Проектная методика на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 19:08, реферат

Описание работы

Метод проектов возник ещё в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Файлы: 1 файл

Проект по методике.Кудайбергенова Амина.docx

— 43.02 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РК

Казахский университет международных отношений и мировых языков

имени Абылай хана

 

 

 

 

 

 

 

Проектная работа

по методике преподавания иностранных языков.

Проектная методика на уроках иностранного языка.

 

 

 

 

 

Подготовила:

студентка 3 курса ФПиФ 309 гр.

Кудайбергенова А.К.

Проверила:

Аскарова Г.К.

 

 

 

Алматы, 2014 г.

         Паспорт проекта

 

          Дисциплина: современная методика обучения  ИЯ.

          Тема проекта: «Проектная методика на уроках иностранного языка».

          Цель: провести анализ проектной методике на уроках иностранного языка.

          Задачи: 1) поиск информации по теме;

                        2) анализ данных;

                        3) рассмотреть виды проектов;

                        4) изучить требования, предъявляемые к проектам;

                        5) сделать выводы.

 

          Этапы выполнения проекта:

 

          Подготовительный:

  1. Определить цели и задачи исследования.

                                       

          Исследование:

  1. Подготовить информационные сообщения, касающиеся исследования.
  2. Провести исследование.

 

Творческий:

  1. Проанализировать данные.
  2. Охарактеризовать каждый вид проектов.

 

Итоговый:

  1. Сделать выводы.
  2. Подготовить презентацию проекта.
  3. Защитить проект.

 

 

 

 

 

 

 

Проект как метод обучения. Основные виды проектов

          Метод проектов возник ещё в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

          Метод проектов - это комплексный  обучающий метод, который позволяет  индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять  самостоятельность в планировании, организации и контроле своей  деятельности.

          В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

          Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

          Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

          Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней -стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение необходимой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного и критического мышления.

          Метод проектов становится «интегрированным» компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Кроме того, метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации педагогического управления, является одним из эффективных средств построения личностно — ориентированной педагогической системы.

          Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

          В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".

          Метод проектов был разработан американским педагогом У.Килпатриком в 20-е годы ХХ века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

          Наиболее полной классификацией проектов является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

          1. По методу, доминирующему в проекте

· исследовательские

· творческие

· приключенческие, игровые

· информационные

· практико-ориентированные

          2. По характеру координирования проекта

· с явной координацией

· со скрытой координацией

          3. По характеру контактов

· внутренние (региональные)

· международные

          4. По количеству участников

· личностные (индивидуальные)

· парные

· групповые

          5. По продолжительности проведения

· краткосрочные

· средней продолжительности

· долгосрочные

          В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей - D. L. Fried-Booth "Project Work" (OUP, 1986) - в настоящее время готовится к переизданию. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. Особенное внимание в рамках данного метода уделяется сейчас телекоммуникационным проектам.

          Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

          · использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

          · акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

          · выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

           · отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

          · наглядное представление результата.

          Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и М.Дж. Сент-Джон различают три вида проектов:

          1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы".

          2. Мини-исследование, состоящее в проведении "индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью".

          3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей студента теме" и подходящий для индивидуальной работы.

          Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д. В связи с этим кажется справедливой точка зрения Р.Джордана, который считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время "мини-исследование" и "работу с литературой" можно рассматривать и как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики преподавания иностранных языков.

          В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:

          1. Определение темы проекта.

          2. Определение проблемы и цели проекта.

          3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.

          4. Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.

          5. Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

          6. Работа в группах.

          7. Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.

          8. Анализ собранной информации, координация действий разных групп.

          9. Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.

          10. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).

          11. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.

          Таким образом, в данной классификации каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Однако в частной практике, как отмечают многие специалисты, зачастую приходится иметь дело со смешанными видами проектов, в которых имеются признаки как исследовательских и творческих, так и проектно-ориентированных работ.

 

          Введение метода проектов в школьную практику

 

          Итак, что же представляет собой проектная методика обучения иностранному языку в средней школе?

          Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

          Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

          Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

          Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения немецким языком.

Информация о работе Проектная методика на уроках иностранного языка