при пользовании устной речью.

    Чтение облегчает  аудирование только при условии, если проговаривается про себя читаемый текст с правильным произношением и беглым темпом.                 Следовательно, только правильное беспереводное  чтение в наибольшей степени содействует аудированию.

Аудирование и письмо.

    Самым тесным  образом связано аудирование и с письмом. Письмо - графический эквивалент аудирования. Письмо не является чисто моторным актом, связанным с только с движением руки, оно включает в себя элементы говорения, аудирования и чтения. При письме, мысли, выражаемые во внутренней речи, под своего рода диктовку внутреннего голоса передаются графическими знаками. В процессе письма звуковой состав записываемого слова нуждается в уточнении, осуществляемом путем проговаривания записываемых слов. Письмо способствует овладению устной речью, прежде всего, поскольку оно активизирует их, помогая в этом зрительной и моторной памяти.

   Наиболее простой  формой обучения аудированию с помощью письма является слуховой диктант связных текстов. Диктант читается по одной фразе, повторение фраз не допускается, а если фраза слишком длинная, то повторяется  только 2-я часть.

   Другой вид - изложение  понятого после одного прослушивания; допускается передача содержания  своими словами.

   Анализ взаимосвязи аудирования и других видов речи показывает, что у обучаемых необходимо развивать достаточно высокую культуру аудирования, входящего обязательным компонентом во все виды и формы речи.

   Таким образом, умение  аудировать имеет большое значение, являясь не только одной из важных целей обучения иноязычной речи, но и одним из средств обучения говорению, беспереводному чтению и письму на иностранном языке, причём аудирование предшествует указанным видам речевой деятельности.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

 

2.1. Способ обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе.

 

Начальный этап овладения иностранным языком справедливо считается более сложным для обучающихся. Дело в том, что учащиеся, не владея нужным языковым запасом и навыками его использования в речи, а также в силу несформированности речевых умений еще не могут воспользоваться языком как средством общения. Не считая того, овладение языком в этот период связано с большими трудностями из-за мощного интерферирующего влияния родного языка и отсутствия опыта в изучаемом языке. Вследствие этого ученик продвигается вперед медлительно и ему приходится затрачивать много времени и сил на усвоение языкового материала, что может привести к понижению энтузиазма к предмету. Поэтому в особенности принципиально на этом этапе всемерно интенсифицировать процесс обучения, обеспечив тем самым скорейшее достижение такового уровня владения языком, который дозволил бы воспользоваться им как средством общения. Не менее принципиально, чтоб обучение на начальном этапе имело четкую коммуникативную направленность. В этом случае было бы обеспечено более быстрое формирование речевых умений, что способствовало бы сохранению энтузиазма к изучаемому языку.

Информация о работе Способ обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе